Для высших учебных заведений по специальностям 2 глава В современных условиях общество, воздействуя на природу, являющуюся средой обитания человека как биологического вида, создало и постоянно воссоздает окружающую среду путем введения в природную среду так называемых антропогенных объектов – таких объектов, которые созданы человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладают свойствами природных объектов. Законодательство об охране окружающей среды формулирует требования, обращенные к антропогенным объектам как источникам вредного воздействия на природную среду и здоровье человека. Свойства природных объектов согласно теории экологического права: а) их естественное происхождение; б) нахождение в естественной связи с экологической системой природы.
Система «общество – окружающая среда» состоит из двух взаимодействующих и взаимовлияющих подсистем:
1) природопользование — использование природных ресурсов и других полезных свойств природы для удовлетворения материальных и иных потребностей общества;
2) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности человека.
Названные подсистемы порождают общественные отношения, которые в науке экологического права определяют как экологические.
§ 2. Предмет и метод экологического права
Предмет права составляют общественные отношения. Однако право не должно, да и не может регулировать все социальные связи: на каждом конкретном историческом этапе общественного развития должен быть достаточно точно определен предмет правового регулирования. Согласно утвердившемуся в теории права взгляду в предмет правового регулирования должны входить отношения, в которых находят отражение общесоциальные интересы, а также индивидуальные интересы членов общества9. Речь идет о таких общественных отношениях, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях нуждаются в правовой регламентации10.
Поскольку реально существуют различные роды (виды) общественных отношений, их правовое упорядочение влечет формирование соответствующих отраслей права. Отрасль права — объективно сложившаяся внутри единой правовой системы обособленная группа правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения на основе определенных принципов и специфических методов. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования той или иной отрасли права, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования, этой отраслью используемые. Таким образом, отрасли права имеют относительную самостоятельность, устойчивость и автономность, которые основаны на круге регулируемых ими общественных отношений, т. е. на их предмете11.
Правовой системе известны так называемые классические отрасли (административное, гражданское, уголовное право), отличительными признаками которых являются их предмет, качественно однородные общественные отношения и выработанный столетиями метод правового регулирования, под которым понимается совокупность юридических способов правового регулирования, используемых той или иной отраслью12. Однако по мере неизбежного усложнения общественных отношений возникают комплексные нормативные массивы – комплексные отрасли законодательства, представляющие собой системы норм, регулирующих комплекс разнородных, но взаимосвязанных между собой общественных отношений, объединенных определенной сферой (например, хозяйственное, аграрное, жилищное, экологическое право)13. Комплексные отрасли законодательства используют достижения, теоретический и нормативный правовой багаж, имеющийся в арсенале классических отраслей, при этом четко выделяясь в правовой системе своим предметом – сферой регулируемых ими общественных отношений.
Экологическое право — комплексная отрасль права. Круг регулируемых им общественных отношений очерчен сферой «окружающая среда». Выше было отмечено, что отношения, входящие в его предмет, имеют двойственный природоресурсный и природоохранный характер. Комплексный характер экологического права проявляется также в том, что в его предмет входят общественные отношения, которые, являясь экологическими по содержанию (возникают по поводу окружающей среды), по правовой форме могут быть отнесены к иным правовым отраслям: конституционному праву (например, конституционные права граждан в области охраны окружающей среды), гражданскому праву (например, право собственности на природные ресурсы, а также иные частно-правовые формы их использования – аренда, сервитут, концессия; возмещение вреда, причиненного вредным воздействием на окружающую среду), финансовому (финансирование природоохранных мероприятий), налоговому (экологическое налогообложение), административному и уголовному (применение мер ответственности за нарушение экологического законодательства) и т. д.
В силу комплексного характера экологического права метод эколого-правового регулирования состоит в сочетании властного (императивный метод) регулирования экологических отношений с определенной самостоятельностью субъектов при использовании природных ресурсов и охране окружающей среды (диспозитивный метод).
