Системное понимание значения эфферентных влияний Связь активности ганглиозных клеток сетчатки с поведением при закрытых глазах обусловлена уже упоминавшимися эфферентными влияниями. Еще в начале века Р. Кахаль высказал предположение о том, что эфферентные влияния регулируют возбудимость рецепторов, и связал их функцию с механизмами внимания. В 40-е гг. в нашей стране П.Г. Снякиным была разработана концепция функциональной мобильности рецепторов, в соответствии с которой изменение их чувствительности, обусловленное эфферентной активностью, рассматривалось как механизм настройки анализаторов на восприятие модально-специфических стимулов. С тех пор существенного прогресса в понимании значения эфферентных влияний сделано не было.
Вместе с тем данные о появлении активаций ганглиозных клеток сетчатки и других периферических сенсорных элементов в отсутствие стимулов специфической модальности позволяют считать, что роль эфферентных влияний не может быть сведена к модуляции ответов периферических сенсорных элементов на специфическую стимуляцию. Эфферентные влияния отражают процесс согласования активности периферических и центральных нейронов. Этот процесс необходим потому, что только их совместная активность (взаимосодействие) как в условиях контакта со средой специфической модальности, так и вне его может обеспечить достижение результата, а следовательно, и удовлетворить «потребности» метаболизма клеток обеих групп (см. предыдущий раздел).
2.2.5. Психофизиологическая проблема и задачи системной психофизиологии
Решение психофизиологической проблемы определяет задачи и методы исследования
В настоящем разделе мы ответим на следующие вопросы. Как зависят задачи психофизиологии от методологических
2.2. Основы системной психофизиологии
установок? Существует ли среди них специфическая задача психофизиологии в общей проблематике психологии? Если да, то в чем она состоит, в рамках какой методологии может быть сформулирована и каково значение ее решения для психологии? С позиций бихевиоризма можно полагать, что «рассмотрение проблемы дух -тело не затрагивает ни тип выбираемой проблемы, ни формулировку решения этой проблемы» (Дж.-Б. Уотсон). Мы считаем, что именно от решения этой проблемы зависит понятийный аппарат исследования, его задачи и методы. Поэтому ответы на поставленные вопросы мы дадим в контексте решения психофизиологической проблемы.
Коррелятивная психофизиология
Традиционные психофизиологические исследования проводятся, как правило, с позиций «коррелятивной (сопоставляющей) психофизиологии».В этих исследованиях психические явления напрямую сопоставляются с локализуемыми элементарными физиологическими явлениями. Задачей подобных исследований, формулируемой, как правило, в терминах парадигмы реактивности, является разработка представлений о физиологических механизмах психических процессов и состояний. В рамках подобных представлений «психические процессы» описываются в терминах возбуждения и торможения мозговых структур, свойств рецептивных полей нейронов сенсорных структур и т. п.
Решение задач коррелятивной психофизиологии не требует какой-либо специальной методологии, которая могла бы, по выражению П.К. Анохина, стать «концептуальным мостом» между психологией и физиологией. Если психолог при изучении восприятия сложных зрительных паттернов регистрирует какой-либо электрофизиоло-ический показатель или нейрофизиолог ри обсуждении свойств активности нейронов сенсорных структур использует тер-мины «восприятие», «образ» и т. п., их >ты могут рассматриваться как психо-иологические с позиций коррелятивной психофизиологии.
Коррелятивная психофизиология неоднократно подвергалась аргументированной критике со стороны как психологов, так и психофизиологов.
Варианты традиционного решения психофизиологической проблемы
Принципиальным недостатком этой психофизиологии является прямое сопоставление психического и физиологического, что с точки зрения психологии малопродуктивно (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, М.Г. Ярошевский и др.) и неизменно приводит к рассмотрению психологических и физиологических процессов как тождественных, параллельно протекающих (при этом психика оказывается эпифеноменом) или взаимодействующих (при этом допускается действие нематериальной психики на материю мозга).
