Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Проблема 19. Как обучать особых детей?

Традиционная классно-урочная система обучения предполагает разделение учащихся на классы и работу со всем классом по единым учебным программам и учебникам. Известно, что в групповом обучении учитель в первую очередь ориентируется на «среднего» ученика. Его интересует, освоили ли учебный материал большинство детей. Однако в классе зачастую есть учащиеся, которые существенно опережают остальных, и такие, которые не успевают. Ученики различаются по своим познавательным способностям, темпераменту, интересам. Дети, отличающиеся от других, имеющие образовательные и адаптационные затруднения (причиной которых могут быть как нарушения развития, педагогическая запущенность, так и исключительная одаренность), требуют повышенного внимания, создают для учителей проблемы. Для того чтобы сделать группу учащихся относительно однородной, зачастую прибегают к дифференциации, выделяя классы возрастной нормы, опережающего развития, повышенного индивидуального внимания или коррекции. Кроме того, существует практика выделения особых детей (явно одаренных, с особыми образовательными потребностями, с признаками социальной дезадаптации, с ограниченными возможностями здоровья) и обучения их в специальных школах или интернатах. Такое разделение позволяет через специализацию педагогов создать более благоприятные условия их деятельности. Однако дифференциация и изоляция может повлечь за собой ограничение развития таких детей в связи с их пребыванием в «оторванном» от других людей мире, в специфической образовательной и социально-психологи­ческой среде. Не случайно в последние годы все больше сторонников находят идеи интегрированного и инклюзивного образования, предполагающего включение в общую систему образования всех детей, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей. Но родители особых детей с большой осторожностью относятся к этим идеям.



Проблема. Каковы условия эффективного обучения особых детей? Можно ли обучать таких детей в массовой школе? Какой она должна стать для этого?

Рассмотрим проблему с трех сторон: во-первых, целесообразность раздельного обучения одаренных детей, во-вторых, обучения учащихся, относящихся к группе школьной дезадаптации, в-третьих, необходимость и возможность совместного обучения (интеграции) детей с ограниченными возможностями, с проблемами в развитии и обычных школьников.

Как указывалось выше, групповое обучение приводит к усреднению детей. Упуская возможности интенсивного развития особо способных, одаренных, талантливых учащихся в школьный период обучения, общество ущемляет их права в реализации собственного потенциала и ограничивает жизненные перспективы, а также теряет так необходимые для прогресса человеческие ресурсы. Именно поэтому в последние годы и наукой, и практикой особое внимание уделяется выявлению, обучению и развитию одаренных детей.

Под одаренностью понимают системное качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Согласно современным исследованиям, одаренность представляет собой сложное, развивающееся в течение жизни психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики[126]. Поскольку возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития, выделяют множество видов одаренности. Одаренность подразделяют по широте и интенсивности проявления (общая или специальная; исключительная одаренность или высокая норма), по видам деятельности и обеспечивающим ее сферам психики (интеллектуальная, музыкальная, спортивная, лидерская и др.), по степени сформированности (актуальная, уже проявившаяся в высоких результатах, или потенциальная как прогноз высоких достижений), по форме проявления (явная или скрытая, не проявившаяся в силу психологических барьеров и неблагоприятных внешних условий) и т.п. Для одаренности, как правило, значимы такие составляющие, как способности, мотивация и творчество.

Учеными рекомендуется обучать одаренных детей по специально разработанным программам, которые обеспечивают:

· ускорение обучения за счет высокого темпа освоения учебного содержания или его уплотнения;

· расширение – включение материала, выходящего за рамки стандартной программы, в соответствии с интересами учащихся;

· углубление – глубокое изучение конкретных тем, сложных областей знаний, проникновение в сущность объектов и явлений;

· обогащение – обучение разнообразным способам и приемам учебной работы, выход за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами;

· доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью, проблематизацию материала, использование гипотез, догадок, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций.

