Что называется атрибутом объекта? a) представление объекта реального мира с помощью некоторого набора его характеристик, существенных для решения данной информационной задачи;
b) абстракция предметов реального мира, объединяемых общими характеристиками и поведением;
c) связь между объектом и его характеристиками;
d) каждая отдельная характеристика, общая для всех возможных экземпляров.
2) Выбор вида модели зависит от:
a) физической природы объекта;
b) предназначения объекта;
c) цели исследования объекта;
d) информационной сущности объекта.
Что такое информационная модель объекта?
a) материальный или мысленно представляемый объект, замещающий в процессе исследования исходный объект с сохранением наиболее существенных свойств, важных для данного исследования;
b) формализованное описание объекта в виде текста на некотором языке кодирования, содержащем всю необходимую информацию об объекте;
c) программное средство, реализующее математическую модель;
d) описание атрибутов объектов, существенных для рассматриваемой задачи и связей между ними.
4) Укажите классификацию моделей в узком смысле слова:
a) натурные, абстрактные, вербальные;
b) абстрактные, математические, информационные;
c) математические, компьютерные, информационные;
d) вербальные, математические, информационные.
5) Целью создания информационной модели является:
a) обработка данных об объекте реального мира с учетом связи между объектами;
b) усложнение модели, учитывая дополнительные факторы, которые были ранее проинформированы;
c) исследование объектов, основанное на компьютерном экспериментировании с их математическими моделями;
d) представление объекта в виде текста на некотором искусственном языке, доступном компьютерной обработке.
6) В основе информационного моделирования лежит:
a) обозначение и наименование объекта;
b) замена реального объекта соответствующей ему моделью;
c) нахождение аналитического решения, которое дает информацию об исследуемом объекте.
7) Формализация – это:
a) этап перехода от содержательного описания связей между выделенными признаками объекта к описанию, использующему некоторый язык кодирования;
b) замена реального предмета знаком или совокупностью знаков;
c) переход от нечетких задач, возникающих в реальной действительности, к формальным информационным моделям;
d) выделение существенной информации об объекте.
8) Информационной технологией называется:
a) процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы материала;
b) изменение исходного состояния объекта;
c) процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления;
d) совокупность определенных действий, направленных на достижение поставленной цели.
Что называют имитационным моделированием?
a) метод исследования, связанный с вычислительной техникой;
b) современная технология исследования объектов;
c) метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили в действительности;
d) реализация математической модели в виде программного средства.
Что такое компьютерная информационная модель?
a) представление объекта в виде теста на некотором искусственном языке, доступном компьютерной обработке;
b) совокупность информации, характеризующая свойства и состояние объекта, а также взаимосвязь с внешним миром;
c) модель в мысленной или разговорной форме, реализованная на компьютере;
d) метод исследования, связанный с вычислительной техникой.
11) Компьютерный эксперимент состоит из последовательности этапов:
a) выбор численного метода - разработка алгоритма - исполнение программы на компьютере;
b) построение математической модели - выбор численного метода - разработка алгоритма - исполнение программы на компьютере, анализ решения;
c) разработка модели - разработка алгоритма - реализация алгоритма в виде программного средства;
d) построение математической модели - разработка алгоритма - исполнение программы на компьютере, анализ решения.
Практическая часть
30-летняя женщина, доставлена в клинику СМП с жалобами на потливость, тремор и сонливость, перепады настроения, плаксивость, общую слабость, боли мигрирующего характера по всему телу. У больной сахарный диабет 1 типа (СД 1), выявленный 15 лет назад, тяжелого течения с постоянно изменяемой терапией в связи с рецидивирующими гипер- и гипогликемиями. При поступлении, уровень глюкозы в крови был 1,2 ммоль/л. Со слов пациентки, в течение недели она отмечала низкий уровень глюкозы в крови, хотя инсулин в это время не вводился.
У больной выявлена диабетическая макро- и микроангиопатия (нейропатия, ретинопатия). Сопутствующие заболевания: тиреоидит Хасимото (в фазе гипотиреоза) на замещающей терапии L-тироксином; и остеопороз, по поводу чего она принимает кальций и витамин D. Семейный анамнез: сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, у старшей сестры – тяжелый ВПС с неоднократными оперативными вмешательствами (умерла в возрасте 23 лет).
Пациентка впервые получала стационарное лечение и обследование 5 лет назад и за этот период причиной госпитализации всегда была плохой контроль диабета. 2 года назад после тяжелой преходящей гипогликемии, в клинике были сделаны все гормональные тесты (без патологии), доза инсулина была уменьшена, и пациентка была переведена на аналоги инсулина. Несмотря на изменения терапии, сахарный диабет оставался плохо контролируемым - от тяжелой гипогликемии до гипергликемии более 30 ммоль/л.
При осмотре при поступлении: общее состояние средней тяжести, настроение подавлено. Уменьшение подкожно-жировой клетчатки, зоны липодистрофии под гиперпигментированной кожей. Индекс массы тела 16,7 кг/м2 (рост 166 см, вес 46 кг). Сердцебиение ритмичное с частотой сердечных сокращений 110 уд / мин, шумы не выслушиваются. АД 90/60 мм рт. Пульс на периферических артериях слабого наполнения. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧДД 17 в минуту. Живот мягкий, безболезненный. Диурез адекватный.
