Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Для высших учебных заведений по специальностям 6 глава

• обратиться к соответствующим государственным органам за защитой права в случае его нарушения либо угрозы нарушения права.

Субъектами права на благоприятную окружающую среду признаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства. Особенностью рассматриваемого права является его экстерриториальность, т. е. любой гражданин имеет возможность реализовать свое право на всей территории республики независимо от места его проживания и гражданства.

Объектом права на благоприятную окружающую среду является благоприятная окружающая среда, состояние которой согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» гарантирует экологическую безопасность жизнедеятельности человека, а также устойчивое функционирование экологических систем.

В литературе выделяют комплекс правовых критериев для определения состояния окружающей среды как благоприятной для человека:

• во-первых, незагрязненность окружающей среды — соответствие состояния окружающей среды установленным в законодательстве требованиям, нормативам, стандартам, характеризующим ее качество;

• во-вторых, неистощимость окружающей среды — соответствие состояния окружающей среды установленным в законодательстве нормативам ресурсоемкости;

• в-третьих, способность окружающей среды удовлетворять эстетические потребности человека, сохранять видовое разнообразие41.

Таким образом, окружающая среда может рассматриваться как благоприятная, если ее состояние соответствует установленным в законодательстве об охране окружающей среды критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее незагрязненности, ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.



Данные критерии, стандарты, нормативы установлены законодательством об охране окружающей среды. Так, согласно ст. 19 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование, а также иных нормативов в области охраны окружающей среды. С этих позиций нарушение требований законодательства об охране окружающей среды является основанием для защиты права на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается соблюдением законодательства об охране окружающей среды. Иными словами, если законодательство не соблюдается, право не обеспечивается, и возникает право на его защиту. Очевидно, что признание за гражданами права требовать устранения экологиче­ских нарушений, с точки зрения защиты их права на благоприятную окружающую среду, создало бы дополнительные стимулы
к исполнению требований закона иными субъектами. В то же время судебная практика в области защиты права на благоприятную окружающую среду в Республике Беларусь только начинает формироваться42.

Осуществление субъективного права на благоприятную окружающую среду возможно, на наш взгляд, только при условии осо­знания гражданином самого факта проживания в благоприятной среде или, наоборот, понимания того, что он проживает в неблаго­приятной окружающей среде. Поскольку только в этом случае субъект может дать оценку соответствия своего субъективного права положениям права объективного и принять решение о необходимости использования способов защиты субъективного права, в случае его нарушения. Иной возможностью осуществления права на благоприятную окружающую среду является право требовать определенного поведения от обязанного лица. Обязанными лицами в исследуемой области выступают природопользователи, ведущие хозяйственную и иную деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду. Сущность обязанности этой категории субъектов заключается, в частности, в соблюдении требований экологического законодательства. К подобным требованиям в соответствии со ст. 21—28 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» относится соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ; образования отходов производства; допустимых физических воздействий; допустимого изъятия природных ресурсов; допустимой антропогенной нагрузки и др.).

При этом нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду взаимосвязаны. Так, например, нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ устанавливаются на уровне, при котором выбросы от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Соответственно превышение нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ на отдельном предприятии может привести к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и причинить вред либо создать угрозу причинения вреда гражданину. В то же время соблюдение законодательства об охране окружающей среды не сводится к соблюдению одних только нормативов качества окружающей среды. Субъекты обязаны соблюдать комплекс требований, стандартов, обеспечивающих охрану окружающей среды, которые носят императивный характер, например, санитарных и строительных норм и правил, положений земельного, водного, лесного и т. п. законодательства.

Актуальным является вопрос о специфике и способах защиты права на благоприятную окружающую среду43. Отнесение права на благоприятную окружающую среду к категории личных неимущественных, как было сказано ранее, позволяет использовать для защиты указанного права перечень способов защиты гражданских прав, определенный ст. 11 ГК. Исходя из специфики объекта, защита права на благоприятную окружающую среду может, в частности, осуществляться с использованием таких способов, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещение убытков; присуждение к исполнению обязанности в натуре; компенсация морального вреда; самозащита права и др. Указанные способы защиты права на благоприятную окружающую среду могут быть использованы отдельно и в совокупности.

Статья 46 Конституции Республики Беларусь, закрепляющая право на благоприятную окружающую среду, устанавливает также, что каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Тем самым придается значимость такому способу защиты, как возмещение вреда. Вместе с тем ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» устанавливает право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружаю­щую среду*. В ст. 14 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» закрепляется, кроме этого, возможность компен­сации морального вреда, причиненного гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду.

Использование такого способа защиты права на благоприятную окружающую среду как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, связано с предъявлением иска о приостановлении либо прекращении деятельности, причиняющей вред или создающей опасность такого причинения, возможность которого предусмотрена ст. 934 ГК.

