Обратная связь
|
Методы трибологических испытаний Для ускоренной экспериментальной оценки работоспособности и фрикционно-износных характеристик по результатам, полученным на малогабаритных образцах и в натурных трибосопряжениях, комплексно применяют ряд методов, существенно отличающихся друг от друга и не позволяющих порознь получить полное представление о работоспособности пары трения.
Наиболее эффективным является комплексное применение модельных и натурных испытаний, объединенных в общую, иерархическую структуру, получившую название рационального цикла испытаний (табл. 11.4). Следует иметь в виду, что типовые узлы трения представляют собой также сложную иерархическую систему. При испытании такой системы и выборе показателей ее эффективности необходимо характеризовать не какую-либо часть системы или отдельные элементы, а именно систему как единое целое и обеспечить возможность получения количественной оценки с требуемой достоверностью.
Последняя обеспечивается использованием материалов одной партии на всех этапах рационального цикла испытаний (РЦИ), назначением объема контролируемой выборки, погрешности измерения в соответствии с рекомендациями математической статистики для того или иного вида распределения (как правило, нормального).
Элементы пары трения контактируют друг с другом, рабочей и окружающими средами, причем некоторые из этих сред могут быть химически активными или проявлять свойства катализаторов химических процессов.
Пригодность материалов для работы в условиях взаимного контакта без задиров, схватывания и т.п. называют совместимостью. При хорошей совместимости изменение свойств материалов вследствие контакта со средами за период расчетного ресурса должно происходить в заданных пределах. Совместимость оценивается на основании комплекса физико-механических испытаний, в число которых входит и РЦИ. В некоторых отраслях триботехники принята оценка в баллах, в других - в виде классов износостойкости.
Таблица 11.4 Рациональный цикл испытаний пар трения для трибосопряжений
№ этапов
| Назначение
| Содержание
| Получаемые зависимости
|
|
|
|
|
| Подбор сочетаний материалов на основании априорной информации
| Оценка по критериям коррозионной стойкости и отсутствию схватывания
| -
| 1а
| Выявление границ совместимости пары трения по определяющему параметру при комнатной температуре окружающей среды
| Получение фрикционно-износных характеристик при вариации нагрузки или температуры фрикционного разогрева при комнатной температуре окружающей среды
| Г = У|/а1(Р)
^ = Уа2(и) 1 = уа1(Р)
1 = Уа2(")
|
| То же, при повышенных и отрицательных температурах окружающей среды
| То же, при повышенных и отрицательных температурах
| * = Уб1(Р) ^ = Уб2(") I = Ч/б1(Р)
1 = Ч/б2(и)
| 1в
| То же, при высокой влажности
| То же, в среде высокой влажности
| т=Ч/в1(Р) ^ = Ув2(и) 1 = Ув1(Р) 1 = Ув2(и)
| 1г
| То же, при радиационных воздействиях
| Получение фрикционно-износных характеристик при дополнительных радиационных
| Т=Х|/М(Р)
Г = уг2(о) 1 = уг1(Р) 1 = \|/г2(о)
| 1Д
| То же, при вибрационных воздействиях
| То же, при вибрационном
воздействии в заданном
диапазоне частот
| Г = уд1(Р)
^ = Уд2(и) 1 = Х|/д1(Р) 1 = Уд2(и)
|
_________ Продолжение табл. 11.4
|
|
|
| 2а
| Моделирование на образцах условий работы трибосопряжений при комнатной температуре окружающей
| Расчет и воспроизведение на малогабаритных образцах температурно-силовых полей такой же интенсивности, как и в натуральных трибосопряжениях
| г _г ра1 'мга 'нга ^г1,2
I -I -Гр1
'мга 'нга ^г1,2
|
| То же, при повышенных или отрицательных температурах окружающей среды
| То же, при экстремальных температурных условиях
| Г _* .р<х1
'мгб ~~ 'нгб °г1,2
I -I -Гр1
'мгб ~~ 'нгб °г1,2
| 2в
| Моделирование процесса трещинообразования
| Расчет и воспроизведение на малогабаритных образцах градиентов температуры и напряжений таких же, как и в натуральном трибосопряжений
| ? -? -Г81
'игв 'нгв ^г1,2
I -1 -Г51
'мгв 'нгв ^г1,2
| 2г
| Моделирование условий
работы трибосопряжения
при вибрационном
воздействии
| То же, что в 2а или 2в, но
при вибрационных
воздействиях
| г _г рсИ ■м1г _ 'н1г ^г1,2
* -I -Г81
'м2г _ 'н2г ^г1,2
I -* -Гр1
'м1г _ 'н1г ^г1,2
I -I . Пу1
'м2г _ 'н2г ^г1,2
| За
| Натурное моделирование
в типовых условиях
эксплуатации
