Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Для высших учебных заведений по специальностям 4 глава

Требования в области охраны окружающей среды к товарам (работам, услугам), технологическим процессам могут также содержаться и в технических нормативных правовых актах, принятых с целью обеспечения санитарно-эпидемического благополучия в соответствии с Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». Такие технические нормативные правовые акты принимаются в форме санитарных правил и норм (СанПиН).

Требования в области охраны окружающей среды могут также содержаться и в технических нормативных правовых актах, принятых в развитие градостроительного законодательства, основу которого составляет Закон Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Важнейшей частью градостроительного законодательства являются строительные нормы и правила (СНиП).

Нормативные правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188. – 1/6032.

2. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 17 июля 2002 г., № 126-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 окт. 2004 г., № 319-З; 19 июля 2005 г., № 42-З; 31 дек. 2005 г., № 80-З; 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 1. – Ст. 1; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 85. – 2/875; 2004. – № 174. – 2/1068; 2005. – № 121. – 2/1139; 2006. – № 6. – 2/1177; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – № 147. — 2/1335.

3. Единый правовой классификатор Республики Беларусь, утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 4 янв. 1999 г., № 1 (изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 1999. — № 2—3. — 1/2; 2002. — № 91. — 1/3938.



4. О международных договорах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 23 окт. 1991 г., № 1188-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 15 нояб. 2004 г., № 331-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2004. — № 180. — 2/1080.

5. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З: с изм. и доп: Законы Респ. Беларусь, 4 янв. 2002 г., № 81-З; 1 нояб. 2004 г., № 321-З; 2 нояб. 2005 г., № 48-З; 16 мая 2006 г., № 119-З; 29 июня 2006 г., №137-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2000. — № 7. — 2/136; 2002. — № 7. — 2/830; 2004. — № 175. — 2/1070; 2005. — № 179. — 2/1152; 2006. — № 86. — 2/1216; № 07. — 2/1235.

6. О техническом нормировании и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г., № 262-З: в ред. Законов Респ. Беларусь, 19 июля 2005 г., № 42-З; 20 июля 2006 г., № 162-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. — № 4. — 2/1011; 2005. — № 121. — 2/1139; 2006. — № 122. — 2/1259.

7. Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г., № 269-З: в ред. Законов Респ. Беларусь, 16 мая 2006 г., № 117-З; 20 июля 2006 г., № 162-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. — № 5. — 2/1018; 2006. — № 78. — 2/1214; 2006. — № 122. — 2/1259.

ГЛАВА III. Экологические правоотношения

§ 1. Понятие экологических правоотношений

Экологические правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества с окружающей средой.

Правовому регулированию подлежат лишь общественно значимые отношения, такие, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях нуждаются в правовой регламентации24. По этой причине не всякое взаимодействие человека с окружающей средой нуждается
в правовом закреплении, например, не требует регламентации нормами права естественное существование человека – когда человек дышит, ест, спит, отдыхает на свежем воздухе. Однако если человек отдыхает
в особо охраняемой природной территории, собирает ягоды и грибы в лесу, удит рыбу, его поведение подпадает под понятие общего природопользования, которое в определенной степени подлежит правовому регулированию. Оно будет рассмотрено в главе «Право природопользования».

Основываясь на объективно обусловленных формах взаимодействия общества и природы, экологические отношения подразделяют на отношения:

а) по использованию природных ресурсов, их восстановлению и охране (природоресурсные отношения);

б) по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в процессе осуществления экономической деятельности (природоохранные отношения).

По степени воздействия на природную среду в процессе хозяйственной и иной деятельности природоресурсные отношения подразделяют на:

а) связанные с изъятием природного вещества из природной среды (например, добыча полезных ископаемых, заготовка древесины);

б) не связанные с изъятием вещества из природной среды (например, все виды землепользования).

Природоохранные отношения классифицируются на:

а) отношения по восстановлению, воспроизводству природных ресурсов, их охране;

б) отношения по охране окружающей среды в процессе экономической деятельности;

в) отношения по обеспечению экологической безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основываясь на выделении в природной среде отдельных ее компонентов (земли, недр, вод, растительного и животного мира, атмо­сферного воздуха), природных объектов (например, лесов), выделяют соответствующие группы экологических отношений:

земельные отношения — по использованию и охране земель;

горные отношения – по использованию и охране недр;

водные отношения – по использованию и охране вод;

отношения по охране и использованию растительного мира;

отношения по охране и использованию животного мира;

отношения по охране атмосферного воздуха;

отношения по охране озонового слоя;

лесные отношения — в области использования, охраны и защиты лесов.

