Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

основ местного самоуправления

 

Финансово-экономическая основа местного самоуправления является одним из главных базисных элементов местного самоуправления. Любая власть базируется на экономической основе, поэтому при становлении института местного самоуправления вопросы формирования этой основы оказались в числе важнейших и наиболее сложных.

В материальном смысле финансово-экономические основы местного самоуправления — это те материально-финансовые ресурсы, которые имеются в распоряжении муниципальных образований для решения непосредственно задач и функций местного самоуправления. Этим понятием охватываются общественные отношения по поводу формирования и использования муниципальной собственности, принятия и исполнения местных бюджетов, накопления и распределения местных финансов, реализации имущественных прав муниципальных образований.

В формальном смысле, как институт муниципального права,финансово-экономические основы местного самоуправления — это совокупность комплексных правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.

Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, его организационную обособленность, служат, прежде всего, основной цели местного самоуправления — улучшению благополучия населения муниципального образования, созданию всех условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека в месте его проживания. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Как отмечают некоторые авторы, самоуправление — это не столько дань демократии, сколько метод управления, наиболее отвечающий экономическим законам рыночных отношений. Именно самоуправление с присущей ему активной обратной связью объективно необходимо в условиях развитых рыночных отношений. Местное самоуправление — это потенциал, который может стать мощным ресурсом экономического развития России в целом[429].



При этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики всего общества. На этапе становления местного самоуправления этот институт находится в огромной зависимости от государства. Как отмечалось выше, институт местного самоуправления в России был предложен самим государством, а не развивался на основе активности населения, его стремлении к автономии, как это было во многих зарубежных странах.

Построение принципиально иных экономических отношений
в стране сопровождается сложными, подчас противоречивыми
и негативными явлениями, которые сказываются, прежде всего, на населении. Как отмечает С. С. Митрохин, «переход к новой системе власти, совершившийся после принятия Конституции 1993 года, был недостаточно продуманным и рискованным процессом. С одной стороны, местное самоуправление было определено в Конституции и федеральных законах как институт, не входящий в систему государственной власти. С другой стороны, на этот институт теми же законами были возложены важнейшие и весьма дорогостоящие полномочия по жизнеобеспечению населения»[430]. Однако эффективность функционирования института местного самоуправления
в первую очередь определяется его финансово-экономическими возможностями. «„Самоуправляться“ в экономически невыгодных условиях (только ради самоуправления для обеспечения демократического режима в государстве), видимо, нецелесообразно. Гораздо эффективнее (в интересах и государства и населения) развивать
и укреплять местное самоуправление, в том числе и на основе экономических критериев; только в рамках процесса демократизации добиться существенных успехов в переходе к устойчивому социально-экономическому развитию страны, по-видимому, не удастся»[431].

Формирование рыночных отношений в отдельных муниципальных образованиях, имеющих своеобразные природно-экономические, исторические, национальные особенности, требует взвешенного
и продуманного подхода, глубокого теоретического осмысления механизма функционирования различных форм собственности
и управления[432]. Финансово-экономические отношения должны строиться в соответствии с научно обоснованными и закрепленными
в правовых нормах принципами.

Общие принципы, которые должны определять финансово-экономическую основу деятельности муниципальной власти, закрепляются в Европейской хартии местного самоуправления. В соответствии со ст. 9 хартии к ним относятся следующие исходные положения:

— органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Этот принцип предопределяет хозяйственную и имущественную обособленность материально-финансовой базы местного самоуправления, необходимость выделения собственных ресурсов для реализации предоставленных субъектам местного самоуправления полномочий. В правовом отношении это предопределяет существование муниципальной собственности в качестве самостоятельного вида собственности в государстве, наличие местного бюджета и т. д.;

— финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им Конституцией или законом полномочиям. Указанный принцип означает, что при законодательном определении компетенции субъектов муниципальной власти должны быть учтены реальные возможности муниципалитетов, т. е. имеющиеся или передаваемые ресурсы должны быть соразмерны задачам и функциям местного самоуправления с учетом местных особенностей. Применительно к России с реализацией данного принципа дела обстоят не лучшим образом. С 1991 г. в целом по стране наблюдалось неуклонное снижение общей доли собственных доходов в местных бюджетах. С изменением бюджетного и налогового законодательства эта доля в среднем составляет не более 10 процентов[433];

— по меньшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных налогов и сборов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять в пределах, установленных законом. Местные налоги и сборы являются одним из основных источников пополнения местных бюджетов. В настоящее время основная часть доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Собственные налоги покрывают менее 15 процентов расходных потребностей местных бюджетов. Перечень и налогооблагаемая база местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов местного характера, при этом полномочия по регулированию данных налогов на местном уровне очень ограничены[434]. Должно быть проведено существенное повышение роли собственных доходов местных бюджетов, включая местные налоги и сборы;

финансовые системы, на которых основываются средства местных органов власти, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении полномочий местных органов. Тем муниципальным образованиям, которые смогут реализовать возможности использования потенциала собственной территории, открываются благоприятные перспективы социально-экономического развития;

— в целях защиты более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления необходимо вводить процедуры финансового выравнивания или принимать соответствующие меры, предназначенные для корректировки результатов неравномерного распределения возможных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их собственной компетенции.