§ 3. Система экологического права
Экологическое право развивается на основе научных взглядов на взаимодействие общества и природы и включает общую, особенную и специальную части. В общей части на основе эколого-правовой концепции изучаются: а) отдельные эколого-правовые институты (например, экологическая экспертиза; мониторинг окружающей среды); б) механизмы эколого-правового регулирования, при помощи которых обеспечивается необходимое качество окружающей среды (например, нормирование в области окружающей среды). Особенная часть экологического права изучает: а) правовое регулирование использования и охраны компонентов природной среды и природных объектов (природоресурсное право); б) правовую охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности при осуществлении экономической деятельности. Природоресурсная часть экологического права включает как подотрасли:
• земельное право – правовой режим использования и охраны земель;
• горное право – правовой режим использования и охраны недр;
• водное право – правовой режим использования и охраны вод;
• лесное право – правовой режим использования и охраны лесов;
• правовой режим охраны и использования животного мира;
• правовой режим охраны и использования растительного мира;
• правовая охрана атмосферного воздуха;
• правовая охрана озонового слоя.
На формирование экологического права как отрасли в правовой системе Республики Беларусь повлияли следующие исторически обусловленные факторы:
1) разработка и принятие в 60-70 гг. XX в. Основ законодательства Союза ССР и законодательства БССР по всем направлениям правового регулирования использования и охраны природных ресурсов. Впоследствии, в 90-е гг., подотрасли природоресурсного законодательства получили новое содержание и развитие в рамках законодательства Республики Беларусь;
2) принятие 26 ноября 1992 г. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», в котором впервые в законодательство Республики Беларусь было введено понятие «окружающая среда», закреплено право на благоприятную окружающую среду;
3) принятие 15 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь, декларирующей в ст. 46 конституционное право на благоприятную окружающую среду;
4) принятие 17 июля 2002 г. новой редакции Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», в которой обосновывается отвечающее современным условиям понятие «окружающая среда» как система, включающая природную среду и антропогенные объекты, на эту среду воздействующие.
Специальная часть экологического права посвящена международно-правовой охране окружающей среды. Влияние международного публичного права на формирование национально-правовых норм в области окружающей среды весьма значительно. Национальное экологическое право как отрасль права изначально развивается в русле принципов и норм международного права окружающей среды. Базовые правовые идеи, лежащие в основе эколого-правового регулирования, восприняты из международного права. Это касается ключевых понятий «окружающая среда» и «право на благоприятную окружающую среду», «устойчивое развитие» и др. Появление целых институтов в праве: охрана озонового слоя, климат, биологическое разнообразие, экологическая безопасность генетически измененных организмов связано с принятием международных норм об охране окружающей среды. По существу, формирующиеся в международном праве подходы к охране окружающей среды воспринимаются как доктринальная основа для разработки национального законодательства.
На формирование экологического права, как на международном, так и на национальном уровне повлияли следующие исторически обусловленные факторы:
1) признание и закрепление на международном уровне в 60-е годы XX в. понятий «окружающая среда» и «право на благоприятную окружающую среду». Большой резонанс имело принятие ХVII сессией Генеральной Ассамблеи ООН 18 декабря 1962 г. Резолюции № 1831/ХVII «Экономическое развитие и охрана природы» и на ХХIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3 декабря 1968 г. Резолюции № 2398/ХХIII «Проблемы окружающей человека среды». Первый документ ввел целостное рассмотрение совокупности природных ресурсов, флоры и фауны как окружающей среды. Термин «охрана природы» интегрируется в термин «охрана окружающей среды». Второй документ признал роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека;
2) проведение Конференции ООН по окружающей человека среде (Стокгольм, 5—14 июня 1972 г.), на которой была принята Декларация принципов охраны окружающей среды, среди которых как 1 принцип провозглашено право человека на благоприятную окружающую среду;
3) проведение Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 г.), на которой была принята Декларация по окружающей среде и развитию, документ, установивший в качестве основополагающего принципа современного развития принцип устойчивого развития;
4) принятие 23 июня 1998 г. Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской)*. Предмет Орхусской конвенции – это взаимоотношение между обществом и государством по поводу состояния окружающей среды.
