Организационно-методические указания САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра «Связи с общественностью»
Учебно-методический комплекс
учебной дисциплины
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Для специальности 030602 «Связи с общественностью»
рок обучения: 1
Санкт-Петербург
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию
кафедрой «Связи с общественностью».
Протокол от 23 октября 2007 г. № 3.
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией
факультета социального управления.
Протокол от 15 ноября 2007 г. № 3.
Емельянов С. М.
Теория и практика связей с общественностью. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007.–164 c.
Учебно-методический комплекс подготовлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности «Связи с общественностью». Он включает основные требования и организационно-методические указания по изучению курса дисциплины, рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по семинарским и практическим занятиям, методические рекомендации по выполнению курсовых работ, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, а также порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине. Кроме того, в комплекс включены приложения.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Рабочая учебная программа дисциплины ………………………….4-39
2. Методические рекомендации по изучению дисциплины………40-58
3. Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям…………………………………………………………………59-85
4. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ…………………………………………………………………….....86-90
5 Задания на выполнение курсовых работ…………………………..91-93
6 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы……………………………………………………………………94-111
7. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов дисциплине, содержание контролирующих материалов ………112-142
8. Приложения:……………………………………………………….145-164
8.1. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 350400 – Связи с общественностью……………………………………………………………….143-147.
8.2. Приложение к Постановлению Минтруда России от 28 июля 2003 г….148-155
8.3. Образец титульного листа…………………………………………………….156
8.4. Образец оглавления (содержания)……………………………………………157
8.5. Образец списка использованных источников и литературы……………158-160
8.6. Образец ссылок на источники…………………………………………………161-164
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Цели и задачи обучения по дисциплине
Целью преподавания курса «Теория и практика связей с общественностью» является формирование у студентов теоретико-методологических основ теории и практики связей с общественностью, овладение ими знаниями, навыками и умениями, необходимыми для установления и поддержания благоприятных деловых контактов в профессиональной деятельности специалистов PR.
Предметом изучения дисциплины «Теория и практика связей с общественностью» являются базовые понятия теории PR, раскрывающие связи с общественностью как профессиональный вид деятельности, как коммуникативные технологии и как науку.
Задачи обучения по дисциплине:
· Проанализировать процесс связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике.
· Ознакомить студентов с основными этапами развития технологий связей с общественностью.
· Раскрыть концептуально-теоретические проблемы теории и практики связей с общественностью.
· Раскрыть содержание коммуникаций в связях с общественностью и сформировать у студентов первичные навыки управления коммуникационными процессами.
· Ознакомить обучаемых с современными PR-технологиями и особенностями их применения в различных сферах профессиональной деятельности специалиста паблик рилейшнз.
· Раскрыть основное содержание кризисных PR и сформировать у обучаемых навыки организации работы специалиста PR в кризисных ситуациях.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
· О современных тенденциях развития теории и практики связей с общественностью в условиях изменяющейся рыночной и политической конъюнктуры.
· Об особенностях теории и практики в условиях глобализации общественного развития.
· Об актуальных проблемах функционирования связей с общественностью в современном информационном обществе.
· О сущности и содержании интегрированных коммуникациях в различных сферах функционирования связей с общественностью.
· О концептуальных основах современных PR-технологий, о характере методологических связей пиарологии с другими науками.
знать:
· Основные теоретические понятия, сущность и содержание технологий PR, принципы связей с общественностью, функции специалистов PR, их правовое и профессиональное обеспечение.
· Историю возникновения и развития PR как профессии и отрасли бизнеса; роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике.
· Основы коммуникаций в связях с общественностью, их информационное обеспечение.
· Основы информационно-аналитической работы в области связей с общественностью.
· Содержание современных PR-технологий.
· Особенности PR-технологий в кризисных ситуациях.
уметь:
· Осуществлять управление информацией для формирования общественного мнения.