Хартия предусматривает также возможность согласования с органами местного самоуправления порядка предоставления перераспределяемых ресурсов, должен соблюдаться принцип свободного выбора органами местного самоуправления политики в сфере их собственной компетенции.

Соблюдение этих принципов будет способствовать формированию действительно подлинного местного самоуправления. На этапе становления местного самоуправления в России особую важность приобретает принцип содействия государства развитию финансово-экономических основ местного самоуправления.

Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют: имущество, находящееся в муниципальной собственности, средства местных бюджетов, имущественные права муниципальных образований. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться соответствующие финансовые и иные ресурсы для реализации переданных полномочий.

Муниципальная собственность

 

Впервые понятие муниципальной (коммунальной) собственности появилось в Законе СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». В РФ оно было введено Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР». Принятие этих законов было связано с экономическими и политическими преобразованиями в стране в соответствии с демократическими принципами, идеей децентрализации управления. Так как любая власть базируется на экономической основе, необходимо было пересмотреть вопросы собственности и финансовых ресурсов, установить их оптимальное соотношение между различными уровнями власти. В соответствии со ст. 23 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» муниципальной (коммунальной) собственностью признавалась собственность районов, городов и входящих в них административно-территориальных образований, объектами которой считались имущество органов власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищный фонд, нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры и др. Процесс формирования муниципальной собственности продолжился после принятия Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР».

Порядок формирования муниципальной собственности был определен в постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.№ 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»[435]. В приложениях к данному постановлению был намечен перечень объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, а также перечни объектов, которые могут быть переданы
в собственность субъектов РФ, и перечни объектов муниципальной собственности.

Конституция РФ 1993 г. признала муниципальную собственность в качестве самостоятельной формы собственности и ее равноправие с иными формами собственности (ст. 8), а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью (ст. 132).

Отдельные объекты федеральной собственности могут передаваться в собственность субъектов РФ или муниципальных образований. Решение о передаче таких объектов принимает Президент РФ или Правительство РФ. Аналогичные решения о передаче объектов собственности субъектов РФ в собственность муниципальных образований принимают органы исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Таким образом, и Конституция РФ и ГК РФ исходят из того, что правом муниципальной собственности обладают муниципальные образования, а не органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции от имени муниципального образования осуществляют права собственника. Исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования является определение порядка управления[436] и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Представительные органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью иных органов и должностных лиц местного самоуправления по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В составе муниципальной собственности согласно новому Закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ч. 1 ст. 50) может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными и региональными законами;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Право муниципальной собственности включает классическую триаду правомочий собственника: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Специфика муниципальной собственности состоит в том, что ее объекты носят целевой характер. Они предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения соответствующих территорий[437]. В соответствии с новым Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в случае возникновения
у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для реализации указанных выше целей, данное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) или отчуждению в порядке и сроки, установленные федеральным законом.

В силу выделения типов муниципальных образований новый закон разграничивает имущество, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов (ч. 2—4 ст. 50). Такое разграничение объектов собственности соответствует разграничению вопросов местного значения в зависимости от типа муниципального образования.

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ или субъекта РФ, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в т. ч. межмуниципальных, определяя для них цели, условия и порядок деятельности. Муниципальные органы утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности.

Надо отметить, что процесс формирования муниципальной собственности еще не закончен и будет продолжаться до окончательного завершения процесса разграничения полномочий и предметов ведения между органами государственной власти субъектов РФ
и органами местного самоуправления.

Местный бюджет

 

Важнейшим инструментом осуществления задач и функций местного самоуправления являются муниципальные финансы, т. е. совокупность денежных средств, которыми располагают субъекты муниципальной власти для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий.

Наиболее полным отражением состояния финансовых ресурсов муниципального образования является местный бюджет. Право на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета является одним из самых значимых прав, которые в своей совокупности определяют самостоятельность института местного самоуправления.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Местные бюджеты — структурная часть бюджетной системы РФ. Право муниципального образования иметь собственный бюджет закреплено в нормативно-правовых актах различного уровня, таких как Конституция РФ, БК РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В соответствии со ст. 15 БК РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Бюджет — это важнейший инструмент осуществления определенной политики, это документ, отражающий реальные цели и задачи данного муниципального образования.

Местный бюджет можно определить как план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов муниципальных образований, формируемых из закрепленных источников и используемых для выполнения задач и функций местного самоуправления.

Главный признак полноценного местного бюджета — возможность использования его как инструмента проведения определенной хозяйственной и социальной политики[438].