§ 4. Экологическая функция государства и права
Экологические отношения имеют выраженный двойственный природоресурсный и природоохранный характер. Обеспечить баланс экономических и экологических потребностей общества призвана экологическая функция государства.
Экологическая функция как самостоятельная функция государства признается в теории права с начала 90-х гг. ХХ в., т. е. когда в общественном сознании укрепилось понимание необходимости охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Назначение экологической функции состоит в том, чтобы силами и средствами государства на основании системы норм, регулирующих экологические отношения, установить и поддерживать научно обоснованное соотношение экономических (в сфере природопользования) и экологических (поддержание благоприятного для человека состояния окружающей среды) интересов общества.
Для реализации экологической функции создана система государственных органов, осуществляющих управление в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (природоохранных органов).
Экологическая функция государства реализуется на основе ряда программных документов, определяющих направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:
• Концепции государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, принятой Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 6 сентября 1995 г., 3851-XII;
• Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.;
• Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006—2010 годы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г., № 302.
Главными направлениями политики в области охраны окружающей среды в соответствии с Концепцией государственной политики в области охраны окружающей среды являются:
• осуществление заложенного в Конституции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду;
• реализация прав будущих поколений на пользование природо-ресурсным потенциалом;
• компенсация ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения названных выше прав.
Основными принципами охраны окружающей среды согласно Концепции признаются:
1) государственная собственность на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможность передачи их на основе соответствующего законодательства в постоянное либо временное пользование отдельным юридическим и физическим лицам. Исключением является земля как особый вид природных и хозяйственных ресурсов, которая может находиться в государственной и частной собственности;
2) охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики в сочетании с созданием системы особо охраняемых природных территорий, т. е. территорий, полностью либо частично выведенных из хозяйственного пользования в природоохранных целях;
3) законодательно обеспеченная, финансируемая из государственного бюджета система государственного контроля за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов, качеством продуктов питания, безопасностью промышленной и сельскохозяйственной продукции для окружающей среды и здоровья населения с обязательным разделением по всем звеньям системы контрольных и природопользовательных функций;
4) законодательно обеспеченная система многоступенчатой государственной экологической экспертизы, подтвержденная экономической и правовой ответственностью за невыполнение ее требований или игнорирование ее проведения;
5) привлечение к делу охраны окружающей среды и контроля за ее состоянием широких слоев населения, общественных объединений и движений; поддержка на государственном уровне общественных объединений и движений, занимающихся проблемами охраны окружающей среды, здоровья человека, охраны живой и неживой природы;
6) экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды, включающий в себя: платность природопользования; льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности; поддержку на государственном уровне предприятий и организаций всех форм собственности, занимающихся проблемами экономии природных ресурсов, энергосбережения, переработки и утилизации отходов производства и потребления;
7) система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба, нанесенного здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, за счет нарушителя;
8) совершенствование законодательной базы, системы возмещения потерь виновными в загрязнении окружающей среды на внутригосударственном и межгосударственном уровнях;
9) участие в решении глобальных экологических проблем, в том числе: сохранении биоразнообразия; охране озонового слоя; предотвращении антропогенного изменения климата; охране лесов и лесовосстановлении; развитии и совершенствовании системы охраняемых природных территорий различного ранга и назначения; регламентации торговли редкими и находящимися на грани уничтожения видами животных и растений.
Принципы охраны окружающей среды, на основе которых реализуется экологическая функция государства, закреплены также в Законе Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» в редакции Закона от 17 июля 2002 г. К таким принципам, кроме названных выше, отнесены:
• соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
• научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды;
• охрана рационального использования и воспроизводства природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
• предупредительный характер мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде;
• государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования;
• платность специального природопользования и возмещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду;
• учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
• приоритет сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и природных комплексов;
• допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;
• презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
• снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;
• запрещение хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;
• гласность в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии окружающей среды.