Во время пребывания в стационаре, были эпизоды гипогликемии с уровнем глюкозы в крови 1-2 ммоль/л с потерями сознания, что потребовало почти непрерывной инфузии глюкозы (инсулин не вводился), во время этих приступов производился анализ уровней С-пептида, инсулина, глюкозы крови:
Эпизоды
| Глюкоза (ммоль/л)
| Инсулин (мкЕд/л)
| С-пептид (нг/мл)
|
| 1.2
|
| -
|
| 2.1
|
| 0.014
|
| 2.8
|
| 0.26
| В клиническом анализе крови: Hb 123 г/л, Эритроциты 4,0х1012/л, лейкоциты 9,9х109/л, тромбоциты 325х109/л, СОЭ 44 мм/ч.
В биохимическом анализе крови: белок 69 г/л, холестерин 4,21 ммоль/л, креатинин 73 мкмоль/л, АЛТ 31 ед/л, АСТ 35 ед/л, HbA1c 8,8 %. Электролиты крови: К+ 4,5 ммоль/л, Na+ 140 ммоль/л, Cl- 107 ммоль/л
Клинический анализ мочи: уд. вес 1025, pH 6, глюкоза отр., кетоны отр., эритроциты 0, лейкоциты 5-6 в п/зр.
Гликемический профиль:
День
| Глюкоза крови (ммоль/л)
| До завтрака
| До обеда
| 2 ч после обеда
| Перед сном
|
| 4,5
| 1,2
| 2,6
| 3,3
|
| 1,0
| -
| 2,0
| 4,9
|
| -
| -
| -
| 14,4
|
| 24,5
| 2,8
| -
| 1,9
|
| 1,6
| 1,9
| 3,1
| 5,0
|
|
| 6,8
| 8,4
| 6,1
|
| -
| 3,9
| 4,6
| 4,1
|
| 11,1
| 4,0
| 16,0
| 12,0
|
С помощью ПК смоделируйте клинический процесс согласно примеру.
Тема 10: «Автоматизированное рабочее место (АРМ) врача лечебного отделения – основные функции и принципы работы»
1. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1. Какие задачи решает АРМ врача, в чем заключается удобство его использования?
2. Какие две основные неотъемлемые группы функций АРМ врача вы знаете?
3. Перечислите основные функции АРМ врача поликлиники
4. Перечислите основные функции АРМ врача стационара
5. В чем отличие между АРМ врача стационара и АРМ врача поликлиники?
- Целевые задачи:
Студент должен знать:
· Что представляет собой АРМ врача
· Основные функции АРМ врача
· Разновидности АРМов лечебного отделения и чем это обусловлено.
· Принцип работы АРМ врача.
Студент должен уметь:
На примере рассматриваемой АРМ врача:
· Осуществлять настройку АРМ
· Пользоваться поиском пациентов в АРМ
· Осуществлять планирование приема пациентов
· Заполнять и выводить на печать справки
· Работать с журналом пациентов.
| Литература
1.Корбинский Б.А./Т.В. Зарубина Медицинская информатика. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. -192 с.
2.Методическая разработка к практическому занятию по теме «Автоматизированное рабочее место (АРМ) врача лечебного отделения – основные функции и принципы работы»
| 3. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. В чем особенность АРМ врача? Почему нет смысла в «специализированных» АРМах?
2. Опишите процесс работы с журналом амбулаторного приема.
3. Как осуществляется поиск больного по БД.
4. Опишите процесс создания итоговых форм в АРМ врача.
Тесты для самоконтроля:
1) МИС- это:
a) совокупность программно-технических средств, баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации различных процессов, протекающих в ЛПУ и системе здравоохранения;
b) совокупность программно-технических средств для автоматизации различных процессов, протекающих в ЛПУ и системе здравоохранения;
c) совокупность программно-баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации различных процессов, протекающих в ЛПУ и системе здравоохранения;
d) совокупность программно-технических средств, баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации различных процессов.
2) База данных АИС реанимации и интенсивной терапии создана на основе:
a) таблиц MS Excel;
b) MS Word;
c) MS Access;
d) MS WordPad.
3) Карты интенсивной терапии и их шаблоны основаны на основе...
a) таблиц MS Excel;
b) MS Word;
c) MS Access;
d) MS WordPad.
4) Для начала работы с АИС «ОРИТ» запустить файл:
a) RDB_v2.0.mdb;
b) RDB_v2.0.xls;
c) RDB_v2.0.dbf;
d) RDB_v2.0.exe.
5) Форма настроек базы состоит из:
a) списка отделений стационара;
b) списка отделений поликлиник;
c) списка осложнений;
d) списка причин смерти;
e) списка причин госпитализации;
f) диспетчера задач;
g) диспетчера связанных таблиц.
6) Изменить список пациентов можно:
a) изменяя параметры фильтрации в строке «кнопки основных функций»;
b) изменяя параметры фильтрации в «строке поиска»;
c) выбрав вкладку «отчеты и бланки»;
d) нажав клавишу F2.
7) Мастер добавления нового пациента открывается:
a) нажав кнопку «Новый пациент» в главной форме;
b) нажав клавишу F2;
c) нажав клавишу F4;
d) нажав клавишу F7.
|