| Оценка влияния на фрик-ционно-износные характеристики пары трения конструкции трибосопряжения
| т = т±А
нм н
I = т±А
ни н
|
| Натурное моделирование
на стенде экстремальных
условий работы
трибосопряжения
| -
| -
| 4а
| Натурное моделирование
в типовых условия
эксплуатации
| Оценка влияния на работоспособность трибосопряжения конструкции машины
| т = т±А
эм н
I = т±А
эм н
|
| Натурное моделирование
в экстремальных
условиях эксплуатации
| Оценка гарантированной эксплуатационной надежности трибосопряжения
| -
| Испытания на фрикционную теплостойкость. Обязательным этапом РЦИ является выявление границ совместимости пары трения, оценка ее фрикционно-износных характеристик применительно к режимам эксплуатации исследуемого узла трения в лабораторных условиях и определение на основании этих испытаний критических точек. Обычно в качестве определяющего параметра назначается либо нагрузка, либо температура трения в сочетании с нагрузкой. Так, метод экспериментальной оценки коэффициента трения и интенсивности изнашивания материалов при их фрикционном разогреве получил название фрикционной теплостойкости. Сущность этого стандартизированного метода
заключается в том, что вращающийся и неподвижный кольцевые образцы (наружный диаметр образца 28 мм, внутренний 20 мм, высота 15 мм) исследуемого сочетания материалом устанавливают соосно, прижимают друг к другу торцовыми рабочими поверхностями с заданным осевым усилием, ступенчато изменяют температуру фрикционного разогрева путем дискретного изменения частоты вращения подвижного образца и определяют значения интенсивности изнашивания и коэффициента трения для каждой ступени температуры фрикционного разогрева, а о фрикционной теплостойкости материалов судят по зависимости значений этих величин от температуры.
Модельные испытания на малогабаритных образцах. Этим испытаниям предшествует определение масштабного фактора или расчет масштабных коэффициентов перехода (МКП) от модели к натуре для каждого параметра триботехнической системы. При этом значения сомножителей в формуле МКП зависят от дополнительных условий (например, тождественности значений температуры у модели и натуры). Такие условия позволяют применять сжатый, растянутый или нормальный масштабы времени и выполнять моделирование при ускоренных испытаниях. После расчета МКП обязательно выполняется анализ возможности их реализации при испытаниях на лабораторных установках по параметрам режима испытаний: скорости, нагрузке и температуре. В ходе анализа используется симплекс геометрических размеров
А „ • А „ о ., • о „
0 _ ам1 ам2 . н1 н2
А ,-А 0 5 ,-5 0
ан1 ан2 м1 м2
где Аам1 и Аам2 - номинальные площади контакта элементов пары трения модели; Аан1 и Аан2 -номинальные площади контакта элементов пары трения в натуральную величину; 5,- - характерные размеры элементов в виде отношения свободной поверхности к объему.
Для нестационарных процессов учитывается только часть элемента пары трения, ограниченная эффективной глубиной проникновения тепла Ьэф. Из формулы видно, что значения С3 можно варьировать, изменяя размеры модельных образцов.
В качестве примера рассмотрим один из стандартных методов модельных испытаний - теплоимпульсный метод экспериментальной оценки триботехнических характеристик материалов фрикционных уст-
ройств (фрикционных муфт и тормозов) одностороннего трения. Этот метод моделирует условия нагружения данных устройств в режиме импульсного теплофрикционного воздействия. Сущность метода заключается в том, что на валу испытательного прибора устанавливают кольцевой образец и маховые массы с определенным по расчету моментом инерции, вал приводят во вращение с определенной частотой, отключают привод вала, прижимают с заданным усилием к торцевой поверхности вращающегося образца неподвижно установленный кольцевой образец, осуществляя торможение. В процессе торможения непрерывно регистрируют момент сил трения, продолжительность торможения, температуру в зоне фрикционного контакта, количество оборотов вала, а после торможения - износ образцов, по значениям которых судят о три-ботехнических характеристиках испытуемых материалов. Параметры режима испытаний задают исходя из условий эксплуатации фрикционного устройства, для которого предназначены испытуемые материалы.
