Психофизиологическое основание закона Рибо Особое значение для рассмотрения изменений проекции опыта в патологии имеет «закон разложения» Т. Рибо [1898]. Рибо выделял «элементы» психики «с точки зрения последовательных фаз ее происхождения» и в соответствии с этим в качестве механизмов патологических состояний рассматривал изменения, при которых в первую очередь модифицируются уровни, возникшие последними. Анализ модификации активности нейро-
нов, лежащей в основе вызванных острым введением алкоголя нарушений поведения животных, выявил уменьшение числа активных в поведении клеток. Паттерн специализации нейронов изменяется (в лимбических структурах, но не в моторной коре) следующим образом: доля активных нейронов, принадлежащих к новым системам, падает за счет избирательного подавления активности этих нейронов, в особенности клеток, лежащих в верхних (II—IV) слоях коры (см. рис. 2.6, ср. I и II). Интересно отметить, что эти слои являются более филогенетически молодыми, чем нижние, и их развитие в эволюции связывается с усложнением психической деятельности.
Та же закономерность обнаруживается при исследовании человека. Сопоставление эффектов алкоголя на ЭЭГ-потенциалы, сопровождающие действия, в которых требовалось использовать знания, приобретенные на ранних и более поздних этапах индивидуального развития, при освоении родного и иностранного языков соответственно, показало достоверно более выраженное угнетающее влияние в задаче категоризации слов иностранного языка. Только что описанные данные об избирательном влиянии алкоголя на нейроны, принадлежащие к более новым системам, позволяют считать, что в основе дифференцированного эффекта алкоголя на элементы индивидуального опыта разного возраста у человека лежит более выраженное действие алкоголя на те нейроны, которые обеспечивают актуализацию опыта, усвоенного испытуемыми на более поздних стадиях индивидуального развития.
В случае острого влияния алкоголя мы имеем дело с обратимым изменением проекции индивидуального опыта. В результате же хронической алкоголизации, как и в ситуации с локальным поражением мозга, модификации оказываются стойкими. Основной мишенью повреждающего действия хронической алкоголизации являются как раз нейроны новых систем, локализующиеся в тех слоях и областях мозга, которые наиболее чувствительны к острому введению алкоголя. Именно за счет этих клеток уменьшается плотность
2.2. Основы системной психофизиологии
корковых нейронов и изменяется паттерн специализации. Так, например, в лимби-ческой коре численное соотношение нейронов новых и старых систем становится обратным по сравнению со здоровыми животными: нейроны, принадлежащие старым системам, которых в норме значительно меньше, чем нейронов новых систем, начинают преобладать.
Можно полагать, что повышенная чувствительность нейронов новых систем, являясь психофизиологическим основанием закона Рибо, определяет описываемую им феноменологию.
Значение материала патологии
Для изучения системной организации
Поведения
Таким образом, проекция индивидуального опыта на структуры мозга изменяется в филогенезе,определяется историей обучения в процессе индивидуального развития и модифицируется при патологических воздействиях.При этом, согласно сказанному выше, обнаруживается принципиальное сходство использования элементов опыта в норме и при патологической реорганизации проекции.
Как в нормальной, так и в патологической ситуации текущее поведение определяется реализацией элементов опыта, сформированных на последовательных этапах развития. Изменение же «порядка» в последнем случае выражается в модифицированных, по сравнению с нормой, характеристиках исторически детерминированной системной организации. Это изменение представляет для нас особый интерес.
Конечно, патологическое воздействие на новые системы не означает их простое «вычитание», «негатив развития» (Б.В. Зей-гарник), так же как локальное поражение мозговой структуры не означает простого «вычитания» ее из общемозговой организации (см. выше). Но как исследование симптомов локального поражения структур в нейропсихологии оказывается эффективным путем разработки представлений о мозговых основах психической деятельности человека, так и возможность избирательного воздействия на системы
определенных уровней предоставляет уникальный материал, позволяющий судить о роли этих уровней в системной организации поведения и об ее «законных вариациях».
2.2.9. Требования к методологии системного анализа в психологии и системная психофизиология
В заключение рассмотрим, насколько положения ФУС и развитой на ее основе системной психофизиологии отвечают требованиям, предъявляемым к методологии системного анализа в психологии.
Функционирование и развитие
Утверждается, что системное исследование с необходимостью включает генетический анализ, определяет неразрывную связь структуры и эволюции, функционирования и развития (В.А. Барабанщиков, Д.Н. Завалишина). Существование систем состоит в их развитии, без которого не может быть понята ни их целостность, формирующаяся и разрушающаяся в ходе развития, ни дифференцированность (Б.Ф. Ломов).
