Обратная связь
|
Для высших учебных заведений по специальностям 5 глава Компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства, объединяются в природный объект — естественную экологическую систему, или природный комплекс — функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками (ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).
Окружающая среда как объект правовой охраны представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»). Это сложный природно-социальный комплекс, который возникает в процессе взаимодействия общества с природной средой и который испытывает на себе всю нагрузку хозяйственной деятельности.
Как объект правовой охраны окружающая среда обладает следующими особенностями:
1) в отличие от естественной природной среды окружающая среда представляет собой качественно новую структуру, в которой соединяются естественные природные элементы с результатами человеческой деятельности;
2) если качество природной среды обеспечивается самой природой, то качественное состояние окружающей среды достигается средствами ее защиты, охраны и оздоровления;
3) в области естественной природной среды центральный объект охраны — экосистема природы, в сфере окружающей среды объект охраны — экологическое благополучие человека, а охрана окружающей среды – средство его достижения.
Следует обратить внимание на наличие в составе окружающей среды не только объектов, имеющих естественное происхождение, таких, как компоненты природной среды и природные объекты (комплексы), но и объектов, которые таким признаком не наделены, но которые, находясь в составе окружающей среды, подлежат эколого-правовому регулированию — природно-антропогенные объекты и антропогенные объекты.
Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Антропогенный объект рассматривается как объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов. Включенные в состав окружающей среды, они рассматриваются как элементы, которые воздействуют и изменяют состояние самой окружающей среды.
Среди объектов отношений в области охраны окружающей среды Закон выделяет «особо охраняемые природные территории, типичные и редкие природные ландшафты, естественные экологические системы, иные природные объекты». Названные объекты экологических правоотношений могут быть объединены понятием «природный комплекс», рассматриваемый как «функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками». Законодатель раскрывает это понятие через другое — природный объект, рассматриваемый как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства, которое, в свою очередь, определяется через понятие естественная экологическая система — объективно существующая часть природной среды, имеющая пространственно-территориальные границы и в которой живые и неживые ее компоненты взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.
Правовое регулирование природных комплексов в большей степени обусловлено их уникальным природным характером, позволяющим выделять их в качестве особо охраняемых природных территорий.
В качестве одного из объектов отношений в области охраны окружающей среды ст. 5 Закона называет околоземное космическое пространство. Правовой режим космического пространства регулируется космическим правом – отраслью международного публичного права. Статья I Договора о запрещении ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, не давая понятия «космическое пространство», определяет его как пространство, находящееся за пределами атмосферы. Договор о принципах деятельности государства по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, устанавливает, что исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел. Космическое пространство свободно для научных исследований. Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. Государства—участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания. Государственная юрисдикция и контроль распространяются только на космические объекты. Понятие «космический объект» в международных документах не дано, но анализ их содержания позволяет сделать вывод о том, что космический объект — это техническое устройство, поскольку включает «составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части». Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, устанавливает абсолютную ответственность запускающего государства в виде выплат компенсации за ущерб, причиненный космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.
В качестве самостоятельного объекта отношений в области охраны окружающей среды в Законе «Об охране окружающей среды» названо право природопользования. Это положение достаточно спорно. Право природопользования в теории права рассматривается как объективное и как субъективное право. Право природопользования как объективное право — это институт права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использования природных ресурсов. На основании этих норм возникает право природопользования как субъективное право, т. е. право, принадлежащее отдельному лицу (физическому или юридическому) и реализуемое через определенные правоотношения. Эти правоотношения есть само природопользование, которое рассматривается ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» как хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы, и оказывается воздействие на окружающую среду. И если объектом права являются общественные отношения, которые поддаются нормативно-организационному воздействию (правоотношения), то объектом правоотношения могут быть только реальные блага (явления, предметы окружающего нас мира), на которые направлены субъективные юридические права и обязанности26. Эти субъективные юридические права и обязанности (право в субъективном смысле) есть ничто иное, как содержание правоотношения, а не его объект.
