Обратная связь
|
Психофизиология и вызванные потенциалы Термином «вызванный потенциал»(ВП) в нейрофизиологии обозначают колебания потенциала в любом отделе нервной системы, возникающие под влиянием внешнего воздействия и находящиеся в относительно строгой временной связи с ним. ВП с поверхности головы у человека регистрируют с помощью тех же приемов, которые применяют для записи биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ). Главное отличие метода ВП от метода ЭЭГ состоит в том, что для регистрации ВП испытуемому необходимо предъявлять повторяющиеся однотипные сенсорные стимулы: вспышки света, зрительные изображения; щелчки, тоны или сложные слуховые сигналы; тактильные или электрические стимулы.
Колебания потенциалов — это проявления спонтанной или фоновой активности мозга. Они происходят постоянно, независимо от каких-либо внешних воздействий.
2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Амплитуда ответов на внешние стимулы у человека, как правило, меньше амплитуды спонтанных колебаний ЭЗГ. По этой причине на фоне ЭЗГ отдельные реакции обычно неразличимы. Регистрация ВП стала возможной в результате применения специальных способов выделения сигнала из шума. Чаще всего используют способ усреднения однотипных ответов. Одним из наиболее значительных и интересных результатов, полученных лри изучении медленной электрической активности мозга, является выделение различных типов потенциалов со специфическими амплитудно-временными характеристиками, компонентным составом, топографией, связанных по времени с определенными событиями внешне наблюдаемого поведения. Предполагается, что чем больше будет известно различных типов потенциалов, тем подробнее можно описать активность мозга в поведении. Поскольку список потенциалов постоянно пополняется и идентификация новых феноменов превращается в самостоятельную цель, то одной из наиболее важных задач становится упорядочивание феноменологии потенциалов — построение классификации, которая позволит выявить соотношения между уже известными типами потенциалов и определить место для новых. Хотя в настоящее время общепринятой классификации не существует, можно выделить некоторые принципы упорядочивания феноменологии медленных потенциалов. Прежде всего это наиболее общее ив известном смысле исходное разделение потенциалов на экзогенные и эндогенные: Широко распространена также классификация, основанная на связи потенциалов с событиями внешне наблюдаемого поведения: вызванные потенциалы выделяются по связи со стимуляцией; моторные потенциалы — по связи с двигательной активностью; потенциалы с продолжительными ЛП — по связи со сложными психическими явлениями. Следует упомянуть и классификацию «эндогенных негативностей» по специфической связи негативных потенциалов с экспериментальными ситуациями, с реализацией определенных психических функций.
Такие классификации предполагают существование взаимно однозначного со-
ответствия потенциалов определенного типа, активности определенной структуры мозга и реализации определенной психической функции. Постулирование такого соответствия является отражением морфо-функциональных представлений об организации поведения. Одна из особенностей приведенных выше классификаций состоит в том, что психические функции, в соответствии с которыми, выделяются и получают свое имя классы потенциалов, представляют собой произвольные аспекты описания целостного поведения. Классификации потенциалов, в основе которых лежит предполагаемое соответствие потенциалов и психических процессов, обладают всеми особенностями самих психических процессов; противоречивостью, метафоричностью, феноменологическим характером, несоотносимостью с целостным поведением и с реальными психофизиологическими процессами, составляющими его основу.
Подход к анализу целостного, поведения, разрабатываемый в теории функциональной системы П.К.Анохина (1987), исходит из представлений о поведении как единой психофизиологической реальности. Согласно этим представлениям, поведение реализуется на основе актуализации определенных наборов функциональных систем. Каждая функциональная система фиксируется в памяти организма как целостный поведенческий акт в соответствии с целями поведения, возможностями двигательной активности организма и характеристиками среды, в которых осуществляется поведение. Конкретный состав функциональных систем, извлеченных ,из памяти в определенный момент времени, и их взаимоотношения характеризуют состояние субъекта поведения. Следовательно, описание поведения как целостного феномена возможно через анализ динамики состояния субъекта поведения. Важно отметить, что описания поведения в терминах психических процессов, двигательной активности или соответствия событиям во внешней среде являются лишь частными описаниями, которые характеризуют отдельные аспекты поведения.
