Реформа патриарха Никона и церковный раскол На протяжении XI-XVI вв. в Русской Церкви сложилась своеобразная обрядность, которая отличалась от обрядности других Православных Церквей. В XVII веке деятели Русской Церкви хотели изменить обряды, исправить богослужебные книги, чтобы сблизить их с обрядами других Православных Церквей. Идею церковной реформы поддержали царь и патриарх. Весной 1653 года началось проведение церковной реформы. Церковный собор в 1654 году согласился на исправление богослужебных книг. В результате реформы русские церковные обряды и богослужебные книги были приведены в соответствие с греческими. В результате реформы сократились церковные службы, а также тексты некоторых молитв. Двуперстное сложение было заменено троеперстным. Церковные соборы 1666-1667 гг. утвердили все новшества.
У патриарха Никона были обширные планы переустройства духовной жизни России, но его стремление всеми повелевать привели к конфликту с царем Алексеем Михайловичем. В 1658 году между царем и патриархом произошел конфликт, после которого Никону не позволили вернуться на патриаршую кафедру. Церковный собор 1666 года объявил патриарха Никона низложенным.
Проведенная в стране церковная реформа вызвала протест значительной части священнослужителей и верующих, что привело к церковному расколу. Так возникло движение, которое позднее назвали старообрядчеством. Лидерами старообрядцев стали протопоп Аввакум, священники Лазарь и Иван Нерронов. Правительство боролось со старообрядцами, обвиняя их в расколе Церкви. Сами старообрядцы не признавали церковные реформы и считали, что в России наступило царство антихриста. Старообрядцы уходили в Сибирь, спасаясь от преследования властей. Там они могли сохранить свою веру. Своеобразным протестом против деятельности властей стали многочисленные случаи самосожжения.
Раскол Русской Православной Церкви стал одним из самых трагических событий русской истории, последствия которого не преодолены до сих пор.
Тема 24. Россия в концеXVII века
После смерти царя Алексея Михайловича на русский престол взошел его 14 летний сын Федор Алексеевич, который правил с 1676 по 1682 гг. Юный царь был очень талантливым человеком. Он знал несколько иностранных языков, увлекался музыкой, сочинял стихи. Его учителем был известный поэт Симеон Полоцкий. Но у Федора Алексеевича было очень слабое здоровье.
Пробыв на престоле всего несколько лет, Федор Алексеевич сумел многое сделать. Впервые в истории России была проведена перепись населения. Сократилось число приказов. В 1682 году было отменено местничество. Это было очень важным событием, так как теперь важные государственные должности могли доставаться людям независимо от их происхождения.
При Федоре Алексеевиче Россия вела войну с Турцией (1676-1681). Турки хотели подчинить территорию Левобережной Украины, но героизм русской армии и казачества не позволил туркам захватить эту территорию. По итогам войны с Турцией был подписан Бахчисарайский мирный договор.
Царь Федор Алексеевич умер в 1682 году в возрасте 21 года. Потомства после себя он не оставил.
После смерти Федора претендентами на престол оставались два царевича: 16 летний Иван (сын Милославской) и 10 летний Петр (сын Нарышкиной). Самой старшей в царском роду была царевна Софья Алексеевна.
Царевич Иван был очень болезненным человеком, поэтому на престол хотели возвести юного Петра Алексеевича. Но царевна Софья не хотела отдавать власть Петру, и в 1682 году она организовала стрелецкий бунт против сторонников Петра. Взбунтовавшиеся стрельцы ворвались в Кремль и убили на глазах у царевича Петра нескольких его родственников и воспитателя Артамона Матвеева.
После этого было принято решение, устраивающее всех: обоих царевичей, и Ивана, и Петра провозглашали царями, а регентшей при них стала царевна Софья.
Таким образом, царевна Софья стала фактической правительницей Российского государства. В царствование Софьи правительство возглавил боярин Василий Васильевич Голицын. Софья старалась продолжать политику своих предшественников.
Был составлен план по завоеванию Черноморского побережья. В 1687 и 1689 годах для реализации этого плана были предприняты походы на Крымское ханство, которые завершились неудачно.
В 1686 году был заключен «Вечный мир» с Польшей, окончательно закрепивший за Россией Левобережную Украину и Киев.
В 1689 году был заключен Нерчинский договор с Китаем по поводу спорных территорий.
Однако неудача Крымских походов сделала положение правительства Софьи неустойчивым. В 1689 году она предприняла попытку осуществить государственный переворот и устранить царевича Петра. Однако сторонники Петра узнали о заговоре и сумели привлечь войска на свою сторону. В результате правительство Софьи пало. Петр I заключил свою сестру в Новодевичий монастырь. В ссылку был отправлен и боярин В. В. Голицын. Власть в стране оказалась в руках Петра I.
Тема 24. Культура России 17 века
Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям человеческой личности (обмирщение культуры).
В устном народном творчестве широко распространяются легенды, песни, сказания. Одним из любимых героев их становится Степан Разин, который наделяется богатырскими чертами и оказывается в одном кругу с былинными героями. В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.
В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинская академия, которая стала первым высшим учебным заведением России.
В 17 в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде». Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Калязинская челобитная».
Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он - автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном при царе Алексее Михайловиче.
Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.
Архитектура
В русской архитектуре XVII в. также занимает особое место. С огромной силой проявилось стремление к отказу от вековых канонов, «обмирщению» искусства. Большую роль в развитии архитектуры в целом играло деревянное зодчество. Дома в городах строились, в основном, из дерева. Это были двух- и трехэтажные хоромы
Ярчайшим памятником деревянного зодчества был дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 гг. Дворец состоял из множества разных построек, связанных между собой переходами, и насчитывал 270 комнат с 3000 окон. В деревянном зодчестве в начале века преобладали простые по конструкции и внешнему оформлению постройки, но к концу столетия они становятся декоративными, многообъемными. Эта тенденция получает завершение в Церкви Преображения села Кижи (1714).
Живопись
В 17 веке происходит освобождение от церковных канонов русской живописи. Расширяется тематика изображений, усиливается удельный вес светских сюжетов. Во главе новой художественной школы стоял Симон Ушаков. Для работ этого художника характерен отход от традиций иконописи, больший интерес к изображению человеческого лица.
В 17 веке происходит расцвет портретного жанра – парсуны.
|