Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Процессы опосредованного познания. Высшие психические функции и их развитие в онтогенезе в свете культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

 

Возможности непосредственного познания окружающего мира с помощью анализаторов очень ограниченны. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. Например, узнать, какова температура снаружи можно своим кожным анализатором непосредственно (выйдя на улицу) или посмотреть на термометр, прикрепленный снаружи у окна. В последнем случае человек о температуре узнает опосредованно. Равным образом человек узнал и о химическом составе звезд, не подвергая звездное вещество анализу в лабораторий, что невозможно, а изучая непосредственно видимый спектр, полученный путем разложения света далекой звезды. Это стало возможным только благодаря тому, что человек раскрыл связь между химическим составом вещества я спектрам излученного им света.

 

К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях: 1) когда непосредственное познание невозможно из-за несовершенства наших анализаторов (например, не воспринимающих ультразвуки) или отсутствия соответствующих анализаторов (например, у нас нет анализаторов для улавливания рентгеновских лучей); 2) когда непосредственное познание в современных условиях совершенно исключено (при изучении истории, палеонтологии, археологии); 3) когда непосредственное познание возможно, но нерационально. Например, высоту самого высокого дерева можно узнать опосредованно, если в солнечный день воткнуть палку в землю и заметить время, когда тень от палки будет равна ее высоте. В этот момент и тень от дерева (которую легко измерить) будет равна высоте дерева.

 

Воспринимая одно, человек судит о другом. Опосредованное познание предмета или явления осуществляется посредством восприятия другого предмета или явления, закономерно связанного с первым. Таким образом, мышление есть опосредованное познание.



 

Для того чтобы скрытые закономерные связи, человек прибегает к мыслительным операциям — сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы.

 

Сравнение – умственное действие, направленное на сопоставление познаваемого объекта с другими предметами, с целью установить его сходство или различие с ними. Обобщение – умственное действие, направленное на познание общего признака, присущего целому классу объектов. Анализ – умственное действие, направленное на мысленное расчленение познаваемого объекта на составные элементы, части, структуры, на ознакомление с его свойствами, качествами, особенностями и т.п. Синтез – умственное действие, посредством которого субъект соединяет мысленно выделенные части объекта в прежних или в новых сочетаниях для того, чтобы понять какая связь может существовать между ними и как они взаимодействуют. Понятие – форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке в виде определений (дефиниций). Суждение – форма мышления, выраженная посредством высказывания, в котором фиксируется истинностная оценка определенного события или положения дел. Умозаключение – форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких принятых суждений выводится новое суждение.

 

Таким образом, мышление есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.

 

Л.С. Выготский ввел исторический принцип к исследованию психической жизни человека. Новорожденный сразу попадает в определенное культурно-историческое пространство, в котором существуют не только материальные предметы, но и представления о них, идеи ценности и т. д. Есть особые предметы — знаки — обладающие двойной (материальной и идеальной) природой. Чаще всего такими знаками являются слова человеческой речи. Выготский считает, что знаки являются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней, психической жизни человека. Человеческое поведение осуществляется посредством знаков, система которых составляет речь. Речь освобождает человека от давления наличной ситуации и делает его поведение осознанным. СОЗНАНИЕ человека с позиций культурно-исторической концепции Л.С. Выготского имеет опосредствованный характер. Человек строит себя, свой внутренний мир, свои способности с помощью образцов человеческой деятельности; произведений искусства; правил социального поведения; научных понятий. Над «нижними этажами «психики» (врожденными и приобретенными условными рефлексами), надстраиваются высшие психические функции, которые имеют основу той культуры, в которой воспитывается ребенок.

 

Высшие психические функции (ВПФ) по своей природе опосредованны и произвольны. Человек сам владеет ими: он может по своей воле заставить себя быть внимательным, запомнить что-то, вести себя соответствующим образом и т. д. Развитие ребенка является процессом развития и присвоения культурно заданных средств или становление ВПФ с помощью взрослого человека, который является посредником между ним и окружающим миром.

 

Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослыми (социальный план). И существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. В последствии она переходит во внутренний мир ребенка (интериоризируется), т. е. становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму (психологический план). Сначала функция в социальном плане, а затем в психологическом.

 

В процессе культурного развития изменяются не только отдельные функции — возникают новые системы высших психических функций, качественно отличные друг от друга на разных стадиях онтогенеза. Так, по мере развития восприятие ребенка освобождается от своей первоначальной зависимости от аффективно-потребностной сферы человека и начинает вступать в тесные связи с памятью, а впоследствии и с мышлением. Таким образом, первичные связи между функциями, сложившиеся в ходе эволюции, заменяются вторичными связями, построенными искусственно — в результате овладения человеком знаковыми средствами, в том числе языком как главной знаковой системой.

 

Важнейшим принципом психологии, по Л.С. Выготскому, является принцип историзма, или принцип развития (невозможно понять «ставшие» психологические функции, не проследив детально историю их развития), а главным методом исследования высших психических функций — метод их формирования.

 

Частным следствием культурно-исторической теории является важное для теории обучения положение о «зоне ближайшего развития» — периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково-опосредствованной деятельности.

^






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.