Голые факты о вирусном гриппе Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Северо-Осетинская Государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения РФ
Кафедра химии И ФИЗИКИ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
сТУДЕНТА_______________________________________
КУРСА__________________ГРУППЫ_________________
ФАКУЛЬТЕТА_____________________________________
По ДИСЦИПЛИНЕ
«МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА»
II СЕМЕСТР
Владикавказ – 2015г.
Рабочая тетрадь составлена в соответствие:
· ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «лечебное дело», утвержденным Министерством образования и науки РФ 12 августа 2010 г.
· Учебным планом по специальности «лечебное дело», утвержденным Ученым Советом ГБОУ ВПО СОГМА Минздрав РФ.
· Рабочей программы учебной дисциплины медицинская информатика.
СОСТАВИТЕЛИ:
· доцент А.В. Бабенко
· преподаватель М.А. Зембатова
· преподаватель Н.К. Каркусты
Рецензенты:
доцент кафедры химии и физики ГБОУ ВПО СОГМА, к.ф.н. Боциев И.Ф.
Утверждена на заседании ЦКУМС
“ 11 ” марта 2015 г. Протокол № 3
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 1: «Стандартные программные средства. Текстовый редактор Microsoft Word. Создание, форматирование и сохранение документа, для решения медицинских задач» 4
Тема 2: «Стандартные программные средства. Текстовый редактор Microsoft Word. Таблицы, Формулы, разрывы страниц для решения медицинских задач» 9
Тема 3: «Стандартные программные средства. Использование Microsoft Excel при решении медицинских задач: интерфейс программы, строки, столбцы, создание списка»............................................. 14
Тема 4: «Стандартные программные средства. Microsoft Excel. Использование встроенных статистических функций для решения медицинских задач»................................................................................... 19
Тема 5: «СУБД MS Access. Организация баз данных: путем ввода данных; с помощью мастера; с помощью конструктора, путем импорта данных электронных таблиц; создание многотабличной базы данных для решения медицинских задач».......................................................................................................... 26
Тема 6: «Стандартные программные средства. Презентации в среде MS Power Point. Интерфейс, основные элементы и возможности для решения медицинских задач»........................................................ 31
Тема 7:«Средства сети Интернет для поиска профессиональной информации по отдельным разделам медицинских знаний. Поисковые системы».................................................................................. 35
Тема 8:«Средства сети Интернет для поиска профессиональной информации по отдельным разделам медицинских знаний. Библиотечные информационные системы»............................................. 38
Тема 9:«Алгоритм моделирования физиологических процессов. Информационные системы управления лечебно-профилактическим учреждением (АИС ЛПУ)».............................................................. 41
Тема 10:«Автоматизированное рабочее место (АРМ) врача лечебного отделения – основные функции и принципы работы»............................................................................................................................ 46
Тема 11: «Принципы построения специализированных информационно-технологических систем отделения стационара на примере автоматизированной информационной системы отделения реанимации и интенсивной терапии»...................................................................................................................... 49
Тема 12: «Информационные медицинские системы диагностических
служб (отделений функциональной диагностики и лабораторных исследований)»................ 52
Тема 13: «АРМ врача функциональной диагностики и врача-лаборанта - основные функции и принципы работы»............................................................................................................................................... 54
Тема 14: «Информационные системы для управления здравоохранением территориального уровня» 57
Тема 1: «Стандартные программные средства. Текстовый редактор Microsoft Word. Создание, форматирование и сохранение документа, для решения медицинских задач»
1. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1. Назначение принтера, сканера, клавиатуры, мыши, монитора.
2. Назначение текстового редактора.
3. Компоненты персонального компьютера.
4. Включение и выключение компьютера.
5. Управление Рабочим столом.
6. Назначение и разница между значками и ярлыками.
7. Виды меню Windows.
2. Целевые задачи:
Студент должен знать:
- Структуру главного окна текстового редактора MS Word и назначение элементов этого окна.
- Способы создания нового и сохранения текущего документа Word.
- Основные параметры документа: поля, ориентация страницы, переносы.
- Способы выделения предложения и абзаца.
- Способы форматирование абзаца.
- Способы форматирование текста.
