Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Система образования в России

Любое общество вне зависимости от государственного устройства с целью реализации функции воспроизводства своих членов создает комплекс институтов образования. Основным типом института образования являются образовательные организации. Для управления ими создаются специальные органы. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики, которые служат направляющей основой деятельности всех образовательных организаций и органов управления образованием.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», государство выдвигает следующие принципы политики в сфере образования:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;



6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Система образования в Российской Федерации включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные им консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

В единой системе выделяется общее и профессиональное образование. Общее образование включает четыре уровня: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. К уровням профессионального образования относятся: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 2) высшее образование – специалитет, магистратура; 2) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Также существует профессиональное обучение – вид образования, направленный на приобретение обучающимся знаний, умений и навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций.

Для каждого конкретного уровня и вида образованияна основе соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательная организация (школа, колледж, университет и т.п.)разрабатывает образовательную программу,которая определяет объем и содержание образования (то есть то, чему необходимо научить и что сформировать у учащегося, студента, слушателя), планируемые результаты и организационно-педагогические условия реализации. В образовательной программе обязательно отражаются ее цели, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы (по учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям), оценочные и методические материалы.

Все образовательные программы подразделяются по двум критериям: 1) на общеобразовательные и профессиональные, 2) на основные и дополнительные. Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К основным общеобразовательным относятся следующие программы: дошкольного образования, начального общего (1–4 классы), основного общего (5–9 классы), среднего общего образования (10–11 классы). Профессиональные программы направлены на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков и формирование компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. К основным профессиональным относятся программы профессионального обучения (программы подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих), среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих или специалистов среднего звена), а также высшего образования трех его уровней: 1) программы бакалавриата, 2) программы специалитета, магистратуры, 3) программы подготовки научно-педагогических кадров (аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры).

Дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании. Дополнительные образовательные программы, в отличие от основных, расширяют знания, умения, навыки, компетенции обучающихся и не дают повышения образовательного уровня. Дополнительные общеобразовательные программы нацелены на общее развитие ребенка (предпрофессиональное, в сфере искусства, спорта и пр.), а профессиональные реализуют повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров.

К образовательной относится некоммерческая организация, осуществляющая в соответствии с лицензией и со своими целями образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности. Вид реализуемых образовательных программ определяет тип организации и фиксируется в ее названии. Например: общеобразовательная организация (школа, гимназия, лицей), образовательная организация высшего образования (институт, академия, университет), организация дополнительного образования (школа искусств, спортивная школа и пр.).

По своим организационнно-правовым формам образовательные организациимогут быть государственными (созданные Российской Федерацией или ее субъектом – областью, краем), муниципальными (созданные муниципальным районом или городским округом) и частными (созданные физическими или юридическими лицами или их объединениями). Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры. Так, школы и вузы могут иметь различные подразделения: кафедры, библиотеки, спортивные клубы, научно-исследовательские и учебно-методические подразделения, художественно-творческие мастерские, психологические и социально-педагогические службы и пр.

Кроме образовательных, выделяются организации, осуществляющие обучение, в которых образовательная деятельность ведется, но не является основной. Например: научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома), организации, где проходит лечение и оздоровление детей (санатории, профилактории).

Система образования является одной из разновидностей социальных систем, функционирующих в масштабе страны, области (республики, края), города (района). Соответственно строится и управление образованием, котороевключает в себя органы трех уровней. Первый – федеральный уровень управления, к ведению которого относятся вопросы стратегического характера, такие как разработка и проведение единой федеральной политики в области образования, разработка и реализация программ развития образования, утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, организация предоставления высшего образования, установление порядка создания, реорганизации, ликвидации, лицензирования и государственной аккредитации образовательных организаций, создание федеральных государственных образовательных организаций, осуществление контроля над ними и др. На втором уровне управления образования – уровне субъектов Российской Федерации (республики, области, края) – осуществляется управление образовательными организациями, находящимися в ведении данного субъекта, его муниципальных районов и городских округов. К третьему, местному, уровню относятся районные и городские органы управления образованием.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – объединение усилий государства и общества в решении проблем образования путем предоставления учителям, учащимся, родителям возможности влияния на образовательные процессы. С одной стороны, в стране проводится единая государственная политика в области образования, и обеспечивают это органы государственного управления. С другой стороны, наряду с органами государственной и муниципальной власти создаются общественные органы (попечительские, наблюдательные и др. советы), в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей, работодателей, общественности. Их участие в управлении обеспечивает возможности образовательной организации соответствовать запросам обучающихся, потребностям производства и общества.

