Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Проблема 18. Что делать, если ребенок не хочет учиться?

Известно, что всем людям характерна познавательная потребность. Уже в младенчестве ребенок активно стремится получать информацию из окружающей среды. Дошкольник постоянно задает вопросы. Не случайно этот возраст называют возрастом «почемучек». Поскольку в учебной деятельности и реализуется познавательная потребность, то, вероятно, это должно способствовать формированию внутренней мотивации учебной деятельности школьников. Но это происходит далеко не всегда. Нередкой является ситуация, когда ребенка принуждают учиться, разными правдами и неправдами от призывов и уговоров до обещаний материального поощрения заставляют выполнять домашние задания, контролируют все его учебные действия. Это временно решает проблему – ученик выполняет требования родителей и учителей, но у него в должной мере не развиваются внутренние познавательные мотивы, способность к саморегуляции учебной деятельности. Учение, основанное на внешних стимулах (поощрениях и наказаниях), требует постоянного внешнего управления и характеризуется невысокой эффективностью. Ведь, как указывалось выше, именно вовлеченность в деятельность позволяет ребенку проявить свой потенциал, что обусловливает как результативность обучения, так и его развивающий эффект. Кроме того, для ребенка такая деятельность по принуждению оборачивается существенными психологическими нагрузками, ощущением неполноценности существования, чувством вины и неблагополучия. Иногда в связи с плохой учебой и нежеланием подростка учиться наблюдается длительное противостояние его с родителями и учителями. Это приводит к конфликтам и нарушению так необходимых для благополучного развития человека доверительных детско-родительских отношений.



Проблема. Что влияет на отношение ребенка к учебе в школе? Что делать, если ребенок не хочет учиться? Как можно решить проблему, не прибегая к жестким и манипулятивным методам влияния?

Для того чтобы осуществлять «мягкое» управление, необходимо воздействовать не на поведение, а на его факторы, внутренние основы и характеристики среды, его актуализирующие. Поэтому вначале разберемся, в чем же заключаются причины нежелания ребенка учиться.

Здесь нужно обозначить два взаимосвязанных аспекта: нежелание выполнять конкретные учебные действия (изучать учебный материал, решать задачу, выполнять задание и пр.) и нежелание учиться вообще: ходить в школу, делать уроки. В первом случае, как правило, речь идет о частных случаях: нелюбимом учебном предмете, отсутствии у школьника интереса к конкретному учебному материалу, затруднениях, обусловленных недостатком знаний и умений (непонимании, отсутствии представлений о том, что и как нужно делать, с чего начать) или ситуативных факторах.

Ситуативные факторы – это особые психические состояния ребенка, обусловленные болезнью, усталостью, плохим настроением. Иногда дети капризничают, не хотят браться за уроки, вставать рано утром, чтобы идти в школу. А взрослые? Всегда ли они радостно идут на работу и с удовольствием выполняют свои функциональные обязанности? Учебная деятельность очень трудна. Ребенок тоже устает, и даже на фоне общей успешности учения и положительного отношения к школе иногда проявляется нежелание учиться. Усталость накапливается к концу четверти, учебного года. Для того чтобы данное состояние не обернулось снижением защитных сил организма и соматическим заболеванием, желательно временно снизить ребенку учебную нагрузку, дать возможность отдохнуть, поддержать его эмоционально, помочь ему отвлечься, заняться любимыми делами, поднимающими настроение. Безусловно, регулярная учеба – это обязанность ребенка, но никакой пропущенный учебный материал не может иметь большую ценность, чем его здоровье.

Во втором случае, рассматривая причины стойкого нежелания учиться, негативного отношения к школе, нужен комплексный анализ. Предварительно можно выделить три группы причин данной проблемы, связанных, во-первых, с характеристиками процесса обучения, во-вторых, с социальным контекстом обучения и межличностными отношениями, в-третьих, с индивидуальными особенностями и образом жизни ребенка.