- Обрамление текста линиями.
- Основные сочетания клавиш для быстрого форматирования текста.
- Установка междустрочного интервала.
Студент должен уметь:
- Владеть базовыми средствами для обработки текстовой информации.
- Настраивать основные параметры документа Word: поля, ориентация страницы, расстановка переносов.
- Набирать в редакторе MS WORD текст с использованием технологии форматирования текста за указанный промежуток времени (15-20 мин).
| Литература:
1.Степанов А.Н. Информатика. Учебник для вузов. 4-е изд.г. СПб., Питер, 2006;
2.Есауленко И.Э., Семенов С.Н. Основы практической информатики в медицине; Воронеж, 2005;
3.Методическая разработка к практическому занятию по теме «Стандартные программные средства. Текстовый редактор Microsoft Word. Создание, форматирование и сохранение документа, для решения медицинских задач»
| 3. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Опишите основные интерфейсные элементы окна программы Microsoft Word.
2. Перечислите все способы выделения символа, слова, предложения, абзаца и текста.
3. Перечислите сочетания клавиш, используемых для форматирования шрифта.
4. Как увеличить кегль шрифта?
5. Как выравнивать текст? Какие виды выравнивания текста вы знаете?
6. Как изменить интервал между символами?
7. Как настроить отступы абзаца слева и справа, первую строку?
8. Сто такое табуляция, как ее устанавливать?
Тесты для самоконтроля
1) Масштабные линейки используются:
a) для форматирования абзацев (задания отступа, выступа, левой и правой границы);
b) для возможности размещения текста в строго определенных местах от левого и правого краев бумаги;
c) для изменения полей страницы;
d) для установки межстрочного интервала.
2) Укажите правильные сочетания клавиш:
a) вырезать текст – CTRL+X;
b) вырезать текст – CTRL+W;
c) копировать текст – CTRL+C;
d) копировать текст – CTRL+I;
e) вставить текст – CTRL+V;
f) сохранить документ – CTRL+S;
g) открыть документ – CTRL+O;
h) создать новый документ – CTRL+N.
3) Для автоматической расстановки переносов необходимо перейти:
a) Разметка страницы → Расстановка переносов → Нет;
b) Разметка страницы → Расстановка переносов → Авто;
c) Разметка страницы → Расстановка переносов → Ручная.
4) Инструмент Границы расположен в группе … вкладки Главная:
a) Шрифт;
b) Абзац;
c) Стиль;
d) Редактирование.
5) Для проведения одинарных и двойных горизонтальных линий при вводе необходимо на пустой строке набрать:
a) --- и нажать Enter;
b) – и нажать Enter;
c) === и нажать Enter;
d) --- и нажать CTRL + Enter.
6) Для установки междустрочного интервала необходимо активировать окно:
a) Абзац;
b) Шрифт;
c) Редактирование.
7) Элемент строки состояния, показывающий количество страниц, слов, знаков, абзацев и строк, является:
a) страница;
b) статистика документа;
c) режим просмотра;
d) масштаб документа.
8) Существуют следующие основные виды выравнивание текста:
a) по левому краю;
b) по верхнему краю;
c) по правому краю;
d) по ширине;
e) по высоте;
f) по центру;
9) Для отмены или повтора действий пользователя существуют следующие сочетания клавиш:
a) CTRL + Z;
b) CTRL + R;
c) CTRL + Y;
10) Для выделения слова необходимо:
a) два раза щелкнуть кнопкой мыши;
b) щелкнуть на любом его слове при нажатой клавише Ctrl;
c) поместить указатель мыши на левое поле страницы и щелкнуть один раз;
d) нажать и удерживать клавишу Ctrl при выделении мышью.
Практическая часть
Набрать в редакторе MS WORD следующий текст без форматирования:
Вирусный гриппы
Вы чувствуете себя так, как будто вас неоднократно переехал грузовик? Вы так больны, что боитесь умереть? Или, скорее, вы так больны, что боитесь не умереть?
Если голова раскалывается, мышцы болят, лоб в огне, то, скорее всего, вас укусило чудовище под названием вирусный грипп. Оно будет продолжать мучить вас до тех пор, пока само не решит прекратить это.
