Природа и характер сервисной деятельности ПРЕДИСЛОВИЕ
Карнаухова В.К., Краковская Т.А.
К 89 Сервисная деятельность: учебное пособие / Под общ. ред. Ю.М. Краковского. — М: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 256 с. (Серия «Туризм и сервис»-).
Содержится теоретический материал по курсу «Сервисная деятельность», состоящий из семи разделов: становление и развитие сервисной деятельности; классификация услуг; государственное и региональное регулирование сервисной деятельности; характеристика инноваций в сервисной деятельности; особенности функционирования отдельных групп услуг; сервисная деятельность в гостиницах; характеристика туристской деятельности. Данная дисциплина входит в федеральную компоненту высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», 230600 «Домоведение» и 351400 «Прикладная информатика (в сфере сервиса)».
В приложении приведены методические указами я и контрольные вопросы для восьми семинарских занятий, созданных на базе учебного пособия.
Рекомендуется студентам и магистрантам различных форм обучения, изучающих дисциплину «Сервисная деятельность», а также специалистам се р в и с и ых сп е циа л ьн остей.
ББК 65.433
ISBN 5-241-00652-4
© Карнаухова В.К., Краковская Т.А.,
2006 © Оформление: Издательский центр
«МарТ», 2006 © Оформление: ИКЦ«МарТ», 2006
Сервисная деятельность — это область человеческих взаимоотношений, где формируются и совершенствуются специфические технологии по удовлетворению человеческих потребностей.
В сферу сервиса включаются разнообразные виды деятельности, которые в целом определяют качество жизни и уровень духовных ценностей общества. Общепринято определять сферу сервиса в широком смысле этого понятия, относя к ней виды деятельности по оказанию услуг, направленных как на обеспечение функционирования производственной и социальной сферы в целом, так и непосредственно на нужды домашнего хозяйства, семьи и личности.
Зарубежные ученые, изучая роль сферы обслуживания в развитии мирового хозяйства, сходятся во мнении, что экономическая деятельность общества начинается с сельского хозяйства и далее через индустриализацию движется в сторону экономики обслуживания.
Сейчас выделяют и четвертый сектор — экономику знаний, связанную с продукцией интеллектуального труда.
Об изменении роли сервиса, сферы услуг (третичного сектора) в современной экономике свидетельствуют результаты внутренней торговли, объем внешней торговли услугами, изменение структуры занятости в сторону роста численности работников третичного сектора.
По числу людей, занятых в сфере сервиса, и размерам вклада в национальный доход сервисные направления деятельности в развитых странах не только вышли на уровень материального производства, но и превзошли его.
Сервисная деятельность
Предисловие
Так, например, в середине 90-х годов в США в сервисе было занято 84 млн человек или 70% от всей численности рабочих, их доля в ВВП была равна 72%. В Японии соответственно 37 млн человек (60%), а их доля в ВВП — 61%. В Германии в части услуг, сопоставимых с системой бытового и жилищно-коммунального обслуживания па-селения в России, занято около 21 млн человек или 60% от всей численности работающих. На 1 тыс. жителей Германии приходилось258 работников сервиса, в США— 340, в Японии — 310.
По оценкам зарубежных специалистов, в 2000 г. на сферу туризма и путешествий во всем мире приходилось 11,8% мирового объема ВНП, 9,8% мирового количества рабочих мест, 12% мирового объема инвестиций и 10,7% мирового объема налоговых поступлений.
В России во всех видах сервиса (сопоставимого с другими странами и в эти же годы) было 'занято 26 млн человек или 38% от численности работающих. При этом значительная часть работников — 5,3 млн человек или 20%, было занято на транспорте, и связи и в других вилах производственного сервиса, что нетипично для стран Запада.
Всемирный совет по туризму и путешествиям обнародовал прогноз развития туристической отрасли на 2004 год и грядущее десятилетие. По прогнозу совета спрос на туристические услуги в 2004 году должен был достигнуть 5,5 трлн долларов США и этoт прогноз в целом оправдался. Причем, как считают эксперты совета, туризм в России в ближайшие 10 лет переживет бум инвестиций, войдя в тройку мировых лидеров.