Традиционное выделение различных типов потенциалов (например, вызванных
2.1. Общая психофизиология
потенциалов (ВП), потенциалов, связанных с выполнением движений (ПД), условной негативной волны (УНВ) и т.д.) предполагает применение специальных экспериментальных процедур. При этом в случае изучения ВП и УНВ двигательная активность либо игнорируется, либо рассматривается как источник артефактов; при изучении ПД не рассматриваются собыТйя в среде и т. д. При анализе поведения С системных позиций представляется принципиально важным то обстоятельство, что события во внешней среде, двигательная активность и цели поведения являются лишь аспектами описания всегда целостного поведения. Поэтому для сопоставления медленных потенциалов с реализацией целостного поведения необходимо сопоставить в рамках одного и того же поведения потенциалы различного типа, например ВП, ПД, УНВ.
Другая задача, решение которой необходимо для построения классификации медленных потенциалов, состоит в том. чтобы выяснить, как системная организация поведения отражается в динамике потеНциал'ов. Данные, полученные при регистрации активности нейронов у животных, могут быть использованы для интерпретации медленных потенциалов у человека только при условии сходства потенциалов человека и животных в конкретной ситуации, которое предполагалось на основе сходства задач. В работе Н.Е. Максимовой и И.О. Александрова [1987] был выделен многокомпонентный потенциал универсальной конфигурации, сопровождающий реализацию и смену последовательных этапов поведения. Этот потенциал может быть представлен как последовательность негативных и позитивных колебаний, которые имеют специфическую амплитуду, временные характеристики и топографию, определяющиеся стадией развитии поведения. Авторы показали, что динамика медленных потенциалов отражает изменение степени конкретности состояния субъекта поведения. Полученные факты дают оснований предполагать, что системное значение всех негативных потенциалов состоит в увеличении, а всех позитивных — в снижении степени конкретности состояния субъек-
та поведения. Представление о системном значении медленных потенциалов позволяет объяснить данные об улучшении качества работы с сигналами при предъявлении их на фоне спонтанных негатив-ностёй по сравнению со спонтанными позитивностями. Таким образом, по характеристикам потенциала универсальной конфигурации можно судить о динамике конкретизации состояния субъекта поведения. Количество компонентов потенциала отражает количество дискретных стадий конкретизации; негативизация и позитивизация потенциала связаны соответственно с увеличением и снижением степени конкретности; топография амплитуд потенциала отражает возрастной состав актуализированных систем; длительность негативизации или позитивизации зависит от взаимоотношений между ними.
ПотенциалР300 в психофизиологии.Поскольку основная феноменология медленных потенциалов получена при рассмотрении единого потенциала, можно предположить, что предметом их классификации должен быть этот многокомпонентный потенциал, соответствующий реализации и смене этапов поведения. Из этого следует, что классы предполагаемой классификации могут представлять собой устойчивые формы изменения такого потенциала. Среди многочисленных феноменов ЭЭГ особое место принадлежит потенциалу Р300. Внимание психофизиологов к Р300 можно объяснить несомненным эндогенным происхождением этого колебания, богатством психологических коррелятов и высокой экологической валидностью. В последнее время при использовании Р300 как инструмента исследования все более актуальной становится необходимость выяснения функционального значения этого колебания [Александров, Максимова, 1985].
С позиций психофизиологической концепции поведения, исходящей из теории функциональной системы, в основе поведения лежат качественно специфические системные процессы, субстрат которых — элементарные физиологические процессы, а информационное содержание — свойства и отношения внешних объектов. Нейроны во всех областях коры мозга функционально специализированы относительно различ-
2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
ных аспектов поведения, и эта специализация отражает существование в структуре памяти фиксированных функциональных систем и межсистемных отношений. Задача заключается в том, чтобы решить проблему функционального значения Р300 на основе описания структуры систем и динамики их отношений. Используется ситуация, характерная для регистрации колебания Р300.