Что происходит с познавательной потребностью ребенка, когда он приходит в школу? Она не пропадает. Однако ее удовлетворение в естественных формах в школе не всегда возможно. Интересы учащихся во многом индивидуальны, но они вынуждены осваивать стандартные программы обучения. Дети стремятся к движению, к активной творческо-преобразовательной деятельности, а в классно-урочной форме обучения преобладает сидячий и слушающий образ действий. Учебная деятельность во многом репродуктивна (характеризуется повторяемостью элементов для отработки умений) и предполагает действия с абстрактными символами и знаками, а не с реальными предметами. Таким образом, существует ряд объективных особенностей традиционно сложившегося обучения, которые не позволяют в должной мере удовлетворять потребности ребенка.

Однако это не означает, что ребенок всегда находится в принудительном положении. Во-первых, осваивая в школе новые для него нормы и правила, новую социальную роль, новые виды деятельности, у ребенка развивается воля, произвольность психических процессов, способность управлять своим поведением, самостоятельность и ответственность. Это дает ему возможность почувствовать себя более взрослым, более успешным. Во-вторых, несмотря на традиционно сложившуюся форму школьного обучения, каждый учитель имеет возможность выбора методов обучения, которые позволяют учесть потребности, цели, интересы учащихся.

Выше (см. §4.3 и проблему 16) были описаны характеристики личностно-развивающего обучения, способы поддержания учебного интереса, а также пути формирования устойчивой внутренней мотивации учебной деятельности. Обобщая, можно сказать, что школьников увлекают игровые методы и проблемные задачи, связанные с субъективным опытом и жизненным контекстом, продуктивная и творческая деятельность, возможность проявить самостоятельность и свой личностный потенциал. Кроме того, понимание учащимися целей деятельности, владение способами учебных действий обеспечивает результативность обучения, а переживание успеха «окрашивает» учебную деятельность положительными эмоциями, что, в свою очередь, повышает внутреннюю мотивацию учащихся, формирует положительное отношение к учебе.

Представьте ситуацию, когда дети ходят в школу с удовольствием, ждут с нетерпением уроков, общения друг с другом и с педагогом; не получая никаких отметок, старательно выполняют домашние задания. Возможно ли такое? Новаторская педагогическая практика дает утвердительный ответ на этот вопрос. Нужно организовать обучение в соответствии с потребностями детей в активности, в познании окружающего мира, в преобразовательной деятельности, в уважении и признании, в творческой самореализации. Нужно, чтобы на уроках дети совершали маленькие открытия, нужно создавать для них ситуации свободного выбора и успеха, актуализирующие чувство взрослости, значимости, удовлетворенности от преодоления трудностей, гордости собой, товарищами.

Репродуктивный, вынужденный характер учебной деятельности далекой от интересов и жизненных задач школьников негативно влияет на отношение к учебе. Однако этот фактор не всегда является определяющим. Не менее значимым является характер взаимоотношений ученика с учителем, а также та позиция, которую он занимает в системе отношений с одноклассниками. Причиной нежелания идти в школу даже при положительном отношении к учебной деятельности может быть страх перед неудачей, боязнь быть отвергнутым сверстниками, боязнь плохих отметок и критики со стороны учителей. Известный педагог, приверженец идей гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили называет отметки «костылями хромой педагогики». «Отметки будут вредить до тех пор, – пишет автор, – пока общество, и особенно родители, не откажется видеть детей через мутное окошечко отметок, пока общество, и особенно учителя, не поймут, что в учебном труде усилия и старания ребенка достойны большего внимания, чем сам их результат, пока общество, то есть все мы без исключения, нашим общением, нашими убеждениями не будем утверждать в каждом ребенке личность»[122].

