В какой форме можно редактировать (изменять) ошибочно введенные данные? a) в главной форме;
b) в форме выписки;
c) в форме подробных сведений о пациенте;
d) в форме настроек базы.
Под картами ИТ система понимает
a) базу данных Access на основе шаблона карты ИТ;
b) электронную таблицу Excel, созданную базой данных на основе шаблона карты ИТ.
10) При работе с картами ИТ используют кнопки в правом верхнем углу карты:
a) новый день;
b) назначить;
c) отменить;
d) печать;
e) болюсно;
f) отм. болюс;
g) удалить.
Практическая часть
Внести нового пациента в АРМ врача, внести данные о заболевании, запланировать следующий прием пациента.
Тема 11: «Принципы построения специализированных информационно-технологических систем отделения стационара на примере автоматизированной информационной системы отделения реанимации и интенсивной терапии»
1. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1. Что такое автоматизированная информационная система (АИС)?
2. Как АИС используются в медицине?
3. Что представляет собой АИС «ОРИТ»?
4. Какие задачи решает АИС «ОРИТ»
5. С чего начинают работу с системой «ОРИТ»?
6. С какими документами работает система? Перечислите их.
2. Целевые задачи:
Студент должен знать:
· Структуру главного окна автоматизированной системы ОРИТ
· Первичную настройку базы данных
· Ввод сведений о пациенте.
· Поиск пациента по базе.
· Выписку пациента.
· Заполнение формы подробных сведений о пациенте
· Создание и редактирование документа из шаблона
· Работу с картами интенсивной терапии
Студент должен уметь:
· Запускать программу «ОРИТ»
· Ориентироваться в интерфейсе программы
· Осуществлять поиск и работу с записями в БД
· Осуществлять настройку и редактирование базы данных
· Выводить необходимые документы на печать
| Литература:
1.Корбинский Б.А./Т.В. Зарубина Медицинская информатика. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. -192 с.
2.Есауленко И.Э., Семенов С.Н. Основы практической информатики в медицине; Воронеж, 2005
3.Методическая разработка к практическому занятию по теме «Принципы построения специализированных информационно-технологических систем отделения стационара на примере автоматизированной информационной системы отделения реанимации и интенсивной терапии»
| 3. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Опишите процесс внесения нового пациента в БД.
2. Опишите процесс выписки пациента
3. Опишите процесс создания документа из шаблона
Тесты для самоконтроля
1) Автоматизированное рабочее место (АРМ) врача предназначено:
a) для ведения историй болезни;
b) хранения историй болезни;
c) составления отчетов;
d) все вышеперечисленные.
2) Функции АРМ врача делятся на категории:
a) основные и неотъемлемые;
b) вспомогательные;
c) неотъемлемые и вспомогательные;
d) основные и вспомогательные.
3) Основа АРМа - это...
a) карта пациента;
b) электронная истории болезни;
c) электронная медкарта;
d) медицинский страховой полис пациента.
Для внесения личных данных в программу АРМ лечебного отделения необходимо использовать команду
a) Сервис- Настройки;
b) Сервис-Ввод данных;
c) Сервис-История болезни;
d) Сервис – Медкарта.
Какая вкладка окна «Настройки программы» содержит данные о врачах и медсестрах?
a) вкладка «Кабинет»;
b) вкладка «Врачи»;
c) вкладка «Отделения»;
d) вкладка «Направления».
В какой вкладке содержатся данные для шаблонного заполнения бланков?
a) вкладка «Медучреждение»;
b) вкладка «Врачи»;
c) вкладка «Отделения»;
d) вкладка «Направления».
7) Основное окно приложения:
a) электронная медкарта;
b) журнал амбулаторного приема;
c) история болезни;
d) журнал диспансерных больных.
Какую команду используют для просмотра количества принятых больных за определенный интервал?
a) Файл – Диспансеризация;
b) Файл-Отчетные формы;
c) Файл-Итоги работы;
d)Файл- Поиск больного.
Практическая часть
Внести нового пациента в БД, заполнить форму подробных сведений о пациенте. Найти по базе указанного преподавателем пациента и выписать его.
Тема 12: «Информационные медицинские системы диагностических служб (отделений функциональной диагностики и лабораторных исследований)»
1. Вопросы для проверки исходного уровня знаний:
- Какие основные документы предусмотрены в Комплексной медицинской информационной системе (КМИС)?
- Какую информацию содержит электронная медицинская карта пациента?
- Что такое Лабораторная информационная система и в чем цель ее внедрения?
2. Целевые задачи:
Студент должен знать:
- Что такое информационные медицинские системы диагностических служб и для чего они предназначены.
- Что такое Радиологическая информационная система (РИС) и ее основные задачи.
3. Что такое лабораторная информационная система ее основные функции и назначение.
Студент должен уметь:
1. Работать с медицинскими информационными системами.