Все это определяет важность и актуальность полготовки специалистов для индустрии услуги, в частности, для социально-культурного сервиса, туризма и домоведения. Курс «Сервисная деятельность» входит в блок общепрофессиональных дисциплин в качестве обязательной дисциплины федерального компонента для многих сервисных специальностей и, в соответствии с учебными планами, читается на младших курсах.
Следует отметить недостаточное количество учебных пособий по этой дисциплине, несмотря на ее распространенность. Здесь можно отметить четырехтомник под редакцией Ю.П. Свириденко 18—11] и учебные пособия [1,7].
Желание учесть требования государственного стандарта по этой дисциплине определило отбор разделов:
1. Становление и развитие сервисной деятельности.
2. Классификация услуг
3. Государственное и региональное регулирование сервисной деятельности.
4. Характеристика инноваций в сервисной деятельности.
5. Особенности функционирования отдельных групп услуг.
6. Сервисная деятельность в гостиницах.
7. Характеристика туристской деятельности.
Следует подчеркнуть, что в пособии термины «туристский» и «туристический» используются как синонимы.
При подготовке материала учебного пособия авторы использовали собственные наработки и другую литературу [1—13]. за что они и редактор искренне благодарны авторам этих книг.
Отбор материала, структура учебного пособия, содержание курса «Сервисная деятельность* являются авторской редакцией.
В таблице 1 приведены лекционные объемы в часах по каждому разделу и количество семинарских занятий.
Таблица 1
№
| Наименование раздела
| Лекционный объем вчасах
| Кол-во
семинарских
занятий
|
| Становление и развитие сервисной
деятельности
|
|
|
| Классификация услуг
|
|
|
| Государственное и региональное регулирование сервисной деятельности
|
|
|
| Характеристика инноваций е сервисной деятельности
|
|
|
| Особенности функционирования отдельных групп услуг
|
|
|
| Сервисная деятельность а гостиницах
|
| —
|
| Характеристика туристской деятельности
|
|
|
| Итого
|
|
| В приложении приведены методические указания к восьми семинарским занятиям, содержащие краткий теоретический материал, основанный на учебном пособии, и контрольные вопросы.
Авторы и редактор с благодарностью примут все пожелания по улучшению содержания этой дисциплины, а также будут благодарны за сообщения по возможным недостаткам учебного пособия.
Редактор, профессор Краковский ЮЖ.
Глава 1, Становление и развитие сервисной деятельности 7
Глава 1
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Природа и характер сервисной деятельности
Сервис — это обслуживание населения или предоставление ему услуг. Реализация сервиса осуществляется через сферу услуг с ее наиболее развитым компонентом —. сферой обслуживания. Вполне можно принять, что понятия «услуга» и «сервис» имеют одинаковый смысл, хотя используется и такое словосочетание, как «сервисная услуга» (современный тип обслуживания).
В соответствии с российским ГОСТ 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» услуга — это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя неудовлетворению потребности потребителя.
Исполнитель— предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю. В качестве производителей услуг выступают коллективы, конкретные работники предприятий сервиса, генераторы новых идей и технологий в сервисе, менеджеры и предприниматели.
Потребитель — гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд. Потребителями услуг являются покупатели, клиенты, заказчики, посетители, пользователи.
Согласно российскому ГОСТу «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения» туристическая услуга — это результат деятель)! ости туристического предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов/экскурсантов.
По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. Материальная услуга — услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Социально-культурная услуга — услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя.
Сфера обслуживания населения — совокупность предприятий, организаций и физических Лиц, оказывающих услуги населению. Обслуживание—деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги. Туристско-экскурсионное обслуживание ГОСТ определяет как деятельность предприятий и организаций, направленную на удовлетворение потребностей населения и иностранных граждан в туристских и экскурсионных услугах. Заметим, что нормативные документы не содержат определения экскурсионной услуги.
Предоставление услуги можно подразделить на отдельные этапы: обеспечение необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль, испытание, приемка, процесс обслуживания.
