Зарождение политической науки в Средневековья. Политическая мысль средневекового Востока. Второй этап развития науки о политике является средние века. Средние века не были столь же плодотворными в плане развития представлений о политике, как античность. Тем не менее усилиями таких мыслителей, как Августин Аврелий (354-430) и Фома Аквинский (1226-1274), удалось не просто сохранить многое из знаний о политике, сложившихся в период античности, но даже в чем- то продолжить и развить их, в частности в вопросах, касающихся взаимосвязей между личностью, массами и политикой. С середины XIII века начинает все активнее развиваться ученая дисциплина, которая именуется «политическое искусство» (Альберт Великий), «политическая наука» (Фома Аквинский), «Политическая доктрина» или «политическое учение» (Лауро Гвирини) и т.д.
1) «Политика», «Государство», «Риторика», «Физика», «Метафизика», «Органон» и т.д.
Одним из видных философов, политологов средневековья является Августин Авремий
(354-430). Он доказывал, что только церковь есть истинное, т.е. божье государство, где царит всеобщее единство и вечный мир. В XI веке идея господства церкви над государственном сильно развивается и активно используется распространяется мысль о вселенских правах папы, включая низвержение императора. Провозглашалась идея народного суверенитета, право народа на восстание и даже цареубийство.
Фома Аквинский (1224-1274) учил, что повиноваться властям следует в той мере, в какой они благословенны. Если же власть просто завоевана, отобрана у законного правителя, то всякий вправе не повиноваться, сопротивляться. Точно так же можно и должно не повиноваться указам, которые предписывают греховные деяния, выходящие за пределы обычной власти. Правда критерий, с помощью которого можно было бы определить превышение полномочий, остается неясным. Поэтому неповиновение-право подданного, но не обязанность. Фома Аквинский различая абсолютную (principatum regini) и политическую (principatum politicum) монархии. Последняя (политическая) предпочтительнее, так как монархи руководствуются законом и действуют в его пределах. В подобных обстоятельствах проглядывают будущие идейные предпосылки гражданского общества и правового государства.
Без подобного рода обоснований автономности в определении отношения к акциям властителя не было бы решительного прорыва к последовательному гуманизму в политике, конституционализму и демократии в эпоху Просвещения. В противоположность Западу на Востоке и в России монархическая идея не корректировалась никак в пользу автономии. Китай почти 2,5 тысячелетие жил в Лоне конфуцианской традиции, согласно которой всем правит Сын неба, Россия - мифом о Божьем помазаннике, которому никто не мог противостоять. В Индии монархическая идея была сформулирована в «Законах Ману» (II в. до н.э.). Царь изображался созданным из частиц и блеска, лучших богов, занимающим самое важное место в государстве.
Одним из первых философов средневековья мусульманского мира является Абу Наср аль- Фараби (870-950), который разработал теорию «добродетельного города- государства». Одним из первых он определяет предмет и задачи политической науки. Политическая наука (или али ал- Мадания) изучает: 1) различные группы сознательных действий и способов жизни; 2) цели, ради которых они совершаются; 3) Методы управления общественной жизнью и государством. Политическая наука изучает и разрабатывает универсальные законы и правила для определения нравственных действий и поступков.
В задачу политической науки входит изучение моральных норм, привычек, нравов, методов и способов достижения, а главное - определение истинного счастья и умение отличить добродетельного государства от невежественного государства.
По мнению Аль-Фараби, необходимое условие для достижения счастья:
1) создание определенной политической организации общества;
2) умелое управление государством;
3) нравственный облик правителя.
Идею о нравственных качествах правителя как одного из условий построения добродетельного города-государства аль-Фараби развивает в «Трактате о взглядах жителей добродетельного города», где он характеризует 12 необходимых для этого качеств. Наиболее важными качествами являются:
1) здоровье и сила;
2) умение понимать людей;
3) любовь к справедливости и ненависть к тирании;
4) справедливость к своим и чужим;
5) решительность;
6) храбрость и великодушие.
Помимо этого правитель добродетельного государства уважать законы и действовать согласно им, не нарушая их, а «его управление должно быть правильным и правовым».
Нарушение всех этих условий приводит к утверждению невежественного, несправедливого государства.
В средние века в мусульманском мире широкое распространение получило учение мусульманских юристов (факихов) и авторитетов религиозного знания (улемов). Одним из представителей классической теории государства в исламской политической мысли считается аль-Газали (1058-1111). Одна из проблем, о которой размышлял мыслитель-это проблема укрепления единого исламского государства путем политической централизации.
С точки зрения аль-Газали, главной задачей государства является защита ислама и исламского образа жизни. Тем самым он обосновывал мысль о неразрывности и взаимообусловленности религии и государства, а задачей единого исламского государства, согласно его основной идее, является обеспечение тесного союза халива, султана и улемов на основе признания их обязательной автономии. Таким образом, исламское государство должно олицетворять, считал аль-Газали, союз власти и религии.
Оригинальную классификацию форм правления дал ибн-Халдун (1332-1406). Государство, по его мнению, обеспечивает не только повиновение граждан с помощью принудительной власти, обеспечивает сплочение племен, порядок среди подданых, но в то же время собирает налоги, формирует армию, охраняет территорию. С точки зрения философа, каждое государство существует примерно в течение жизни трех поколений и проходит 5 этапов:
1-Этап-возникновение новой власти и свержение прежней;
2-Этап- концентрация власти в одних руках, уничтожение союзников и приближенных, обеспечивавших захват власти;
3-Этап-расцвет государства (стабилизации общественной жизни)
4-Этап-подавление оппозиций и применение открытых форм насилия для поддерживания власти;
5-Этап- упадок и гибель государства.
Ибн-Халдун определяет такие формы правления, как
1) халифат;
2) политическая монархия;
3) естественная монархия.
Если политическая монархия отражает земные интересы людей, а правитель свободен от религиозных ценностей, то халифат характеризуется тем, что правитель опирается на мусульманское право (шариат), защищает веру и одновременно руководит земными делами. В отличие от них естественной монархии присущ деспотизм личной власти, субъективные предпочтения монарха. В учениях Ибн-Халдуна отчетливо просматривается мысль о гармоничном сочетании просвещенного монарха, верующего в незыблемость религиозных норм и соблюдающего правила и принципы ислама, а также уверенность в совершенности и справедливости мусульманского права.
|