Инновационный менеджмент ' в сервисной деятельности Инновация (нововведение, новшество) есть результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей исследования или анализа.
Результатом инновационной деятельности является продукт, технология, научное знание и т. п., которые являются новыми для индивида, организации или рынка и эффективно удовлетворяют имеющуюся или новую потребность,
Инновационный процесс — это процесс возникновения, разработки и диффузии нововведений, т. е. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта или услуги и распространяется при практическом использовании,
Инновационный менеджмент — это вид научно-технической, социально-экономической и предпринимательской деятельности, направленный на достижение целей организации на основе эффективной организации инновационных процессов и рационального использования ресурсов. Феномен инновационного менеджмента заключается в том, что это единственный в своем роде процесс,
Глава 4. Характеристика инноваций в сервисной деятельности 107
объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление.
Инновационный менеджер — специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования инновационной организации.
Диффузия (распространение инноваций) — процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам. Скорость диффузии зависит от способа передачи информации, свойств самого нововведения, формы принятия решения и др.
Рыночная ситуация представляет собой конкретное состояние воспроизводства в определенных временных географических рамках, складывающееся под воздействием следующих основных факторов: наличие и использование ресурсов; емкость рынка и его структура; соотношение спроса и предложения и динамика цеп па рынке.
В качестве инновации в сфере услуг выступает результат инновационной деятельности (сервисный продукт, технология или ее отдельные элементы, новая организация сервисной деятельности и др.), который способен более эффективно удовлетворять общественные потребности.
Услуга считается новой, если она впервые предлагается данному рынку и (или) отличается потребительскими свойствами от ранее оказываемой услуги. Прогрессивность формы обслуживания характеризуется новой сферой применения, сокращением времени на получение услуги и созданием оптимальных удобств для потребителей. Прогрессивные формы обслуживания позволяют привлечь к существующим услугам новых потребителей.
К базисным нововведениям относятся новые виды услуг и формы обслуживания заказчиков, которые могут изменять внутреннее содержание организации на основе требований потребителей по интересам производителей, структуру инновационного процесса и параметры нововведений в процессе диффузии.
Кроме того, имеются частичные инновации, усовершенствующие некоторые звенья и аспекты процесса обслуживания.
Воздействие потребителя на параметры нововведения в процессе диффузии объясняется включением заказчика в процесс предоставления услуг как инициатора идей по возможному удовлетворению своих нужд и запросов. Степень участия потребителя в ин-
Сервисная деятельность
Глава 4 Характеристика инноваций в сервисной деятельности 109
новационном процессе способствует интеграции их запросов с интересами производителей. Главным мотивом ориентации инновационного процесса на потребителя является реализация интересов организации в достижении своих целей, определяемых увеличением прибыльности процесса оказания услуг и стабильности рыночных позиций. Изменение требований рынка и влияние конкуренции способствует диффузии нововведений в сферы производства и потребления.
К основным инновациям, характерным для сферы сервиса, следует отнести:
— разработку целевых комплексов специального технологического оборудования, средств диагностики и контрольно-измерительных приборов, инструмента, обеспечивающих сокращение сроков и повышение качества ремонта по всему технологическому циклу основных и вспомогательных работ;
— разработку новых приборов, приспособлений, устройств и инструмента, в том числе в условиях ремонта на дому у заказчика;
— поиск наиболее эффективных форм организации труда и методов хозяйствования;
— разработку конкретных предложений по организации эффективной системы инновационного менеджмента.
Инновационные процессы — вне зависимости от формального определения — рассматриваются как процессы, охватывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность и. в конечном счете, ориентированные на удовлетворение конкретных потребностей. Повышение эффективности производства услуг и обслуживания потребителей предполагает такую целенаправленную, предпринимательскую по своему характеру деятельность, которая включает в себя поиск идей, их генерирование и содействие их реализации.
Социально-экономический механизм инновационной деятельности определяется как система средств и способов воздействия на инновационный процесс с целью его ориентации на повышение эффективности деятельности организации и более полное удовлетворение потребностей населения в услугах сервиса.
В зависимости от предметного содержания инноваций в сфере сервиса предлагается следующая их типология:
— организационно-технологические — внедрение новых видов услуг, прогрессивных форм обслуживания потребителей;
— создание новшеств с приоритетом социальных целей;
— технические — рассматриваются как развертывающийся во времени процесс создания, освоения и распространения инноваций в области техники и технологии;
— управленческие — ориентированы на любое целенаправленное изменение внутренней среды организации с учетом внешнего окружения на основе использования принципов, методов и форм менеджмента;
— комплексные — реализация взаимосвязанных новшеств. Характерной особенностью организационно-технологических
нововведений является удовлетворение определенных потребностей как у производителей, так и потребителей сервисных услуг. Новые услуги и прогрессивные формы обслуживания потребителей разрабатываются, как правило, в научно-исследовательских организациях или отдельных предприятиях и в дальнейшем осваиваются в системе сервиса. Большое значение в освоении новых видов услуг придается анализу рынка и комплексному исследованию всей совокупности потребительских характеристик услуг, возможности распространения, конкурентоспособности.
Эффективность комбинированной (комплексной) формы обслуживания заключается в предложении максимального количества услуг на одном месте при обеспечении минимального расхода времени потребителей. В потреблении выявляется, в какой мере новые виды услуг и формы обслуживания соответствуют потребностям, вскрываются недостатки в производстве и несоответствие производства потребительским запросам,
Нововведения в сфере сервиса имеют социальную направленность. Возможности повышения уровня жизни населения определяются темпами освоения нововведений, ориентированных на социальные результаты, а многие аспекты формирования уровня и образа жизни населения складываются под воздействием достижений науки и техники.
Инновационная деятельность неразрывно связана с процессом постоянного возникновения, развития и разрешения определенных противоречий.
Основное противоречие инновационной деятельности в сфере сервиса, которое обладает объективным характером, возникает
Сервисная деятельность
|