§ 3. Иные права граждан в области охраны
окружающей среды

Права граждан в области охраны окружающей среды закреплены в ст.12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Основополагающим международным договором, на основе которого формируются нормы о правовом положении граждан в области охраны окружающей среды, является Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская) 1998 г., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г., № 726. Для Республики Беларусь Конвенция вступила в силу 30 октября 2001 г. Основная идея Орхусской конвенции заключена в провозглашении прав граждан на получение информации, участие в процессе принятия решений и доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, реализация которых обеспечивает право на благоприятную окружающую среду.

Право на экологическую информацию.

В соответствии со ст. 34 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды.

Понятие «экологическая информация» впервые использовано в Законе Республики Беларусь «Об информатизации», в соответствии с которым «не может быть ограничен доступ к документированной... экологической информации, метеорологической, демо­графической, санитарно-эпидемиологической и другой, обеспечивающей безопасность существования общества...». Однако в данном нормативном правовом акте собственно термин «экологиче­ская информация» не раскрывается. В Законе «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» закреплено право граждан на получение сведений о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемической и радиационной обстановке, действующих санитарных правилах; принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия и их результатах; качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды. Из смысла ст. 74 Закона «Об охране окружающей среды» следует, что к экологической относится информация не только о состоянии окружающей среды,
а также о загрязнении и мерах по ее охране.

Наиболее полно содержание экологической информации раскрыто в Орхусской конвенции. К таковой относится не только информация о природной среде и состоянии ее отдельных компонентов – земель, вод, атмосферного воздуха и т. п., загрязнении окружающей среды, состоянии здоровья людей, но и информация, которую мы условно можем назвать экологически значимой. Вторую группу составляет информация о деятельности (в самом широком смысле), которая может повлиять на состояние окружающей среды. Таким образом, в национальном законодательстве понятие «экологическая информация» не раскрывается. Следует отметить, что в настоящее время перечень сведений, относящихся к экологической информации, определен Постановлением Министерства природных ресурсов
и охраны окружающей среды Республики Беларусь [22]. Такой подход в определенной мере ограничивает содержание экологической информации по сравнению с положениями Орхусской конвенции.

Важнейшими принципами предоставления экологической информации в соответствии с Орхусской конвенцией являются:

• обязанность государственного органа предоставить экологическую информацию любому лицу без необходимости формулировать свою заинтересованность;

• экологическая информация предоставляется не только по за­просу, государственные органы должны предпринимать различные действия по активному распространению такой информации;

• срок предоставления экологической информации должен быть максимально коротким и не должен превышать одного месяца по общему правилу;

• экологическая информация предоставляется, как правило, бесплатно;

• в удовлетворении запроса о предоставлении экологической информации может быть отказано в случаях, перечень которых является ограниченным;

• информация о выбросах загрязняющих веществ подлежит раскрытию;

• отказ в предоставлении экологической информации по запросу должен быть обоснован, а в случае отсутствия у государственного органа запрашиваемой информации, последний обязан сообщить заявителю о надлежащем месте, владельце соответствующей информации44.

В предоставлении экологической информации может быть отказано только в определенных в Орхусской конвенции случаях:

государственный орган, в который направлена просьба, не располагает запрашиваемой экологической информацией;

просьба касается материалов, находящихся на заключительном этапе их подготовки, или внутренней переписки государственных органов, когда такое исключение предусматривается национальным законодательством или сложившейся практикой;

если разглашение такой информации отрицательно повлияет на конфиденциальность работы государственных органов; международные отношения, национальную оборону или государственную безопасность; отправление правосудия; конфиденциальность коммерческой и промышленной информации; права интеллектуальной собственности; конфиденциальность личных данных и (или) архивов; на окружающую среду, к которой относится эта информация.

Право общественности на участие в процессе принятия экологически значимых решений установлено Орхусской конвенцией.

Законодательство Республики Беларусь в качестве субъектов общественного экологического движения признает граждан и их общественные объединения. Орхусская конвенция оперирует понятием «общественность», которое означает «одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и в соответствии с национальным законодательством и практикой их ассоциации, организации или группы» (ст. 2).

Прогрессивным положением данного международного документа является определение принципов общественного участия в процессе принятия экологически значимых решений по конкретным видам деятельности, которые потенциально наиболее опасны для окружающей среды и здоровья человека:

• информирование общественности — адекватно, своевременно
и эффективно (путем публичного уведомления либо в индивидуальном порядке) на самом начальном этапе процедуры принятия решений;

• обеспечение общественного участия — на самом раннем этапе, когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов;

• обеспечение доступа общественности к информации — имеющейся в распоряжении на момент осуществления процедуры участия общественности;

• отражение участия общественности – представление любых замечаний, информации, анализа, которые, по мнению общественности, имеют отношение к планируемой деятельности;

• информирование общественности о принятом решении45.