Приведем пример проблемной ситуации. Девочка (8 лет) получила «2» за самостоятельную работу по арифметике. На отрицательную оценку отреагировала спокойно, улыбалась, говорила, что ничего страшного не произошло, а двойку можно исправить. Учительница, увидев улыбку на лице ребенка, сказала в присутствии класса: «А что это ты улыбаешься? Здесь нечему радоваться, здесь плакать надо. Тебе должно быть стыдно за то, что ты так плохо решила примеры. Ни у кого, кроме тебя, нет двоек. Ты написала хуже всех!» На подобное высказывание учителя девочка промолчала, но перестала улыбаться, а через минуту заплакала, на что учитель, как бы удовлетворившись, сказала: «Ну, вот теперь-то ты наконец заплакала! Да уж, тут есть о чем плакать. Надеюсь, ты поняла, что у тебя абсолютно позорная работа». Психологический анализ ситуации[123] показывает, что своими действиями учитель способствует появлению у ребенка страха перед отрицательной оценкой и мотивации избегания неудач. А кроме того, он дает ребенку понять, что оценка влияет на социальный статус (неотделимость оценки от личностных качеств: если оценка плохая – человек не достоин уважения). Для ребенка в этом возрасте учитель обладает непреложным авторитетом. Именно от него в большой степени зависит эмоциональное благополучие ребенка. Он формирует у ребенка отношение к самому себе, к окружающим, мотивацию к обучению, отношение к оцениванию. В рассматриваемой ситуации ребенок либо разряжал негативные эмоции с помощью улыбки, либо сам осознавал, что оценка – это то, что само по себе не столь значимо и не является конечным результатом деятельности, усвоения знаний (такого рода установка может быть связана с отношением к оценке в семье). В свою очередь, учитель придает оценке решающее значение и формирует «правильную» схему поведенческой реакции на отрицательную оценку, мотивируя свою точку зрения тем, что получить двойку очень стыдно и порицаемо. В связи с этим улыбку на лице ребенка он воспринимает как неадекватную. Отчитывая ребенка перед сверстниками, учитель показал пример отношения к человеку, получившему «2», а также повлиял на отношение ребенка к самому себе.

Человек воспринимает мир целостно. Авторитарное, унижающее личность ребенка отношение учителя с большой вероятностью повлечет за собой напряженные взаимоотношения, которые перенесутся на учебное взаимодействие и трансформируются в нелюбовь ученика к соответствующему учебному предмету. Отсутствие желания готовиться к уроку и активно на нем работать снижает результативность обучения, а неуспешность ученика приводит к дальнейшему падению учебной мотивации.

Причиной нежелания ребенка идти в школу может быть и комплексная проблема – школьная дезадаптация. Она проявляется в низкой эффективности учебной деятельности, несоблюдении школьных норм поведения, неуспешности социальных контактов, эмоциональном неблагополучии (тревожность, плохое настроение, агрессия, обусловленные страхами школы, учителя, вызова к доске, контрольных работ, наказания). Причинами школьной дезадаптации, по данным психологов, являются[124]:

· сам процесс обучения, который в полной мере не учитывает индивидуальность ребенка;

· конституциональная уязвимость ребенка младшего школьного возраста, его центральной нервной системы и ее обострение в условиях общих, стандартизированных требований;

· психологические установки и личностное реагирование ребенка, его переживания различных ситуаций школьной жизни.

Известный исследователь неврозов и психотерапевт А.И. Захаров при изучении страхов младших школьников установил, что к числу ведущих относятся страх опоздания в школу (боязнь не успеть, боязнь заслужить порицание) и страх «быть не тем», то есть не соответствовать общепринятым нормам, ожиданиям со стороны значимых лиц, сделать не так, как нужно, – страх ошибки, неудачи, своей несостоятельности в представлении окружающих. Этот страх сопровождается скованностью и излишним напряжением при ответах с места, у доски, общении с незнакомыми людьми, выполнении ответственных заданий, в том числе контрольных. Наиболее трудным оказывается начало, выбор одного из решений, поскольку охватывающее волнение мешает сосредоточению, приводит к лишним действиям, нарушает ритм речи и способность логически мыслить[125]. Как правило, выраженность данных страхов обусловлена как индивидуальными особенностями ребенка, так и отношением к нему учителя. Заботливое, доверительное, поддерживающее и возвышающее ребенка педагогическое общение будет залогом снижения школьной тревожности и страхов.

