Мыслительные действия и операции. Их развитие в онтогенезе, диагностика и формирование в процессе обучения.
Мыслительные действия - совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на системе операций.
К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация.
Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. ^ Анализ и синтез - это две неразрывные стороны всего процесса познания (в том числе и чувственного этапа).
Продукт мыслительных действий - определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.
Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие.
Суждение – форма мышления, выраженная посредством высказывания, в котором фиксируется истинностная оценка определенного события или положения дел.
Умозаключение – форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких принятых суждений выводится новое суждение.
Понятие – форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке в виде определений (дефиниций).
По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразделяется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную.
Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различных операционных процедур.
^ Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.
^ Эвристическое мышление - творческое решение нестандартных задач.
Дискурсивное мышление (рассудочное) - мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию.
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развития его познавательной деятельности. В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления: 1) наглядно- действенное (сенсомоторное) ; 2) наглядно-образное; 3) абстрактно-теоретическое.
О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними. Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с вами, Сеченов назвал стадией предметного мышления.
Когда ребенок начинает говорить; овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления.
Мышление ребенка дошкольного возраста наглядно образное, предмет его мысли — предметы и явления, которые он воспринимает или представляет. Навыки анализа у него элементарны, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто несущественные признаки («бабочка — птица, потому что летает»).
Форма обобщающей деятельности школьников вначале она строится на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.
В младшем школьном возрасте на первом этапе умозаключения строятся на наглядных предпосылках, данных непосредственно в наблюдении. На втором этапе уже возможны умозаключения на основе абстрактных предпосылок с опорой на наглядные схемы и знакомые примеры. На третьем этапе учащиеся могут выводить общие законы и правила из частных случаев.
Особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с переходом к изучению широкого круга общеобразовательных предметов в подростковом возрасте.
Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать, прямым образом зависят от методов обучения. Формировать у школьников способность к активному и самостоятельному мышлению — важнейшая задача обучения.
Диагностика: Исключение, Выделение существенных признаков, Образование аналогий, Интерпретация пословиц и метафор; Классификация, Установление последовательности событий; Определение понятий.
Исключение. Данные, получаемые при исследовании методикой исключения, позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделить существенные признаки предметов или явлений. Существуют два варианта методики исключения — словесный и предметный.
Предъявляется серия из пяти слов. Четыре из пяти слов в серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Например: дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. Существенную роль играет отношение обследуемого к допущенным ошибкам — сам ли он их заметил или с помощью исследующего, как он мотивирует ошибочные решения и насколько они доступны коррекции.
Предметный вариант называется четвертый лишний. Дается инструкция: “Из изображенных на рисунке четырех предметов три имеют между собой общее, их можно объединить в одну группу, называть одним словом, а один существенно от них отличается и должен быть исключен”. Иногда специально вводят серии рисунков, где нельзя такого рода обобщение произвести. Такого рода невыполнимые задания применяют при обследовании больных шизофренией.
^ Выделение существенных признаков. Методика выявляет способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Исследующий предъявляет задачи, например: Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). Инструкция: “В каждой строчке здесь одно слово находится перед скобками, а пять — в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Однако вы должны из них выбрать два наиболее существенных, являющихся неотъемлемыми признаками слова, стоящего перед скобками. Выберите только два и подчеркните их”.
Обследуемый демонстрирует свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий. Иногда обследуемый ориентируется на ситуационные признаки. Тогда следует обсудить с больным результаты. Если подсказка не помогает обследуемому найти правильное решение, то это свидетельствует о недостаточности у него уровня процессов обобщения и отвлечения.
^ Образование аналогий. Для выполнения этого задания обследуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями, проявить последовательность суждений.
Различают образование простых и сложных аналогий. Образование простых аналогий производится с помощью специальных бланков, на которых слева располагаются пары слов — образцы, по аналогии с которыми следует выделить пару слов в правой половине бланка. Выбрать задачи, где аналогия строится по разному принципу.
В анализе результатов важно не только обнаружение ошибок, но и мотивировка их и возможность коррекции. Этим методом выявляются нарушения логического строя мышления, однако ошибки типа соскальзываний большей частью не корригируются, тогда как непоследовательные суждения в связи с истощаемостью исправляются больными, как только они их замечают. Обнаружение возможности исправления ошибок в ходе эксперимента, недопущение их в дальнейшем свидетельствуют об определенной сохранности критичности мышления.
Образование сложных аналогий предусматривает выделение сложных, абстрактных логических отношений. Обследование лиц со средним и высшим образованием. “овца — стадо”, “малина — ягода”, “море — океан” различаются в количественном отношении и т. д. Затем внимание обследуемого обращается на расположенные ниже пары слов, принцип связи которых он должен сопоставить с одним из образцов.
Обсуждение совместно с больным допущенных ошибочных решений дает исследующему материал, на основании которого можно судить о нарушениях логического строя мышления, его целенаправленности и критичности.
|