Возможно, лучше назвать этот коварный вирус «чудовищем с тысячью обликов». Хотя существует три основных типа (вирус А, В и С), они обладают неограниченными возможностями видоизменяться. Правда, что схватка с одним видом даст вам иммунитет против этого вида, но переродившаяся форма этого вируса может уложить вас на обе лопатки в следующем году или даже чуть позже - в этом.
Если вы рассчитываете на облегчение от антибиотиков, вам не повезет, потому что вирусный грипп — вирусная инфекция, а антибиотики не убивают вирус. Лучшее, что можно сделать, — это попытаться ослабить свои страдания. Вот как.
Голые факты о вирусном гриппе
Как отличить насморк от гриппа? Это не проблема. А может, и да. Хотя у этих заболеваний и существуют похожие черты и методы лечения, они вызваны совершенно разными организмами. Острое состояние при насморке обычно длится дольше, но при вирусном гриппе самочувствие хуже. Ниже дано сравнение общих симптомов двух заболеваний и различий между ними, сделанное профессором дерматологии и токсикологии Северного университета в Огайо д-ром философии Томасом Госселом.
Набрать в редакторе MS WORD следующий текст без форматирования:
ПРОСТУДЫ
Рано или поздно каждый из нас страдает от обычного насморка. Будь вы самым храбрым, самым сильным, самым хорошим, самым умным, все ваши добродетели — ничто для этих вирусов, превращающих человека в его собственную кашляющую и чихающую тень.
Хуже всего то, что от простуды нет лекарства: антибиотики, храбро сражающиеся с бактериальными инфекциями, бессильны против вирусов простуды. Таким образом, мы оптимистично хлюпаем носом, возможно, принимаем пару таблеток от насморка и надеемся, что все пройдет, как обычно, примерно через неделю.
Правда о простуде
Итак, у вас простуда и вы хотели узнать, кто или что тому виной? Д-р философии Эллиот Дик, вирусолог и профессор Университета в Висконсин-Мэдисон, который более 30 лет занимается исследованием того, как передается простуда, считает, что в этом деле замешано много подозрительных обстоятельств. Сюда входят:
1. принятие пищи или напитков с тем, кто болен простудой;
2. поцелуй больного;
3. непринятие мер против простуды;
4. сквозняк;
5. прогулка по улице с мокрой головой.
Отдыхайте и расслабляйтесь. «Дополнительный отдых даст вам возможность направить всю энергию организма на выздоровление. Это также может помочь избежать осложнений, таких, как бронхит или пневмония», — советует д-р Сэмуэл Корон, семейный врач, специализирующийся на профилактической медицине.
Никаких вечеринок! «Когда вы больны, вечеринки или другие увеселительные мероприятия могут истощить вас физически, подвергнуть риску вашу иммунную систему и продлить насморк, — уверяет д-р медицины Тимоти Ван Эрт, врач из Сан-Франциско и Саратоги, Калифорния, специализирующийся на самолечении и профилактической медицине. — Никаких увеселений до тех пор, пока не поправитесь!»
Согрейтесь. Д-р Сехнерт советует бороться с простудой в тепле:
«Это позволяет нашей иммунной системе удобно сосредоточиться на борьбе с инфекцией, вместо того чтобы тратить энергию на согревание».
Прогуляйтесь. «Умеренные физические упражнения улучшают циркуляцию, помогая иммунной системе перегонять борющиеся с инфекцией антитела, — поясняет д-р Сехнерт. — Попрыгайте в комнате на небольшом трамплине минут 15 или пройдитесь по улице минут 30, но воздержитесь от сложных упражнений: они могут вас утомить».
Тема 2: «Стандартные программные средства. Текстовый редактор Microsoft Word. Таблицы, Формулы, разрывы страниц для решения медицинских задач»
1. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1. Таблица с точки зрения технологии обработки текстовой информации.
2. Единица табличной структуры.
3. Размерность таблицы.
4. Операции с ячейками таблицы.
2. Целевые задачи:
Студент должен знать:
· Принципы формирования табличной структуры.
· Способы создания структуры таблицы.
· Способы перемещения по структуре таблицы.
