Тема 34. Кризис как объект теории связей с общественностью. В этой теме важно уяснить понятие кризиса в теории PR (М. Роджестер), а также причины кризиса и их классификация в трактовке ведущих ученых в области пиарологии. Особое внимание должно быть уделено содержанию и структуре кризиса, а также характеристике основных структурных элементов кризиса (субъекты и объекты кризиса, реальная и мифологическая зоны кризиса, образ кризиса, информационный повод кризиса). Не менее важно акцентировать внимание на атрибутах кризиса (эскалация неконтролируемых событий, потеря контроля и управления). В прикладном плане полезно ознакомиться с классификацией кризисов в теории PR (С.Блэк, Ньюсом Даг, С.Катлип) (Внезапный кризис. Возникающий кризис. Перманентный кризис. Динамика кризиса).
Тема 35. Организационно-технологические основы антикризисного управления в связях с общественностью.
При изучении данной темы необходимо уяснить понятие управления кризисом в связях с общественностью. При этом следует акцентировать внимание на содержании управления кризисом (прогнозирование кризиса, предупреждение кризиса, регулирование кризиса, разрешение кризиса как основные этапы управления кризисом). Не менее важными вопросами темы являются: вопрос о месте и роли PR-технологий в управлении кризисом, вопрос о стратегии антикризисного управления в связях с общественностью, вопрос о принципах организации кризисных PR, вопрос о целях, средствах и результатах кризисных PR, вопрос о специфике субъектов и объектов в кризисных PR, вопрос о функциях и задачах кризисных PR, вопрос о правовых и нравственных основах содержания кризисных PR.
Тема 36. Работа с целевыми группами общественности в условиях кризиса.
Вопросы, включенные в данную тему, носят исключительно прикладной характер, что придает ей особую значимость. При изучении темы необходимо раскрыть проблему идентификации целевых аудиторий в условиях кризиса, уяснить принципы организации коммуникации с целевыми группами общественности, рассмотреть средства коммуникации с целевыми группами общественности в условиях кризиса и их специфика, выявить особенности коммуникативного взаимодействия с целевыми группами общественности на различных этапах кризиса. Особо следует уделить внимание СМИ как целевой аудитории в условиях кризиса и организации коммуникативного взаимодействия с ними.
Тема 37. Коммуникации в условиях кризиса.
При изучении данной темы необходимо уяснить ключевые принципы коммуникации во время кризиса, рассмотреть виды коммуникаций в условиях кризиса их специфику и возможности, уделить особое внимание коммуникации на различных этапах кризиса. Важно обратить внимание на технологии управления образом кризиса в коммуникационном пространстве на вопросы использования PR-текстов в кризисных коммуникациях.
Тема 38. Медиа-планирование в антикризисных PR.
Приступая к изучению данной темы необходимо акцентировать внимание на целях и задачах медиа-планирования в условиях кризиса. Основными вопросами темы являются вопрос о создании базы данных о СМИ, вопрос о ранжирование СМИ по признаку приоритетных групп общественности, вопрос о подготовке должностных лиц к взаимодействию со СМИ, вопрос о работе с экспертами и группой поддержки. Особое внимание должно быть уделено вопросам подготовки и содержания кризисного медиапакета. Содержание медиапакета: основная информация по общей ситуации, связанной с направлением деятельности базисного субъекта PR, базовые образцы пресс-релизов и других документов для СМИ, образцы документов для медиапланирования, бюджет медиаплана.
Тема 39. Информационная безопасность и кризис организации.
Изучение данной темы предполагает знакомство студентов с общими проблемами информационной безопасности организации. В этом плане важно уяснить понятие информационной безопасности и ее принципы, понять вопрос об информационной безопасности как факторе и условии успешности функционирования организации. Важно также понять, что нарушение информационной безопасности является фактором кризиса организации. В этой теме особое место занимает знания о службе информационной безопасности организации, об организационно-правовом обеспечение внутрифирменных служб информационной безопасности при осуществлении паблик рилейшнз. Немаловажно знать условия нарушения информационной безопасности в контексте PR – деятельности, а также задачи обеспечения информационной безопасности организации в процессе PR-деятельности.
Тема 40. Кризисная PR-программа в системе менеджмента кризиса.
В данной теме необходимо уяснить суть кризисной PR-программы и ее содержание, а также теоретико-методологические основы кризисной PR-программы, факторы и условия кризисной PR-программы. При изучении темы следует акцентировать внимание на содержании основных этапов кризисной PR-программы (подготовительный этап, этап планирования, этап организации выполнения программы, оценка эффективности программы как завершающий ее этап). При разработке программы важно уяснить цели и задачи кризисной PR-программы, а также субъекты и объекты кризисной PR-программы. Кроме того, необходимо обратить внимание на группы коммуникаторов немедленного реагирования в системе субъектов и объектов кризисных PR, средства и бюджет кризисной PR-программы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
В ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям студенты должны изучить учебные вопросы, представленные ниже по каждой теме. Базовые источники обязательные для изучения в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям также представлены ниже по каждому занятию. Для более глубокого изучения основных вопросов семинарских и практических занятий студенты должны использовать информационную базу по соответствующим темам в Интернет, а также библиотечные фонды. Кроме того, студенты по заданию преподавателя к семинарским и практическим занятиям готовят рефераты, доклады, тематические обзоры литературы, а также выполняют другие виды работ.
На семинарских занятиях студенты выступают с докладами и рефератами, принимают участие в дискуссиях по обсуждению вопросов семинара.
Форму семинарского занятия определяет преподаватель. Это может быть семинар-дискуссия, семинар-защита рефератов, семинар- круглый стол, семинар-конференция и другие.
На практических занятиях студенты решают ситуационные задачи, разрабатывают и представляют свои проекты по конкретной тематике, предлагаемой преподавателем, участвуют в деловых и дидактических играх по сценариям преподавателя. В ходе выездных занятий студенты знакомятся с организацией связей с общественностью по конкретным вопросам в организациях.
Раздел I. Введение в специальность. Роль связей с общественностью
В современном обществе.
Семинар№1. Роль PR в современном обществе.
Время-2 часа
Цель:Уяснить место и роль связей с общественностью в гражданском обществе и рыночной экономике, а также содержание деятельности специалиста PR в различных сферах общественной жизни.
Учебные вопросы:
1. Сферы профессиональной деятельности PR в современном обществе.
2. Функции и цели PR.
3. Содержание деятельности специалиста PR.
Литература для обязательного изучения:
1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс.-СПб.: Питер, 2005.
2. Катлип, Скотт, М., Сентер, Аллен, Х., Брум, Глен, М. Паблик рилейшнз. Теория и практика, 8-е изд. : Пер. с англ.: Уч. пос.-М.: Издательский дом «Вильямс»,2000.
3. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: учеб. Пособие. – М.: Дело, 2003.
|