Перечисленные принципы общественного участия реализуются путем возложения соответствующих обязанностей на лиц, которые являются инициаторами планируемой хозяйственной деятельности. К числу этих обязанностей относятся:

• определение круга лиц, которые могут быть потенциально заинтересованы в обсуждении экологически значимых вопросов;

• уведомление общественности о начале обсуждения экологически значимого вопроса;

• обеспечение заинтересованным лицам доступа ко всей информации, относящейся к процессу принятия экологически значимого решения;

• отражение результатов участия общественности в процессе принятия экологически значимого решения;

• информирование общественности о принятом решении.

Формы общественного участия в принятии экологически значимых решений закреплены в наиболее общей форме в Орхусской конвенции и детализируются в национальном законодательстве. Такими формами, согласно ст. 12, 15 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», являются:

участие в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС);

организация и проведение общественной экологической экспертизы;

общественный контроль в области охраны окружающей среды;

обращение в государственные органы с предложениями по вопросам охраны окружающей среды 46.

Кроме названных процедур общественность также вправе участвовать в процессе принятия экологически значимых решений посредством республиканских и местных референдумов, республиканских и местных собраний и др.

Орхусская конвенция рассматривает применение названных форм общественного участия по следующим направлениям: участие общественности в принятии решений по конкретным видам деятельности (ст. 6); участие общественности в решении вопросов, касающихся планов, программ и политики, связанных с окружающей средой (ст. 7); участие общественности в подготовке нормативных положений, имеющих непосредственную исполнительную силу, и (или) общеприменимых юридически обязательных нормативных актов (ст. 8).

Суть доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, согласно Орхусской конвенции заключается в том, что любое лицо должно иметь возможность использовать административные и судебные процедуры в случае нарушения экологических прав, а также иметь возможность в судебном порядке оспаривать действия или бездействия государственных органов или должностных лиц, которые нарушают положения законодательства, относящиеся к окружающей среде.

Согласно ст. 60 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется защита прав и свобод компетентным, независимым
и беспристрастным судом. С целью защиты своих прав граждане вправе взыскивать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. При этом в соответствии со ст. 61 Конституции Республики Беларусь, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, гражданин вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обратиться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод.

Реализуя свое право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, гражданин вправе:

обратиться в суд с жалобой на действия (бездействия) государственных органов и должностных лиц, нарушающих экологические права граждан и экологическое законодательство в целом;

обжаловать подобные действия (бездействия) в административном порядке;

обратиться в суд с иском в защиту нарушенного права на благоприятную окружающую среду; права на получение экологической информации; о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду; о прекращении деятельности, причиняющей вред, в том числе окружающей среде и здоровью граждан, или содержащей угрозу такого причинения.

§ 4. Содержание прав граждан в области охраны
окружающей среды

В соответствии с законодательством Республики Беларусь граждане имеют право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы. Согласно ст. 46 ГК Республики Беларусь общественные объединения могут создаваться, в частности, для достижения природоохранных целей, защиты прав, законных интересов граждан в соответствии с законодательством, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Порядок создания, регистрации, деятельности и ликвидации общественных объединений предусмотрен Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях».

Граждане имеют право обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Граждане имеют право принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности. В соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «О государственной экологиче­ской экспертизе» при заинтересованности граждан и (или) общественных объединений в принятии участия в подготовке и обсуждении материалов ОВОС заказчик (инициатор планируемой хозяйственной и иной деятельности) представляет заинтересованным гражданам и (или) общественным объединениям необходимую информацию и обеспечивает их участие в подготовке и обсуждении материалов ОВОС. Согласно Инструкции о порядке проведения ОВОС ее процедура должна включать в качестве самостоятельного этапа общественные слушания, анализ и оценку предложений общественности, высказанных в ходе проведения общественных слушаний. Обязанность организации общественных слушаний возложена на заказчика планируемой хозяйственной и иной деятельности, который также осуществляет изучение предложений общественности о возможной реализации намечаемой деятельности. Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводится в обязательном порядке, утвержден Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Граждане имеют право вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» при проведении государственной экологической экспертизы рассматривается заключение общественной экологической экспертизы. В соответствии со ст. 61 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан независимыми специалистами. Инициаторы общественной экологической экспертизы вправе получать материалы, необходимые для проведения общественной экологической экспертизы. Заключение общественной экологической экспертизы может направляться в органы, которые проводят государственную экологическую экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иным заинтересованным лицам и носит рекомендательный характер. Финансирование общественной экологической экспертизы производится за счет средств ее инициаторов – общественных объединений и (или) граждан.

