Обратная связь
|
Россия на рубежах Китая, Японии и США На дальневосточном направлении Россия также проводила активную внешнюю политику. Во второй половине XIX века Россия урегулировала территориальные вопросы с Китаем. По Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем за Россией была закреплена территория по левому берегу реки Амур и весь Уссурийский край. Начали развиваться торговые и дипломатические отношения с Японией. В 1855 г. между Россией и Японией был заключен Симодский договор о постоянном мире и дружбе. Он закреплял право России на северную часть Курильских островов. Остров Сахалин, принадлежавший России, объявлялся совместным владением. В 1875 г. Петербургский русско-японский договор признал остров Сахалин исключительно российским. В качестве компенсации Япония получила Курильские острова. Россия проводила доброжелательную политику по отношению к США. В 1867 г. Россия совершила серьезную ошибку, уступив за 7,2 млн. долларов США — полуостров Аляску.
Тема 44. Общественное движение во второй половине XIX вв.
Проводимые в России с начала 1860-х гг. реформы ускорили экономическое развитие страны. Политика властей была направлена на то, чтобы постепенно Россия превратилась в либеральное, правовое государство. Однако далеко не все поддерживали этот государственный курс. Главная опасность курсу обновления страны исходила от тех, кто считал, что реформы идут слишком медленно и носят поверхностный характер. Представители леворадикальных течений и кружков, требовавшие коренных изменений в стране, заявили о себе как раз в начале 1860-х гг. Они получили название народников.
Родоначальниками их идеологии являлись А И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, а главный девиз сформулировал еще В. Г. Белинский: «Человеческая личность выше истории, выше общества, выше человечества». Позже эту формулу развил известный идеолог крестьянского социализма Н. К. Михайловский: «Человеческая личность, ее судьбы, ее интересы — вот что должно быть поставлено во главу угла нашей теоретической мысли и нашей практической деятельности». По представлениям Михайловского, «личность» не может занять достойное положение ни при капитализме, ни при «царской диктатуре», поэтому надо отбросить и разрушить современное общество и соорудить на его обломках некое общинное царство света и справедливости, построенное на принципах равенства и бескорыстии.
По своему социальному положению подавляющая часть народников происходила, как тогда говорили, из разночинцев (из разных чинов). Как правило, это были выходцы из малообеспеченных семей (священников, мелких чиновников, обедневших дворян), получившие возможность учиться, делать карьеру, занять видное место в обществе как раз благодаря реформам Александра II. Но учеба и служба их не манили: они мечтали о радикальных переменах в России.
С конца 1850-х гг. народники начали объединяться в тайные кружки и союзы, вырабатывать стратегию и тактику борьбы с существующим общественным строем. Неизменно выступая от имени народа, народоправцы не знали и не хотели знать этот самый народ. Первой заметной народнической организацией стала « Земля и воля», существовавшая в 1861—1863 гг. и объединявшая несколько десятков юношей и девушек — большей частью студентов различных петербургских учебных заведений. Эта организация возникла в период, когда противники режима не сомневались, что скоро грядет народное восстание. По мере исчезновения надежды на близкое крушение деспотической власти землевольцы пришли к убеждению, что самому народу не поднять восстание для установления социалистической республики. К этой заветной народнической цели его надо подготовить, подвести.
В 1861 г. А. И. Герцен в своем «Колоколе» призвал русских революционеров идти в народ, чтобы вести там революционную пропаганду. Своего апогея «хождение в народ» достигло в 1874 году. Сотни молодых людей устремились в деревню, устраивались там фельдшерами, землемерами, ветеринарами, превращались в землепашцев и при каждом удобном случае вели беседы с крестьянами, объясняя им, что, для того чтобы ликвидировать притеснения властей, добиться благополучия и достатка в своей семье, надо свергнуть власть и устроить народную республику. Крестьяне к идеям народников относились негативно и почти всегда сдавали их полиции. Тогда было решено развернуть террор против представителей власти.
В 1879 г. организация «Земля и воля» раскололась на две организации — Народная воля и Черный передел.