Названные варианты решения психофизиологической проблемы существуют уже столетия, меняются лишь термины в рамках все тех же альтернатив. Так, например, дуализм Декарта, предполагающий воздействие психики на мозг через эпифиз (см. выше), сменяется «триализмом» [Popper, Eccles, 1977].
Они выделяют три мира: Мир 1 — физических объектов и состояний (включающий неорганические и биологические структуры, в том числе мозг); Мир II -состояний психического (включающий субъективные знания, мышление, эмоции и т. д.); Мир III — знаний в объективном смысле (включающий знания, зафиксированные на материальных носителях и теоретические системы). Мир I взаимодействует с миром II, а Мир II — с Миром III. Воздействие психики на мозг осуществляется в области синапсов.
Несопоставимость рефлекторного механизма и психологических понятий
Пытаясь избежать методологических проблем подобного рода, Г. Спенсер и В.М. Бехтерев утверждали, что субъективное и объективное являются характерис-
2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
тиками единого процесса (у Бехтерева -нейропсихического). Что же это за процесс?
Возможность рассмотрения в качестве такового рефлекторного процесса, как обеспечивающего поведение, специфический язык которого может служить для перевода с психологического на физиологический язык и наоборот, отпадает, что следует из логики самой рефлекторной теории. В соответствии с ней несопоставимость «рефлекторного механизма, составляющего фундамент центральной нервной деятельности» и «психологических понятий», аргументируется пространственной локализацией первых и непространственным характером вторых (И.П. Павлов).
Теория функциональных систем как «концептуальный мост» между психологией и физиологией
В настоящее время, как считает П.С. Черчланд [Churchland, 1986], психологи и философы в качестве основного препятствия на пути к синтезу психологического и физиологического знания рассматривают эмерджентность психического, т. е. появление на уровне психического таких специфических качеств, которыми не обладает физиологическое. Системное решение психофизиологической проблемы, данное В.Б. Швырковым, превращает эмерджентность, которая была пропастью, разделяющей психологию и нейронауки, в «концептуальный мост», объединяющий эти дисциплины и формирующий новое направление исследований — системную психофизиологию. В качестве «концептуального моста», соединяющего психологию и нейронауки, в системной психофизиологии использована ФУС, точнее -развитое в ее рамках представление о качественной специфичности, эмерджентности системных процессов, организующих для достижения результатов поведения частные, локальные физиологические процессы, но несводимые к последним.
С этих позиций, заменив рефлекторные механизмы поведения на системные, можно принять приведенное выше положение о существовании специфического языка,
связывающего психологию и нейронауки и относящегося к поведенческому уровню организации жизнедеятельности (М.Г. Яро-шевский).
Системное решение психофизиологической проблемы
Суть системного решения психофизиологической проблемы заключена в следующем положении. Психические процессы, характеризующие организм и поведенческий акт как целое, и нейрофизиологические процессы, протекающие на уровне отдельных элементов, сопоставимы только через информационные системные процессы, т. е. процессы, организующие элементарные механизмы в функциональную систему. Иначе говоря, психические явления могут быть сопоставлены не с самими локализуемыми элементарными физиологическими явлениями, а только с процессами их организации. При этом психологическое и физиологическое описание поведения и деятельности оказывается частным описанием одних и тех же системных процессов.
Психика в рамках этого представления рассматривается как субъективное отражение объективного соотношения организма со средой, а ее структура — как «система взаимосвязанных функциональных систем». Изучение этой структуры есть изучение субъективного, психического отражения. Поскольку, исходя из сказанного, можно полагать, что психическое появляется в индивидуальном развитии вместе с функциональными системами, соотносящими организм со средой, постольку эти представления согласуются с гипотезой о том, что психика индивида зарождается еще в пренатальном (внутриутробном) периоде (А.В. Брушлинский).
Приведенное решение психофизиологической проблемы избегает: 1) отождествления психического и физиологического, поскольку психическое появляется только при организации физиологических процессов в систему; 2) параллелизма, поскольку системные процессы есть процессы организации именно элементарных физиологических процессов; 3) взаимодействия,
2.2. Основы системной психофизиологии
поскольку психическое и физиологическое лишь аспекты рассмотрения единых системных процессов.
