Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Правовое регулирование имущественных отношений по возмещению вреда, причиненного вредным воздействием на окружающую среду, основывается на важнейшем принципе взаимодействия гражданского законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, закрепленном в ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которым «… отношения … по охране окружающей среды, … регулируются гражданским законодательством, если … другим специальным законодательством не предусмотрено иное» [1]. Особенности возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определены в ст. 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» [2], тем не менее, многие общественные отношения в данной области на сегодняшний день остаются за рамками специального правового регулирования. Принимая во внимание сказанное, представляет интерес исследование проблем, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде, что позволит высказать предложения по совершенствованию законодательства.

Прежде всего, необходимо отметить, что в экологическом законодательстве Республики Беларусь отсутствует определение понятия вреда, причиненного окружающей среде. В то же время в ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» закрепляется термин «вредное воздействие на окружающую среду», под которым понимается любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды. Из анализа данного определения следует, что в результате такого воздействия, причиняется вред окружающей среде, причем разграничиваются способ причинения указанного вреда (воздействие на окружающую среду) и форма его проявления (отрицательное изменение окружающей среды). С учетом специфики отдельных компонентов природной среды формой проявления вреда может являться их загрязнение, засорение, истощение, деградация, повреждение, уничтожение.



В природоресурсном законодательстве существуют различные подходы к определению данных понятий. Наиболее ярким примером является трактовка термина «загрязнение». Во-первых, загрязнение рассматривается как способ вредного воздействия на окружающую среду (поступление загрязняющих веществ). Например, загрязнение земель определяется как внесение химических загрязнителей в количествах и концентрациях, превышающих способность почвенных экосистем к их разложению, утилизации и включению в общий круговорот веществ и обусловливающее в связи с этим изменение физико-химических, агротехнических и биологических свойств земли, снижающих ее плодородие и ухудшающих качество производимой продукции [3]. В соответствии со ст. 1 Водного Кодекса Республики Беларусь, под загрязнением вод (водных объектов) понимается поступление в водный объект загрязняющих веществ, микроорганизмов, тепла, нарушающих состав и свойства воды [4].

Во-вторых, загрязнение рассматривается как форма проявления такого воздействия (нахождение загрязняющих веществ в окружающей среде). В частности, загрязнение атмосферного воздухапредставляет собой изменение состава атмосферного воздуха в результате привнесения в него примесей [5]. Такая трактовка позволяет предъявлять требования о возмещении вреда не только в случаях обнаружения разового поступления загрязняющих веществ с превышением установленных норм (например, контролируя выброс, сброс загрязняющих веществ от конкретного источника), но и в случаях ухудшения качества окружающей среды, вызванного длящимся вредным воздействием (например, превышение нормативов допустимых концентраций химических и иных веществ в земле, даже, если разовые нормативы выбросов, сбросов в каждом конкретном случае соблюдались).

Сказанное позволяет сделать вывод о целесообразности закрепления в экологическом законодательстве определения вреда, причиненного окружающей среде, учитывающего второй подход, что создаст правовую основу для детального регулирования отношений, связанных с возмещением такого вреда. Однако следует отметить, что само последствие – отрицательное изменение окружающей среды – не всегда возможно обнаружить в силу естественных особенностей компонентов природной среды либо отсутствия в настоящее время таких технических возможностей. Поэтому, в ряде случаев, ставить вопрос о возмещении вреда можно и при установлении факта превышения нормативов выбросов, сбросов и т.п. Например, требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предъявляется в случаях превышения нормативов более чем в 1,5 раза допустимых или временно допустимых выбросов стационарными источниками; неиспользования установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Причем факт превышения нормативов может устанавливаться как инструментальным, так и расчетным методом [6]. Таким образом, несмотря на то, что вред проявляется в отрицательном изменении окружающей среды, факт причинения вреда может фиксироваться путем установления факта вредного воздействия на окружающую среду, а не последствий.

Проведенный анализ позволяет определить вред, причиненный окружающей среде как отрицательное изменение окружающей среды в результате вредного воздействия на нее, выразившееся в загрязнении, засорении, деградации, истощении, уничтожении, повреждении компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов и (или) иных негативных для окружающей среды последствиях.