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Структура местного бюджета состоит из доходов бюджета, расходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Указанная смета — это утвержденный органом местного самоуправления поселения план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией поселения осуществлять в данном населенном пункте (другой территории), входящем (входящей) в состав территории поселения, отдельные функции местной администрации.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных отношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Согласно ч. 3 ст. 92.1 БК РФ дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Местным бюджетам из бюджета субъекта РФ могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет (ч. 2 ст. 93.3 БК).

В соответствии со ст. 96 БК РФ в состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:

— разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

— разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте РФ;

— разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

— разница между полученными в иностранной валюте от РФ
и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

— изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

— иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

Согласно ст. 35 БК РФ расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

— субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;

— средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

— добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

— расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ;

— расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;

— отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Принцип гласности нашел свое отражение в обязательности официального опубликования проекта местного бюджета. Согласно ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Бюджетные полномочия органов местного самоуправления определяются ст. 9 БК РФ. К таковым относятся: 1) установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; 2) составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; 3) установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; 4) определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; 5) осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами; 6) установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету; 7) в случае и порядке, предусмотренных БК РФ и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений; 8) иные бюджетные полномочия, отнесенные к таковым БК РФ.

Представительным органом муниципального образования может быть создан орган муниципального финансового контроля, который осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета муниципального образования осуществляется в порядке, установленном БК РФ. Зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов происходит с единого счета бюджета, который открывается в учреждении Центрального банка РФ (при его отсутствии или невозможности исполнения данной функции — в кредитной организации).

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения бюджета, исполнения и контроля за исполнением бюджета признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения, установленных БК РФ.

Местные бюджеты имеют важнейшее значение в обеспечении комплексного развития территорий, повышении жизненного уровня граждан. Во многом именно от них зависит реальная финансово-экономическая составляющая (наряду с организационной) самостоятельности местного самоуправления, провозглашенной в ст. 12 Конституции РФ.

Доходы местных бюджетов — денежные средства, поступающие в местный бюджет на условиях безвозмездности и безвозвратности, перечисление которых начинается с момента их уплаты
и завершается зачислением на счет местного бюджета.

К доходам местных бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К собственным доходам местных бюджетов в соответствии с ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относятся:

1) средства самообложения граждан;

2) доходы от местных налогов и сборов;

3) доходы от региональных налогов и сборов;

4) доходы от федеральных налогов и сборов;

5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты, другие безвозмездные поступления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления
и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения закрепленного в законе перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов РФ.

В вопросах формирования, расходования, контроля за расходованием средств местного бюджета законодательство о местном самоуправлении теснейшим образом соприкасается с налоговым
и бюджетным законодательством. Большинство норм Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в этой части имеют бланкетный характер, отсылают к соответствующим источникам финансового права. Здесь отчетливо выявляется комплексность муниципального права.

В соответствии с гл. 9 БК РФ существуют налоговые доходы бюджетов различных муниципальных образований (ст. 61, 61.1, 61.2) и неналоговые доходы местных бюджетов (ст. 62).

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в т. ч. казенных, доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в т. ч. казенных, доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями, части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.

В составе неналоговых доходов местных бюджетов могут быть и иные средства, предусмотренные БК РФ (ст. 62).

В большинстве муниципальных образований в России собственных доходов в значительной степени не хватает, поэтому для выполнения социальных обязательств муниципальными образованиями в качестве доходов местных бюджетов бюджетное законодательство предусматривает финансовую помощь из федерального ирегиональных бюджетов. В соответствии с БК РФ такая помощь осуществляется
в виде дотаций, субвенций и субсидий.

Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Расходы местного бюджета. Расходы местного бюджета — денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач, функций государства, местного самоуправления.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

— принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

— принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

— заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.

Расходы бюджета муниципального образования могут производиться лишь на определенные законом цели:

— на содержание различных бюджетных учреждений. Данные средства расходуются на оплату труда работников, перечисление страховых взносов, выплату командировочных расходов и т. д.;

— оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по муниципальным контрактам. Муниципальным контрактом называется договор между органом местного самоуправления и физическими (юридическими) лицами в целях обеспечения муниципальных нужд;

— трансферты населению, т. е. финансирование обязательных выплат в виде стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат;

— обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на данный уровень власти;

— выдачу кредитов юридическим лицам;

— финансирование определенных целевых расходов физических и юридических лиц;

— инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

— обслуживание долговых обязательств и другие цели.

Выполняя свои функции, органы местного самоуправления принимают различные нормативные правовые акты по данным вопросам, а также заключают различные договоры, в результате чего у муниципального образования появляются определенные расходные обязательства. Исполнение данных обязательств обеспечивается представлением определенного финансового обеспечения.

Все расходные обязательства в связи с их значительной важностью подлежат обязательному учету в специальном реестре. Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.


ОГЛАВЛЕНИЕ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.