Интересно отметить, что уже в самое последнее время предлагается решать психофизиологическую проблему с привлечением концепции информации следующим образом. Физическое (мозговые процессы) и психическое рассматриваются как два базовых аспекта единого информационного состояния, или, по крайней мере, «некоторогоинформационного состояния» (Д. Чалмерз). Однако сразу возникает закономерный вопрос: какой именно информационный процесс обладает таким свойством? И этот вопрос, как справедливо замечают Ф. Крик и К. Кох, не менее трудный, чем сама исходная проблема. Содержание настоящего раздела позволяет дать на него определенный ответ.
зволяет избавить последнюю от эклектики при использовании материала нейронаук (см. выше) и описать структуру и динамику субъективного мира на основе объективных показателей, в том числе электро-, нейрофизиологических и т. п.
Аппарат системной психофизиологии может быть также применен для системного описания состояний субъективного мира, соответствующих тем или иным понятиям не только научной, но и «бытовой психологии», которые отражают важные в практическом отношении характеристики поведения человека, такие, например, как «сомнение», «уверенность», «ненависть» и др. Поскольку настроения, самооценка, поступки людей «определяются объективными законами субъективной реальности», постольку представляется очевидным, что изучение этих закономерностей в системной психофизиологии может быть чрезвычайно эффективным.
Задачи системной психофизиологии и ее значение для психологии
Использование приведенного решения психофизиологической проблемы в системной психофизиологии в качестве одного из важнейших компонентов методологии позволяет избежать редукционизма и эклектики — частых следствий психофизиологических корреляций (П.К.Анохин; В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов; и др.), т. е. избежать тех именно ошибок, от которых избавляет использование методологически последовательного системного подхода (А.В.Брушлинский). При этом системный язык оказывается пригодным для описания субъективного отражения в поведении и деятельности с использованием объективных методов исследования.
Этот подход позволяет объединить психологические и естественнонаучные стратегии исследования в рамках единой методологии системной психофизиологии. Специфические задачипоследней состоят в изучении закономерностей формирования и реализации систем, их таксономии, динамики межсистемных отношений в поведении и деятельности.
Значениесистемной психофизиологии для психологиисостоит в том, что ее теоретический и методический аппарат по-
Взаимосодействие коррелятивной и системной психофизиологии
Несмотря на различие задач и методологий коррелятивной и системной психофизиологии, они могут и должны взаимо-содействовать, являясь участниками общего процесса, который определяется П.С. Черчландом как коэволюция психологии и нейронаук.
В частности, выявление сходных положений при сравнении своих теоретических построений с формулируемыми в рамках другого направления и анализ причин подобного совпадения могут быть очень полезны для исследователя, способствуя сохранению целостности и последовательности системы развиваемых им представлений.
Конечно, может взаимно использоваться и экспериментальный материал. Следует учесть, однако, что в случае, когда исследователь, получивший материал, проанализировал его в полном соответствии с методологическими требованиями своего направления, то представитель другого направления, также желающий оставаться последовательным, должен использовать для заимствования процедуру «межпара-
2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
дигмального перевода». Это объясняется тем, что факты, которыми оперируют ученые, есть эмпирические явления, проанализированные с позиций той или иной теории. Поэтому в рамках разных парадигм одно и то же явление превращается в разные факты.
2.2.6. Системогенез
Идеи развития и системности в теории функциональных систем
В предыдущем разделе при формулировке задач системной психофизиологии не случайно на первое место поставлена задача изучения формирования систем. Мы увидим дальше, что история формирования поведения и деятельности лежит в основе закономерностей их реализации.
Идея развития наряду с идеей системности относится к основным идеям, лежащим в истоках ФУС. Обе они были воплощены в концепции системогенеза, развитой с привлечением огромного экспериментального материала, накопленного при исследовании взаимосвязи процессов формирования нервной системы и поведения. В этих исследованиях было обнаружено, что в процессе раннего онтогенеза избирательно и ускоренно созревают именно те элементы организма, имеющие самую разную локализацию, которые необходимы для достижения результатов систем, обеспечивающих выживание организма на самом раннем этапе индивидуального развития.
