Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Проблема 2. Что такое качественное образование?

Несмотря повышенное внимание к проблемам качества образования, сам термин не имеет однозначного и принятого педагогической общественностью толкования. Многие педагоги, оперируя словосочетанием «качество образования» и призывая к его повышению или отчитываясь об этом, имплицитно интерпретируют его как уровень знаний, умений и навыков, приобретенных обучаемым по завершению определенного этапа образования, и характеризуют качество относительным количеством учащихся, имеющих хорошие и отличные отметки. Очевидно, что с позиции как современной педагогической науки, так и образовательной практики, такой подход не может быть признан как оптимальный, ведь отметки отражают лишь предметные знания и умения и могут иметь субъективный характер. В других подходах в роли показателей, характеризующих качество образования, используются индикаторы ресурсной обеспеченности (численность учителей высшей квалификации, наличие компьютеров, учебной литературы и др.), но они дают представление о возможностях качественного обучения, не позволяя судить о том, в какой мере эти возможности реализуются.

Проблема. Что же такое качество образования? Как его можно оценить и от чего оно зависит? Какое образование – качественное?

В целях определения «координат» системной характеристики качества образования, необходимо обратиться к общенаучному уровню, где выделяется два основных подхода к пониманию качества: философский и функциональный. При философском подходе качество рассматривается как внутренняя субстанциальная характеристика объекта и определяется всем тем, что объективно составляет относительно устойчивую, внутренне определенную сущность объекта. Во втором, функциональном толковании качество определяется как относительная категория и определяет полезность, ценность объектов, их пригодность к удовлетворению некоторых потребностей или к реализации определенных целей, т. е. адекватность требованиям, потребностям, нормам. По источнику требований выделяются производственный (соответствие нормам, стандартам) и социальный (соответствие запросам потребителей) аспекты. По широте анализа качество может определяться лишь как качество результатов, либо как качество результатов, процесса и условий, в которых он происходит. Применим эту схему как основу дальнейшего анализа понятия качества относительно такого объекта, как образование.



Известно, что образование – это сфера гуманитарной практики, для которой небезразлично, что происходит с «материалом», в какие условия и превращения он включается. Поэтому для нас одинаково важными будут являться и результативный, и процессуальный аспекты качества. Включение характеристик процесса в представления о качестве образования играет двойственную роль: оно необходимо, во-первых, с точки зрения его (процесса) самоценности, во-вторых, с точки зрения влияния на результат. Второй момент очевиден с позиции управления образованием: управление инерционными системами (системами с большим запаздыванием) по отклонению результата от задания менее эффективно, чем управление по переменным состояния. Кроме того, если в образовании ставятся цели формирования отношений, поддержки самоопределения, личностного развития учащихся, то управление этим процессом, как правило, предполагает не столько воздействие, сколько создание определенных условий, обеспечивающих направленность процесса на конкретный результат. Сам же образовательный результат чаще всего проявляется не сразу, а по истечении длительного времени.

На основании функционального подхода качество образованияв самом общем смысле можно определить как степень соответствия результатов и процесса образования требованиям государства, запросам потребителей, потребностям, возможностям и интересам непосредственных субъектов педагогического процесса. Очевидно, что такое широкое определение, включающее множество переменных, не позволяет использовать его в исследовательской и управленческой практиках. Поэтому его необходимо раскрыть через совокупность ряда аспектов таким образом, чтобы искомая степень соответствия определялась попарно между двумя элементами.

Вводя две ортогональных оси: «процесс–результат» и «нормативы – потребители», можно выделить четыре аспекта качества общего образования[22]:

· результативно-нормативный – соответствие характеристик выпускников требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;

· процессуально-нормативный – соответствие характеристик процесса образования нормам и требованиям;

· результативно-потребительский – соответствие характеристик выпускников запросам потребителей результатов образования;

· процессуально-потребительский – соответствие характеристик процесса образования потребностям, возможностям и интересам непосредственных субъектов педагогического процесса.

Эта классификация строится на введенных представлениях о качестве образования и том допущении, что характеристики процесса образования в процессуально-потребительском аспекте из всех коллективных и индивидуальных субъектов наиболее важны для непосредственных участников этого процесса – педагогов и учеников (включая родителей последних). С учетом этого допущения, совокупность всех аспектов полностью раскрывает категорию качества образования.

В первых двух аспектах качества, являющихся нормативными, параметры соответствия определяются соответствующими документами, в которых указаны стандарты, нормы, требования. В первом случае – это, как правило, параметры, характеризующие знания и умения учащихся, во втором – формальные параметры, характеризующие кадровое, учебно-методическое, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, гигиеническое состояние среды, технологии обучения и другое.

