Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Политические мысли древнего мира

Начало становления и развития политических идей и учений восходит к древнему миру. Первые попытки осмысления политических явлений зарождались в мифорелигиозных формах сознания людей.

Так, ряд древнеиндийских философских систем ориентировали сознание людей на духовно- нравственное совершенство, пассивность во внешней реальности, сохранение и строгое следование религиозным ритуалам. Преобладающей темой в мифорелигиозных размышлениях была проблема духовно- нравственного мира человека, тема развития его сознания.

Большое внимание политико-правовым проблемам уделялось еще в древности такими китайскими философскими учениями, как конфуцианство и даосизм1, в котором мы находим попытки осмыслить проблемы построения совершенного общества, формирования справедливого государства.

Из числа оформившихся в древнем мире научных концепций политики следует отметить взгляды древнекитайского мыслителя Конфуция (551-479 до н.э.). Он в своих объяснениях политики исходил преимущественно из нормативного подхода, выстраивая свою собственную концепцию «идеального государства», возглавляемого справедливыми, благородными, высоконравственными правителями.

 

Огромное влияние на последующие развитие государственности как Китая, так и всего Востока оказали не только рекомендаций Конфуция относительно системы организации власти и управления, но и его афоризмы, многие из которых актуальны и сегодня, особенно в части, касающейся своеобразной корпоративной этики, поведения чиновничества, тех, кому принадлежит власть.

Качественным новым этапом в развитии политической мысли является древнегреческая цивилизация. Этот период характеризуется значительным и довольно активным переходом человеческого сознания от религиозно-мифологических к рационально логическим, философским. Именно в этот период происходит становление политических идей и формирование таких понятий, как «политика», «государство», «демократия», «монархия», «аристократия», «тирания», «олигархия», «плутократия»2, «охлократия»3, «формы правления». В Древней Греции развитие политических идей связано с именами таких мыслителей, как Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. Идеи о государстве, поиск лучших форм государственного устройства и управления красной нитью проходит в работах Платона и Аристотеля.



Платон(427-347г. до н.э.) много размышлял над такими вопросами: Каким должно быть «Идеальное Государство»? Возможны ли равенство и справедливость в государственном устройстве? Основные его выводы и мысли на поставленные вопросы нашли отражение в таких работах, как «Государство», «Закон», «Полития» и т.д.

 

1) Дао (кит.букв.- путь) одно из понятий кит. философа возникло в VI-V веках до н.э. Гл. трактаты:Лао-Цзы

 

Размышляя над проблемой государства, Платон определяет два типа государства: идеальное и отрицательное. По его мнению, отрицательное государство характеризуется следующими признаками: 1) наличием раздоров, насилия и насильственного принуждения вместо единомыслия и справедливого распределения обязанностей; 2) стремлением правителей и его стражей к власти ради своих интересов вместо служения высшим целям общества (народа); 3) алчностью вместо отречения от материальных благ. К отрицательным типам государства Платон относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия является исторически первой отрицательной формой государства, которая характеризуется властью честолюбцев, стремлением к обогащению и стяжательству.

Олигархия основана на имущественном расслоении общества, безраздельной власти богатых и полном отлучении от власти бедных, которые «живя в том же самом месте, злоумышляли друг против друга». Демократия-это власть и правление большинства. В таком государстве очень часто наступает «безумие большинства», «разгул свободы, переходящий в анархию, что приводит к утрате гражданского долга, в нем процветает беззаконие, стандартное мышление, гонение и террор, разгул демагогов, которые стремятся манипулировать сознанием народа для того, чтобы устранить своих противников и завладеть их имуществом, что в конечном счете, приводит к перерождению демократии в тиранию. Тирания является наихудшей формой отрицательного государства и возникает в результате вырождения демократической формы правления.

Рассматривая отрицательные типы государства, Платон доказывает, что к управлению государством и составлению законов следует привлекать способных, «выдающихся» людей, обладающих добродетелью и мудростью, следует избегать «непросвещенных», «невежественных». Он считает на государственную службу надо отбирать людей умных, добродетельных, честных, лучших. Именно такая группа людей Платон считает философы. Если идеальные правители способны хорошо управлять государством, то им необходимо соблюдать справедливость. Государство справедливости способствует сплачиванию разнообразных и разнородных частей государства в единое целое.