Органогенез и системогенез
В отличие от концепции органогенеза, постулирующей поэтапное развитие отдельных морфологических органов, выполняющих соответствующие локальные «частные» функции, концепция системогенеза утверждает, что гетерохронии в закладках и темпах развития связаны с необходимостью формирования не сенсорных или моторных, активационных или мотивационных, а «общеорганизменных» целостных функциональных систем, кото-
рые, как мы уже говорили, требуют вовлечения множества различных элементов из самых разных органов и тканей.
Образно говоря, если концепция органогенеза предполагает, что развитие — это поэтапное строительство дома: фундамент, стены, крыша и т. д., то концепция системогенеза утверждает, что в отличие от этого дома живой «домик», хотя и усложняется, модифицируется в процессе онтогенеза, но на каждом этапе он — целый и имеет все те части, которые позволяют использовать его в качестве «дома», все более и более обустроенного.
Принципы гетерохронной закладки компонентов, фрагментации органа и минимального обеспечения функциональной системы
Системогенетический анализ процессов развития раскрыл системный характер морфогенетических процессов и привел к формулировке следующих принципов:
1. Принцип гетерохронной закладки компонентов функциональной системы. За счет внутрисистемной гетерохронии: неодновременной закладки и разной ско рости формирования различных по слож ности компонентов функциональной системы (более ранняя закладка и форми рование более сложных компонентов), эти компоненты «подгоняются» к одновремен ному началу функционирования в рамках данной системы.
2. Принцип фрагментации органа. В свя зи с наличием межсистемной гетерохронии: формирование отдельных функциональ ных систем на последовательных этапах онтогенеза, состав данного органа в каждый момент развития неоднороден по своей зре лости. Наиболее зрелыми оказываются те элементы, которые должны обеспечить реализацию систем, формирующихся на наиболее ранних этапах. Так, например, у птенца формируется не внутреннее ухо и слуховая кора вообще, но в них избира тельно и ускоренно созревают те элементы, которые оказываются чувствительными к частоте «пищевых» сигналов матери, т. е. необходимые для обеспечения ранних форм пищедобывательного поведения.
2.2. Основы системной психофизиологии
3. Принцип минимального обеспечения функциональных систем. Функциональная система становится «продуктивной» (обеспечивающей достижение результата и имеющей все необходимые составляющие операциональной архитектоники (см. выше) до того, как все ее компоненты получат окончательное структурное оформление.
Научение у взрослых как реактивация процессов развития
В настоящее время становится общепризнанным, что многие закономерности модификации функциональных, морфологических свойств нейронов, а также регуляции экспрессии генов, лежащие в основе научения у взрослых, сходны с теми, что действуют на ранних этапах онтогенеза (см. [Анохин, 1996]). Это дает авторам основание рассматривать научение как «реювенилизацию» или «реактивацию процессов развития», имеющих место в раннем онтогенезе.
В рамках ФУС наряду с признанием специфических характеристик ранних этапов индивидуального развития, по сравнению с поздними, уже довольно давно психофизиологами (В.Б. Швырков), физиологами (К. В. Судаков) и психологами (В.Д. Шадриков) было обосновано представление о том, что системогенез имеет место не только в раннем онтогенезе, но и у взрослых, так как формирование нового поведенческого акта есть формирование новой системы.
Позднее был сделан вывод о том, что принципиальным для понимания различий роли отдельных нейронов в обеспечении поведения является учет истории формирования поведения,т. е. истории последовательных системогенезов, и разработана системно-селекционная концепция научения.Она представляет собой составную часть системно-эволюционной теории,которая сформулирована В.Б. Швырковым, и является важнейшим компонентом методологической базы системной психофизиологии. Основное содержание этой теории будет изложено в настоящем и следующем разделе.
Селекция нейронов
как основа развития и научения
Системно-селекционной концепции созвучны современные идеи о «функциональной специализации», пришедшие на смену идеям «функциональной локализации», и о селективном (отбор из имеющегося в мозгу набора нейронов клеток с определенными свойствами), а не инструктивном (изменение свойств, «инструктирование» клеток соответствующими сигналами) принципе, лежащем в основе формирования нейронных объединений на ранних и поздних стадиях онтогенеза.