Сфера услуг является составной частью народнохозяйственного комплекса, она участвует в общей системе экономических отношений И подчиняется общим экономическим законам, действующим в данном обществе.
Как правило, в экономической литературе к сфере услуг относят: бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования и культуры, туристско-экскурсионные услуги, медицинские и санитарно-оздоровительные услуги, услуги правового характера и другие.
Структура затрат в сфере услуг резко отличается от таковых, например, в промышленности и строительстве. Так, материальные затраты, включая амортизацию, в театрах составляют 13,3%, в цирках — 17%, в концертных организациях — 3,5%; в парках — 20,3%, а в промышленности - 82,8%, в строительстве — 64,8%,
Сервисная деятельность
Глава 1. Становление и развитие сервисной деятельности 9
Продукт труда «сфере услуг выступает в виде услуги (полезного эффект труда). В экономической литературе обоснована как трудовая основа услуг, так и возможность их стоимостной оценки.
Трудовая природа услуги не вызывает возражений, а в условиях товарного производства услуги обязательно приобретают и цену. Однако далеко не все услуги социально-культурной сферы оплачиваются потребителями непосредственно, поэтому их разделяют на платные и бесплатные.
В экономической литературе в социально-культурный комплекс иногда включают и науку как отрасль производственной деятельности. С одной стороны, наука наряду с образованием, информационным обслуживанием, а также здравоохранением, физкультурой и спортом, культурой и искусством формирует человеческий фактор. Результаты науки — новые знания, которые вовлекаются в процесс производства. И в этом смысле паука производит нематериальные услуги, увеличивающие совокупный фонд потребления.
Производство иди оказание услуг с давних времен составляло существенную часть хозяйственной деятельности человека и его социально-общественной жизни. Именно наличие услуг как социально-общественного института, как формы взаимоотношения людей, как полезной деятельности и, наконец, как акта доброй воли конкретного человека является атрибутом человеческого общества и бытия. Можно утверждать, что именно услуги отражают и воплощают в себе уровень развития общества и не только его производительных сил, по и духовного, нравственного состояния.
Из изложенного следует двойственный характер услуг, что нашло отражение в этимологии слова «услуга». Согласно толковому словарю СИ. Ожегова, слово «услуга» имеет 2 значения:
— действие, приносящее пользу другому;
— хозяйственные удобства, предоставляемые кому-нибудь. Первое значение характеризует нравственное начато услуг, второе — производственную сторону услуг
Небезынтересно отметить, что услуга рассмотрена с нравственных позиций и В.И.Далем: «Услуга — самое дело, помощь, пособие или угождение. Оказать кому услугу — сделать нужное, угодное».
В настоящий момент под услугой понимается работа (совокупность мероприятий), выполняемая для удовлетворения нужд и потребностей клиентов, обладающая законченностью и имеющая определенную стоимость,
Отличительными особенностями услуг являются:
1) неосязаемость, то есть их нематериальный характер, другими словами, услуга пе может быть предложена клиенту в осязаемой форме до завершения процесса его обслуживания. Хотя для производства услуг, как правило, необходимы материальные ресурсы, оборудование;
2) услуги нельзя хранить, то есть процесс предоставления и потребления услуг протекает одновременно, и потребители являются непосредственными участниками этого процесса;
3) оказание услуг — это деятельность, поэтому услуги не могут быть протестированы и оценены прежде, чем покупатель их оплатит;
4) изменчивость по своим качествам, поскольку они во многом зависят от квалификации работника, его индивидуально-личностных черт и настроения.
Основное и принципиальное отличие услуги от товара заключается в следующем. Товар есть материализованный и отчужденный от производителя результат труда. Процесс доведения товара до потребителя осуществляется посредством стандартного набора процедур (передача продукта в оптовую и розничную торговлю и последующая его продажа). При производстве же услуг отсутствуют стадии «хранение» и «продажа» (фактически производство услуги совмещено с ее потреблением).
С развитием производительных сил общества усиливался производственный, хозяйственный аспект услуг, а главное — возросла потребность в услугах и спрос на них со стороны населения. Услуги стали играть вполне самодостаточную роль в экономике — сложились сфера услуг и рынок услуг.