· Определять PR-стратегию организации.
· Осуществлять планирование, подготовку и проведение специальных мероприятий.
· Определять стратегию и тактику медиапланирования.
· Применять на практике современные PR-технологии в избирательных кампаниях, в процессе лоббирования и формирования корпоративного имиджа.
· Организовать кризисные PR и эффективно применять их для управления кризисами.
владеть навыками:
· Определения целевых групп общественности базисного субъекта PR- деятельности, ранжирования их по принципу приоритетности.
· Применения методов сбора информации о состоянии общественного мнения целевых групп общественности.
· Составления аналитических записок, отчетов и других документов в интересах эффективного управления коммуникативным пространством.
· Организации и проведения специальных и корпоративных мероприятий: пресс-конференций, брифингов, выставок, юбилеев, конференций и т.п.
· Применения современных PR-технологий в избирательных кампаниях, в процессе лоббирования и формирования корпоративного имиджа.
· Организации антикризисных коммуникаций.
Организационно-методические указания
Дисциплина «Теория и практика связей с общественностью» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.
Основная цель обучения в процессе преподавания учебной дисциплины "Теория и практика связей с общественностью" достигается ее содержанием и применением методически обоснованных видов и форм учебных занятий, а также дидактических приемов и средств.
Дисциплина состоит из шести разделов: 1) Введение в специальность. Роль связей с общественностью в современном обществе. 2) История возникновения и основные этапы развития PR. 3) Средства коммуникации в связях с общественностью. 4) Специальные мероприятия и информационно-аналитическая работа в связях с общественностью. 5) Современные PR – технологии. 6) PR в кризисных ситуациях.
Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении следующих дисциплин: философия, культурология, история, политология, экономика, правоведение. Особое место в методологическом обеспечении теории и практики связей с общественностью занимают такие дисциплины как: основы теории коммуникаций, теория и практика массовых коммуникаций, современный менеджмент, а также маркетинг. В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов: «Проведение PR-кампаний», «Связи с общественностью в организациях», «Консалтинг в связях с общественностью», «Связи с общественностью в госучреждениях», «Профессиональная этика специалиста по связям с общественностью».
При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия.
На лекциях излагаются наиболее сложные систематизированные основы научных знаний по теории и практике связей с общественностью, раскрывается состояние и перспективы развития пиарологии, ее прикладное предназначение в решении профессиональных задач специалистов различного профиля.
На семинарских занятиях обсуждаются актуальные проблемы теории и практики связей с общественностью, при этом используются активные формы проведения занятий: защита рефератов, дискуссии, круглые столы, фиксированные выступления, обсуждение докладов и другие. Семинары предназначены для углубления, систематизации и закрепления знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы над курсом по основным теоретическим проблемам. Кроме того, семинары призваны развивать творческое мышление у студентов.
На практических занятиях студенты развивают навыки решения конкретных задач, связанных с выполнением функций связей с общественностью. В этих целях на практических занятиях широко используются такие дидактические формы и средства обучения как: деловые и дидактические игры, решение ситуационных задач. Особое место в проведении практических занятий отводится выездным занятиям на объектах PR.
Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости проводится на всех видах учебных занятий в форме устного опроса, а также по итогам выполнения студентами индивидуальных заданий в ходе подготовки и проведения практических и семинарских занятий.
Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по ключевым темам в каждом из 6 разделов. Проводится в форме тестирования по темам 3,4,15,17,22, 26,27,28,32, 34,36.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей дисциплины. Проводится в форме зачета по разделам 1, 2 и 5. В форме экзамена промежуточная аттестация проводится по разделам 3,4 и 6. Защита курсовых работ осуществляется во 2-м и 5-м семестрах.
Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при подготовке к итоговому комплексному экзамену и при написании выпускной квалификационной работы.
В силу того, что каждый из 6 разделов изучается в соответствующем семестре, тематический план в программе представлен также по разделам.
II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
|