Дж.М. Эделмен привел убедительные аргументы против инструктивного принципа, заключающиеся в том, что он требует точной копии каждого сигнала, которая может формироваться новыми структурами, включающими старые компоненты, или совершенно новыми структурами. В первом случае необходим механизм высшего порядка (гомункулус) для различения старых и новых элементов; во втором — система будет быстро истощена. Альтернатива — селекция.
Эделмен проводит аналогию между селекцией нейронов, селекцией в эволюции и клональной селекцией в иммунологии. Принятие положения о селекции как основе развития на всех его этапах устраняет дихотомию между созреванием и научением (Э.С. Рид).
Формирование элементов индивидуального опыта
В рамках системно-селекционной концепции научения формирование новой системы рассматривается как фиксация этапа индивидуального развития — формирование нового элемента индивидуального опытав процессе научения.
Известно, что как молекулярно-биоло-гическое, так и морфологическое «обеспечение» достижения одного и того же результата нового поведенческого акта сразу после завершения обучения и через несколько часов или дней после этого существенно различается. Возможно, в процессе фиксации элемента опыта деист-
2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
вует принцип минимального обеспечения систем (см. выше).
Сравнительный анализ нейронного обеспечения реализации данного элемента на ранней стадии его существования, когда упомянутая выше модификация морфологических свойств нейронов еще не произошла, и на поздних стадиях представляется актуальной задачей.
Системная специализация
и системоспецифичность нейронов
Специализация нейронов относительно вновь формируемых систем — системная специализация— постоянна, т. е. нейрон системоспецифичен.В настоящее время обнаружены нейроны, специализированные относительно самых разнообразных элементов опыта: актов использования определенных слов у людей, актов «социального контакта» с определенными особями в стаде у обезьян, актов инструментального поведения у кроликов, актов ухода за новорожденными ягнятами у овец и т. д.
Селекция нейронов из резерва (ранее молчавших, неактивных клеток) зависит от их индивидуальных свойств, т. е. от особенностей их метаболических «потребностей». Можно полагать, что именно нарастание разнообразия метаболических «потребностей» нейронов обусловливает филогенетическое усложнение поведения: белковый и пептидный состав нейронов усложняется в филогенезе.
Положение о селекции и системоспе-цифичности не означает абсолютной предопределенности: как в раннем онтогенезе селекция не означает полной готовности, предопределенности моделей результатов даже видоспецифических актов — они формируются в зависимости от особенностей индивидуального развития, так и у взрослого наличие групп нейронов со специфическими свойствами, которые могут быть отобраны при научении, по-видимому, означает возможность сформировать не определенный акт, а определенный класс актов. Выяснение границ и характеристик подобных классов — перспективная задача.
В процессе формирования индивидуального опыта вновь сформированные
системы не сменяют предсуществующие, но «наслаиваются»на них. Что значит «не сменяют, но наслаиваются»? Ответ на этот вопрос будет дан в следующем разделе.
2.2.7. Структура и динамика субъективного мира человека и животных
Уровни организации
Представления о закономерностях развития многими авторами разрабатываются в связи с идеями уровневой организации. Процесс развития рассматривается как переход не от части к целому, но от одного уровня интегрированности к другому; причем, формирование новых уровней в процессе развития не отменяет предыдущих и первые не вступает со вторыми в отношения доминирования (управления)-подчинения(исполнения).
В ФУС разработана концепция изоморф-ности иерархических уровней. Изоморф-ность уровнейзаключается в том, что все они представлены функциональными системами, а не какими-либо специальными процессами и механизмами, например, периферического кодирования и центральной интеграции, классического обусловливания и инструментального обучения, регуляции простых рефлекторных и сложных произвольных движений и т. п. Системообразующий фактор для всех этих систем независимо от уровня — результат.