Система образования в России обладает рядом взаимосвязанных характеристик, которые определяют ее существенные черты и возможности. К наиболее важным из них можно отнести стандартизацию, регионализацию, вариативность, многоуровневость и непрерывность.

Важнейшей характеристикой образования является его стандартизация. Понятие стандарта, как образца, нормы, «мерила», пришло в область образования из производства, где государственный или отраслевой стандарт есть инструмент контроля за качеством продукции. Образовательный стандарт– это система обязательных требований к образованию определенного уровня. Большинство стандартов общего и профессионального образования по уровням, специальностям, направлениям подготовки (за исключением разработанных ведущими университетами, имеющими на это право) утверждаются на федеральном уровне.

Федеральные государственные образовательные стандарты выполняют следующие функции:

– обеспечивают единство образовательного пространства России, где гарантируется единый уровень и качество образования, получаемого в различных образовательных организациях;

– обеспечивают преемственность основных образовательных программ, возможность перехода с одного уровня образования на следующий;

– представляют собой основу для формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

– представляют собой основу для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Стандарт образования является средством регламентации обучения и определяет требования к: 1) структуре и объему основных образовательных программ; 2) кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации образовательных программ; 3) результатам освоения программ. Путем выделения обязательной части содержания образования и части, формируемой участниками образовательных отношений (педагогами, обучающимися, родителями), в образовательном стандарте заложены основы для регионализации и вариативности образования. Иными словами, стандарт не создает условий, приводящих к унификации и стандартизации личности, а выступает в качестве документа, упорядочивающего содержательное разнообразие образования и формирующего правовое поле для свободы деятельности в рамках единого образовательного пространства.

Регионализация образования предполагает отказ от унитарной системы образования и наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания и реализации собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографичес­кими и другими условиями. Это позволяет образованию нашего многонационального государства сохранять и развивать культурно-исторические традиции народов, а также учитывать национальные и региональные интересы общества.

Вариативность означает создание в системе образования многообразия образовательных организаций, сред, условий и предоставление каждому субъекту возможности выбора образовательного маршрута. На практике вариативность реализуется в следующих аспектах. Во-первых, это разнообразие типов образовательных организаций и их организационно-правовых форм (государственные, частные). Во-вторых, вариативность содержания образования, которое предлагается различными типами образовательных организаций. Например, общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, где образование дается на широкой гуманитарной основе, лицеи, осуществляющие профилизацию обучения. В-третьих, разнообразие форм получения образования. Кроме того, что образовательные организации предлагают различные стандартные формы (очную, очно-заочную, заочную), можно осваивать образовательные программы в форме самообразования, семейного или дистанционного образования.

Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень имеет свои цели, сроки обучения (они могут различаться в зависимости от формы обучения), образовательную программу, основанную на соответствующем образовательном стандарте. После успешного освоения образовательной программы определенного уровня (например, общего среднего образования) обучающийся получает соответствующий документ и возможность осваивать ряд программ более высокого уровня (например, среднего профессионального или высшего образования).

Свойство непрерывности характеризует систему образования не только во временном измерении, но и как согласованность, преемственность образовательных программ различного уровня. Это дает возможность продолжения и смены направленности (профиля) образования на разных жизненных этапах развития человека в соответствии с меняющимися потребностями и интересами. Кроме того, непрерывность означает ориентацию системы образования на постоянное повышение уровня образованности каждого члена общества. Такая система должна обеспечить человеку на протяжении жизни, в любой ее отрезок свободный доступ к образованию для получения основной и дополнительной подготовки, смены профессии, повышения своей квалификации. Это достигается путем развития организаций основного и дополнительного образования, расширения перечня образовательных программ (от обучения каким-либо умениям, например, в домашнем хозяйстве, до получения новой профессии), внедрения дистанционных и других безотрывных (от работы или основной учебы) форм обучения, а также создания условий для самообразования каждого человека в течение всей жизни.

Таким образом, система образования в России создана таким образом, чтобы, с одной стороны, гарантировать определенный стандартный уровень подготовки всех обучающихся, с другой – обеспечивать возможности выбора собственного образовательного маршрута и непрерывного повышения своего образовательного уровня.