По своим характеристикам этот потенциал сходен с позитивными колебаниями, зарегистрированными при обнаружении звуковых сигналов и движущихся объектов. Форма высокоамплитудного позитивного колебания при правильном ответе, временное соотношение его с началом движения на этапе отсчета весьма сходны у человека и кролика. Сопоставимость Р300 у человека и соответствующего колебания у животных на основе их свойств была показана ранее. Таким образом, высокоамплитудное позитивное колебание потенциала у кролика может рассматриваться как аналог колебания Р300 у человека в данных экспериментальных условиях. Поскольку активность нейронов в поведении отражает их вовлечение в функциональные системы, находящиеся в определенных взаимоотношениях, то изменение состава нейронов, обеспечивающих поведение, отражает смену реализуемых систем и перестройку межсистемных отношений. Можно предположить, что колебание Р?00 не отражает изменение активности особого класса нейронов «больших систем», а соответствует именно определенному объему изменений межсистемных отношений, сопоставимому со сменой состояния «субъекта поведения». Наличие колебания Р?00 во всех случаях может быть связано с объемом изменения состояния «субъекта поведения», а не с какими-либо конкретными системами.
Несмотря на разнообразие задач, которые приходится решать испытуемому, большая часть экспериментальных моделей, разработанных для исследования колебания Р?00, имеет общую структуру, так как во всех моделях воспроизводится смена состояний «субъекта поведения», которая обусловливает и наличие Р300, и свойства этого колебания. Наличие колебания
рзоо в ложных тревогах и сходство его характеристик с Р300 при правильных ответах у животных показывают эндогенность процесса смены состояний «субъекта поведения». Уже в исследованиях с применением стимулов были получены данные о независимости колебания Р300 от физических характеристик стимуляции, о наличии волны Р300 на ожидаемые, но отсутствующие в последовательности стимулы. Именно связь колебания Р300 со сменой многих систем, реализуемых большим числом нейронов и представляющих значительную часть «структуры памяти», позволяет объяснить главную характеристику Р300 -эндогенность и связанную с этим логическую валидность.
Существование нескольких типов колебаний на новизну стимуляции, которые различаются по амплитуде, топографии, ЛП, специфической связи с экспериментальными переменными, может отражать разные варианты перестройки межсистемных отношений. В частности, возможно, что разный объем перестроек состояния «субъекта поведения», зависящий от конкретного содержания экспериментальной ситуации, отражается в разной амплитуде позитивных колебаний. Можно также предположить, что все позитивные колебания, наблюдающиеся в ЭЭГ, соответствуют перестройкам межсистемных отношений различного ранга, которые постоянно имеют место при осуществлении поведения. Трактовка функционального значения колебания Р300 в терминах динамики систем и их отношений, предложенная Н.Е.Максимовой и И.О.Александровым [1987] устраняет противоречивость многочисленных психологических «коррелятов» этого колебания, но и позволяет понять невозможность чисто нейрофизиологического объяснения феномена Р,00.
Психофизиология и экология
В атмосферу выбрасывается более 200 вредных веществ, среди которых свинец, медь, ртуть, кобальт, барий и др., относящиеся к первому классу опасности. Многие из них не разрушаются даже после переработки отходов и, попадая в почву,
2.1. Общая психофизиология
усваиваются растениями, а затем попадают в организм человека и животных. Детальное изучение веществ, отрицательно действующих на состояние человека, позволяет не только узнать механизмы этих влияний, но и разработать адекватные меры защиты. В экологическом мониторинге первостепенное значение имеет исследование влияния солей тяжелых металлов.
Опасность действия тяжелых металлов состоит в том, что в силу физических и химических особенностей строения молекулы они проникают внутрь нервных клеток, где конкурируют с кальцием и грубо искажают работу нейрона, а следовательно, и всей нервной системы. Каковы тонкие механизмы действия этих веществ на работу мозга?
