Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие «краеведение» и его виды.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Класс

Социальная и экономическая география Донецкого края

Донецк 2015


ББК 74. 202. 4

С 69


 

 

Утверждено на заседании Ученого совета Донецкого ИППО (протокол № 4 от 25.06.2015 г.)


Общая редакция:

Чернышев А.И., ректор Донецкого института последипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент

 

Составители:

Денисова Е.Д., заведующий отделом естественных дисциплин Донецкого института последипломного образования

Гетьманцева Т.В., методист по географии Шахтерского методического центра Бятенко Е.В., учитель географии Новосветской школы Старобешевского района Воловская Т.В., учитель географии ОШ № 5 г. Донецка

Вечеркина Н.И., учитель географии УВК № 3 г. Енакиево Дрыга Н.Н., учитель географии ОШ № 7 г. Харцызска Жукова М.Н., учитель географии лицея № 1 г. Харцызска Келембет С.Л., учитель географии ОШ № 142 г. Донецка Кондратьева Е.В., учитель географии Енакиевской гимназии

Могильный А.А., учитель географии ОШ № 59 г. Донецка Решетняк Е.В., учитель географии ОШ № 44 г. Макеевки Токарева А.А., учитель географии ОШ № 112 г. Донецка Ямковая О.Б., учитель географии ОШ № 4 г. Шахтерска

 

Рецензенты:

Зарицкая В.Г., проректор Донецкого ИППО, кандидат филологических наук

Коробченко Л.В., учитель географии, директор Донецкой гимназии № 92

 

Ответственный за выпуск:

Сидельник Л.Н., заведующий центром издательской деятельности Донецкого института последипломного образования

 

С 69 Экономическое краеведение. 9 класс: Социальная и экономическая география Донецкого края / Общ.ред. А.И. Чернышев. - Донецк, 2015. – 196 с.



 

Учебное пособие «Экономическое краеведение» (Социальная и экономическая география Донецкого края) адресовано учащимся 9-х классов. Составлено в соответствии с государственной учебной программой и состоит из пяти разделов, в которых освещено содержание основных тем курса, таких как: «Донетчина на карте мира», «Население»,

«Хозяйство», «Топонимика», «Охрана природы». Каждый параграф имеет свою структуру: название, основной текст, таблицы, схемы, фотографии, диаграммы, практические работы, а также рубрики: «Географическая разминка», «Проблема»,

«Вопросы и задания», «Из дневника краеведа».

Данное учебное пособие поможет учащимся создать целостный образ Донетчины.

Для школьников, студентов, учителей, администрации общеобразовательных учебных заведений.

 

© Донецкий ИППО, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................................... 5

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................ 7

§1. Понятие «краеведение» и его виды. Задачи краеведения. Связь социально-экономического краеведения с другими науками. ......................................... 7

§2. Известные краеведы нашего края................................................................... 11

РАЗДЕЛ І. ДОНЕЦКИЙ РЕГИОН НА КАРТЕ МИРА........................................... 17

§3. Экономико- и политико-географическое положение............................ 17

§4. Административно-территориальное деление......................................... 20

РАЗДЕЛ II. НАСЕЛЕНИЕ................................................................................................. 25

§5. Численность и размещение населения. Половозрастная структура населения 25

§6. Национальный состав населения..................................................................... 30

§7. Особенности быта и религии, обрядов и обычаев местного населения. Изучение традиционных ремёсел региона ............................................................................ 34

§8. Размещение населения. Городское и сельское население.................. 40

§9.Миграционные процессы. Проблемы региона........................................... 46

§10. Трудовые ресурсы и занятость населения. Безработица.................. 52

РАЗДЕЛ ІІІ. ХОЗЯЙСТВО................................................................................................ 57

§11. Общая характеристика хозяйства................................................................. 57

§12. Типы предприятий по форме собственности......................................... 66

§13. Топливная промышленность.......................................................................... 72

§13. Электроэнергетика.............................................................................................. 81

§14. Металлургия............................................................................................................ 88

§15. Машиностроение................................................................................................... 98

§17. Химическая промышленность..................................................................... 108

§18. Лесная и деревообрабатывающая промышленность...................... 118

§19. Промышленность строительных материалов.................................... 124

§20. Легкая промышленность. Художественные промыслы................. 130

§21. Пищевая промышленность........................................................................... 134

§22. Сельское хозяйство............................................................................................ 137

§23. Растениеводство................................................................................................. 140

§24. Животноводство................................................................................................. 144

§25. Аграрные реформы, их социальное и экономическое значение .. 149

§26. Транспорт............................................................................................................... 151

§27. Cоциальная сфера............................................................................................... 159

§28. Внешние экономические связи.................................................................... 167


РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ..................................... 174

§29. Специализация административных районов. Проблемы и перспективы развития административных районов ............................................................ 174

РАЗДЕЛ V. ТОПОНИМИКА РОДНОГО КРАЯ..................................................... 178

§30. Природная топонимика края....................................................................... 178

§31. Социальная и хозяйственная топонимика края.................................. 181

§32. Охрана природы региона................................................................................ 185

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.................................................................................................. 191


ПРЕДИСЛОВИЕ

Любить свою Родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.

В.Г. Белинский

Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего.

В этом учебном году, ребята, вы продолжаете изучать свой родной край, только акцент будет сделан на особенностях населения и хозяйства нашего региона.

Для успешного изучения курса потребуется знание структуры данного учебного пособия, сотрудничество не только с учителями и родителями, но и работниками музеев, представителями промышленных предприятий и старожилами родного края – все это поможет вам лучше понять учебный материал отдельных тем, готовить мини-проекты, проводить научные исследования.

Учебное пособие состоит из пяти разделов, в которых освещено содержание основных тем курса. Детально раскрыты темы «Донецкий регион на карте мира», «Население», «Хозяйство», «Топонимика». В связи с ухудшением экологической ситуации большое внимание уделяется геоэкологии.

Данное учебное пособие поможет вам, ребята, сформировать целостный образ нашего края.

Каждый параграф имеет свою структуру: название, основной текст, таблицы, схемы, фотографии, диаграммы, практические работы, а также следующие рубрики:

  Географическая разминкасодержит вопросы в начале параграфа, которые помогут при изучении темы.
  понимаете термин Вопросы к тексту параграфа, на которые Вы должны ответить.

 

  Проблема! Этот значок призывает вас, ребята, принять участие в решении региональной проблемы и задаться вопросом: сделал ли я все от меня зависящее, чтобы обеспечить процветание моего региона?
  ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ После каждого параграфа помещены вопросы и задания, которые помогут вам, ребята, проверить насколько хорошо усвоен данный материал.
  ИЗ ДНЕВНИКА КРАЕВЕДА В этой рубрике помещен интересный материал, который расширит ваши знания, и, возможно, приобщит вас к исследовательской краеведческой работе.

 

Полученные знания о своей местности помогут вам активно включиться в общественно полезный труд и тем самым принять участие в дальнейшем обогащении родного края.

Стремитесь знать больше! Будьте частью истории, станьте гордостью родного края!


ВВЕДЕНИЕ

Понятие «краеведение» и его виды.

Задачи краеведения.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2022 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.