Следует обратить внимание на то, что в теории принципы права понимаются как руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. Принципы выражают закономерности права, т. е. представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования. Принципы как нормы общего характера имеют непосредственное применение в случае отсутствия (пробела в праве) так называемой партикулярной нормы, т. е. нормы, непосредственно регулирующей то или иное правоотношение14. При таком понимании не все направления, определенные в ст. 4 Закона «Об охране окружающей среды», следует рассматривать как принципы охраны окружающей среды, т. е. наиболее общие нормы, действующие в сфере эколого-правового регулирования.
В проекте Экологического кодекса Республики Беларусь предлагается система основных начал экологического законодательства, под которыми понимается система принципов, определяющих и регламентирующих экологические отношения, включая следующие:
• приоритет охраны окружающей среды по отношению к любой деятельности, в том числе по использованию природных ресурсов, оказывающей воздействие на состояние окружающей среды (принцип приоритета природоохранной деятельности);
• презумпция экологической опасности любой хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на состояние окружающей среды (принцип презумпции экологической опасности);
• соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду и иных прав граждан в области охраны окружающей среды (принцип соблюдения экологических прав граждан);
• удовлетворение экономических и экологических потребностей нынешнего поколения не должно подвергать риску возможность удовлетворения таких потребностей для будущих поколений (принцип устойчивого развития);
• преимущественно предупредительный характер мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства как необходимых условий обеспечения экологической безопасности (принцип обеспечения экологической безопасности);
• приоритет сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и природных комплексов и запрещение хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к их деградации, необратимому изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды (принцип охраны природы);
• обязательность участия в охране окружающей среды граждан и общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (принцип общественного участия);
• гласность в деятельности государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц по вопросам охраны окружающей среды и обеспечение граждан полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии окружающей среды (принцип гласности);
• международное сотрудничество Республики Беларусь в области охраны окружающей среды (принцип международного сотрудничества);
• иных принципов, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, других актах законодательства, а равно следующих из содержания и смысла норм экологического права.
Современное состояние эколого-правового регулирования позволяет на теоретическом уровне сформулировать систему научных взглядов о сущности и правовой природе юридического обеспечения экологических отношений – эколого-правовую концепцию, которая при современном уровне знаний об окружающей среде включает следующие положения:
1) признание предметом экологического права общественных отношений, имеющих место в сфере взаимодействия общества с окружающей средой (экологические отношения), а именно: а) отношений по использованию и охране компонентов природной среды; б) отношений по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;
2) признание экологического права комплексной отраслью законодательства, регулирующей экологические по содержанию и разноотраслевые по правовой форме общественные отношения на основе общности предмета при двойственности метода правового регулирования;
3) объект данных отношений — окружающая среда, которая есть природно-социальная система, объединяющая в себе: а) имеющие естественное происхождение компоненты природной среды и природные объекты; б) природно-антропогенные и антропогенные объекты, таким происхождением не обладающие;
4) антропогенные объекты, включенные в состав окружающей среды, рассматриваются как элементы, которые воздействуют на окружающую среду и изменяют ее состояние. Законодательство об охране окружающей среды формулирует требования, обращенные к антропогенным объектам как источникам вредного воздействия на природную среду и здоровье человека.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188. – 1/6032.
2. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 17 июля 2002 г., № 126-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 окт. 2004 г., № 319-З; 19 июля 2005 г., № 42-З; 31 дек. 2005 г., № 80-З; 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 1. – Ст. 1; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 85. – 2/875; 2004. – № 174. – 2/1068; 2005. – № 121. – 2/1139; 2006. – № 6. – 2/1177; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – № 147. — 2/1335.
3. Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды: Постановление Верхов. Совета Респ. Беларусь, 6 сент. 1995 г. // Ведамасцi Вярхоўн. Савета Рэсп. Беларусь. – 1995. – № 29. – Ст. 382.
4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Л.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2004. – 202 с.
5. Об утверждении Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006—2010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 5 мая 2006 г., № 302 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. — № 73. — 1/7557.
6. Декларация по окружающей среде и развитию: Декларация Организации Объединенных Наций, 14 июня 1992 г., Рио-де-Жанейро // Действующее международное право: в 3 т. / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — М.: Изд-во Моск. Независим. ин-та междунар. права, 1997. — Т. 3. — С. 721–723.
