Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

И должностных лиц местного самоуправления

 

Согласно федеральному закону органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

В юридической науке не сложилось единой точки зрения относительно понимания юридической ответственности. Одни ученые предлагают понимать под ней обязанность лица, совершившего правонарушение, претерпеть определенного рода лишения. Другие под ответственностью понимают особого рода правоотношение между государством в лице его органов и правонарушителем, в котором у обоих сторон возникают специфические права и обязанности. Третьи, по сути, сводят ответственность к наказанию.

Некоторые авторы указывают на ответственность как еще один признак самостоятельности отрасли права. Они отмечают, что, различая отрасли права по предмету и методу правового регулирования, нужно различать их и по виду юридической ответственности[419].

В литературе все чаще проводится разделение ответственности на позитивную и негативную. В случае соответствия поведения физических и юридических лиц нормам права говорят об ответственностипозитивной[420](иногда ее также называют проспективной). В позитивном значении ответственность понимается как ответственное отношение лица к своим обязанностям, добросовестное и эффективное их исполнение.

Поведение, нарушающее требования, содержащиеся в нормах права, влечет наступление негативной (ретроспективной) ответственности, наступающей за правонарушения, совершенные в прошлом. Таким образом, необходимо различать юридическую ответственность при исполнении обязанности и юридическую ответственность за правонарушения.



По мнению авторов, юридическая ответственность за правонарушения представляет собой меру государственного принуждения, выраженную в обязанности лица, совершившего правонарушение, претерпеть определенного рода лишения личного, организационного или имущественного характера.

Сущность юридической ответственности состоит в необходимости дать отчет в своих действиях, причем такая необходимость предусмотрена правом и существует в отношении юридически значимого поведения. Юридическая ответственность есть необходимость держать ответ за неисполнение правовой обязанности или нарушение запрета.

Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную ответственность (иногда к ним добавляют материальную). В последнее время к ним добавляют конституционно-правовую[421], эколого-правовую ответственность[422]. О муниципально-правовой ответственности упоминается как о разновидности конституционно-правовой ответственности[423] и как самостоятельном виде ответственности[424].

Как отмечает А. С. Саломаткин, муниципально-правовая ответственность представляет собой обусловленную нормами Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований необходимость органов и должностных лиц местного самоуправления отвечать за свое юридически
и политически значимое поведение в установленном порядке и действовать в соответствии с возложенными на них обязанностями,
а в случае отклонения — претерпевать определенные лишения[425]. Как видно, это определение включает и позитивный и негативный аспекты ответственности.

Однако здесь упущен важный момент. В самом законодательном определении местного самоуправления указан еще один особый субъект позитивной муниципально-правовой ответственности — население муниципального образования. Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно под свою ответственность.

Отличительной чертой негативной муниципально-правовой ответственности является то, что органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность не только перед государством (как в большинстве случаев отраслевой юридической ответственности) или отдельными гражданами и юридическими лицами (как в гражданско-правовой ответственности), но и перед населением муниципального образования в целом. Таким образом, муниципально-правовая ответственность подразумевает не только государственное принуждение в чистом виде, но и принуждение иного характера — принуждение со стороны населения муниципального образования. В то же время необходимо учитывать, что сама возможность применения такого рода принуждения установлена государством в федеральном законе.

Особенности муниципально-правовой ответственности усматриваются и в основаниях ее наступления. Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований.

В муниципальном праве применяются также специфические виды ответственности —отзыв депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Под юридической ответственностью в муниципальном праве (в негативном смысле)понимается обязанность субъекта муниципальной власти, нарушившего требования муниципального законодательства[426], претерпеть меры принуждения со стороны государства и населения муниципального образования в форме лишений личного, имущественного или организационного характера.

Конкретными формами (видами наказаний) муниципально-правовой ответственности являются роспуск представительного органа, отрешение от должности главы муниципального образования, главы местной администрации, отзыв депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Необходимо различать ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, перед физическими и юридическими лицами.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.Основной целью ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением является обеспечение зависимости данных органов от населения муниципального образования.

Согласно ст. 71 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Итог привлечения к ответственности перед населением — отзыв выборного лица. Уставами различных муниципальных образований могут быть предусмотрены разные основания для отзыва должностных лиц местного самоуправления. Следует отметить, что не может быть привлечен к ответственности перед населением представительный орган муниципального образования в целом, так как его отзыв не представляется возможным. Что касается досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования по инициативе органа государственной власти субъекта РФ, то в данном случае речь уже идет об ответственности перед государством.

Основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 2 апреля 2002 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края „О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления“ и Закона Корякского автономного округа „О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе“ в связи с жалобами заявителей А. Г. Злобина и Ю. А. Хнаева»[427] в любом случае основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления являются его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), подтвержденные в судебном порядке. Инициатива по отзыву депутатов исходит
от граждан. Главы муниципальных образований могут быть отозваны по инициативе представительного органа, если он избирал главу, и по инициативе населения, если глава был избран на всеобщих выборах.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Данная норма делает практически невозможным факт отзыва выборного лица, потому что в редких случаях на голосование по выборам должностных лиц, а тем более депутатов представительного органа муниципального образования является половина избирателей округа.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.Законодательством помимо отзыва установлен и другой институт, посредством которого наступает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления — досрочное прекращение полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уставом муниципального образования должны быть определены виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в т. ч. основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления

При этом реальный ущерб может быть причинен не только государству и его органам, но и гражданам, предприятиям, общественным объединениям и другим субъектам.