В обучении одаренных детей целесообразно широко использовать проблемные и проектные методы, а также такие формы, как викторины, олимпиады и творческие конкурсы, специализированные курсы и секции, семинары, творческие группы. Ученые и практики едины во мнении о том, что необходимо поощрять инициативу и самостоятельность, развивать познавательные интересы, продуктивное и творческое мышление одаренного ребенка.

Безусловно, обучение по обогащенным программам, отличающимся от общеобразовательных, требует выделения одаренных учащихся в специализированные классы. Однако следует помнить, что одаренный ребенок не сводится к его специфическому дарованию. Это целостная личность, и чрезмерное развитие одной из ее сторон может привести к деформации других. Поэтому необходимо заботиться о разностороннем и гармоничном развитии одаренного ребенка, о его поддержке в решении учебных и жизненных проблем.

Неверно полагать, что одаренные дети всегда успешны и благополучны. Внешними и внутренними признаками проблем одаренных школьников могут выступать: неприязнь к школе, сложные игровые интересы, погружение в философские проблемы, несоответствие между интеллектуальным, физическим и социальным развитием, стремление к совершенству, ощущение неудовлетворенности, нереалистические цели, сверхчувствительность, потребность во внимании взрослых, нетерпимость. Иногда одаренные дети попадают в группу риска школьной дезадаптации, в разряд трудновоспитуемых и даже педагогически запущенных учащихся. Неравномерность (дисинхрония) развития разных сфер высокоодаренного ребенка, повышенная чувствительность, креативность, автономность, проявляющиеся в эмоциональности, нестандартных действиях, независимости одаренных детей от мнения большинства иногда трактуются педагогами как невоспитанность, несоблюдение социальных норм и требований коллектива, отчуждение от сверстников.

Для благополучного развития одаренных детей обучение должно быть ориентировано на решение следующих задач:

· формирование целостной междисциплинарной картины мира и системного мышления;

· развитие творческого, критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблем;

· развитие способности к самостоятельному обучению, исследовательских умений и навыков;

· обучение умениям работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать во внимание точку зрения другого человека и т.д.);

· развитие способностей к самопознанию и самопониманию, формирование положительной Я-концепции, уверенности в себе;

· предоставление возможности проявления личностного потенциала и творческой самореализации.

Одаренными могут быть дети и с трудностями в обучении, и с физическими недостатками. Можно также говорить о том, что каждый ребенок – индивидуальность, каждый ребенок – особый, в каждом заложен потенциал одаренности. Талант может остаться не только нераскрытым, но и нераспознанным, если учитель видит в ученике только социальную роль, если принимает только нормативные его проявления, если между ребенком и взрослым нет доверительных отношений. Один из путей развития одаренности – создание такой среды обучения, где признается и учитывается индивидуальность, где каждый ученик может рассчитывать на свою успешность, на понимание и поддержку. Если проанализировать приведенные выше задачи, то нетрудно заметить, что в обучении одаренных школьников актуальна та же направленность, что и в личностно-развивающем обучении, а значит, при соответствующей ориентации массовой школы, в ней будут благополучно развиваться и одаренные дети.

Теперь обратимся ко второй части проблемы и рассмотрим другую категорию особых детей – «трудных», неуспевающих, принадлежащих к группе риска школьной дезадаптации. Важность успешного обучения и воспитания таких детей обусловлена тем, что в противном случае нарушенные процессы социализации учащегося, потеря веры в себя и надежды на достойное место в жизни могут приводить к отсеву из школы, асоциальному поведению и деструктивному пути развития.

В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию детей[127]. Патогенная дезадаптация вызвана нарушениями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функциональные поражения центральной нервной системы. Такие случаи требуют комплексного медико-психолого-педагогического решения и выходят за рамки нашей проблемы. Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, такими как акцентуации характера, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, неравномерность развития составляющих интеллекта, нарушения эмоционально-волевой сферы (импульсивность, податливость чужому влиянию, неоправданное упрямство), а также с кризисными периодами развития ребенка. Временную психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и в деформации системы внутренней регуляции: ценностных ориентаций, установок. Она порождается педагогической и социальной запущенностью. Педагогически запущенные учащиеся характеризуются негативным отношением к учебе, отставанием по ряду предметов школьной программы, асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков), конфликтными отношениями с учителями и одноклассниками.