Историческая детерминация уровневой организации
Фактором, определяющим структурную организацию уровней, их упорядоченность, является история развития. Это положение согласуется с представлением о преобразовании последовательности стадий психического развития в уровни психической организации, которое является стержнем концепции Я.А. Пономарева о превращении этапов развития явления в структурные < уровни его организации. Ж. Пиаже также подчеркивал соответствие стадий развития уровням организации поведения, полагая при этом, что фор-
2.2. Основы системной психофизиологии
Поведенческий акт 1 Поведенческий акт 2
| мирование нового поведения означает «ассимиляцию новых элементов в уже построенные структуры».
Истинное развитие: смена или «наслоение»?
Наряду с изложенными идеями, высказываются также и мнения о том, что истинное развитие представляет собой не «наслоение», а смену одних образований другими. Однако эти мнения опровергаются данными многочисленных экспериментов.
Выявлено, что в основе образования нового элемента опыта лежит не «переспециализация» ранее специализированных нейронов, а, как уже говорилось, установление постоянной специализации относительно вновь формируемой системы части нейронов резерва. Поэтому новая система оказывается «добавкой» к ранее сформированным, «наслаиваясь» на них. В связи с этим появление клеток новой специализации приводит к увеличению общего числа активных в поведении клеток, а не к уменьшению числа нейронов старых специализаций. Положения об увеличении числа активных клеток при обучении, а также о том, что при обучении происходит скорее вовлечение новых нейронов, чем переобучение старых, в последнее время находят подтверждение в работах ряда лабораторий. Как же используются элементы опыта разного «возраста» в достижении результатов поведения?
Поведение как одновременная реализация систем разного «возраста»
Обнаружено, что осуществление поведения обеспечивается реализацией не только новых систем (рис. 2.5, НС), сформированных при обучении актам, составляющим это поведение, но и одновременнойреализацией множества более старых систем (рис.2.5, СС), сформированных на предыдущих этапах индивидуального развития. Последние могут вовлекаться в обеспечение многих поведений, т. е. относиться к элементам индивидуального опыта, общим для разных актов (рис. 2.5).
НС
Рис. 2.5.Системная структура поведения
1,2 — разные поведенческие акты; СС — старые
системы, НС — новые системы; стрелка — ход
индивидуального развития (см. подразд. 2.2.7)
Например, при захвате пищи,предъявленной после нажатия животным на педаль и находящейся в одной из двух имеющихся в экспериментальной камере кормушек, одновременно активнынейроны, принадлежащие к наиболее древним системам: активируются при любом открывании рта (при захвате пищи, жевании, в оборонительном поведении и т. д.); нейроны, принадлежащие к системам, сформированным позже предыдущих, но до обучения животного инструментальному поведению в экспериментальной камере: активируются только при открывании рта для захвата пищи, поданной в любой кормушке, на полу камеры, экспериментатором с руки и т. д.; наконец, нейроны, принадлежащие к наиболее новым системам, сформированным при обучении инструментальному поведению: активируются лишь при захвате пищи и только в определенном месте камеры — при захвате из одной, но не из другой кормушки.
Заметим, что если один и тот же нейрон вовлекается в разные акты, то характеристики его активаций в этих актах различаются, так как в них он должен согласовывать свою активность с активностью разных наборов клеток.
Таким образом, системы, реализация которых обеспечивает достижение результата поведенческого акта, формируются на последовательных стадиях индивидуального развития, поэтому системная струк-
2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
тура поведения отражает историю его формирования. Иначе говоря, реализация поведения есть реализация истории формирования поведения,т. е. множества систем, каждая из которых фиксирует этап становления данного поведения.
индивидуальная память. Состояние субъекта поведения при этом определяется через его системную структуру как совокупность систем разного фило- и онтогенетического возраста, одновременно активированных во время осуществления конкретного акта.
Зависимость системной организации поведения от истории его формирования
Поскольку структура индивидуального опыта, актуализируемого при реализации поведения, зависит от истории его формирования, постольку системная организация поведения, которое при внешнем наблюдении выглядит как одно и то же, различается в том случае, если это поведение имеет разную историю формирования.