Сегодня очевидно, что предметные знания и умения не должны являться основными и единственными показателями для оценки качества общего образования. Существуют различные попытки уйти от доминирования предметных знаний в образовании. Например, предлагается основное внимание уделять формированию мировоззрения учащихся или интеллектуальному воспитанию. Одним из наиболее перспективных для решения проблемы интеграции знаний и умений и повышения их действенности может быть признан компетентностный подход, который выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы (см. §4.4). Уже делаются попытки создания и внедрения образовательных программ, основанных на компетентностном подходе, способов оценки метапредметных результатов. Однако следует признать, что на практике традиционный академический подход, ориентированный на знания и умения, пока является основным, о чем свидетельствует, например, технология единого государственного экзамена.

Если, руководствуясь Законом «Об образовании в Российской Федерации», понимать образование как общую категорию, включающую воспитание и обучение, то следует отметить, что нормативные аспекты более относятся не столько к образованию в целом, сколько к одной из его составляющих – обучению. Не удаляясь в анализ причин такого положения дел, укажем лишь на то, что это подтверждает необходимость в целях полноты анализа рассматривать качество образования не только в нормативных, но и в других его аспектах.

Следует отметить, что рассматриваемые нормативные аспекты с точки зрения создания единого образовательного пространства в России, должны иметь инвариантное описание, а параметры их оценки регламентироваться на федеральном и региональном уровнях. Последующие два потребительских аспекта качества образования носят вариативный характер и должны регламентироваться, преимущественно, на уровне образовательной организации, что является условием удовлетворения потребностей и запросов разнообразных потребителей образовательных услуг и выпускников образовательных организаций.

Третий из выделенных аспектов качества образования – результативно-потребительский – отражает соответствие характеристик выпускников запросам потребителей результатов образования.

Очевидно, что такие запросы могут существенно различаться. Так, например, армии необходимы здоровые, физически зрелые юноши, высшим учебным заведениям – интеллектуально развитые, обладающие опытом самостоятельной работы и творческой деятельности студенты, работодателям – компетентные, ответственные, трудолюбивые, добросовестные молодые люди, обществу – нравственно воспитанные граждане, обладающие активной позицией и т.п. Свой взгляд на идеал человека есть и у педагогов, и у родителей учащихся, и у них самих. Однако личность не воспитывается по частям, поэтому все запросы необходимо интегрировать в некоторый целостный образ. Таким образом, основой для определения параметров соответствия, с помощью которых будет характеризоваться качество образования в этом аспекте, будут корректно сформулированные цели образовательной организации как образ выпускника. Корректность формулировки целей определяется степенью учета запросов потребителей образования и возможностей учащихся и образовательной организации (оптимальностью целей) и возможностью оценки соответствия результата цели (операциональностью целей).

К параметрам, характеризующим результативно-потребительский аспект качества общего образования, могут быть отнесены:

· личностные качества учащихся;

· развитость психических процессов (познавательных, моторных, эмоционально-волевых);

· отраслевые культуры (нравственная, интеллектуальная, гражданская, трудовая, эстетическая, физическая, экономическая и пр.) в их субъективно-личностном аспекте;

· состояние здоровья учащихся;

· характеристики выпускника как личности, субъекта образования и жизнедеятельности в целом (высокая мотивация достижения жизненного успеха, способность к самообразованию, выбору профессии, самореализации в легитимной деятельности и пр.).

Например, профессор В.С. Лазарев выделяет общие результаты, которые должны быть достигнуты на выходе школьного образования[23]:

– сформирована на уровне понимания картина мира (физического, органического, социального, духовного), в котором предстоит действовать выпускнику школы;

– сформирована система ценностных ориентиров, в центре которой находятся ценности личностного саморазвития и самореализации;

– сформирован образ себя (образ Я); построен реалистичный жизненный план на перспективу и произошло обоснованное самоопределение в отношении различных сфер и видов деятельности;

– сформированы обобщенные ориентировочные основы реализации основных функций субъекта деятельности (метазнание): постановки задач, анализа ситуации, прогнозирования, проектирования, планирования, самоорганизации, контроля и оценки (измерения), коммуникации, рефлексии, выработки решений проблем;

– сформирована учебная деятельность (потребность и умение самостоятельно учиться).