В организме человека и животных обнаружено около 70 химических элементов, которые в зависимости от их биологического значения разделяют на несколько групп. Кобальт и марганец вместе с натрием, калием, кальцием, хлором и другими элементами относят к незаменимым, т. е. таким, которые входят в состав ферментов, гормонов и витаминов. Кадмий относят к тем элементам, которые постоянно определяются в живых организмах, но его биологическое значение еще недостаточно изучено.Общим для всех перечисленных веществ является то, что они поступают в организм человека и животных из продуктов питания, воды или атмосферного воздуха, т. е. экзогенны; имеют значение в процессах роста, размножения, кроветворения, клеточного дыхания, обмена веществ; образуют с белками металлорганические комплексные соединения, являющиеся регуляторами биохимических реакций; входя в состав гормонов и витаминов, выполняют роль катализаторов биохимических реакций. В случае аномального содержания или нарушенного соотношения элементов в окружающей среде в организме человека развиваются нарушения с характерными клиническими симптомами, главным образом из-за нарушений функций ферментов.
Опыты, выполненные на интактных и изолированных нейронах виноградной улитки [Хлудова, Греченко, 1994], показа-
ли, что блокада кальциевой проводимости мембраны нейронов ионами кобальта, кадмия и марганца снижает электрическую возбудимость нейронов; некоторые нейроны полностью прекращают генерировать потенциалы действия и, следовательно, не участвуют в процессах обработки и передачи информации. Ионы бария резко повышают возбудимость и снижают пороги генерации ПД, так что подпороговые стимулы приводят к запуску сверхсильных ответов. Ионы бария вызывают включение фоновой пейсмекерной активности даже у тех клеток, которые в норме никогда ее не демонстрируют (рис. 2.1). Особенностью действия ионов бария является то, что они нарушают координированную деятельность механизмов, участвующих в инициации и прекращении генерации ПД, в результате возникают продленные потенциалы действия. Длительность этого вида патологической активности нейронов может достигать нескольких десятков секунд -- в проведенных опытах до 20 с (рис. 2Л,ж,з,и)\ Значительные нарушения происходят в синаптических процессах -изменяется чувствительность нейронов к действующим медиаторам, в частности к ацетилхолину и серотонину, зафиксированы изменения знака исходной реакции на противоположный. Например, при действии бария по причине деполяризационно-го смещения МП исходно возбудительные ответы на АХ становятся тормозными. Присутствие ионов бария, марганца, кадмия блокирует простые виды обучения в форме привыкания и фасилитации. Полученные результаты показывают, почему опасно действие тяжелых металлов — они искажают работу мозга, что, естественно, влияет на психическое состояние человека и животных.
Психофизиология алкоголизма
Влияние острого введения этанола на разные формы поведения животных и человека исследуется во многих работах психологического, нейрофизиологического, клинического, генетического направлений. Действие этанола на активность нейронов зависит от ряда факторов: от дозы, кон-
2. ПСИХОФИЗИОЛОГИ?