В специальных экспериментах было показано, что у животных, которых учили актам, составляющим одно и то же инструментальное пищедобывательное поведение, в разной последовательности, характеристики активности специализированных нейронов, проанализированной в этом поведении, достоверно различаются.
Структура субъективного мира и субъект поведения
Специализация нейронов относительно элементов индивидуального опыта означает, что в их активности отражается не внешний мир как таковой, а соотношение с ним индивида. Поэтому описание системных специализаций нейронов оказывается одновременно описанием субъективного мира, а изучение активности этих нейронов — изучением субъективного отражения (см. выше).
В рамках такого описания субъективный мирвыступает как структура, представленная накопленными в эволюции и в процессе индивидуального развития системами, закономерности сложнейших отношений между которыми — межсистемные отношения — могут быть описаны качественно и количественно и которые можно, упрощая, свести к отношениям синергии и оппонентности, а субъект поведения — как весь набор функциональных систем, из которых состоит видовая и
Динамика субъективного мира
как смена состояний субъекта поведения
С этих позиций динамика субъективного
мираможет быть охарактеризована как смена состояний субъекта поведения в ходе развертывания поведенческого континуума (см. рис. 2.5). Упоминавшиеся ранее переходные процессы теперь предстают как смена одного специфического для данного акта набора систем на другой набор, специфичный для следующего акта в континууме. Во время переходных процессов отмечается «перекрытие» активаций нейронов, относящихся к предыдущему и последующему актам, а также активация «лишних» нейронов, не активирующихся в упомянутых актах.
Перекрытие может быть рассмотрено как «коактивация» нейронов, во время которой происходит согласовывание состояний одновременно активных клеток, принадлежащих к системам разных актов, связанным логикой межсистемных отношений. Вероятно, это согласовывание лежит в основе системных процессов, которые включают оценку индивидом достигнутого результата, зависимую отданной оценки организацию следующего акта и реорганизацию отношений между системами только что реализованного акта.
Наличие активаций «лишних» нейронов показывает, что данные процессы происходят с вовлечением и, возможно, с модификацией также и остальных элементов опыта, представителями которых являются «нелишние» в действительности нейроны.
Модифицируемость состава элементов индивидуального опыта, обеспечивающих реализацию поведенческого акта
Еще Ф. Бартлетт предлагал полностью отбросить взгляды, в соответствии с которыми «воспроизведение из памяти» рас-
2.2. Основы системной психофизиологии
сматривается как «повторное возбуждение неизменных "следов"». Позже было четко продемонстрировано, что не только сложные акты могут обнаруживать направленную динамику (совершенствоваться) в течение тысяч и даже миллионов реализаций, но даже простые акты являются «повторением без повторения» (Н.А. Берн-штейн).
Анализ активности системно-специализированных нейронов показывает, что как «мы никогда не имеем по-настоящему изолированные функциональные системы» (П.К. Анохин; любой акт — одновременная реализация множества систем), так же мы не имеем и изолированного извлечения из памяти (в «чистом виде») специфического набора систем, соответствующего данному акту.
В связи с наличием упоминавшихся выше сложнейших отношений, существующих между элементами индивидуального опыта, и в зависимости от них актуализация одного элемента «затрагивает» другие. Результат поведенческого акта достигается за счет актуализации множества связанных логикой межсистемных отношений элементов опыта, образовавшихся при формировании разных актов. Процессам реализации одиночного актаповедения соответствует сложная и динамичная системная структура, представленная как системами, неизменно вовлекающимися в его осуществление, так и системами, состав которых модифицируетсяот реализации к реализации данного акта, но которые неизменно вовлекаются в реализацию каких-либо других актов.
Эта модификация, по-видимому, в значительной степени связана с только что описанным влиянием переходных процессов на системы и межсистемные отношения. Она является существенным фактором, обусловливающим изменчивость субъективного мира при повторных реализациях «одного и того же» действия. Изучение нейронной активности позволяет сделать закономерности актуализации отдельных элементов опыта, лежащие в основе этой изменчивости, предметом строгого количественного анализа.
Человек и животное: системная перспектива
Можно ли распространять
На человека закономерности,
|