Большая часть народников — непримиримые — объединились в «Народной воле», поставившей своей целью свержение монархии, созыв Учредительного собрания, ликвидацию постоянной армии, введение общинного самоуправления. Главной мишенью для народников с самого начала их террористической деятельности был царь. Первое покушение на него произошло в апреле 1866 г., когда студент Д. В. Каракозов стрелял из револьвера в Александра II. Были и другие покушения.
Власть не бездействовала. Членов нескольких нелегальных террористических групп арестовали, предали суду. Эти процессы порой становились не столько мерой устрашения, сколько школой мужества. Открытая судебная процедура с участием адвокатов, в присутствии публики и журналистов способствовала тому, что некоторые из процессов превращались в своеобразный бенефис террористов. Речи, произносимые обвиняемыми и их защитниками, были наполнены выпадами против существующего общественного строя, пламенными призывами бороться за благо народа. Отчеты о судебных заседаниях публиковались на самых видных местах в газетах, антигосударственные декларации обвиняемых размножались в нелегальных типографиях и распространялись по всей стране. Агитация оказывала свое воздействие. Если встать в ряды революционеров стремились лишь единицы, то сочувствовавших их идеалам находилось значительно больше Появились группки молодежи, как правило из недоучившихся студентов, ставшие носителями разрушительных тенденций. Эти нигилисты (согласно термину И. С. Тургенева, произведенному от латинского слова nihil — «ничего») отвергали все, осмеивали и отбрасывали любые авторитеты —власть, Церковь, прошлое страны. Нигилисты пополняли ряды тайных антиправительственных организаций, распространявших подстрекательские листовки, а некоторые перешли к вооруженной борьбе против порядка и закона.
21 января 1878 г. дворянка Вера Засулич стреляла в градоначальника Ф. Ф. Трепова. Причиной послужил приказ градоначальника наказать розгами некоего заключенного, нарушившего тюремный режим.
На судебном разбирательстве присутствующие в зале устроили овацию Вере Засулич. Коллегия присяжных вынесла ей оправдательный приговор, и террористка была освобождена прямо в зале суда. Около судебного здания состоялась шумная, восторженная манифестация кое честь.
Желая положить конец антиправительственным наступлениям в стране, Александр II наделил большими полномочиями графа М. Т. Лорис-Меликова (диктатура сердца), прославившегося смелыми и решительными действиями в годы русско-турецкой войны (1877—1878) и в пресечении эпидемии холеры, возникшей в Астраханской губернии. Лорис-Меликов полагал, что для наступления общественного спокойствия необходимо провести преобразования в системе политического управления страной.
Однако все это не произвело должного впечатления на народников. Они продолжали вынашивать идею убийства царя, надеясь, что таким путем им удастся вызвать панику в стране и поднять антиправительственное восстание. Руководители «Народной воли» — студент А. И. Желябов и порвавшая со своими родителями дочь генерала С. Л. Перовская с группой единомышленников составили план покушения на императора. Оно намечалось на 1 марта 1881 г. Накануне полиции удалось напасть на след заговорщиков и арестовать Желябова, но это не изменило планов террористов.
1 марта 1881 г. на берегу Екатерининского канала в карету Александра II была брошена бомба. Это было шестое по счету покушение на царя. Он не пострадал, но кучер и мальчик-прохожий были убиты. Однако через несколько минут другой злоумышленник бросил бомбу прямо под ноги самодержцу. Александр II был тяжело ранен и через некоторое время скончался. В России кончилась одна эпоха, начиналась другая.
Тема 45. Идейная борьба во второй половине XIX век
Во второй половине XIX века окончательно оформились три идейных направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.
Консерваторы
Социальную основу этого направления составляло консервативное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России. Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. Н. Катков. Печатный орган «Московские ведомости».
Либералы
Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.). Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была Конституционная монархия. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации Poccии.
Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев, Д. И Шаховской, Ф. И. Родичев, П. А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества.
Радикалы
Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь)
В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один — вокруг редакции «Колокола», издаваемого А. И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но в отличие от А. И. Герцена видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. В 1862 г. Н. Г. Чернышевский был арестован, приговорен к каторге и ссылке в Сибирь.
На рубеже 60—70-х годов, во многом на основе идей А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX в., считавших своим долгом служение народу. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.
Революционное народничество. Их идеологами — М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым — были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества:
- бунтарского (анархического) – идеолог М. А. Бакунин
|
|