Одной из глобальных тенденций в современной экономике является феноменальный рост предоставляемых услуг Поданным государственных статистических органов, доля услуг в валовом национальном продукте развитых индустриальных стран сейчас составляет от 2/3 до 3/4. В США количество работающих в сфере услуг достигло 77% от общего числа занятых, и эга сфера, согласно прогнозам, должна дать в ближайшие десять лет 90% всех новых рабочих мест.
Поданным Госкомстата России, в 2002 году население России потребило платных услуг на сумму около 1,1 трлн руб., в том числе услуг гости ниц и аналогичных средств размещения на 32,1 млрд руб. (3,0%), санаторно-оздоровительных учреждений на 22.9 млрд руб.
Сервисная деятельность
Глава 1. Становление и развитие сервисной деятельности
(2,1%), туристских на 15,2 млрд руб. (1,4%), При этом, например, услуги транспорта составили 263,9 млрд руб. или 24,2%.
В число занятых в сфере обслуживания входят не только работающие непосредственно в индустрии услуг (банки, авиакомпании, туристический и гостиничный бизнес и т. п,), но также ряд работников других секторов экономики.
Во многих корпорациях, принадлежащих по определению государственных статистических органов к обрабатывающей, сельскохозяйственной и добывающей отраслям, есть еще и скрытый сектор услуг. Так называемые «внутренние услуги» потенциально включают в себя самую разнообразную деятельность по подбору кадров, осуществлению публикаций, юридические услуги, управление трудовыми ресурсами, уборку помещений, перевозки и многое другое.
Подразделения указанных категорий работников все чаще рассматриваются как «предприятия по производству услуг» для фирмы, производящей товары. По мере передачи этих работ организациям, имеющим статус юридического лица, выполняемые ими услуги становятся частью конкурентного рынка и включаются статистиками в валовой национальный продукт в раздел «услуги».
В рыночной экономике услуги являются полноправным объектом купли-продажи. Вследствие этого услуги включаются в основные показатели экономического развития стран, а именно:
— валовой национальный доход (ВНД) — стоимость товаров и услуг (конечных), т. е. потребленных населением, в рыночных ценах, а также государственные закупки, капитальные вложения, сальдо платежного баланса;
— национальный доход (НД) — валовой национальный доход за вычетом амортизации;
— валовой общественный продукт (ВОП) или совокупный общественный продукт — национальный доход, а также материальные затраты на производство товаров и услуг.
В мировой практике рассчитывается также валовой национальный продукт (ВНП) как стоимость всех товаров и услуг (исключая стоимость сырья и полуфабрикатов). Для избегания повторного счета суммируют всю добавленную стоимость, созданную во всем хозяйстве. Как известно, добавленная стоимость есть разность между доходами от реализации товаров и услуг и материальными затратами на их производство.
Из этого определения следует, что добавленная стоимость включает оплату труда, прибыль, а также процент тем, кто работает по
найму, владельцам предприятия и капитала. Это означает, что сумма всех добавленных стоимостей равна сумме всех доходов, т. е. национальный продукт равен национальному доходу. Иными словами, все произведенные товары и услуги должны быть оплачены и, следовательно, соответствовать доходам.
Важным показателем экономического развития страны является внутренний валовой продукт (ВВП). ВВП включает продукцию и услуги, произведенные непосредственно внутри страны и только с использованием факторов производства данной страны.
В таблице 2 приведены данные Госкомстата России о вкладе сферы услуг в ВВП Российской Федерации за последние годы. Доля производства услуг составляет 50—53% и выше доли товаров.
Из изложенного следует важная роль услуг в экономике, которая обусловлена следующими факторами:
а) высокой доходностью (ликвидностью) услуг, которые, как правило, потребляются в момент их производства;
б) относительно невысокой материалоемкостью (включая так называемые нематериальные услуги), что увеличивает объем добавленной стоимости, а, следовательно, нацио нальный доход;
в) коротким сроком получения платы за выполненные услуги.
Таблица 2
|