Следует отметить, что в литературе и законодательстве употребляется также термин «экологический вред» [7, c. 96‑100; 8, c. 79-87; 9‑11], однако его соотношение с понятием «вред, причиненный окружающей среде» определяется по-разному. Так, В.В. Петров трактует экологический вред в узком смысле – как часть вреда, причиненного окружающей среде, наряду с вредом экономическим [12, c. 335]. Некоторые авторы в качестве составных частей экологического вреда рассматривают любое ухудшение состояния окружающей среды и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц [13, c. 494‑495]. Существует и более широкое понимание экологического вреда, включающее также и моральный вред, причиненный гражданину, в результате вредного воздействия на окружающую среду [14, c. 307]. По нашему мнению, понятие «экологический вред» охватывает как вред, причиненный окружающей среде, так и вред, причиненный жизни или здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате вредного воздействия на окружающую среду.

Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, в той или иной степени причиняет ей вред. Пределы разрешенного негативного воздействия определяются государством. Исходя из этого, в юридическом смысле различен порядок возмещения вреда, возникающего в результате совершения правонарушений в области охраны окружающей среды и компенсации правомерно причиненного окружающей среде вреда, то есть разрешенного на основании лимитов, нормативов в области охраны окружающей среды, лицензий и иных разрешительных документов.

В ряде нормативных правовых актов предусматриваются требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в результате правонарушения. Например, ст. 160 Кодекса Республики Беларусь о земле устанавливает, что «юридические лица независимо от форм собственности и физические лица обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства» [15]. Аналогичные нормы содержат иные природоресурсные законодательные акты [16, ст. 54; 4, ст. 97; 17, ст. 101; 18, ст. 76; 19, ст. 71]. Подобная позиция отражена и в нормах экологического законодательства стран СНГ. Так, из п. 1 ст. 77 Федерального Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» следует, что обязанность полного возмещения вреда окружающей среде лежит на юридических и физических лицах, причинивших вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области окружающей среды [20]. Аналогичное положение содержится в Законe Украины «Об охране окружающей природной среды», предусматривающей обязанность возмещения вреда, причиненного в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды [21, ст. 69]. Закон Кыргызской Республики «Об охране окружающей среды» регулирует отношения по возмещению ущерба, причиненного экологическим правонарушением [22, ст. 64].

Анализ экологического законодательства Республики Беларусь позволяет выделить следующие случаи, в которых возмещается вред, причиненный окружающей среде в результате правонарушения:

· выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы сточных вод в водные объекты с превышением нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ либо при отсутствии указанных нормативов, если их установление обязательно в соответствии с законодательством;

· выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах передвижных источников;

· сбросы в водные объекты химических и иных веществ, их смесей, предметов и отходов;

· внесение в землю химических и иных веществ, приведшее к превышению нормативов допустимых концентраций химических и иных веществ в земле;

· вредное воздействие на окружающую среду, приведшее к деградации земель, истощению водных объектов;

· уничтожение, повреждение, незаконное изъятие (добыча) объектов растительного и животного мира, в том числе произрастающих (обитающих) в границах лесного фонда;

· иное вредное воздействие на окружающую среду или отдельные компоненты природной среды.

В соответствии с п. 3 ст. 933 Гражданского кодекса, вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях предусмотренных законодательством. Экологическое законодательство содержит ряд таких случаев, устанавливая для них определенную форму возмещения вреда (как денежную, так и натуральную):

· взимание платежей за использование природных ресурсов и вредное воздействие на окружающую среду [23‑25];

· возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства [15, cт. 134; 26];

· осуществление компенсационных посадок объектов растительного мира [18, cт.ст 33, 36; 27];

· проведение лесовосстановительных работ [17, cт.ст. 69‑72; 28];

· проведение мероприятий по разведению диких животных и воспроизводству рыбных ресурсов [29];

· осуществление рекультивации земель, нарушенных в результате хозяйственной и иной деятельности [30; 31].

Однако эти случаи прямо не определяются экологическим законодательством как возмещение правомерного вреда окружающей среде, что затрудняет применение к таким отношениям общих норм о возмещении вреда. В связи с вышесказанным, Закон «Об охране окружающей среде» целесообразно дополнить нормами о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате правомерной деятельности.

Гражданский Кодекс Республики Беларусь предусматривает два способа возмещения вреда – в натуре и в денежном выражении. Согласно ст. 951 Гражданского Кодекса, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (представить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или полностью возместить причиненные убытки.

Применительно к экологическому законодательству возмещение вреда в натуре заключается в восстановлении нарушенного состояния природной среды (например, посредством восстановления прежнего состояния земельного участка, посадки леса, выпуска на волю отловленного животного и т.д.) и применимо лишь в ограниченных случаях, так как встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, в натуре возможно при соблюдении следующих условий:

· восстановление объективно возможно;

· восстанавливается благоприятное качество окружающей среды (например, не является возмещением вреда в натуре возвращение потерпевшей стороне незаконно добытой продукции охоты, если животные не могут быть возвращены в естественную среду обитания);

· правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течение оптимального срока провести необходимые работы (во внимание могут быть приняты такие обстоятельства как отсутствие у ответчика материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды) [32, c. 139].