JJJIiU-
_____ i
4UU/
Рис. 2.1. Действие бария на электрическую активность нейрона ЛПаЗ
а — ответ нейрона на микроаппликацию ацетилхолина (АХ) и на электрический стимул силой 1,25 нА
в нормальном физиологическом растворе; б — в безнатриевом растворе через 3 мин инкубации;
в — в бескальциевом растворе через 5 мин инкубации; г — в нормальном растворе через 15 мин;
д — в растворе с добавлением хлорида бария через 3 мин; е — в растворе, содержащем хлорид
бария, через 5 мин; ж — в растворе с хлоридом бария через 6 мин. Генерирование продленных ПД;
з — ответы на электрический стимул силой 1,25 нА в растворе с хлоридом бария. Продленные ПД
начинают развиваться во время действия АХ; и — через 15 мин в растворе с хлоридом бария ответ
на применение деполяризационного стимула силой 1,25 нА. Продленные потенциалы при действии
электрического стимула; к — в нормальном растворе через 1 ч 30 мин отмывки ответ на АХ
и на электрический стимул прежней силы. Калибровка: 10 мВ, 1 с
центрации в крови и ликворе, способа введения, вида наркоза. В экспериментах на кроликах показано, что наиболее чувствительны к действию этанола палео- и неокортикальные образования, в том числе структуры лимбической системы [Klernm et al., 1976]. Реорганизация активности лимбических структур является существенным звеном в механизмах формирования потребности в алкоголе. В одном из опытов исследовали активность нейронов коркового отдела лимбической системы, которая с морфологической точки зрения характеризуется богатством связей с другими областями коры и особой стратегической позицией структуры, связывающей неокортикальные области и гиппокамп. В лимбической коре обнаруживается максимальное по сравнению с другими областями коры количество терминалей,
содержащих дофамин, нарушение обмена которого играет, погвидимому, ключевую роль в патогенезе алкоголизма.
Нейронные механизмы действия этанола.Информация о клеточных механизмах действия этанола получена в основном в экспериментах на периферических отделах нервной системы позвоночных или же на препаратах ЦНС беспозвоночных животных [Lima-Landmann et al., 1989; Schwartz, 1985]. Все результаты этих опытов могут.быть представлены тремя группами фактов: 1) этанол вызывает специфическое снижение возбудимости нейронов, связанное с изменением потен-циалзависимых ионных проводимостей, лежащих в основе генерации потенциалов действия (ПД); 2) этанол оказывает непрямые действия на возбудимость, влияя на пассивную проницаемость мембраны;
. 1. Общая психофизиология
3) этанол приводит к изменению синап-тической передачи, влияя на высвобождение медиатора и на мембранно-связанные чеморецепторы. Тем не менее непонятно, нляется ли действие этанола специфичным для каждого нейрона или же зависит от места, которое занимает в системе данный исследуемый нейрон. Кроме того, неизвестно, какие концентрации этанола непосредственно воздействуют на ЦНС и какого вида изменения электрической возбудимости и хемочувствительности возникают при действии этанола на ней-гоны. Частично ответы на эти вопросы получены в опытах с использованием внутриклеточной регистрации электричес-%!ix процессов; стимулами были микро-аппликации ацетилхолина;(АХ) и внутри-%леточные деполяризационные импульсы электрического тока, вызывающие генерацию ПД и активацию пейсмекерных потенциалов.
Время пребывания нейронов в этанол-.одержащих растворах не превышало 15— ) мин. На фоне стабильного уровня МП эбнаружилось уменьшение амплитуды исходного ответа на АХ вплоть до полного исчезновения. Крайне редко проявляется повышение чувствительности, Хотя такое увеличение чувствительности в аб-.олютных единицах не слишком велико — .оставляло 5—7 мВ при исходной ампли-ле ответа 12-18 мВ — тем не менее оно .ущественно для понимания механизмов ействия этанола на рецепторы мембраны. Повышение чувствительности обнаружили )лько для нейронов, имевших исходный кюудительный ответ. Имело место также •вменение знака исходного ответа. У не--.оторых нейронов инкубация в этанол-ржащем растворе не вызвала никаких вменений исходного ответа на медиатор, ггы показывают, что изменение хемо-твительности зависит от концентра-этанола в физиологическом растворе, означает, что при действии одной кон-Фации эффект может проявляться в ышении хемочувствительности, а при • ой — в ее снижении вплоть до полного -•зновения. Интересно также то, что юлее сильно выраженные изменения (чувствительности могут развиваться о время действия этанола, а позже, уже
после замены этанолсодержащего раствора нормальным.