Учащиеся с отклоняющимся поведением, нарушая привычный ритм школьной жизни, дезорганизуя учебно-воспитательный процесс, создают проблемы учителям и всему школьному коллективу. Существует практика выделения детей группы школьной дезадаптации с серьезными трудностями в обучении в специализированные коррекционные классы. В особых случаях при совершении учащимся серьезных противоправных действий могут быть использованы принудительные меры воспитательного воздействия вплоть до его помещения (по решению суда) в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого или закрытого типа. Однако как можно способствовать адаптации «трудных» школьников, если исключить их из нормального социального контекста и поместить в особую среду? Практика показывает, что изоляция школьников с отклонениями в поведении, хотя бы даже временная, усиливает их отставание от учащихся массовой школы. Специфическая социально-психо­логическая среда, стигматизация (навешивание ярлыка неполноценности) способствуют закреплению учащимися своих установок и «особого» статуса противостояния с другим миром, а также усугублению проблем, связанных с адекватной самооценкой и самопринятием.

В обучении и воспитании «трудных» учащихся существенными являются три момента: во-первых, использование наряду с обычными индивидуальных форм работы с учетом особенностей и возможностей учащихся, во-вторых, создание воспитательной среды, благоприятной для развития индивидуального потенциала школьников, в-третьих, необходимость специальной психолого-педагогической и социальной помощи. Особенно важно, чтобы адресная помощь «трудным» учащимся была ориентирована не столько на коррекцию отклоняющегося поведения, сколько на решение проблем развития ученика, ставших причиной возникновения трудностей в обучении и школьной дезадаптации. Программа психокоррекционной работы должна носить строго индивидуальный, конкретный характер и разрабатываться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, проблем развития учащихся. Важной является работа с семьей и близким социальным окружением. В учебно-воспитательном процессе необходимо налаживание конструктивных, доверительных отношений между учащимися и педагогами, опора на сильные стороны, на лучшие качества характера «трудного» школьника, авансирование доверием со стороны учителей и одноклассников, создание ситуаций успеха и условий для самореализации, расширение интересов и организация досуга, помощь в формировании учебных, профессиональных и жизненных целей.

Еще одна категория особых детей – дети с нарушениями психического развития, с ограниченными возможностями здоровья, имеющие телесные нарушения (заболевания опорно-двигательного аппарата, тяжелые хронические заболевания), сенсорные (слабовидящие и незрячие, слабослышащие и глухие) или нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, психические, речевые отклонения и пр.). В практике используются следующие варианты их обучения:

· в специальных школах и школах-интернатах;

· в режиме индивидуального обучения на дому (возможно с включением детей в культурную, спортивную, общественную жизнь школы);

· в специальных (коррекционных) классах обычных школ;

· в общеобразовательных классах.

Многие считают, что для таких детей необходимы коррекционные детские сады и школы, в которых будут работать специально подготовленные учителя, реализоваться специальные методики обучения и дети будут находиться среди таких же, как они, понимая друг друга и не опасаясь насмешек их «нормальных» одноклассников. Конечно, детям с ограниченными возможностями нужны психолого-педагогическое сопровождение и социально-педагогическая помощь, специальные образовательные услуги. Не менее важны психолого-педагогическая компетентность учителей и адаптированные программы обучения, учитывающие возможности особых детей. Однако при разработке и реализации таких программ речь должна идти не об исправлении недостатков развития, а о соответствии содержания и методов обучения ребенка его возможностям и потребностям, об опоре на индивидуальные возможности человека в образовательной и социальной активности, направленной на развитие и самореализацию.