Идеальное государство по Платону должно обладать следующими признаками: 1) средствами защиты; 2) систематически снабжать членов общества необходимыми материальными благами;3) обеспечить условия для высокого развития духовной деятельности и творчества. В целях обеспечения справедливой жизни такое государство должно выполнять такие функций как: 1) разумное гармоническое сочетание потребностей и способностей граждан; 2) соблюдение и охрана интересов потребителя от производителя; 3) обеспечение разнообразных отраслей общественного труда; 4) охрана личной собственности граждан, защита границ и частной собственности; 5) выполнение законодательной функций и контроля над правопорядкам в обществе; 6) развитие рынка и чеканка своей монеты как единицы обмена.

Таким образом, выделяя основные формы государственного устройства, Платон акцентировал внимание на типе личности и его социальном поведении. Так, тимократический, олигархический, демократический и тиранический типы человека и их поведение во многом оказывают определяющее влияние на соответствующие формы государственного строя.

Во многом соглашаясь и творчески развивая идеи и положения Платона о государстве, Аристотель (384-322) считал, что приоритет в формировании государства и его падении, в создании того или иного вида государственного строя определяется отношением к власти и политическими действиями, участием всех групп и сословий в делах государства.

В своих работа Аристотель пытался ответить на такие вопросы: 1) как возникло государство? 2) в чем его сущность? 3) и каковы основные формы государственного устройства? «Государство,-пишет он,-не есть общностьместожительства, оно не создается в целях предотвращения взаимных обид или ради удобства обмена.

2) от греч. Plutos-богатство и kratos –сила, власть богатых.

3) (от греч. Ochlos-толпа и kratos –власть).Состояние власти, характеризующиеся доминированием в политике государства социальных низов(люмпенов).

Конечно, все эти условия должны быть для существования государства, но даже при наличии их всех, вместе взятых, еще не будет государства оно появляется лишь тогда, когда образуется «общение между семьями и родами ради благой» (Аристотель. Политика. Соч. М., 1984). Сущность государства состоит в том, что оно представляет всеобщий интерес, олицетворяет справедливость и стремления людей жить сообща, служить обществу.

Самым существенным и основным в высказываниях Аристотеля являются вопросы о формах государственного устройства и формах участия различных слоев населения в делах государства.

Во второй и седьмой книгах «Политика» он определяет следующие типы государства: правильные и неправильные (ошибочные). Так, к неправильным типам государства Аристотель относил тиранию, олигархию и демократию, к правильным-монархию, аристократию и политию (умеренная демократия).

Тирания, олигархия и демократия как неправильные типы государства основаны на том, что ни одно из них не приносит общей пользы, так как все они не направлены на получение благ правящими лицами.

Так, тирания претендует на деспотическую силу, олигархия представляет интересы зажиточных(богатых) групп.

Демократия же отражает надежды и чаяния неимущего большинства. Основным началом такого типа государства являются богатство и свобода. В отличие от этого типа, государства правильные основаны на добродетели, и их цель- достижение общей пользы и благо для всего государства. К такому типу государства относятся монархия, аристократия и полития. Среди них наиболее совершенной является полития. В ней руководящей силой общества является «средний элемент» (класс), который находится между противоположными полюсами- чрезмерного богатства и нищеты.

Почему Аристотель отдает предпочтение среднему классу, потому что сверхсильный, сверхзнатный, сверхбогатый- чаще всего бывает крупным мерзавцем и наглецом, а противоположный ему- сверхбедный, сверхнизкий- чаще всего бывает подлецом и мелким мерзавцем. Если сверхбогатые не желают и не умеют подчиняться, то нищие не способны властвовать.

Такому типу людей и государству Аристотель противопоставляет модель правильного, совершенного государства, для которого характерно двойное умение-повелевать и повиноваться. А для того, чтобы это суметь реализовать осущесвить на деле, этому необходимо научиться. Поэтому будущий правитель должен пройти школу подчинения, опыт которой позволит ему впоследствии более правильно властвовать и повелевать.

Таким образом, древнегреческие мыслители не только разработали, но и проанализировали различные варианты государственного устройства, попытались выяснить политическое участие людей в государственной жизни.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.