Устойчивым оказался уровень МП исследованных нейронов. Фактически не отмечено случаев изменения МП более чем на 5 мВ при инкубации нейронов в физиологических растворах, содержащих этанол в концентрациях до 0,1% в течение 60 мин. Изменения МП обнаружены при инкубации клеток в 1%-ном этанол содержащем растворе. При инкубации нейронов в течение менее 60 мин погибает около 30% нейронов, из них 12% -- при инкубации в 1%-ном этанолсодержащем растворе в течение около 15 мин. Гибели нейронов предществует медленная деполяризация.
Сложны и неоднозначны влияния этанола на процессы спайкогенерации и состояние пейсмекерного механизма нейронов, В зарегистрированных нами случаях обнаружено как полное выключение спайкогенерации и пейсмекерной,активности, так и явление активации пейсмекерного механизма, приводящее к увеличению числа и амплитуды пейсмекерных колебаний и ПД. Наблюдалось постепенное падение амплитуды ПД во время инкубации нейронов в этанолсодержащих физиологических растворах. Для анализа явлений, развивающихся при действии этанола, применили метод замещения нормального физиологического раствора безнатриевым и бескальциевым, а также этанолсодержа-щим безнатриевым и бескальциевым растворами. Результаты показывают, что при действии этанола изменения электрогенеза и состояния пейсмекерного механизма вызывают прежде всего изменение «рисунка» ответа на прямое электрическое раздражение. Контрольные опыты показывают, что если генез ПД определяется в основном ионами Са++, то действие этанола приводит к значительным изменениям характера ответа на электрический стимул. Если же ПД оказываются натрийзависи-мыми, то действие этанола на структуру ответа выражено в меньшей степени.
На основании проведенных опытов можно предполагать, что кальциевые и натриевые процессы, обеспечивающие генерацию ПД и активацию пейсмекерного механизма, имеют разную чувствительность к этанолу. Наиболее высока она у
2. психоФизиог:
кальциевой системы. Влияя на кальциевую проводимость, этанол не только изменяет структуру ответа нейрона, но и нарушает генез ПД, тем самым изменяя функциональные возможности нейрона. Опыты, проведенные на изолированных нейронах виноградной улитки, показали, что действие этанола непосредственно на хемочувствительность и электровозбудимость эффективно даже при его концентрации 0,01% в нормальном физиологическом растворе. Влияния на электрическую активность нейронов зависят от концентрации этанола в окружающем физиологическом растворе и различны для разных концентраций. Действие этанола специфично для каждого нейрона. Разнонаправ-ленность действия этанола обнаружена не только для нейронов разных структур мозга, но и для нейронов внутри одной структуры (Александров и др., 1990].
Нейронные системы и этанол. Опыты, направленные на исследование тонких синаптических и эндонеирональных механизмов действия этанола, демонстрируют глобальность изменений в работе клеток после воздействия этого вещества и разнообразие проявлений такого влияния. Как же отражается изменение активности нервных клеток на функционировании нейронных систем, опосредующих реализацию определенных форм поведения? В создании нейронной системы принимают участие элементы многих структур мозга, которые характеризуются различиями метаболических процессов и нейрофунк-циональных специализаций. Результаты опытов, выполненных на разных уровнях, показывают, что кроме прямого действия на мембрану нейрона этанол, изменяя активность других нейронов, а также практически все этапы метаболизма, оказывает и непрямое действие, которое определяется особенностями медиаторных и реиеп-торных систем, кровоснабжения, связей данной структуры и данного нейрона.