2. Пользоваться функциональными возможности ИС.
| Литература
1.Б.А. Кобринского «Медицинская информатика»
2.Есауленко И.Э., Семенов С.Н. Основы практической информатики в медицине; Воронеж, 2005
3.Методическая разработка к практическому занятию по теме «Информационные медицинские системы диагностических служб (отделений функциональной диагностики и лабораторных исследований)»
| 4. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Как осуществляется работа пользователей с лабораторной подсистемой.
2. Как осуществляется работа с бланком лабораторного заказа.
Тест для самоконтроля.
1) Система диагностической службы предназначена для:
a) автоматизации работы сотрудников диагностических кабинетов;
b) упрощения формирования заключений;
c) архивированию изображений;
d) моментального доступа к архивам исследований;
e) архивированию электронных таблиц.
2) В подсистеме диагностических служб КМИС (Комплексная медицинская информационная система) предусмотрены следующие основные документы:
a) Функциональная диагностика;
b) Нейрофункциональная диагностика;
c) Звуковая диагностика;
d) Ультразвуковая диагностика;
e) Нейронная диагностика;
f) Эндоскопическая диагностика;
g) Эндометрическая диагностика.
3) Для исключения модификации ответов после их утверждения используются возможности подсистемы безопасности используют:
a) ЭЦП;
b) подпись;
c) ограничение доступа;
d) ограниченный список лиц.
4) Основная информация хранится в:
a) отчетах;
b) формализованных бланках;
c) итоговых таблицах;
d) во всех перечисленных.
5) В специальных базах данных могут быть сохранены результаты исследования в различных форматах:
a) exe, bat;
b) JPEG, GIF, TIFF, BMP;
c) AVI, MPEG, ASF;
d) WAV, MP3;
e) xls, xlsx.
Практическая связь
Используя лабораторную информационную систему осуществите заказ лабораторного исследования.
Тема 13: «АРМ врача функциональной диагностики и врача-лаборанта - основные функции и принципы работы»
1. Вопросы для проверки исходного уровня знаний:
1. Чем определяется медицинская направленность компьютерных диагностических систем.
2. Перечислите основные функциональные возможности АРМ врачей-диагностов.
3. Для чего предназначена программа «Редактор протоколов функциональной диагностики».
2. Целевые задачи:
Студент должен знать:
- Что такое информационные медицинские системы диагностических служб и для чего они предназначены.
· Основные функциональные возможности АРМ врачей-диагностов
· Работу программы «Редактор протоколов функциональной диагностики»
Студент должен уметь:
· Настраивать список каналов госпитализации пациентов.
· Настраивать список исследований.
· Настраивать формат печатных документов.
· Осуществлять поиск пациента.
· Создавать новый протокол.
· Редактировать и распечатывать протоколы.
· Пользоваться встроенным редактором формул.
| Литература
1.Б.А. Кобринского «Медицинская информатика»
2.Есауленко И.Э., Семенов С.Н. Основы практической информатики в медицине; Воронеж, 2005
3.Методическая разработка к практическому занятию по теме «Информационные медицинские системы диагностических служб (отделений функциональной диагностики и лабораторных исследований)»
| 3. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Как запустить программу «Редактор протоколов»?
2. Опишите процесс добавления в программу нового исследования.
3. Опишите как выбрать следующее исследование.
4. Опишите как создать новый протокол.
5. Как сформировать отчет?
6. Как вывести отчет на печать?
Тест для самоконтроля.
1) Система диагностической службы предназначена для:
a) автоматизации работы сотрудников диагностических кабинетов;
b) упрощения формирования заключений;
c) архивированию изображений;
d) моментального доступа к архивам исследований;
e) архивированию электронных таблиц.
2) Для добавления нового исследования необходимо:
a) в дереве исследований выбрать мышкой группу Исследования;
b) в дереве исследований выбрать мышкой группу Общее;
c) в дереве исследований выбрать мышкой группу Справочники;
d) в дереве исследований выбрать мышкой группу Дополнительные поля.
3) Для того, чтобы отфильтровать элементы дерева пациентов следует воспользоваться командой:
a) Настройки→Фильтрация;
b) Настройки→Фильтрация пациентов;
c) Настройки→Фильтрация дерева пациентов;
d) Настройки→Фильтрация дерева.
4) Основная информация хранится в:
a) отчетах;
b) формализованных бланках;
c) итоговых таблицах;
d) во всех перечисленных.
5) Поле Комментарий диалогового окна Группы полей… Для того чтобы начать добавление новых полей, следует:
a) используется для отображения в протоколе;
b) используется для задания высоты группы;
c) используется для задания количества столбцов группы.
Практическая связь
1. В программу «Редактор протоколов» добавьте новое исследование «УЗИ суставов».
2. Добавить нового пациента: Михайлов Леонид Николаевич, 1967 года рождения, номер амбулаторной карты 3452, канал госпитализации ОМС
3. Создать для этого пациента новый протокол.