Граждане наделены правом оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды; осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды. Одной из правовых форм оказания содействия государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды и осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды является деятельность общественных инспекторов охраны природы. В соответствии с Положением об общественном инспекторе охраны природы инспектор в пределах своей компетенции имеет право:

• принимать участие в проведении проверок субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и подчиненности должностными лицами органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

• принимать меры, разрешенные законодательством, по преду­преждению или пресечению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

• производить на территории районов, городов, в водоемах, лесных и сельскохозяйственных угодьях забор проб, образцов, замер необходимых параметров для передачи на анализ и экспертизу в органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

• при участии в рейдах по борьбе с браконьерством иметь при себе личное охотничье ружье;

• вносить в местные исполнительные и распорядительные органы и органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь предложения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Граждане имеют право обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касаю­щимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на
окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы. Порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб установлен Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан». Обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов. Обращения, направленные должностным лицам, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней передаются должностным лицам соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий с уведомлением об этом граждан. Обращения граждан подлежат регистрации и обязательному рассмотрению. Должностные лица органов, учреждений, организаций и предприятий в пределах своей компетенции обязаны всесторонне и полно рассмотреть обращение, принять необходимые меры для его объективного разрешения и уведомить граждан о результатах. Запрещается передавать жалобы граждан должностным лицам тех органов, учреждений, организаций и предприятий, решения, действия или бездействие которых обжалуются. Решение по существу обращения или отказ от его рассмотрения должны быть письменно мотивированы. Обращение должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня его поступления, а не требующее дополнительного изучения и проверки — не позднее
15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов руководитель органа, учреждения, организации и предприятия, в которые поступило обращение, может продлить указанный срок, но не более чем на два месяца, одновременно уведомив об этом заявителя. Должностное лицо органа, учреждения, организации или предприятия, виновное в неправомерном отказе в рассмотрении обращения, нарушении без уважительных причин сроков рассмотрения обращения, принятии решения, противоречащего закону, разглашении сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращения, если это ущемляет права и законные интересы граждан, в преследовании граждан и членов их семей за подачу в установленном порядке обращения, несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Граждане имеют право требовать компенсации имущественного ущерба и материального возмещения морального вреда от органов, учреждений, организаций или предприятий, должностные лица которых допустили нарушение прав и свобод граждан при рассмотрении их обращений. Споры о возмещении гражданам материального ущерба и морального вреда разрешаются в судебном порядке47.

Граждане наделены правом на предъявление в суд исков о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

§ 5. Обязанности граждан в области охраны
окружающей среды

В правовой науке обязанность рассматривается как мера общественно необходимого поведения человека, призванная в совокупности с правами и свободами обеспечивать баланс в общественных отношениях. Юридически значимой обязанность становится только после ее установления в нормативном правовом акте. Как правило, юридические обязанности закрепляются вместе с соответствующими правами, что не только демонстрирует существующую между ними связь, но и определяет, какую обязанность обусловливает то или иное право48. Нарушение установленных обязанностей влечет применение мер юридической ответственности.

В соответствии со ст. 55 Конституции Республики Беларусь охрана природной среды — долг каждого. Конституционная норма детализирована в ст. 12 Закона «Об охране окружающей среды», согласно которой граждане обязаны:

• соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды;

• повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;

• беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;

• выполнять требования в области обращения с отходами;

• выполнять требования пожарной безопасности;

• соблюдать правила охоты и рыболовства;

• выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах;

• выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;

• возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вред, причиненный их действиями окружающей среде.

Следует отметить, что указанная норма Закона содержит открытый перечень прав и обязанностей граждан в области охраны окружающей среды, соответственно иные права и обязанности в данной области отношений установлены в законодательстве об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. Так, в соответствии со ст. 65 КоЗ землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков обязаны обеспечивать использование земельных участков в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления; эффективно использовать предоставленные им земельные участки, повышать их плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности; осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, предусмотренных ст. 136 КоЗ. Лесопользователи, в том числе граждане, согласно ст. 47 ЛК обязаны: использовать участки лесного фонда в соответствии с целями, для которых они предоставлены; вести работы, заготовку и сбор лесных ресурсов способами, пред­-о­­твращающими возникновение эрозии почв, повреждение и уничтожение древостоев и отдельных деревьев, подроста и подлеска, иной растительности и исключающими или ограничивающими вредное воздействие лесопользования на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов; соблюдать требования санитарных правил; выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Республики Беларусь. В соответствии со ст. 11 ВК граждане обязаны соблюдать санитарные и другие нормы и правила в области охраны вод, а также выполнять установленные ВК требования должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в этой области. Иными актами законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов определены другие обязанности граждан.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.