Для сопоставления данных о действии этанола на нейронном и поведенческом уровне необходимо знать, какова роль соответствующих групп нейронов в обеспечении этой формы поведения. В экспериментах на кроликах, обученных инструментальному пищедобывательному пове-
дению, Ю.И.Александров с соавт. [19 1991] выясняли, какие изменения акт ности нейронов лимбической и м< областей коры соответствуют нарушен этого поведения, вызванному внутри г: шинным введением 12%-ного раствс этанола в дозе 1 г/кг. В экспериментах животных, в том числе на кроликах показано, что кора мозга относи к структурам, наиболее чувствите:п>; к действию этанола. После введения этнола число активных нейронов и патте; специализации нейронов моторной к остается неизменным. Тем не менее н.т" вовлекающихся в обеспечение повело' нейронов моторной коры изменяется счет вовлечения в этот процесс одних к. ток и исключения других. Величина отш шения частоты активации к частоте фо^ вовлекающихся нейронов возрастает. В мс горной коре число активных нейроне после введения этанола не изменяло. Оставался неизменным и паттерн их повс денческой специализации; ни для одно из групп не было обнаружено внутригруп повых изменений соотношения числа ней ронов разных подгрупп. постоянсте паттерна специализации обусловило ; неизменность «суммарной картины активности нейронов. Особенно подчерк нем отсутствие изменений после введени: этанола числа обнаруживаемых в мотор ной коре О-нейронов (нейроны, имеющие различную поведенческую специализа цию, сформированную при обучении). Этс позволяет предполагать, что группа О-нейронов не гомогенна. В пользу данного предположения свидетельствует также полученный ранее факт о различной выраженности влияния этанола на О-нейроны. лежащие в разных слоях коры. Однако стабильность паттерна специализации и «суммарной картины» активности в моторной коре не означает неизменности состава нейронов. После введения этанола наблюдается уменьшение представленное!!! вовлекающихся нейронов в верхних слоях и увеличение — в нижних. Эти изменения являются функциональными, не связанными с гибелью нейронов.
Результаты опытов, выполненных на кроликах в свободном поведении, показывают избирательное угнетающее влияние
2.1. Общая психофизиология
этанола на фоновую активность. Это избирательное угнетение может быть следствием как прямого, так и непрямого влияния этанола. С применением метода ионофореза было показано, что химическая чувствительность спонтанной активности и отдельных фаз вызванных разрядов у определенных нейронов различается. Такое различие химической чувствительности может быть основой прямого избирательного влияния этанола на фоновую активность.
Известно, что лимбические структуры играют существенную роль в процессах формирования зависимости от алкоголя, количество активных нейронов в лимбичес-кой коре животного достоверно уменьшается по сравнению с контролем (введение физиологического раствора). Это уменьшение имело место за счет избирательного угнетения активности О-нейронов; абсолютное число Д-нейронов (нейроны, специализированные на ранних этапах индивидуального развития) не изменялось. Можно было сделать вывод, что в этой
•оласти мозга количество О-нейронов, специфически чувствительных к действию этанола, достоверно превышает количество Д-нейронов. Количество активных нейронов в проходке микроэлектрода по сравнению с контрольными опытами умень-ось на 1/3. Паттерн специализации ронов антеролатеральной моторной коры кроликов в норме характеризуется • обратным по сравнению с лимбической •,орой соотношением О-нейронов и ос-
дльных групп клеток. В моторной коре О-нейронов меньше, чем Д-нейронов. Паттерн поведенческой специализации
,-иронов, зарегистрированных в лимби-
; ее кой системе, после введения этанола изменился. Количество нейронов в новых icMax, сформированных при обучении животных инструментальному поведению, уменьшилось более чем на 50%, а нейронов, обеспечивающих реализацию поведения, сформированного на предыдущих этапах индивидуального развития, увеличилось с 18 до 36%. В моторной области коры, в отличие от лимбической, после острого введения этанола паттерн поведенческой специализации и число активных нейронов не изменяются. В основе нару-
2 Современная психолошн
шения поведения при остром введении этанола лежит сложная комбинация эффектов этанола, качественно различных для разных областей коры: изменение набора нейронов, вовлекающихся в обеспечение поведения; уменьшение числа нейронов, принадлежащих ко вновь сформированным системам, и угнетение межсистемных отношений.
Число нейронов, выявляемых в микроэлектродном треке, уменьшается на 1/3. Соотношение же нейронов, участвующих и не участвующих в пищедобывательном поведении, остается постоянным. Это говорит о том, что этанол при остром введении по-разному влияет на нейроны разных специализаций. Процентное содержание нейронов, специализированных относительно систем, формируемых на начальных и завершающих стадиях обучения, изменяется: первых - - возрастает, вторых -падает. Нарушению пищедобывательного поведения при остром введении этанола соответствует уменьшение числа активирующихся в поведении нейронов лимбической коры и изменение паттерна активности нейронных систем.