Четвертый – процессуально-потребительский – аспект качества образования отражает соответствие процесса образования потребностям, возможностям и интересам непосредственных субъектов педагогического процесса. Многие педагоги-гуманисты (А.С. Макаренко, Я. Корчак, Ш.А. Амонашвили и др.) указывали на то, что ребенок не только готовится к жизни в образовательном учреждении, а живет в это время своей жизнью, и жизнь эта должна быть комфортной, достойной, продуктивной. Современными психологами подчеркивается важнейшая роль для развития ребенка социокультурного контекста, среды обучения и воспитания в ее эстетических, коммуникативных, эмоциональных и других аспектах (подробнее см. §3.6). Поэтому соответствующие параметры будут выступать важнейшими характеристиками качества образования. Они определяются, во-первых, исходя из того, чтобы обеспечить комфортную среду всем участникам процесса образования, во-вторых, исходя из того, что такая среда должна способствовать получению искомых результатов. Какие конкретно параметры будут анализироваться, зависит от возможностей и потребностей учащихся, принятой миссии школы, профессиональной позиции педагогов.

Известный педагог, доктор психологических наук, создатель системы гуманного воспитания Ш.А. Амонашвили указывает следующие важнейшие характеристики педагогического процесса. «Я бы измерял педагогический процесс мерками, которые отвечают – с предельной достоверностью и объективностью – на следующие четыре вопроса:

– насколько этот педагогический процесс на каждой ступеньке, в каждую минуту охватывает ребенка в целом, со всей его жизнью, и насколько делается для него смыслом жизни;

– какую человеческую культуру, в каком объеме, с какой глубиной и с какой страстью присваивает и впитывает в себя ребенок в этом процессе;

– какие у него складываются отношения с человеческой культурой, людьми, жизнью;

– насколько педагогический процесс ведет ребенка к обретению своей истинной Природы и утверждению в обществе.

Говоря иначе, с помощью этих параметров я хочу измерить неизмеримое: как в педагогическом процессе проходит процесс становления личности во взрослеющем человеке»[24].

С позиции гуманистических взглядов на человека параметры, относящиеся к процессуально-потребительскому аспекту качества образования, должны характеризовать образовательный процесс с точки зрения личностной значимости, благополучия его субъектов, их возможности реализовать себя в нем. Обращаясь к гуманистической психологии и концепциям личностно ориентированного образования, можно назвать следующие необходимые параметры процессуально-потребительского аспекта качества общего образования:

· психологический климат, эмоциональный фон общения и взаимодействия субъектов образования;

· «ценностная атмосфера» как поставщик для личности социокультурных норм, идеалов, образцов личностного саморазвития и пр.;

· образовательные технологии с точки зрения их возможностей для здоровьесбережения, личностного проявления и самореализации учащихся, учета индивидуальных особенностей и возможностей учеников;

· компетентность педагогов, причем характеризующаяся не столько формальными квалификационными показателями, как в процессуально-нормативном аспекте, а компетентность как наличие гуманистически ориентированной профессиональной позиции, способности к самореализации в профессиональной деятельности, владение искусством уважения, понимания, помощи, поддержки, искусством быть собой (по С.Л. Братченко);

· удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов процессом и результатами образования, или как отдаленный интегральный параметр – престиж школы в социуме (по М.М. Поташнику).

Таким образом, дифференцированные представления о качестве общего образования в единстве четырех аспектов позволяют увидеть множество факторов, оказывающих на него влияние: характеристики педагогической деятельности и образовательной среды в образовательной организации, ее учебно-материальная база, научно-методическое, организационно-управленческое, финансово-экономическое, техническое и кадровое обеспечение.

В широкомасштабном исследовании, охватившем десятки стран, было показано, что высокоэффективные школьные системы, разительно отличаясь друг от друга по структуре и содержанию обучения, сосредоточивали внимание на повышении качества работы учителя, поскольку именно этот фактор оказывает прямое влияние на образовательный уровень учеников[25]. В своем стремлении повысить качество образования эти передовые школьные системы твердо придерживались трех принципов:

– привлекать в преподаватели подходящих людей (качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей);

– превращать этих людей в эффективных педагогов (единственный способ улучшить результаты учащихся состоит в том, чтобы улучшить качество преподавания);

– создавать систему и обеспечивать адресную поддержку таким образом, чтобы каждый ребенок мог иметь доступ к высококвалифицированному преподаванию (единственный способ достичь высочайшего уровня результативности системы – поднять уровень каждого ученика).

Вывод. Качество образования отражает степень соответствия результатов и процесса образования требованиям государства, запросам потребителей (учащихся, их родителей, работодателей и пр.), возможностям, потребностям и интересам обучающихся. Качественное образование предполагает комфортную психологическую «атмосферу», личностно-развивающую образовательную среду, гуманный характер взаимоотношений, достаточное ресурсное обеспечение, которое способствует получению ожидаемых результатов в достижении выпускниками требований, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом, а также необходимого с точки зрения обучающихся и других заинтересованных лиц (родителей, работодателей, профессионального образования) уровня интеллектуального, нравственного, социального, личностного развития выпускника. Особую роль в достижении высокого качества образования играет профессионализм педагогов.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.