· Процесс заполнения созданной таблицы текстовой информацией.
· Оптимальный порядок форматирования таблицы.
· Способы выделения строк/столбцов таблицы.
· Способы вставки и удаления строки/столбцы таблицы.
· Способы копирования, перемещения строк/ столбцов таблицы.
· Методы использования табуляции в таблице
Студент должен уметь:
· Использовать возможности текстового процессора Microsoft Word для представления и обработки табличных данных.
· Создавать текстовые электронные документы, содержащие табличные данные, и придавать им оптимальный для восприятия вид.
| Литература:
1.Степанов А.Н. Информатика. Учебник для вузов. 4-е изд.г. СПб., Питер, 2006;
2.Есауленко И.Э., Семенов С.Н. Основы практической информатики в медицине; Воронеж, 2005;
3.Методическая разработка к практическому занятию по теме «Стандартные программные средства. Текстовый редактор Microsoft Word. Таблицы, Формулы, разрывы страниц для решения медицинских задач»
| 3. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Как создается структура таблицы? Опишите известные вам способы.
2. Как осуществляется перемещение курсора ввода по таблице, выделение ячеек?
3. Перечислите способы выделения строк/столбцов таблицы.
4. Как вставить и удалить строки/столбцы таблицы?
5. Как произвести копирование, перемещение строк/ столбцов таблицы?
6. Как производится объединение и разбиение ячеек?
7. Дать определение табулирования текстовой информации.
8. Перечислить виды позиций табуляции и описать их.
9. Как вставить символ в текст?
10. Как вставить формулу?
11. Что такое вложенная таблица?
12. Как можно увеличить, или уменьшить длину линии при помощи табулирования?
Тесты для самоконтроля
1) Что такое размерность таблицы и чем она определяется:
a) Настройки шрифта и его параметрами;
b) размером ячеек;
c) количеством строк и столбцов;
d) масштабом.
2) Перечислите основные способы построения таблиц в Word:
a) с использованием инструмента Добавить таблицу;
b) с помощью панели инструментов Рисование;
c) через диалог Таблица®Добавить ® Таблицу;
d) с помощью инструментов рисования панели инструментов Таблицы и границы.
3) Перечислите способы выделения строки таблицы в Word:
a) Правка® Выделить все;
b) Ctrl+Shift+стрелка;
c) Таблица®Выделить ® Строка.
4) Перечислите способы выделения столбца таблицы в Word:
a) поместить указатель мыши над столбцом и произвести щелчок;
b) Правка® Выделить все;
c) Таблица®Выделить ® Столбец.
5) Укажите порядок заполнения и форматирования таблицы:
a) заполнить шапку таблицы, потом приступать к форматированию;
b) сначала отформатировать таблицу, потом заполнять;
c) сначала ввести всю информацию, потом приступать к форматированию;
d) не имеет значения.
6) Перечислите все варианты выравнивание текста в ячейках таблицы:
a) только горизонтальное;
b) горизонтальное и вертикальное;
c) только вертикальное;
d) или горизонтальное или вертикальное.
7) Как добавить сроку в таблицу:
a) Таблица®Вставить ® Строки ниже;
b) Вставка® Добавить Строку;
c) Таблица® Добавить строки ® Выше;
d) Таблица®Вставить ® Строки выше.
8) Как добавить столбец в таблицу:
a) Таблица® Добавить столбец ® Справа;
b) Таблица®Вставить ® Столбцы справа;
c) Таблица®Вставить ® Столбцы слева;
d) Вставка® Добавить Столбец.
9) Как удалить строку из таблицы:
a) Выделить строку и нажать Shift+Del;
b) Таблица®Удалить ® Строки;
c) Правка® Очистить форматы.
10) Как удалить столбец из таблицы:
a) Правка® Очистить форматы;
b) Выделить столбец и нажать Shift+Del;
c) Таблица®Удалить ® Столбцы.
11) Диалоговое окно Символ содержит вкладки:
a) Символ;
b) Специальные знаки;
c) Стили;
d) Вставить.
Как вставить формулу?
a) Вставка®Формула;
b) Вставка®Символ®Формула;
c) Вставка®Символ.
Практическая часть
|