4. Сформировать отчет по этому пациенту.
Тема 14: «Информационные системы для управления здравоохранением территориального уровня»
1. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1. Чем определяется медицинская направленность МИС?
2. Перечислите основные функциональные возможности МИС.
3. Перечислите группы анализируемых показателей.
2. Целевые задачи:
Студент должен знать:
· Цели, задачи, структура, основные функции и принципы разработки автоматизированных информационных систем для муниципального, территориального, федерального уровней здравоохранения.
· Основные источники информации.
· Группы анализируемых показателей
Студент должен уметь:
· Представлять и обрабатывать данные в МИС.
· Работать с МИС различных уровней.
| Литература
1.Корбинский Б.А./Т.В. Зарубина Медицинская информатика. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. -192 с.
2.Методическая разработка к практическому занятию по «Информационные системы для управления здравоохранением территориального уровня»
1.
| 3. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Что такое Территориальные медицинские информационные системы?
2. Основные группы территориальных МИС.
3. Трехуровневая система электронного документооборота.
4. Этапы принятия управленческого решения на основе имеющейся информации.
5. Что такое информационно-аналитическая система.
6. Необходимость использования аналитических модулей в рамках территориальных МИС.
7. Что такое географические информационные системы?
8. Перечислите основные элементы структуры ГИС.
9. Необходимость использования географических модулей в рамках территориальных МИС.
Тесты для самоконтроля:
1) Территориальная медицинская информационная система -это:
a) это интегрированная система сбора, обработки, передачи и хранения данных о состоянии здоровья населения, окружающей среды, материально-технической базе и экономических аспектах функционирования службы здравоохранения региона;
b) это система, обеспечивающая наряду с процессами сбора, накопления, хранения, поиска и статистической обработки информации формально-содержательный анализ данных на основе построения моделей, необходимых для оценки состояния и планирования развития службы для ведения историй болезни;
c) это система визуального представления географически или координатно «привязанной» проблемно-ориентированной информации. хранения историй болезни.
2) Информационные системы территориального управления здравоохранения…
a) обеспечивают межбольничное взаимодействие для проведения дистанционных консультаций, выезда специалистов и эвакуации больных с целью оказания высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи;
b) обеспечивают информационную поддержку планирования и контроля финансирования медицинских учреждений через систему ОМС;
c) осуществляют накопление и обработку информации о работе всех медицинских учреждений территории.
3) Основа АРМа - это...
a) карта пациента;
b) электронная истории болезни;
c) электронная медкарта;
d) медицинский страховой полис пациента.
4) Под жизненным циклом программного обеспечения ИС обычно понимается:
a) непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания системы и заканчивается в момент ее вывода из эксплуатации;
b) непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания системы и заканчивается в момент ее ввода в эксплуатацию;
c) непрерывный процесс, который начинается в момент ее ввода в эксплуатацию и заканчивается в момент ее вывода из эксплуатации;
5) Информационно-аналитическая система – это: вкладка «Кабинет»;
a) это интегрированная система сбора, обработки, передачи и хранения данных о состоянии здоровья населения, окружающей среды, материально-технической базе и экономических аспектах функционирования службы здравоохранения региона;
b) это система, обеспечивающая наряду с процессами сбора, накопления, хранения, поиска и статистической обработки информации формально-содержательный анализ данных на основе построения моделей, необходимых для оценки состояния и планирования развития службы для ведения историй болезни;
c) это система визуального представления географически или координатно «привязанной» проблемно-ориентированной информации. хранения историй болезни.
6) Географическая информационная система – это: вкладка «Врачи»;
a) это интегрированная система сбора, обработки, передачи и хранения данных о состоянии здоровья населения, окружающей среды, материально-технической базе и экономических аспектах функционирования службы здравоохранения региона;
b) это система, обеспечивающая наряду с процессами сбора, накопления, хранения, поиска и статистической обработки информации формально-содержательный анализ данных на основе построения моделей, необходимых для оценки состояния и планирования развития службы для ведения историй болезни;
c) это система визуального представления географически или координатно «привязанной» проблемно-ориентированной информации. хранения историй болезни.
7) Основными элементами структуры ГИС являются:
a) механизмы ввода и хранения данных;
b) разделения исходных данных на устойчивые группы путем классификации «без учителя» или кластеризации;
c) оценки информативности сгруппированных данных относительно совокупности известных эталонных объектов, т.е. распознавания образов с обучением на эталонах («с учителем»);
d) структурно-логического исследования и классификации логических связей.
e) пространственный анализ объектов с использованием специального пакета прикладных программ;
f) вывод результатов анализа.
Практическая часть
Внести нового пациента в БД, заполнить форму подробных сведений о пациенте. Найти по базе указанного преподавателем пациента и выписать его.
|