7. Декларация Стокгольмской конференции Организации Объединенных Наций по окружающей человека среде, 14 июня 1972 г. // Действующее международное право: в 3 т. / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. — М.: Изд-во Моск. Независим. ин-та междунар. права, 1997. — Т. 3. — С. 682–687.
8. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, 18 дек. 1962 г., № 1831/ХVII «Экономическое развитие и охрана природы» // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/basicdoc/statut.htm. – Дата доступа: 14.08.2006.
9. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, 3 дек. 1968 г., № 2398/ХХIII «Проблемы окружающей человека среды» // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/basicdoc/statut.htm. – Дата доступа: 14.08.2006.
ГЛАВА II. Источники экологического права
§ 1. Понятие и особенности источников экологического права
В теории права понятие «источники права» трактуется: во-первых, как «сила, создающая право», т. е. власть государства, которая реагирует на потребности развития общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения; во-вторых, как форма выражения государственной воли, в которой содержится правовое решение государства. Ведущим источником права в современных условиях признается нормативный правовой акт. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ: а) издается оперативно и в любой своей части может быть изменен, что позволяет достаточно быстро реагировать на социальные процессы; б) нормативные правовые акты определенным образом систематизированы; в) они позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что способствует проведению единой политики; г) нормативные правовые акты поддерживаются государством, что выражается в применении мер ответственности в случае их нарушения. Определение источника права как нормативного правового акта также демонстрирует связь между системой права и системой законодательства15.
Наличие самостоятельных источников права рассматривается в качестве обязательного признака самостоятельности отрасли права. Источниками экологического права признаются нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, которые регулируют экологические отношения. Они обладают признаками, характеризующими особенности нормативного правового массива, регламентирующего экологические отношения:
• во-первых, значительная часть экологических норм содержится в кодифицированных нормативных правовых актах, притом, что сама отрасль не кодифицирована;
• во-вторых, нормы, на основании которых регулируются экологические отношения, содержатся также в источниках иных отраслей права и составляют так называемые «экологизированные нормы»;
• в третьих, в числе источников экологического права значительное место занимают международно-правовые акты.
Экологическое право Республики Беларусь в своем становлении прошло несколько этапов. Следует отметить, что в дореволюционный период положения о правовом режиме природных ресурсов развивались в рамках гражданского законодательства.
В советский период, в силу изъятия природных ресурсов из гражданского оборота, признания субъектом права исключительной государственной собственности на природные ресурсы Союза ССР начинают развиваться как самостоятельные отрасли советского права — земельное, водное, горное, лесное право с доминированием права земельного. В 60-е – 70-е гг. ХХ в. формируется природоресурсное право на базе принятых Основ союзного законодательства об использовании и охране земель, недр, вод, лесов, а также принятых в союзных республиках соответствующих кодексов.
Следует отметить, что в законодательстве нашего государства советского периода вплоть до начала 90-х гг. превалировал природоресурсный взгляд на рассматриваемую область общественных отношений. Кроме причин, названных выше, односторонний (природоресурсный) подход к регулированию экологических отношений был обусловлен, как нам представляется, спецификой социалистической идеологии, в соответствии с которой социалистический способ производства считался оптимально способствующим сохранению природы.
В период с 1957 г. по 1963 г. во всех республиках Советского Союза на базе Основ законодательства СССР об охране природы были приняты законы об охране природы, которые рассматривались как новая форма природоохранного законодательства. В БССР действовал Закон от 21 декабря 1961 г. «Об охране природы».
Новый этап в развитии экологического законодательства связан с обретением Республикой Беларусь суверенитета. В Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. признается право собственности республики на землю и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах ее территории.
С начала 90-х гг. ХХ в. экологическое право развивается в русле общепринятых мировых направлений охраны окружающей среды, что связано с принятием в 1992 г. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», которым впервые в законодательство нашего государства введено понятие «окружающая среда» и установлены правовые основы ее охраны.
|