Часть экологических отношений регулируется исключительно на уровне международного права окружающей среды. Речь идет об отношениях, объектом которых являются природные компоненты, расположенные в международных пространствах(например, покрывающие воды и живые морские ресурсыоткрытого моря), на которые распространяется действие международных норм об охране окружающей среды; а также так называемые объекты общего наследия человечества. Объектами, обладающими таким международным правовым статусом, признаны международный район морского дна согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., регион Антарктики по Договору об Антарктике 1959 г., космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела на основании Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. Объекты общего наследия человечества не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. Все права на ресурсы общего наследия принадлежат всему человечеству и используются на благо всего человечества.

Состав экологического правоотношения – субъект, объект
(окружающая среда и ее элементы) и содержание (объем прав и обязанностей субъектов). Правомочия субъектов экологических правоотношений – физических и юридических лиц закреплены в Законе «Об охране окружающей среды», природоресурсном законодательстве, иных нормативных правовых актах, регулирующих экологические отношения.

§ 2. Субъекты экологических правоотношений

В соответствии со ст. 6 Закона «Об охране окружающей среды» субъектами экологических отношений являются граждане Республики Беларусь, юридические лица, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь. Правила, установленные законодательством об охране окружающей среды, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных государств, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

Государство как субъект экологических правоотношений. Характеристику субъектного состава экологических отношений следует начать с определения роли и места государства в названных отношениях. Республика Беларусь является субъектом права исключительной государственной собственности на недра, воды и леса; земли сельскохозяйственного назначения находятся только в собственности государства, что определено ст.13 Конституции Республики Беларусь. Государство как субъект экологических отношений определяет принципы и направления государственной политики в области окружающей среды, осуществляет государственное управление в лице специально уполномоченных органов государственного управления, а также контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды и применение мер ответственности за нарушение экологического законодательства.

Названные особенности правового положения государства в системе экологических правоотношений определяют специфику положения административно-территориальных единиц Республики Беларусь, также отнесенных к субъектам экологических отношений Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

Правовое положение административно-территориальных единиц в системе государственного устройства Республики Беларусь определено в Законе Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь». В соответствии со ст. 3 названного Закона административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, преду­смотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Административно-территориальные единицы с точки зрения государственного управления создаются «в целях определения пространственных пределов компетенции местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов». Итак, административно-территориальная единица — это прежде всего территория, в пределах которой осуществляется государственная власть, местное управление как «форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории».

Экономическую основу местного управления и самоуправления в соответствии со ст. 33 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), коммунальная и иная собственность, служащие источником получения доходов местного управления и самоуправления и удовлетворения социальных и экономических потребностей населения соответствующей территории.

Компоненты природной среды (недра, воды, леса, земли сель­скохозяйственного назначения, животный и растительный мир, особо охраняемые природные территории) отнесены к объектам, находящимся только в собственности государства, и в соответствии со ст. 215 ГК составляют казну Республики Беларусь.

Согласно ст. 34 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» Советам принадлежит право распоряжения природными ресурсами на соответствующей территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Право распоряжения природными ресурсами Советы осуществляют путем предоставления их в установленном порядке во владение и пользование юридическим лицам и гражданам. Правомочие по распоряжению природными ресурсами, предоставленное органам местного самоуправления, есть право, проистекающее из права государственной (Республики Беларусь) собственности на природные ресурсы, что следует как из конституционной нормы, так и из приведенных выше норм гражданского законодательства. Законодательство Республики Беларусь не устанавливает права коммунальной собственности на природные ресурсы. Местные Советы, местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляя правомочия по распоряжению природными ресурсами, по охране окружающей среды действуют от имени государства в целом.

Физические лица как субъекты экологических отношений. Субъектами экологических отношений признаются физические лица, к которым относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства. На физических лиц распространяются права и обязанности в области охраны окружающей среды, преду­смотренные ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», и, в первую очередь, конституционное право на благоприятную окружающую среду, которое принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным в порядке ст. 14 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

Экологическое законодательство признает физических лиц также субъектами отношений по использованию природных ресурсов. Им гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений.

Физические лица признаются также субъектами права специального природопользования, осуществляемого в виде хозяйственной или иной деятельности, например, землевладение в целях ведения крестьянского фермерского хозяйства, осуществление личного подсобного хозяйства, аренда природных ресурсов и др. При этом объем правомочий граждан Республики Беларусь и иностранных граждан (лиц без гражданства) различен. Например, право частной собственности на земельные участки признается только за гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь или приравненными к постоянно проживающим в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 11 КоЗ).

В установленных в законодательстве случаях, например, для осуществления видов природопользования, подлежащих лицензированию, правом природопользования наделяются физические лица, которые зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности последних применяются правила Гражданского кодекса Республики Беларусь, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Юридические лица как субъекты экологических отношений. Юридические лица Республики Беларусь, а также иностранные юридические лица как субъекты отношений в области охраны окружающей среды, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к юридическим лицам гражданским законодательством, т. е. в соответствии со ст. 44 ГК быть организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс.

Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели могут иметь экологические права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Субъектами отношений по охране окружающей среды признаются также международные организации. Перечень таких организаций (организаций, не являющихся юридическими лицами), признанных субъектами отношений в области охраны окружающей среды на территории Республики Беларусь определен постановлением правительства.

В экологической сфере Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет сотрудничество с: Всемирной метеорологической организацией, Комитетом по экологической политике ЕЭК ООН, Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Министерство иностранных дел Республики Беларусь осуществляет сотрудничество с Организацией Объединенных Наций (ООН), Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры через Межправительственный совет по программе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры «Информация для всех» (ЮНЕСКО). Министерство по чрезвычайным ситуациям осуществляет сотрудничество Республики Беларусь с Межгосударственным советом по промышленной безопасности, Межгосударственным советом по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, Международным техническим комитетом по предотвращению и тушению пожаров. Министерство сельского хозяйства
и продовольствия Республики Беларусь сотрудничает с Международным советом по пшенице; Международным союзом по охране новых сортов растений; Международным эпизоотическим бюро; Организацией защиты растительного мира Европы и Средиземноморья; Продовольственной и сельскохозяйственной Организацией Объединенных Наций, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь — Комитетом по лесоматериалам ЕЭК ООН.

Иностранные государства признаются субъектами экологических отношений в случаях, установленных законодательством, например, ст. 5 ВК включает иностранные государства в круг субъектов водных отношений в качестве водопользователей. Согласно ст. 9 ЛК иностранные государства выступают субъектами лесных отношений. Статья 12 КоЗ рассматривает в качестве субъектов права собственности на землю на территории Республики Беларусь иностранные государства, которым земельные участки передаются в собственность в порядке ст. 37 КоЗ для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь. Иностранное государство может приобрести в собственность земельный участок, если: в соответствии с законодательством иностранного государства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства; одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь иностранное государство предоставляет Республике Беларусь в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства для тех же целей. Земельный участок для постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения приобретается иностранным государством на основании договора, заключаемого с Советом Министров Республики Беларусь.

Республика Беларусь осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды с иностранными государствами как субъектами экологических правоотношений в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Правовой основой для такого сотрудничества являются международные договоры Республики Беларусь.

§ 3. Объекты экологических правоотношений

Объектами экологических отношений в соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» являются: земля, недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство, леса, растительный и животный мир, особо охраняемые природные территории, типичные и редкие природные ландшафты, климат, естественные экологические системы, право природопользования.

Часть названных объектов — земля, недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство, растительный и животный мир являются компонентами природной среды, другие — леса, особо охраняемые природные территории, природные ландшафты — природными объектами или комплексами.

Компоненты природной среды представляют собой составнуючасть природы и обладают устойчивыми естественными признаками, закрепленными в природоресурсном законодательстве, которые определяют их физическое состояние, качество, местоположение и позволяют отграничивать один компонент от другого.

Согласно теории экологического права компонент природной среды, природный объект, чтобы быть признанными объектами экологического правоотношения, должны обладать следующими юридически значимыми признаками: а) естественное происхождение; б) естественная связь с окружающей средой; в) выполнение жизнеобеспечивающих человека функций25.

В отдельных нормативных правовых актах объект отношений определяется без учета признака естественной связи с окружающей средой. Так, к животному миру в соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «О животном мире»* наряду с дикими животными, постоянно обитающими на территории Республики Беларусь или временно ее населяющими, отнесены и дикие животные, находящиеся в неволе; в соответствии со ст. 36 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» в категорию памятников природы включены ботанические сады. Такой подход не согласуется со сложившимися в теории экологического права взглядами, не позволяет точно определить объект экологического правоотношения, порождает коллизию между нормами граждан­ского и экологического права. Включение в объект экологического правоотношения объектов, не обладающих признаком нахождения
в цепи экологических связей природной среды, делает невозможным применение к ним целого ряда эколого-правовых норм. Например, к животным, находящимся в неволе – норм об охране, регулировании численности, мониторинге, охране среды обитания и т. д.;
к ботаническим садам – положений законодательства о контроле
в области охраны окружающей среды, управлении особо охраняемыми природными территориями, эколого-правовой ответственности.

Признак выполнения природным объектом жизнеобеспечивающих функций, на наш взгляд, следует считать факультативным, поскольку далеко не все части природы выполняют утилитарные функции жизнеобеспечения человека. Самый красноречивый пример – это животные и растения, которые с целью охраны включены в Красную книгу. По правовому положению виды, занесенные в Красную книгу, не подлежат использованию. Конечно, находясь в цепи экологических связей, эти виды также участвуют в образовании окружающей среды, но непосредственно не обеспечивают жизнедеятельность человека. Выделение последнего признака, сложившегося на этапе становления природоресурсного законодательства, свидетельствует об антропоцентристском перекосе в отношении окружающей среды, т. е. во взгляде на нее только как на объект утилитарных жизненных потребностей человека.