Какой бы хорошей ни была система образования, она не может быть создана раз и навсегда. Поскольку это часть общества и культуры, которые постоянно развиваются, изменяя запросы людей и производства, следовательно, всегда имеется разрыв между потребностями общества и результатами образования. На протяжении последних десятилетий стратегические цели развития образования в большинстве стран включают:

· формирование системы образования, отвечающей задачам нового этапа развития постиндустриального общества;

· опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами и отраслями экономики;

· реализацию принципов «качественное и доступное образование для всех» и «образование на протяжении всей жизни»;

· формирование общественного мнения в пользу приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса во всех областях общественного развития;

· интеграцию в мировое образовательное пространство.

Для того чтобы эффективно выполнять общественную, культурную и гуманистическую функцииобразование должно быть все время в инновационном поиске, развитии, совершенствовании.

Существует ряд неустранимых противоречий, которые стимулируют постоянное совершенствование не только системы образования как некоторой его внешней организации, но и внутреннего процесса взаимодействия педагога с обучающимся: с одной стороны – постоянно усложняющиеся требования образовательных стандартов, с другой – консерватизм образовательных систем; с одной стороны – индивидуальность обучающихся и педагогов, с другой – традиции стандартизированного обучения и экономическая рентабельность группового образования. Как интегрировать индивидуальный опыт человека и исторически накопленный? Как способствовать становлению личности в образовании, если это сложный и противоречивый процесс, зависящий от всех модусов бытия человека? Как найти соответствие между универсальностью образования и специфичностью способностей человека, индивидуальными познавательными возможностями обучающихся? Как учесть познавательные интересы ученика и повысить его продуктивную, творческую активность в условиях группового стандартизированного обучения? Эти и другие проблемы всегда были и будут в числе актуальных, стимулирующих инновации в образовании.

Для описания управляемых изменений с целью совершенствования образования используются понятия реформирования, модернизации и инноваций. Первые два термина, как правило, относят к действиям, инициируемым и регулируемым государством в контексте общей социальной политики, при этом модернизация обычно предполагает системные изменения, тогда как реформы могут быть локальными. Педагогическими инновациями называют такие нововведения, которые инициируются, разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки. Инновации рассматриваются современными исследователями как существенный элемент развития образования. Они предполагают накопление и видоизменение разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более существенным изменениям в сфере образования, повышающим его качество. Педагогические инновации, как правило, взаимосвязаны с проводимыми государством реформами, идеями модернизации и развития образования, определяемыми на федеральном уровне (подробнее см. проблему 6).

Реформирование образования является важной частью социальной политики современных государств. Несмотря на то, что деятельность реформаторов зачастую вызывает в общественных и оппозиционных политических кругах недовольство как направленностью, так и низкой эффективностью производимых преобразований, отказаться от совершенствования – значит обречь систему образования (а соответственно, и общество) на деградацию. Поскольку образование – сложная, консервативная, противоречивая система, успешность реформ определяется:

· их системностью, то есть обращением не к отдельным частным процессам, а к системе образования в целом и учетом всех ее компонентов;

· обеспеченностью финансовыми, кадровыми, материально-техническими ресурсами;

· привлечением к подготовке реформ не только чиновников и управленцев, но и исследовательских центров, ученых, общественности;

· значимостью таких реформ для педагогических работников и общества в целом;

· взаимодействием образовательных систем в процессе реформирования с представителями экономики, культуры, здравоохранения, с обучающимися, родителями и работодателями.

В большинстве стран процесс совершенствования образования идет практически непрерывно: пересматривается содержание обучения, вводятся изменения в формы и методы обучения и воспитания, в организацию и структуру системы образования, в управление ею. Но текущее реформирование часто не решает накапливающихся проблем, поэтому периодически проводится существенная модернизация, которая закладывает предпосылки для будущего. Учитывая, что образование – инерционная система, то есть результаты ее преобразований проявляются через несколько лет, а изменения в социуме, связанные с данными преобразованиями, происходят со сменой поколений, оно всегда должно быть ориентировано на будущее, на опережающее развитие.

В России модернизация системы образования признана основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначена стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

1) обеспечение инновационного характера базового образования (обновление структуры сети и механизмов финансирования образовательных организаций, внедрение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; развитие вариативности образовательных программ и др.);

2) модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития (в плане обеспечения раннего развития детей, успешной социализации для лиц с ограниченными возможностями здоровья, выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, социальной мобильности обучающихся);

3) создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

4) формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.

В свете рассмотренных выше тенденций развития современного общества (см. §1.5) – перехода человечества к постиндустриальной эпохе, изменений во взглядах на человека и его место в мире, а также социальных преобразований в нашей стране особо выделим две тенденции развития отечественного образования: гуманизацию и информатизацию.