Стендовые и натурные испытания. Для определения влияния конструктивного оформления пары трения в заданном диапазоне режимов силового, теплового и скоростного нагружения на работоспособность трибосопряжения применяют стендовые и натурные испытания. Простейшим способом проведения натурных испытаний является использование машины с установленным в ней трибосопряжением. Однако в этом случае через некоторое время после начала испытаний можно фиксировать лишь немногие показатели работы конструкции - в основном износ. Машина во время этих испытаний работает в лаборатории при усредненных значениях режимов, иногда существенно отличающихся от их экстремальных значений в эксплуатации. Поэтому такие натурные испытания непосредственно на машине малоэффективны и должны применяться сравнительно редко. Обычно имеет место натурное моделирование, выполняемое на специальных стендах, позволяющих воспроизводить и регистрировать режимы нагружения при большей вариации значений контрольных параметров, непрерывно замерять и регистрировать значения момента сил трения, коэффициента трения, температуры, расхода смазочного материала, а периодически - изменение качества и размеров контактирующих поверхностей и износа. Стендовые испытания часто управляются ЭВМ по специальным программам. При стендовых испытаниях выявляется, каким обра-
зом конструктивное оформление трибосопряжения оказывает влияние на фрикционно-износные характеристики пары трения и соответствие этих характеристик техническим условиям на пару трения.
Эксплуатационные испытания. Как известно, эксплуатационными испытаниями (ЭИ) называют испытания объектов, проводимые при эксплуатации. По назначению, условиям эксплуатации и конструктивному оформлению объекты испытаний весьма разнообразны. Их применяют в шахтах, под водой, на большой высоте при вакууме, в агрессивных средах, при высоких и низких температурах, различных значениях влажности и запыленности. На объекты оказывают влияние магнитные поля, вибрации, случайные перегрузки, перегрузки вследствие деформации сопряженных элементов и др. Особенностью ЭИ является стохастический характер большинства действующих параметров на-гружения. Как правило, при испытаниях, предшествующих ЭИ (в терминологии теории надежности это автономные лабораторные, исследовательские, доводочные, натурные испытания), в полной мере не удается учесть этот характер, особенно если рассматривать совокупность параметров. Вместе с тем, учитывая значительное количество узлов трения в большинстве машин, малые габариты и стесненную компоновку этих узлов, не представляется, как правило, возможным выполнять при ЭИ замеры силы трения и температуры каждого из узлов, а замеры износа, как правило, требуют периодической разборки трибосопряжения. Управление испытанием во многих отраслях техники автоматизировано и включает в себя операции, связанные с обработкой информации, получаемой при испытании, расчетом показателей качества и их оптимизацией. Этот процесс является, по существу, процессом управления автоматизированным экспериментом, поэтому при проведении ЭИ используют ЭВМ с комплектом прикладных программ. Статистическая обработка экспериментальной информации позволяет оценить износные характеристики, а также вычислить математическое ожидание и дисперсию полученных величин, составить уравнение регрессии для ввода информации в базу данных.
После завершения рационального цикла испытаний анализируют результаты всех этапов. После введения коэффициентов запаса полученная информация применяется для прогнозирования надежности отдельных узлов и машины в целом.
Рассмотренный РЦИ наиболее эффективен при разработке принципиально новых конструкций машин и модернизации крупных машин. В первом случае на стадии проектирования машины удается разработать трибосоп ряжения, обеспечивающие заданный ресурс. Во втором случае возможны существенная экономия материалов за счет того, что модельные образцы малогабаритны и сокращение времени, необходимого для подготовки эксперимента, связанного с монтажом и демонтажем узла трения. В результате экономический эффект при сопоставлении вариантов, когда в качестве основных испытаний назначаются лабораторные или эксплуатационные, слагается из экономии материалов, сокращения затрат на монтаж и демонтаж трибосопряжения, уменьшения численности обслуживающего персонала и, самое главное, простоев машины в период эксплуатации в связи с ремонтами.
|
|