Точки удивления, загадки бытия. Под ними подразумеваются те узелки в сознании современного ребенка, в которых может осуществиться формирование основныхпредметов школьного, обучающегося понимания. В этих «точках» происходит закрепление исходных челноков психологического и логического взаимопревращениясознания — в мышление, мышления — в сознание. Происходит торможение и вдумывание в стран-
ность этих узлов («каквозможно бытие простейших предметов понимания -слова, числа и т. д. ?»). Эти загадочно-пословичные узлы в челноке «сознание -мышление - сознание», эти исходные предметы («точки») удивления и должны стать «спорами» («зачатками») спора. . . во всех последующих классах - возрастах - культурах.
А. Загадкислова. Учитель должен быть внимательным - «ушки на макушке» -к таким ребячьим открытиям и трудностям: слово как момент высказывания - в разных «речевых жанрах» (ср. Бахтин), слово как - одновременно - момент предложения в жесткой системе грамматических правил, слово - в его самобытийности, в его внутриречевой слитности и неразделимости. Соответственно - слово и сам язык - как основа сообщения, информации (о чем-то. . . ) в споре с идеей слова, языка, речи, в его самовслушивающемся смысле, как основа рефлексии, самоотстранения, -в споре, далее, с поэтической, образной, «заклинающей» силой слова и речи.
Б. Загадкичисла. Рождение идеи числа, математического отношения к миру, к «третьему миру» Поппера, в сопряжении и диалоге процессов 1) измерения (по отношению к континуальным протяжениям во времени и пространстве), 2) счета дискретных, единичных, неделимых (иначе это уже иные предметы) вещей, «атомов», «монад», и наконец, 3) напряжения (степени. . . ) - температуры, мускульного усилия и т. д. Число - как невозможное сочетание, перекресток этих, как минимум, «трех» форм идеализации.
В. Загадкиявления природы. Отдельное самостоятельное явление (росток, трава, лист, дерево, ветер, река, волна, звезда, земля, солнце. . . ) и природная целостность - почва и воздух, и солнце, сосредоточенная в ростке, в траве, в дереве. . . Бесконечная Вселенная и - Земля, планета. . . , «капля, все в себя вбирающая», и - отдельный от нее мир. . . Предмет природы - ее часть (частность, особенность, проявление) и - ее начало, возможность, исток. . . Предмет - образ целого. Неразделимость того, что в будущем курсе станет основой отдельных отраслей естествознания - механики, физики, биологии,химии и т. д. , и - предрасположенность этих расхождений.
Г. ЗагадкиЯ-сзанания. Эти загадки имеют особый смысл во всем строении учебного курса 1-2 классов. Здесь формируется, укореняется и становится странным для самого себя (остраняется) основной субъект обучения в нашей школе -ученик.
Если семи- и восьмилетний человек не станет странным для самого себя, не удивит - себя - природой, словом, числом, а главное - своим собственным образом как обучающегося (обучающего себя), то есть нечто мучительно не знающего, точнее - не понимающего, но страшно желающего понять, - если всего этого не произойдет, - то вся идея нашей школы обречена на провал.
Д. Загадкимомента истории. Теперь - не только личная память, но -память о бывшем до меня и без меня и соотнесение этой памяти с памятью о том, что происходило со мной, что есть грань моего Я. . . «Наследственность» (генетическая и историческая). Вектор прохождения невозвратных мгновений и жизней и - замыкание на феномен культуры (произведение). Время и вечность. Типы историзма (эти типы будут затем развернуты в «циклах культуры»). Интерес к генеалогии. История и ее памятники. Накопление «знаний, умений, навыков» в движении истории и, с другой стороны, развитие способности расти «корнями
вверх», перерешать свое прошлое. История и — культура. Загадка двух форм исторического понимания: «как это было. . . » и «как это могло быть. . . ». Точки рождения и смерти — точки смыкания загадок «Я-сознания» и загадок истории. Календари, их спектр и «дополнительность».
• Игровые средоточия.
Основной смысл этих средоточий - метод «физических действий» (ср. Станиславский), по-своему готовящий ученика к его роли субъекта учебной деятельности. Это - новая грань между сознанием и мышлением, грань по линии: игра (дошкольная) - культурная деятельность. Предполагаются такие средоточия:
А. Физические игры, гимнастика с особым развитием самостоятельных форм ритма как одного из существенных истоков, полюсов музыки.
Б. Словесные игры с элементами поэтики (ср. загадки слова) и с особым вниманием к интонационной составляющей речи (интонация - второй исток музыкальной антитезы, ее мелодийная грань).
В. Художественный образ - в субъективных средоточиях глаза и руки, в объективном воплощении на полотне, в глине, камне, в графическом ритме линий, в зачатках архитектурного видения. Изображение. Воображение.
Г. Элементы ручного труда, ремесла.
Д. Музыка (со второго класса) рождается в сопряжении ритма и интонации-мелодии, музыкального инструмента и пения, исполнения и импровизации.
Е. Театр. Обычное театральное действо. Углубление в театральность бытия. Школа как театр.
Методические особенности урока-диалога.
• Переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся. Порождение им своего вопроса как загадки, трудности, который пробуждает мысль, а не снимает проблемы.
• Смысл в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса - парадокса.
• Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель - не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.
Позиция учителя. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения и поддерживается культурными концепциями.
Позиция ученика. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка. В начальной школе необходимо наличие многочисленных построений-монстров (попытка посмотреть на предмет и мир в целом).
Примечание. Диалог культур как технология имеет несколько опубликованных инструментованных вариантов: а) преподавание в режиме диалога курса «Мировая художественная культура» (Л. М. Предтеченская); 6) взаимосвязанное преподавание литературы и истории (С. В. Селеменов, А. А. Ткаченко); в) преподавание по четырехпредметному синхронизированному программному комплексу (Н. Н. Пайков).
Литература
1. Афанасьев И. Учебное незнание и точки удивления // Учительская газета. - 1993. - № 46.
2. Берлянд И. Е. , Курганов С. Ю. Математика в школе «диалога культур». - Кемерово: Алегро, 1993.
3. Библер B. C. Мышление как творчество. - М. , 1975.
4. Библер B. C. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. - 1989. - №2.
5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
6. Кларин М. В. Учебная дискуссия // Мир образования. - 1996. - № 1.
7. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге // Народное образование. - 1989. -№ 2,4,5.
8. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М. : Просвещение, 1989.
9. Курганов С. Ю. Экспериментальная программа школы «диалога культур». 1-4 классы. - Кемерово: Алегро, 1993.
10. Предтечеткая Л. М. Мировая художественная культура. - М. , 1995.
11. Селевко Г. К. Основы молекулярно-кинетической теории // Вечерняя средняя школа. -1967. - №3.
12. Селеменов С. В. , Ткаченко А. А. Школа диалога культур: что это? // Школьные технологии. - 1996. - №3.
13. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5.
14. Школа диалога культур / Под ред. B. C. Библера. - Кемерово, 1993.
15. Школа диалога культур: основы программы / Под ред. В. С. Библера. - Кемерово, 1992.
|