Гуманизация образования

Гуманизация образования предполагает преобразование системы образования, а также всех компонентов образовательного процесса (цели, содержания, форм, методов, стиля взаимодействия между его субъектами) на основе взглядов, признающих ценность любого человека, его право на свободу, развитие и самореализацию. Гуманизация проявляется в ценностно-целевых ориентирах образования, где личность, ее развитие и благополучие ставятся во главу угла (см. §§1.4, 1.7), в переходе к гуманистической образовательной парадигме (см. §1.6). Основной мерой гуманизации образования является степень обеспечения возможностей для удовлетворения всего комплекса потребностей и реализации ценностей всех субъектов образования.

Гуманизация образования невозможна без его демократизации,предоставляющей определенные права и свободы обучающимся, педагогам, образовательным организациям. Так, образовательные организации приобретают самостоятельность в выборе стратегии своего развития, целей, содержания, организации и методов работы, а также юридическую и экономическую самостоятельность. Педагоги получают право на творчество, на собственный «педагогический почерк», на свободу выбора форм и методов обучения, учебников, способов оценки деятельности учащихся, на участие в управлении образовательной организацией. В основе демократизации лежит законодательно провозглашенное право человека на доступное и качественное образование.

Реальная доступность образования не сводится лишь к его бесплатности. Для многих людей важны социально-экономические меры фактического осуществления права на образование: для семей со скромным достатком – бесплатная учебная литература, обеспеченность питанием, стипендии; для жителей удаленных мест – школьный транспорт, интернаты; для детей с ограниченными возможностями – конструктивные особенности зданий или возможность обучаться дома и т.д. И, конечно, все обучающиеся должны иметь возможность выбора образовательной организации, профиля образования, формы обучения и пр.

Для реализации прав обучающихся и удовлетворения образовательных потребностей каждого человека в системе образования предусмотрены возможности, обеспечивающие его вариативность, многоуровневость и непрерывность (см. §1.8). Кроме того, на уровне образовательной организации осуществляется дифференциация образования, а на уровне педагогического процесса – его индивидуализация.

Дифференциация образования– это выделение в образовании разнообразных образовательных траекторий и обеспечение условий для выбора каждым человеком индивидуальной образовательной траектории в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями. Для обеспечения разнообразия и одновременно доступности разных уровней образования дифференциация опирается на обязательные требования к образованию – федеральный государственный образовательный стандарт. На практике дифференциация реализуется:

· в форме профильного обучения (углубленного изучения определенных предметных областей, учебных предметов);

· путем специальной организации обучения отдельных категорий учащихся (например, одаренных детей);

· введением спектра элективных учебных предметов (курсов по выбору), факультативов, дополнительных занятий и т.п.

Решение о возможности освоения конкретной образовательной программы или обучения в той или иной организации (классе, группе) в ряде случаев принимается специалистами системы образования на основании учета не только желания обучающегося (или его родителей), но и уровня достижений, развития способностей или других качеств личности. В сфере отечественного образования сформировались две стратегии такой дифференциации: в форме отсева и в форме селекции[18]. Первая стратегия предполагает конкурсный отбор желающих обучаться в какой-либо образовательной организации (профильная школа, высшее учебное заведение) по показателям достигнутого уровня в освоении знаний, умений и навыков, по показателям развития интеллектуальных, музыкальных или других способностей. Вторая стратегия также предполагает определенную диагностику, но не с целью отсева, а с целью последующего распределения детей в классы (группы) с различными типами или темпами обучения. Такая селекция чаще всего осуществляется среди поступающих в школу детей, которых по показателям интеллектуального развития разделяют на классы ускоренного развития, возрастной нормы, коррекции (повышенного индивидуального внимания). Следует отметить, что права части детей – в первую очередь тех, кто «отсортирован» по отрицательному критерию оказываются нарушенными, в силу потери возможностей развития из-за действия таких факторов, как специфическая установка учителя, упрощенные методики преподавания, особая социально-психологическая атмосфера в классе (подробнее см. проблему 19). Кроме того, на данный момент не существует психодиагностических методик, с помощью которых можно было бы надежно построить прогноз относительно последующих интеллектуальных достижений ребенка.