Современная специальная педагогика исходит из того, что недостаток, отклонение в развитиипоявляется там и тогда, где и когда возникает несоответствие между возможностями данного ребенка и общепринятыми социальными ожиданиями, школьно-образовательными нормативами успешности, установленными в обществе нормами поведения и общения, то есть где происходит ограничение социальных возможностей. Поэтому специальная педагогика пользуется такими терминами, как «люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности», а применительно к обучающимся – «люди с особыми образовательными потребностями», так как объективно существующее физическое или психическое ограничение возможностей участия человека с отклонениями в развитии в традиционном образовательном процессе вызывает у него особые потребности в специализированной педагогической помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения и затруднения. В таком контексте недостаток, ограничение возможностей выступает как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика человека[128].

Если исходить их того, что каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности, то в большинстве случаев возможно обеспечение совместной жизни и учения «обычных» детей и детей с ограниченными возможностями, так называемая интеграция, которая означает, что все дети учатся, трудятся, играют вместе, с учетом специфических возможностей и потребностей каждого, в общем содержательном и коммуникативном пространстве. При этом детям и подросткам с ограниченными возможностями в совместном образовательном процессе создаются условия для их активного участия во всех составляющих этого процесса, содействующие тем самым их развитию и образованию. С этих позиций целесообразен такой подход к обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных образовательных потребностей и «обычных», и особых учащихся в обучении. Этот подход реализуется в инклюзивном образовании.

Инклюзивное образование (лат. include – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность и приспособление к различным нуждам всех детей, что обеспечивает возможность включения в образование и детей с особыми потребностями. Необходимость инклюзивного образования и его методология базируется на следующих постулатах:

– ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

– каждый человек способен чувствовать и думать;

– каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

– все люди нуждаются друг в друге;

– подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

– все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

– для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

– разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзия – это процесс развития в образовательных организациях доступного образования для каждого, организации обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося имаксимального раскрытия его потенциала. И самое главное здесь – не столько барьеры физической среды, не всегда приспособленной к особым учащимся, сколько барьеры психологические, которые связаны с восприятием детей не с точки зрения их самоценности и возможностей, а с точки зрения успешности в выполнении учебных функций, их недостатков, ограничений, уязвимости. Многообразие и непохожесть детей друг на друга является важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе для разностороннего развития всех учащихся, формирования гуманности, толерантности, взаимопомощи и поддержки. Таким образом, инклюзивное образование предусматривает не только активное участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всего процесса массового образованиякак системы для обеспечения развития и удовлетворения образовательных потребностей всех детей.

Безусловно, процесс инклюзии должен сопровождаться мерами экономического, организационного, дидактического и методического характера. Они включают создание безбарьерной физической среды, специальную подготовку учителей, в том числе развитие их профессионального мировоззрения, создание системы психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения образовательного процесса, реализацию адаптированных образовательных программ, обеспечение индивидуализации, гибкости содержания и методов обучения и пр. Школьным психологам необходимо делать акцент не на селективной (разделяющей) диагностике, а на выявлении и развитии ресурсов ребенка, его индивидуального потенциала. Введение инклюзивного образования также предполагает формирование во всем обществе ценностного отношения к любому человеку, независимо от его физических, психических, культурных особенностей.

Вывод.Рассмотрение разных категорий особых детей позволяет сделать единый вывод о том, что дифференцированные (раздельные) формы обучения целесообразно сочетать с совместными, а в некоторых случаях вообще отказываться от селекции и тем более изоляции особых детей, поскольку специфическая среда затрудняет последующую адаптацию детей в обществе. Различия между детьми – это фактор совершенствования образовательной среды и развития всех школьников. Интеграция особых детей в массовой школе предполагает изменение и процесса обучения, и всей среды. Она базируется на утверждении ценности любого человека, на признании того, что у каждого школьника есть индивидуальные потребности, свои сильные и слабые стороны. Инклюзивное образование становится возможным, если обеспечиваются: приоритет не общих знаний и умений, а социальной адаптации, личностного развития, самореализации учеников; соответствие содержания, форм, методов обучения ребенка его возможностям и потребностям; благоприятная воспитательная среда и социально-психологический климат; психолого-педагогическое сопровождение и поддержка, специальные образовательные услуги для учащихся с особыми образовательными потребностями.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.