Многоуровневость психических явлений как продукт истории
Для системных разработок в психологии также считается необходимым рассмотрение психики как системы иерархически организованных уровней (А.В. Бру-шлинский) и психических явлений как многоуровневых (К.А. Абульханова-Слав-ская). При этом уровневая организация определяется как продукт истории (Ж. Пиаже, Я.А. Пономарев, М.С. Роговин). Принцип иерархии относят к числу основных принципов системного подхода (И.В. Блау-берг и др.) и оценивают как необходимый компонент психологических исследований, игнорирование которого ведет к упрощенным трактовкам «строения» психики (Б.Ф. Ломов).
2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Межсистемные отношения
Наличие множества разноуровневых систем определяет тот факт, что к числу важнейших задач системного анализа в психологии принадлежит установление зависимостей одной системы по отношению к другой (К.А. Абульханова-Славская), т. е. межсистемных отношений.
Системообразующий фактор
Первостепенное значение в раскрытии причинных связей в поведении придается установлению системообразующего фактора. Утверждается, что именно системообразующий фактор определяет особенности психического отражения предмета, характер деятельности, уровень и динамику ее регуляции (Б.Ф. Ломов).
Неадекватность линейного детерминизма и целевая детерминация поведения
Специально подчеркивается неадекватность линейного детерминизма типа «стимул-реакция» в установлении упомянутых причинных связей (Б.Ф. Ломов). Трактовка человека как субъекта противостоит пониманию его как пассивного существа, реагирующего на стимулы (А.В. Брушлин-ский), и его системный анализ требует раскрытия механизмов целевой, а не «сти-мульной» детерминации деятельности (А.Г. Асмолов), которая есть «не реакция и не совокупность реакций, а система» (А.Н. Леонтьев).
Соответствие системной психофизиологии требованиям методологии системного анализа в психологии
Подводя итог, к требованиям методологии системного анализа в психологии можно отнести выделение системообразующего фактора и замену линейной схемы «стимул-реакция» на представление о целевой детерминации; учет развития в его единстве с функционированием; анализ исторически детерминированной уровневой организации систем; изучение межсистемных связей или отношений.
Сопоставление изложенных в настоящей главе положений ФУС и системной психофизиологии с этими требованиями обнаруживает их очевидное соответствие.
Список литературы
Александров Ю.И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. М.: Наука, 1989.
Александров Ю.И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем//Психол. журн. 1995. Т. 16, № 1. С.26-29.
/ Александров Ю.И., Греченко Т.Н., Гаври-лов В.В. и др. Закономерности формирования и реализации индивидуального опыта//Журн. высшей нервной деят. 1997. Т. 47, № 2. С. 243-260.
Анохин К.В. Обучение и память в молекуляр-но-генетической перспективе//Двенадцатые Сеченовские чтения. М.: Диалог; МГУ, 1996. С. 23-65.
Анохин П.К. От Декарта до Павлова. М.: Мед-гиз, 1945.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физологии активности. М., 1966.
Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991.
Гиб сон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.
Матурана У. Биология познания//Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1996. С. 95-142.
Нейроны в поведении: Системные аспекты. М.: Наука, 1986.
Рибо Т. Психология чувств. СПб.: Изд-во Ф. Пав-ленкова, 1898.
Системные аспекты нейрофизиологии поведения. М.: Наука, 1979.
Системный подход к психофизиологической проблеме. М.: Наука, 1982.
Соколова Л.В. Развитие учения о мозге и поведении. СПб., 1995.
Судаков К.В. Теория функциональных систем. М.: Изд-во РАН, 1996.
Функциональные системы организма. М.: Медицина, 1987.
Швырков В.Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. М.: Наука, 1978.
Швырков В.Б. Основные этапы развития системно-эволюционного подхода в психофизиологии// Психол. журн. 1993. Т. 14, № 3. С. 15-27.
Швырков В.Б. Введение в объективную психологию: Нейрональные основы психики. М.: ИП РАН, 1995.
ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987.
Ярвилехто Т. Мозг и психика. М.: Прогресс, 1992.
Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М.: Воронеж: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 1996.
Alexandrov Yu.l., Jarvilehto T. Activity versus reactivity in psychology and neurophysiology//Ecological Psychology. 1993. V. 5. P. 85-103.
2.3. Функциональная асимметрия полушарий мозга
Churchland P.S. Neurophilosophy: Toward a unified science of the mind-brain. L: Bradford Book, 1986.
Klopf A.M. The hedonistic neuron: A theory of memory, learning and intelligence. Washington: Hemisphere publ. Co., 1982.
Popper K.R., Eccles J.C. The self and it's brain. Berlin: Springer, 1977.
|