Если не удалось предотвратить проблемы дезадаптации и эмоционального неблагополучия ребенка в школе, то решать их следует как можно раньше совместными действиями родителей, учителя и психолога.

Еще одна группа факторов, влияющих на отношение ребенка к учебе в школе, связана с индивидуальными особенностями и образом его жизни.

Например, слабая нервная система ребенка в сочетании с недостаточным развитием произвольной регуляции предопределяет низкую способность ребенка выдерживать учебные нагрузки, длительно концентрировать внимание, производительно трудиться. Это снижает результативность учебной деятельности, а накапливающийся опыт неудач формирует негативное отношение к ней. Также значение имеет сформированное еще до школы отношение ребенка к своим обязанностям, к труду, его способность преодолевать препятствия и трудности. Неблагоприятной является ситуация, когда родители от ребенка ничего не требовали, удовлетворяя все его желания. Переход в школу из «теплого и легкого» мира, где развлекают телепередачи и компьютерные игры, где не нужно прилагать усилий, ставить цели, стараться их достичь – безусловно, стресс для ребенка, который не может не отразиться на отношении к учебе. Кроме того, негативную роль играют специфические установки, формируемые родителями, сверстниками, средствами массовой информации, связанные с жесткостью и неадекватностью поведения учителей, трудностью учения («Что тебе две строчки написать трудно? В школе нужно будет по целой странице писать»), необходимостью отказа от развлечений («Вот пойдешь в школу, некогда будет в игры играть») и т.п. Еще одна причина низкой учебной мотивации – несформированность познавательного отношения к миру, обусловленная недостатком поисковой активности ребенка, отсутствием переживания радости познания, открытий и свершений.

Особенности семейного воспитания и дошкольного образования оказывают влияние на формирование психологической готовности ребенка к школе. В такой готовности выделяют следующие компоненты:

· интеллектуальный – уровень развития познавательных процессов, кругозор, словарный запас, специальные умения и др.;

· мотивационный – желание идти в школу, мотивы учебной деятельности;

· эмоционально-волевой – умение ставить цель, принимать решение, начать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия;

· личностный – сформированность внутренней позиции школьника, нравственных качеств, умений общения со сверстниками и взрослыми.

Следует отметить, что существуют не только индивидуальные, но и общие возрастные особенности отношения к учебе. Как правило, при сформированной психологической готовности к школе и оптимальных условиях обучения в начальных классах дети учатся с удовольствием. В подростковом возрасте развивающиеся интересы межличностного общения закономерно снижают интерес к обучению, но положительное отношение к школе сохраняется, если сложились благоприятные взаимоотношения с одноклассниками, а учителями поддерживается чувство взрослости, самоуважение и самостоятельность ученика. В старшей школе, как правило, нацеленность на учебу обеспечивают перспективные мотивы, желание поступить в вуз, добиться чего-то значимого.

Вывод. На отношение ребенка к учебе в школе может влиять множество факторов, но они порождают стойкое нежелание ребенка учиться, только воздействуя в комплексе несформированных индивидуально-психологических предпосылок, особенностей репродуктивного, безличного процесса обучения и сложившихся неблагоприятных отношений с учителями и одноклассниками. При этом формирование отношения к учебе – это циклический процесс: отношение влияет на деятельность и ее результаты, успешность способствует формированию более позитивного отношения к учебе, неуспешность – негативного. Проблему нежелания учиться легче предотвратить, чем решать впоследствии. Поэтому родителям и педагогам следует заботиться о формировании психологической готовности ребенка к школе, о гуманных педагогических взаимоотношениях и позитивном психологическом климате в классном коллективе, об удовлетворении в учебной деятельности потребностей детей в творческо-преобра­зовательной активности, в познании окружающего мира, в уважении и признании, в успехе и самореализации.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.