Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 16.3. «Грозная опричнина»Ивана IV

Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, справедливо видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, необходимой для решения важнейших государственных задач. Основным препятствием к установлению полного единовластия, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Острота исторического момента требовала от царя решительных действий, что в итоге привело к установлению опричнины (1565-1572 гг .). По мнению выдающегося историка И. Я. Фроянова «Исторические корни опричнины уходят во времена правления Ивана III, когда Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву семена опаснейшей ереси, подрывающей основы православной веры, апостольской Церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия. Эта война, продолжавшаяся почти целый век, создала в стране такую религиозно-политическую неустойчивость, которая угрожала самому существованию Русского государства. И опричнина стала своеобразной формой его защиты». В январе 1565 г. из подмосковной царской резиденции села Коломенского через Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров Владимирской области). Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел — опричнину (от слова «опричь» — кроме. Так раньше называли удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа). Во втором послании, обращенном к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет. Народ, шокированный решением царя, умолял его вернуться на престол. Иван IV продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско, которое было создано для защиты самодержавия. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности.



С помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде (1570) и Пскове, ставившие своей целью выход из состава России и подчинение Литве. Опричникам удалось нанести ощутимый удар по внутренним врагам русского государства, многие из которых были казнены. Государство и русский народ были спасены. Приняв на себя по необходимости работу самую неблагодарную, царь, как хирург, отсекал от тела России гниющие, бесполезные члены. Иоанн IV не обольщался в ожидаемой оценке современниками (и потомками) своего труда, говоря: «Тело изнемогло, болезнует дух, раны телесные и душевные умножились, и нет врача, который исцелил бы меня. Ждал, кто бы поскорбел со мной, но не явилось никого, утешающих я не нашел. Злом заплатили мне за добро, ненавистью - за любовь».

В отличие от историков, народ верно понял своего царя и свято чтил его память. Вплоть до самой революции к могиле Грозного царя приходил простой люд служить панихиды, веруя, что таким образом выраженное почитание Иоанна IV привлекает благодать Божию в дела, требующие справедливого и нелицеприятного суда. Итоги правления Ивана Грозного наиболее убедительно сформулировал доктор церковной истории митрополит Иоанн (Снычев) в своей книге «Самодержавие духа»: «Царствование Грозного царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири. Дело жизни царя было сделано — Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы опасной ереси, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества — осознан. В 1584 году царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание — митрополит Дионисий постриг государя, и уже не Грозный царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь».

 

 

ТЕМА 17. Русская культура XIV-XVI вв.

После монгольского разорения, начинается медленный подъем Русской земли. Возрождалась и развивалась русская культура. Новым культурным центром становится Москва, объединявшая под своей властью русские земли.

Особенности культуры XIV-XVI вв

1. новым центром развития русской культуры стала Москва

2. отражение христианских ценностей в памятниках культуры

3. отражение в памятниках культуры идеи борьбы с монголо-татарским игом

4. осознание необходимости единства Русской земли.

Памятники архитектуры

Фортификационные сооружения – строительство каменных крепостей.

В 1367 году был возведен белокаменный Кремль.

Сооружение Кремля в Смоленске ( конец 16 века) – архитектор Федор Конь

При строительстве храмов доминирует шатровый стиль.

Образцом шатрового стиля стала церковь Вознесения в Коломенском (1532)

В период правления Ивана III в Россию приглашают работать итальянских мастеров. На Руси их называли Фрязинами ( то есть итальянцами)

Успенский Собор в Москве ( 1475-1479 гг) построил Аристотель Фиораванти

Грановитую палату построили итальянцы Марк Фрязин и Антонио Солари (1481-1491)

В 1505-1509 гг. был построен Архангельский Собор в Москве ( архитектор Алевиз Фрязин)

Колокольню Ивана Великого в 1505 году построил Бон Фрязин.

По заказу Ивана Грозного был построен храм Василия Блаженного (Покровский собор на Рву) (1555-1560) – образец шатрового стиля в архитектуре. Архитекторы Барма и Постник.

Живопись

Представлена именами Феофана Грека, Андрея Рублева (Троица), Даниила Черного и Дионисия.

Иконописец Феофан Грек (конец 14 века). Прибыл из Византии, работал в Москве и Новгороде. Работал вместе с Андреем Рублевым.

Андрей Рублев ( 1360-1430) – самый выдающийся иконописец.Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, затем Андронникова монастырей. Расписывал фресками Троице-Сергиев, Андронников монастыри, Успенский Собор во Владимире, Благовещанский Собор. Андрей Рублев написал икону Троица для Троице-Сергиева монастыря. Даниил Черный трудился вместе с Андреем Рублевым.

Дионисий (ок. 1440- 1519) расписывал фресками Успенский Собор Московского Кремля, Ферапонтов монастырь.

Русскими иконописцами 16 века была написана замечательная икона «Церковь воинствующая» в честь взятия Казани.

Литература

Литература 14-16 веков отражала как религиозные ценности русского народа, так и реальные исторические события.

Повесть о разорении Рязани Батыем, рассказывает о героической обороне Рязани и подвиге воеводы Евпатия Коловрата.

Задонщина – повесть конца 14 века о Куликовской битве. Автор Софроний Рязанец.

В этот период были написаны Епифанием Премудрым жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского (просветителя пермяков)

Во второй половине ХV века написана «Повесть о Петре и Февронии».

Литература и книгопечатание в 16 веке

Первопечатниками на Руси были Иван Федоров и Петр Мстиславцев. В 1564 году их типография выпустила книгу Апостол, а в 1565 году Часосоловец. Большим почитателем книг был Иван Грозный, который собрал большую библиотеку (либерея).

Для литературы 16 века характерно многообразие жанров:

Публицистика: Послание игумена Филофея князю Василию III (Москва – третий Рим); публицистика Максима Грека и Вассиана Патрикеева, Ивана Пересветова «Сказание о Магмете Салтане», переписка Ивана Грозного с Курбским.

Духовник Ивана Грозного Сильвестр написал книгу Домострой - энциклопедию ведения домашнего хозяйства и моральных норм.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.