Законом установлено два основания для наступления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством:

— нарушение органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ и других нормативных правовых актов;

— ненадлежащее осуществление органами и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Согласно ст. 72 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

В ст. 72 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дан исчерпывающий перечень нормативных актов, за нарушение которых к юридической ответственности могут быть привлечены органы и должностные лица местного самоуправления.

Согласно ст. 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в т. ч. не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования.

Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске.

В случае если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования.

В случае если соответствующим судом установлено, что вновь избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в течение трех месяцев со дня вступления
в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования.

Закон субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Cогласно ст. 74 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случае:

— издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

— совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в т. ч. издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления
в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

Глава муниципального образования или глава местной администрации, в отношении которых высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Согласно позиции Конституционного суда РФ возможность до­срочного прекращения полномочий является одним из основных принципов, определяющих статус органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Данная процедура может быть применена при следующих условиях: наличие установленных судом нарушений как основания возбуждения вопроса о досрочном прекращении полномочий; обязательный круг субъектов, решающих такой вопрос; необходимость судебной процедуры; наделение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ правом принимать окончательное решение на основе заключения соответствующего суда.

Федеральным законом от 7 мая 2009 г.[428] введен новый вид ответственности, которого не было в первоначальной редакции закона, — удаление главы муниципального образования в отставку.

Представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Основания такого удаления:

1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) просроченную задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенную в порядке, установленном БК РФ, превышающую 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченную задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающую 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в отношении бюджетов указанных муниципальных образований или если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам главой муниципального образования было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных федеральными законами и уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ;

3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования
в отставку должна быть выдвинута не менее чем одной третью
от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования и оформлена в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта РФ уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования. Указанная инициатива депутатов осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта РФ.

Если при рассмотрении инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта РФ.

Инициатива высшего должностного лица субъекта РФ об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется
в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

Рассмотрение указанных выше инициатив осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения. Решение об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования и подписывается председателем представительного органа муниципального образования.

При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление
с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта РФ и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления
в отставку.

Если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.

Принятое решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования.

Временное осуществление органами государственной власти субъектов РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления.Данный вид ответственности не является наделением органов государственной власти полномочиями органов местного самоуправления. Отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ в нескольких случаях.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ в следующих случаях.

Во-первых, если в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией представительный орган муниципального образования и местная администрация отсутствуют и (или) не могут быть сформированы.

В данном случае решение о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти субъекта РФ соответствующих полномочий органов местного самоуправления принимается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на основании решения представительного органа местного самоуправления или решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, принимаемого большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

Не могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов местного самоуправления, изменению границ территории муниципального образования, преобразованию муниципального образования.

Во-вторых, если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ
в отношении бюджетов указанных муниципальных образований.

В целях восстановления платежеспособности муниципального образования в соответствующем муниципальном образовании по ходатайству высшего должностного лица субъекта РФ и (или) представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования решением арбитражного суда субъекта РФ вводится временная финансовая администрация на срок до одного года. Временная финансовая администрация не может вводиться по ходатайству высшего должностного лица субъекта РФ в течение одного года со дня вступления в полномочия представительного органа муниципального образования.

Временная финансовая администрация в соответствии с федеральным законом принимает меры по реструктуризации просроченной задолженности муниципального образования, разрабатывает изменения и дополнения в бюджет муниципального образования на текущий финансовый год, проект бюджета муниципального образования на очередной финансовый год, представляет их в представительный орган муниципального образования на рассмотрение и утверждение, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ для утверждения законом субъекта РФ, обеспечивает контроль за исполнением бюджета муниципального образования, а также осуществляет иные полномочия.

В-третьих, если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

В данном случае решение о временном осуществлении органами исполнительной власти субъекта РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с одновременным изъятием соответствующих субвенций.

Все вышеуказанные решения органов государственной власти субъектов РФ относительно осуществления органами государственной власти субъектов РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

В порядке и случаях, установленных федеральными законами, отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться федеральными органами государственной власти.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами.Согласно ст. 76 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.

Основанием для данной ответственности являются решения
и действия (бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам.

Как правило, данному виду ответственности присущ гражданско-правовой характер. Согласно ст. 124 ГК РФ органы местного самоуправления выступают на равных началах с другими участниками гражданского оборота. Основаниями для данного вида ответственности могут быть неисполнение обязательств, причинение вреда, принятие незаконных решений или выполнение незаконных действий. Указанные факты подтверждаются в судебном порядке,
а возмещение вреда осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. Согласно ст. 151 ГК РФ граждане могут требовать возмещения причиненного им как имущественного ущерба, так и морального вреда.

Органы местного самоуправления могут нести ответственность
и за бездействие, т. е. за несовершение определенных действий,
в результате которого гражданам и юридическим лицам может быть причинен материальный вред (например, при неисполнении своих обязанностей по уборке территории населенных пунктов).

Вред, причиненный органом местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. Согласно ст. 1071 ГК РФ от имени муниципального образования, как правило, выступают соответствующие финансовые органы.

Согласно ст. 16 ГК РФ за действия (бездействие) должностных лиц местного самоуправления к ответственности перед физическими и юридическими лицами могут быть привлечены только органы местного самоуправления. Должностные лица за неправомерные действия могут быть привлечены к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности. Муниципальные образования вправе предъявить регрессный иск к виновному должностному лицу в размере выплаченного возмещения.

Таким образом, изначально гражданско-правовую ответственность перед физическими и юридическими лицами несут органы местного самоуправления.

Ответственность органов местного самоуправления может наступить в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами, которые заключают органы местного самоуправления, осуществляющие права собственника в отношении муниципального имущества. По своим обязательствам органы местного самоуправления отвечают имуществом муниципального образования.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.