Однако в земельном и гражданском законодательстве в качестве объекта правоотношений называют имущественные права (ст. 128 ГК), к которым в частности может быть отнесено право на использование земельного участка на условиях земельного сервитута (ст. 16 КоЗ), являющегося правом ограниченного пользования чужим земельным участком. Согласно ст. 26 ВК правом разрешать другим юридическим и физическим лицам вторичное водопользование, на водных объектах, предоставленных в водопользование, наделены обособленные водопользователи. Следует отметить, что это скорее исключение, чем правило, поскольку в природоресурсных отношениях имеется своя специфика, выражающаяся в том, что реализовать право на использование природных ресурсов без соответствующего участка природного ресурса практически невозможно. Природоресурсному праву в большей степени соответствует норма ст. 64 КоЗ, устанавливающая право передавать во временное пользование земельный участок или его часть. Этот тезис подтверждается также и тем обстоятельством, что природоресурсное законодательство (за исключением земельного) запрещает субаренду.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188. – 1/6032.
2. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 17 июля 2002 г., № 126-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 окт. 2004 г., № 319-З; 19 июля 2005 г., № 42-З; 31 дек. 2005 г., № 80-З; 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 1. – Ст. 1; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 85. – 2/875; 2004. – № 174. – 2/1068; 2005. – № 121. – 2/1139; 2006. – № 6. – 2/1177; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – №147. — 2/1335.
3. Кодекс Республики Беларусь о земле: Кодекс Респ. Беларусь, 4 янв. 1999 г., № 226-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 8 мая 2002 г. № 99-З; 20 окт. 2006 г., № 170-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 2—3. – 2/1; 2002. – № 55. – 2/848; 2006. – № 179. – 2/1267.
4. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1997 г., № 103-З: с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. – 1998. – № 8—9. – Ст. 103; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – №147. — 2/1335.
5. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 15 июля 1998 г., № 191-З: с изм. и доп.: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. — 1998. — № 33. — Ст. 473; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. — № 122. — 2/1259; 2007. – №147. — 2/1335.
6. Лесной кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 14 июля 2000 г., № 420-З: с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 27 февр. 2004 г., № 271-З; 4 авг. 2004 г., № 310-З; 9 июля 2005 г., № 42-З; 11 дек. 2005 г., № 66-З; 29 июня 2006 г., № 135-З; 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 70. – 2/195; 2004. – № 39. – 2/1020; № 123. – 2/1059; 2005. – № 121. – 2/1139; № 196. – 2/1163; 2006. – № 106. – 2/1229; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – №147. — 2/1335.
7. О растительном мире: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 205-З: с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 окт. 2004 г., № 319-З; 19 июля 2005 г., № 42-З; 29 июня 2006 г., 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 20 окт. 2006 г., № 169-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — № 73. — 2/954; 2004. — № 174. — 2/1068; 2005. — № 121. — 2/1139; 2006. — № 107. — 2/1235; № 122. — 2/1259; № 179. — 2/1266; 2007. – №147. — 2/1335.
8. О животном мире: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257: Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 172. – 2/1354.
9. Об охране атмосферного воздуха: Закон Респ. Беларусь, 15 апр. 1997 г., № 39-З: с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 10 июля 1997 г., № 59-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. — 1997. — № 14. — Ст. 260; 1997. — № 27. — Ст. 474; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. — № 122. – 2/1259; 2007. – №147. — 2/1335.
10. Об охране озонового слоя: Закон Респ. Беларусь, 12 нояб. 2001 г., № 56-З: в ред. Законов Респ. Беларусь, 15 нояб. 2004 г., № 335-З; 29 июня 2006 г., № 137-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2001. — № 107. — 2/805; 2004. — № 180. — 2/1084; № 107. — 2/1235; 2007. – №147. — 2/1335.
11. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З: с изм. и доп. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
12. Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г., № 154-З: в ред. Закона Респ. Беларусь, 23 нояб. 2005 г., № 62-З // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. — 1998. — № 19. — Ст. 214; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2005. — № 188. — 2/1159.
13. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 20 февр. 1991 г., № 617-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г. (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь: 16 июня 2000 г., № 399-З; 9 окт. 2000 г., № 428-З; 16 мая 2001 г., № 22-З; 5 янв. 2004 г., № 263-З; 1 нояб. 2004 г., № 340-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2000. — № 8. — 2/137; № 59. — 2/174; № 100. — 2/203; 2001. — № 50. — 2/765; 2004. — № 4. — 2/1012; № 189. — 2/1089.
14. О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 окт. 2002 г., № 1504: с изм. и доп. от 20 марта 2003 г., № 381; 9 янв. 2004 г., № 9; 15 марта 2004 г., № 282; 17 марта 2004 г., № 303; 25 марта 2004 г., № 333; 11 авг. 2004 г., № 967; 11 февр. 2006 г., № 191; 8 апр. 2006 г., № 479 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2002. — № 126. — 5/11423; 2003. — № 37. — 5/12177; 2004. — № 5. — 5/13650; 2004. — № 53. — 5/13978; 2004. – № 53. — 5/13967; 2004. — № 126. — 5/14662; 2006. – № 27. — 5/18836; 2006. — № 59. — 5/22170.
15. Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке: Конвенция, 17 июня 1994 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 68. – 1/2855.
16. Конвенция о биологическом разнообразии: Конвенция, 5 июня 1992 г. // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. — 1993. — № 27. — Ст. 347.
17. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела: Договор, 27 янв. 1967 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2007.
18. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата: Конвенция, 9 мая 1992 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2007.
ГЛАВА IV. Экологические права и обязанности граждан Республики Беларусь
§ 1. Понятие экологических прав граждан
Понятие «экологические права граждан» получило распространение в науке и практике для обозначения совокупности правовых возможностей личности в природоохранных и природоресурсных отношениях с начала 70-х гг. ХХ века.
Раскрывая сущность понятия, Т.И. Макарова подчеркивает, что в широком смысле в теории и в законодательстве к экологическим правам относят все права граждан и иных субъектов в сфере «общество-природа»27.
Российский ученый М.М. Бринчук под экологическими правами человека понимает «признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой» и подразделяет экологические права на основные и иные права в области окружающей среды. К основным экологическим правам он, в частности, относит конституционные права и права, закрепленные международно-правовыми документами по правам человека: право частной собственности на землю, право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь и др. К иным экологическим правам – права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах: право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, право на радиационную безопасность, право на пребывание в лесах и др28.
Российские исследователи конституционных прав граждан Л.Н. Буркова и Н.М. Чепурнова полагают, что более полным и соответствующим форме и сущности экологических прав будет уточнение определения экологических прав человека как установленных государством и закрепленных в законодательстве прав индивида, обеспечивающих устойчивое качество его жизни и развития при взаимодействии с окружающей средой, подкрепленных силой государственного принуждения, и подразделяют их по уровню правового регулирования на основные — закрепленные в Конституции и отраслевые — в области окружающей среды. Авторы подчеркивают также, что для реализации и эффективной защиты основных экологических прав чрезмерно важны и иные конституционные права, хотя не имеющие прямого отношения к обеспечению экологической безопасности, но тесно связанные с обеспечением их реализации: право на получение информации, касающееся его прав и свобод, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, право на объединение для защиты своих интересов, право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право на судебную защиту прав и свобод29.
Иные исследователи не поддерживают идею столь широкого определения экологических прав и разделяют экологические права и права природопользования30, подчеркивая, что экологические права в отличие от прав природопользования имеют внеэкономический характер и по этой причине включают в себя лишь некоторые виды прав общего природопользования, например, рекреационного31.
В свою очередь, поддерживая данную точку зрения и раскрывая понятие экологических прав, М.В. Васильева признает, что ядро экологических прав составляет право на благоприятную окружающую среду32. По ее мнению, представляется более корректным говорить об экологических правах именно в контексте права граждан на благоприятную окружающую среду, включая в них все те обширные полномочия общественности (граждан, объединений, населения), которые непосредственно связаны с содержанием и реализацией головного конституционного права33.
Современные зарубежные исследователи проблемы экологических прав граждан (environmental rights) включают в круг этих прав право на экологическую информацию, право на участие в процессе принятия экологически значимых решений, право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды34.
Следует признать, что в законодательстве Республики Беларусь понятие экологические права граждан используется в Указе Президента Республики Беларусь «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь», где в п. 38 определяются перспективы развития законодательства в целях обеспечения конституционных экологических прав граждан. В иных нормативных правовых актах законодатель использует правовую терминологию Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и, в частности, правовое понятие «права граждан в области охраны окружающей среды», которое закреплено в ст. 12 названного Закона. В соответствии с указанной нормой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды. Следует подчеркнуть, что данные формулировки основаны на положениях ст. 34 и 46 Конституции Республики Беларусь, закрепляющих конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Кроме того, в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» граждане имеют иные права в области охраны окружающей среды:
• создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы;
• обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;
• принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;
• вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
• оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;
• осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды;
• обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
• предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду, и т. д.
