Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 4. Правление князя Владимира Святославича. Принятие христианства на Руси

Киевская Русь во времена Владимира I (980-1015 гг.)

После гибели Святослава в Киеве власть взял его сын Ярополк (972-980), которого поддерживали отцовские воеводы. Брат Ярополка Олег правил в древлянской земле, а самый младший Владимир в Новгороде.

В правление Ярополка единство Руси было поставлено под угрозу: разгорелось восстание в древлянских землях, сепаратистские тенденции были сильны и в Новгороде.

В 977 году в результате похода Ярополка в древлянские земли трагически погиб юный князь Олег.

В 980 году молодой князь Владимир, правивший в Новгороде, с помощью варягов захватил Киев. Князь Ярополк был убит. Владимир стал единоличным правителем Руси.

Принятие христианства на Руси

Правление Владимира Святославича связано с важнейшим событием в истории России – принятие христианства.

Христианство известно славянам с первых веков нашей эры. Согласно Священному Писанию в славянских землях проповедовал ученик Иисуса Христа святой апостол Андрей Первозванный (I век н.э), который побывав на месте, где впоследствии возникнет Киев, пророчески произнес: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог множество церквей».

Во времена князя Игоря в Киеве уже было немало христиан, и стояла церковь имени святого Ильи. Приход к власти в Киеве князя Владимира, казалось, надолго определил торжество язычества. Стремясь объединить русские земли, князь Владимир в 980 году осуществил религиозную реформу, поставив во главе славянских богов кровожадного Перуна.Реформа провалилась. Русская правящая верхушка понимала необходимость принятия христианства.



Крещение Руси состоялось в 988 году. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Тема 5. Правление князя Ярослава Мудрого

Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015—1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья — любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

Против Святополка I Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать «Святошку Окаянного» — зятя польского короля Болеслава Храброго — из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. В 1036 году Ярослав Мудрый нанес окончательное поражение воинственным печенегам.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, с 1037 г. -1041 гг. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте. В период княжения Ярослава Мудрого был составлен первый свод законов, который назывался «Русская Правда».

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона—русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора.

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода Владимир,— Мономах.

 

Исторические заслуги Ярослава Мудрого

1. Защитил Русь от набегов печенегов

2. Расширил территорию Киевской Руси

3. При Ярославе Мудром был издан свод законов «Русская правда»

4. Ярослав Мудрый способствовал развитию культуры

5. При Ярославе Мудром укрепился международный авторитет Киевской Руси

 

Право в Древней Руси

Русская Правда – свод законов Древней Руси.

Русская правда состоит из: Правды Ярослава (вр. Ярослава Мудрого), Правды Ярославичей (сыновей Яр. Мудрого), Покона вирного, Урока мостников, Устава Владимира Всеволодовича (Мономаха).

 

Категории населения по Русской Правде

Правящий слой

Бояре – советники, старшие дружинники князя

Княжьи мужи – доверенные лица князя

Огнищане – управляющие княжеским имением

Тиуны – управляющие отдельными отраслями княжеского хозяйства

Жизнь знатных людей охранялась законом. За их убийство полагался огромный штраф (вира) – 80 гривен.

Простое свободное население

Смерды –общинники – основная масса население Киевской Руси, проживали в деревнях.

Население городов (посадов) делилось на группы: боярство, духовенство, купечество, низы (ремесленники, наемные рабочие).

Зависимое население

Закуп – зависимый человек, работающий в хозяйстве феодала за купу (заем).

Рядович – зависимый человек, работавший у господина по ряде (договору)

Холоп – раб, собственность господина

Наказания по Русской Правде

Вира – денежный штраф за убийство. Размер виры определялся социальным положением человека.

Дикая вира – это денежный штраф за убийство, который налагался на всю общину.

Полувирье – штраф за нанесение увечий

Поток и разграбление – это самое страшное наказание за убийство, разбой, конокрадство. Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника с его семьей «головой», то есть в рабство.

Продажа – денежная компенсация за преступления против личности и имущества

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.