Альтернативой внешней дифференциации в форме отсева и в форме селекции может стать внутренняя дифференциация образования или его индивидуализация. И дифференциация, и индивидуализация образования ориентированы на учет и развитие индивидуальных особенностей личности, поэтому четкой границы между ними нет. Но если дифференциация осуществляется на уровне разнообразия образовательных программ, видов и сроков обучения, то индивидуализация– это особая организация педагогического процесса, позволяющая создать оптимальные условия для развития способностей и реализации потенциальных возможностей каждого ученика. В условиях группового обучения индивидуализация может осуществляться:

· в форме дополнительных занятий и консультаций или индивидуализированной педагогической помощи;

· путем предоставления учащимся возможности выбора глубины изучения предмета, содержания и уровня проработки заданий;

· в виде организации познавательной деятельности учащихся в собственном темпе (например, с помощью автоматизированной обучающей системы);

· в целом индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Реализация гуманизма как системы ценностных воззрений на человека в образовании не может быть полной без гуманного отношения к нему и без воспитания у него гуманитарной культуры. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Гуманность педагогических взаимоотношенийпроявляется в особом уважительном и бережном отношении к ребенку, в готовности помогать и поддерживать его, проявлять заботу о его здоровье и благополучии, соучастие в его проблемах и трудностях. Именно это подразумевается, когда говорят о гуманной педагогике.

Гуманитаризация образованиякак часть его гуманизации предполагает расширение знаний о человеке, человечестве и человечности с целью развития духовного начала, формирования гуманитарной культуры личности: нравственности, толерантности, понимания себя, культуры общения и жизненного самоопределения. Реализуется гуманитаризация, в первую очередь, в содержании обучения путем выделения гуманитарного аспекта во всех учебных предметах, путем введения новых гуманитарных предметов или увеличения числа часов на изучение существующих. Также гуманитаризация предполагает улучшение качества преподавания гуманитарных предметов для решения задачи духовно-нравственного развития детей. Так, например, обучение литературе может быть сведено к преподаванию литературоведения, которое лишь формирует научные знания о литературных произведениях, а может быть направленно на формирование собственной нравственной позиции школьников, воспитание чувствующего и сопереживающего читателя, способного наслаждаться красотой художественного слова.

Таким образом, гуманизация образования опирается на его демократизацию, обеспечивающую права и свободы всех субъектов образования, и предполагает изменения: в ценностно-целевых ориентирах (ценность человека и приоритет развития личности); в системе образования (обеспечение вариативности, многоуровневости, непрерывности); в его организации (дифференциация образования); в содержании, формах и методах педагогического процесса (гуманитаризация, индивидуализация, гуманность взаимоотношений). Безусловно, на пути гуманизации образования существует множество проблем, большинство из которых лежат в сознании людей, менталитете общества, установках по отношению к образованию, стереотипах восприятия ученика и т.п. Этот путь долог и нелегок, но, если образование должно обеспечивать гуманистическое развитие общества, иного пути, кроме как через человека, нет.

Информатизация образования

Широкое использование информационных технологий, вычислительной техники и современных средств коммуникаций во всех сферах деятельности, иными словами, информатизация общества – это сегодняшняя реальность, диктующая необходимость информатизации образования. Этот процесс должен опережать информатизацию других сфер общественной деятельности, так как именно в образовании закладываются социальные, психологические, общекультурные и профессиональные предпосылки информатизации всего общества.

Информатизация образования сопряжена с трудностями организационного, финансового и технического характера. Для внедрения идей информатизации необходимо не только обеспечить образовательные организации современной техникой, средствами связи, подключением к сети Интернет, но и качественными программными продуктами и образовательными ресурсами. Огромные возможности, предоставляемые современными вычислительными средствами, не всегда используются полностью, так как методические аспекты информационных технологий обучения не успевают за развитием технических средств. Проблему создания качественных обучающих программ можно решить только при условии развития научных исследований в этой области и организации подготовки специалистов по разработке таких программ. Кроме того, информатизация образования требует и повышения квалификации педагогов, что также сопряжено с определенными трудностями и не решаемо в короткий временной интервал.

Можно выделить четыре направления информатизации образования, различные по своим задачам, а также роли компьютера и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе:

· подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях (информационный мир, информационные технологии и вычислительная техника выступают как предмет изучения);

· разработка и внедрение информационных технологий обучения (компьютер – средство обучения, информационные технологии – средства создания, хранения и доставки образовательных ресурсов);

· педагогическое обоснование и развитие дистанционных форм образования (компьютер, Интернет, информационно-коммуникационные технологии – средства поддержки организационной формы);






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.