Является ли избирательное угнетающее действие этанола на нейроны новых систем закономерностью, общей для разных видов животных? На крысах было показано, что введение этанола редуцирует имеющуюся в норме зависимость ответов нейронов первичной соматосенсорной коры крысы на стимуляцию их рецептивных полей от поведенческого контекста. Особая чувствительность нейронов новых систем может рассматриваться как механизм феноменов, выявляемых при исследовании влияния острого введения этанола на память у людей и животных: этанол действует на использование, приобретение и сохранение нового материала. Действие острого введения этанола на поведенческие акты определяется не только последовательностью их формирования, но и взаимодействием ряда факторов.
В основе нарушения воспроизведения приобретенной формы поведения может лежать феномен диссоциированных состояний. Многократно описанное в литературе явление диссоциации может выражаться как в невозможности реализовать в одном
2. ПСИХОФИЗИОЛОГИ
состоянии поведение, сформированное в другом состоянии, так и в ухудшении характеристик его реализации. А.А. Аза-рашвили [1981] выдвинул гипотезу, объясняющую феномены диссоциированного обучения: при введении фармакологического вещества формируется «нейронная сеть», отличающаяся от той, которая реализовывала определенное поведение в норме. Факты, полученные в опытах с использованием этанола в ситуации обучения пищедобывательному поведению, подтверждают эту гипотезу. Для достижения результатов при остром введении этанола формируется особая система, отличающаяся от исходной по числу и паттерну активности нейронов. Различие сравниваемых интеграции, по-видимому, возрастает от более старых к более новым системам. Реализация инструментального пищедобывательного поведения в норме и при введении этанола обеспечивается активностью разных наборов нейронов. Вероятно, подобные различия лежат в основе феномена диссоциированного обучения.
Нарушению инструментального пищедобывательного поведения у кроликов под влиянием этанола соответствует уменьшение числа активных нейронов лимбической коры и изменение паттерна их поведенческой специализации. Зависимость действия этанола от специализации нейрона проявляется в том, что процентное содержание нейронов, обеспечивающих реализацию наиболее новых систем, сформированных при обучении животных инструментальному поведению, уменьшается, а нейронов, обеспечивающих реализацию систем, сформированных на предыдущих этапах индивидуального развития, увеличивается. Таким образом, результаты исследования показывают, что основное различие во влиянии этанола на активность нейронов в моторной и лимбической областях коры состоит в следующем: после введения этанола число активных нейронов, паттерн поведенческой специализации и уровень активности изменяются в лимбической, но не в моторной коре. Это связано, по-видимому, не только с исходным различием паттернов специализаций нейронов сопоставляемых структур, но и
с различием свойств нейронов этих облас тей, принадлежащих к одному и тому ж типу поведенческой специализации. Те? не менее неизменность числа активны нейронов и паттерна их специализации н означает, что этанол не влияет на участи нейронов Моторной коры в обеспечена поведения. В моторной коре, так же ка: и в лимбической, набор вовлекающихся обеспечение пищедобывательного пове дения нейронов изменяется за счет рекру тации в этот процесс одних клеток i исключения других. Кроме того, значи,м< изменяются частотные характеристик} импульсной активности вовлекаемых ней ронов.
Проведенное сопоставление показывает что различия между эффектами этанола н; моторную и лимбическую области корь не просто количественные. Этанол влияе-на моторную кору иным образом, чем т лимбическую. Нарушения поведенш животных, наблюдаемые при введенш этанола, могут иметь в основе комбинацию этих сложных эффектов: изменение набора нейронов, вовлекающихся в обеспечение пищедобывательного поведения уменьшение числа активных О-нейроно! и угнетение межсистемных отношений.
|
|