Естественные признаки компонентов природной среды и природных объектов, как правило, определены в соответствующем природоресурсном законодательстве.

Недра согласно ст. 1 КоН — часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Воды согласно ст. 1 ВК — вся вода, находящаяся в водных объектах.

Лес согласно ЛК — совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.

Животный мир в соответствии с действующим Законом Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира» — дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и другие), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временно населяющие территорию республики*.

Растительный мир по Закону Республики Беларусь «О растительном мире» — совокупность произрастающих дикорастущих растений, образованных ими популяций, растительных сообществ и иных насаждений.

Атмосферный воздух согласно Закону Республики «Об охране атмосферного воздуха» — охраняемый природный объект, представляющий собой газовую оболочку нашей планеты.

Озоновый слой на основании Закона Республики Беларусь «Об охране озонового слоя» — слой атмосферного озона, расположенный
в стратосфере, который поглощает биологически опасное ультрафиолетовое солнечное излучение.

Из приведенных определений видно, что естественные признаки компонентов природной среды, как правило, приведены в нормативных правовых актах, устанавливающих их правовой режим. Однако в КоЗ понятие земель не раскрывается. Определение земли как объекта экологических правоотношений дано на международно-правовом уровне. Согласно Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, земля означает земную биопродуктивную систему, включающую в себя почву, воду, растительность, прочую биомассу, а также экологические и гидрологические процессы, происходящие внутри системы.

На международном уровне в качестве объекта правовой охраны рассматривается биологическое разнообразие, которое в соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии определено как «вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются. Это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем».

Вовлеченные в хозяйственную деятельность компоненты природной средырассматриваются экологическим законодательством в качестве природных ресурсов, т. е. веществ, полезные свойства которых используются в качестве продуктов производства, предметов потребления, источников энергии и которые имеют потребительскую ценность. Деление компонентов природной среды на природные ресурсы позволяет выделять виды либо категории внутри самого компонента и осуществлять целевое их использование.

Так, в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности все земли подразделяются на категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;

3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Основными ресурсами недр согласно КоН признаются полезные ископаемые, т. е. твердые, жидкие и газообразные природные образования земной коры, используемые или пригодные для использования во всех сферах человеческой деятельности. По правовому критерию (различный режим предоставления и использования) полезные ископаемые подразделяются на общераспространенные и необщераспространенные. Общераспространенные полезные ископаемые представляют собой полезные ископаемые, запасы которых свидетельствуют об относительной достаточности их для удовлетворения потребностей народного хозяйства на перспективу и в случае их истощения могут быть заменены однотипными полезными ископаемыми. В законодательстве определен перечень общераспространенных полезных ископаемых.

Водные ресурсы согласно ст. 1 ВК — запасы поверхностных и подземных вод данной территории. Среди водных ресурсов законода­тель выделяет воду минеральную лечебную (как природную подземную воду, обладающую биологически активными свойствами и оказывающую физиологическое воздействие на человеческий организм вследствие повышенного содержания химических компонентов, в том числе радиоактивных, органических веществ, газов или вследствие повышенной температуры), и воду питьевую (питьевого качества) – воду, которая по органолептическим свойствам, микробиологиче­скому и химическому составу соответствует действующим санитарным нормам и правилам.

Лесные ресурсы — запасы древесины, других компонентов и продуктов жизнедеятельности леса в сочетании со средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, рекреационными и иными функциями леса (ст.1 ЛК).

Ресурсы растительного мира согласно Закону «О растительном мире» — объекты растительного мира или их свойства, которые используются или могут быть использованы при осуществлении юридическими лицами или гражданами Республики Беларусь экономической и иной деятельности и имеют потребительскую ценность.

Биологические ресурсы включают генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экосистем, имеющие фактическую или потенциальную полезность или ценность для человечества.

Атмосферный воздух и озоновый слой рассматриваются законодательством Республики Беларусь только в качестве объектов правовой охраны, но не использования (что вытекает из названий законов, устанавливающих их правовой режим). Хотя ст. 39 Закона «Об охране атмосферного воздуха» регулирует потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.

Как самостоятельный объект отношений в области охраны окружающей среды выступает климат. Выделение климата в качестве объекта правовой охраны предпринято в связи с подписанием Республикой Беларусь Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В приведенном международном документе, равно как и в нацио­нальном законодательстве, понятие «климат» не определено. Конвенция дает понятие «климатическая система», рассматривая ее как совокупность атмосферы, гидросферы, биосферы и геосферы и их взаимодействие. Климат подлежит охране от антропогенно обусловленного изменения в составе глобальной атмосферы, которое накладывается на естественные колебания климата.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.