Основой для закрепления указанных иных прав граждан в области охраны окружающей среды также являются нормы Конституции Республики Беларусь. Так, согласно ст. 45 Конституции Республики Беларусь каждый гражданин имеет право на охрану здоровья, которое обеспечивается в том числе мерами по оздоровлению окружающей среды. В ст. 35—37, 40 закреплены возможности участия граждан в принятии решений и управлении государством через свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан, непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства. Согласно ст. 37 указанные права обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов, вопросов республиканского и местного значения. Согласно ст. 60 каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. С целью защиты своих прав граждане вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. При этом, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, согласно ст. 61 Конституции гражданин вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обратиться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод.
В соответствии со ст. 13 Закона «Об охране окружающей среды» экологические права граждан гарантируются:
• планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее оздоровлению, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
• возмещением в установленном порядке вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан в результате вредного воздействия на окружающую среду;
• предоставлением полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;
• обжалованием решений и действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц;
• судебной защитой, самозащитой и получением квалифицированной юридической помощи;
• деятельностью общественных объединений;
• контролем в области охраны окружающей среды;
• принятием иных мер, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Таким образом, к экологическим правам относится значительный круг прав граждан в области охраны окружающей среды, как правило, внеэкономического характера, в основе которых – конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
§ 2. Право граждан на благоприятную окружающую среду
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Республики Беларусь (ст. 46). Осуществление названного права рассматривается в качестве одного из главных направлений государственной политики в области охраны окружающей среды в соответствии с Концепцией, утвержденной Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г.
Политико-правовой основой регламентации права граждан на благоприятную окружающую среду в национальном законодательстве выступают основополагающие международные документы по правам человека. В частности, право на благоприятную окружающую среду базируется на неотъемлемом праве человека — праве на жизнь, провозглашенном во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
В Стокгольмской декларации, принятой на Конференции ООН по окружающей человека среде в 1972 г., а также в документах Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) право человека на здоровую и благоприятную жизнь в окружающей среде провозглашено в числе важнейших гуманитарных прав человека. Так, принцип 1 Стокгольмской декларации гласит: «Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений». В соответствии с принципом 1 Декларации Рио-де-Жанейро «…в центре внимания непрерывного развития находятся люди. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».
В законодательстве Республики Беларусь «обеспечение права граждан на благоприятную для труда и отдыха окружающую среду» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды было закреплено в 1992 г. в Законе «Об охране окружающей среды». Далее конституционная норма о праве на благоприятную окружающую среду нашла свое развитие в специальном законодательстве, регулирующем правовой режим охраны и использования природных ресурсов35.
В новой редакции Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (2002 г.) соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в качестве основного принципа охраны окружающей среды. В том же нормативном правовом акте в ст.14 определено, что «право на благоприятную окружающую среду принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь».
Сравнительно недавнее появление в теории и законодательстве правового понятия «право на благоприятную окружающую среду» явилось стимулом для активной научной дискуссии относительно природы, содержания, субъектов, защиты данного права36, которое, по меткому выражению М.И. Васильевой, «принадлежит к числу общечеловеческих ценностей, естественных прав человека, „отнятых“ у него цивилизацией и подлежащих возвращению методами государственно-правового регулирования»37.
Право на благоприятную окружающую среду рассматривается как правовой институт и как субъективное право.
Право на благоприятную окружающую среду как институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу осуществления и защиты данного права. Рассматриваемый правовой институт носит комплексный характер и включает помимо норм экологического права нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, международного публичного права и т. д.
Идею, обосновывающую существование субъективного права «на обеспечение благоприятной окружающей природной среды», впервые высказали представители эколого-правовой науки38. В юридической научной литературе господствующей является точка зрения, согласно которой субъективное право на благоприятную окружающую среду рассматривается как личное неимущественное право, а благоприятная окружающая среда – как нематериальное благо39. Однако уникальность права на благоприятную окружающую среду по отношению к другим личным неимущественным правам, по нашему мнению, заключается в том, что оно, с одной стороны, характеризуется, как и другие личные права, нематериальностью содержания, неразрывной связью с личностью обладателя, неотъемлемостью от личности, а потому неотчуждаемостью любым способом40, а с другой стороны, посредством его реализации и защиты осуществляется защита всеобщего (публичного) экологического интереса – охраны окружающей среды.
Субъективное право на благоприятную окружающую среду является многокомпонентным и представляет собой законодательно обеспеченную возможность лица:
• существовать в благоприятной окружающей среде;
• осуществлять право на благоприятную окружающую среду своими собственными действиями;
• требовать от обязанных лиц соблюдения норм права, способствующих поддержанию окружающей среды в благоприятном для управомоченного лица состоянии;
|
|