Несмотря на то, что в ряде случаев возмещение вреда в натуре является предпочтительным как с позиций восстановления качества окружающей среды, так и интересов самого причинителя, в экологическом законодательстве отсутствует комплексное регулирование такого способа возмещения вреда. Учитывая сказанное, представляется необходимым закрепить в Законе «Об охране окружающей среды» нормы о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения на лицо, причинившее вред, обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств, в соответствии с проектом восстановительных работ. Подобная новация позволит обеспечить принцип реальности возмещения вреда окружающей среде, создаст возможность возмещения вреда при отсутствии достаточных денежных средств у причинителя вреда, в ряде случаев может сократить период времени между вынесением судебного решения и фактом восстановления окружающей среды.

Существенными особенностями характеризуется возмещение вреда, причиненного окружающей среде, деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. В соответствии со ст. 948 Гражданского Кодекса Республики Беларусь юридические лица и граждане, осуществляющие деятельность такого рода (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Признание за промышленными предприятиями и иными объектами, оказывающими вредное воздействие на окружающую среду, статуса источника повышенной опасности дает право судам взыскивать причиненный вред независимо от вины причинителя на основании факта такого причинения. Однако, на сегодняшний день, в связи с отсутствием законодательно определенного перечня источников повышенной опасности, суды самостоятельно определяют ту или иную деятельность как представляющую повышенную экологическую опасность.

Выход из сложившейся ситуации видится в возможном закреплении в экологическом законодательстве понятия «источник повышенной экологической опасности», а также перечня видов деятельности либо объектов, относящихся к таковым. Определенную аналогию в данном случае можно провести с Законом Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [33], в соответствии с которым опасными производственными объектами являются цехи, участки, площадки, а также иные объекты, указанные в приложении 1 к названному Закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в специальном государственном реестре.

Как известно, в целях регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, осуществляется государственный учет в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 70 Закона «Об охране окружающей среды» объекты, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду … подлежат государственному учету. Представляется, что в рамках данной процедуры целесообразно осуществлять учет источников повышенной экологической опасности и ведение Государственного реестра источников повышенной экологической опасности. Учитывая вышесказанное, в Законе «Об охране окружающей среды» целесообразно предусмотреть процедуру отнесения того или иного объекта к источнику повышенной экологической опасности, включающую следующие этапы:

обращение заинтересованного лица о постановке на государственный учет в территориальный орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту нахождения объекта;

присвоение учетного номера с указанием факта присвоения ему статуса источника повышенной экологической опасности при первичной постановке на учет либо внесение сведений о таком статусе в учетную документацию;

внесение сведений в Государственный реестр источников повышенной экологической опасности;

выдача свидетельства, подтверждающего регистрацию объекта в качестве источника повышенной экологической опасности.

По нашему мнению, саму деятельность, которая связана с эксплуатацией, строительством, сносом объектов, включенных в Государственный реестр, можно рассматривать как деятельность, представляющую повышенную опасность для окружающей среды.

Следует отметить, что закрепление указанных требований в Законе «Об охране окружающей среды» не исключает возможности принятия судом решения о признании деятельности, не отнесенной к объектам учета экологическим законодательством, как представляющую повышенную опасность для окружающих и применение правил ст. 948 Гражданского кодекса (например, в случае признания отдельных действий гражданина деятельностью, представляющей повышенную опасность для окружающей среды).

Ст. 101 Закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению причинителем добровольно или по решению суда. В то же время, в законодательстве отсутствует механизм добровольного возмещения вреда, хотя обращение к причинителю с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, (претензией) до суда может быть весьма эффективным, поскольку дает возможность возместить вред в добровольном порядке, а значит освободить причинителя от обязанности нести судебные издержки. В целях унификации практики добровольного возмещения вреда, целесообразно урегулировать в Законе «Об охране окружающей среды» отношения, связанные с предъявлением претензий о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Представляется, что в Законе также должно быть закреплено положение, в соответствии с которым иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, могут быть предъявлены уполномоченными государственными органами (Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, его территориальным органом, другим государственным органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды, прокурором) лишь в случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию о возмещении вреда окружающей среде либо неполучения от лица, причинившего вред окружающей среде, ответа в установленный в претензии срок.

Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в порядке, определенном законодательством. Учитывая последствия и характер такого вреда, целесообразно установление в законодательстве об охране окружающей среды специальных (более длительных) сроков исковой давности, что возможно на основании ст. 198 Гражданского кодекса. Представляется, что иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, могут быть предъявлены в течение двадцати лет со дня установления факта причинения такого вреда. Введение данной нормы позволит взыскивать вред окружающей среде, проявившийся через значительный промежуток времени, и будет оказывать стимулирующее воздействие на потенциальных причинителей вреда.В заключение следует отметить, что Планом подготовки законопроектов на 2006 год предусмотрена разработка проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (в части возмещения экологического вреда) [34]. Учитывая все сказанное выше, устранение пробелов в части правового регулирования возмещения вреда, причиненного окружающей среде, представляется обоснованным и своевременным. Соответствующие нормы впоследствии должны найти закрепление в Экологическом кодексе Республики Беларусь. Литература:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-3 // Ведамасці Нац. сходу Рэсп. Беларусь. 1999. № 7‑9. Ст. 101; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 69. 2/190; 2001. № 46. 2/750; 2002. № 7. 2/828; 2002. № 62. 2/853; 2002. № 75. 2/862; 2002. № 84. 2/877; 2002. № 128. 2/897; 2003. № 1. 2/908; 2003. № 8. 2/932; 2003. № 74. 2/960; 2004. № 4. 2/1016; 2004. № 137. 2/1065; 2005. № 73. 2/1106; 2006. № 6. 2/1173.

2. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982‑XII. В ред. Закона Респ. Беларусь, 17 июля 2002 г., № 126‑З // Ведамасці Вярхоўн. Савета Рэсп. Беларусь. 1993. № 1. Арт. 1; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 85. 2/875; 2004. № 174. 2/1068; 2005. № 121. 2/1139; 2006. № 6. 2/1177.

3. Временная методика определения размера экономического ущерба, причиненного загрязнением, деградацией и нарушением земель (Методика 0212.4.-97): Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, 20 мая 1997 г., № 112 // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2006.

4. Водный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15 июля 1998 г., № 191‑З // Ведамасці Нац. сходу Рэсп. Беларусь. 1998. № 33. Арт. 473.

5. Об охране атмосферного воздуха: Закон Респ. Беларусь, 15 апреля 1997 г., № 29-З // Ведамасцi Нац. Сходу Рэсп. Беларусь. 1997. № 14. Ст. 260; 1997. № 27. Ст. 474.

6. Инструкция по расчету размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух: Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, 31 декабря 2004 г., № 50 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2005. № 20. 8/12020.

7. Правовая охрана природы / Учеб. для высш. юрид. учеб. заведений СССР / Под ред. В.В. Петрова. М.: Изд‑во Московского ун‑та, 1980.

8. Кораблин А.В. Проблемы возмещения экологического вреда // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1997. Сер. 6 Вып. 1 (№ 6).

9. Колбасов О.С. Возмещение гражданам экологического вреда // Государство и право. 1994. № 10.

10. Об одобрении Программы подготовки проектов законов Республики Беларусь на 2003-2005 годы и перспективной кодификации законодательства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 12 августа 2002 г., № 450 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 92. 1/3962/

11. Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2005 год: Указ Президента Республики Беларусь, 1 февраля 2005 г., № 55 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2005. № 21. 1/6217.

12. Петров В.В. Экологическое право России. М.: БЕК, 1995.

13. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М.: Юристъ, 1998.

14. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб.– М.: Проспект, 2004.

15. Кодекс Республики Беларусь о земле: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 1999 г., № 226‑З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999. № 2‑3. 2/1; 2002. № 55. 2/848.

16. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Закон Респ. Беларусь, 15 дек. 1997 г., № 103‑З // Ведамасці Нац. сходу Рэсп. Беларусь. 1998. № 8‑9. Арт. 103.

17. Лесной кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июля 2000 г., № 420‑З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 70. 2/195; 2004. № 39. 2/1020; 2004. № 123. 2/1059; 2005. № 121. 2/1139.

18. О растительном мире: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 205‑З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. № 73. 2/954; 2005. № 121. 2/1139.

19. Об охране и использовании животного мира: Закон Респ. Беларусь, 19 сент. 1996 г., № 598‑XIII // Ведамасці Вярхоўн. Савета Рэсп. Беларусь. 1996. № 31. Арт. 571.

20. Об охране окружающей среды: Федеральный закон Российской Федерации, 10 января 2002 г., № 7‑ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 133; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 25; 2005. № 19. Ст. 1752

21. Про охорону навколишнього природного середовища: Закон України, 25 червня 1991 року, № 1264-XII (Із змінами і доповненнями від 25 березня 2005 року) // Екологія і закон (Екологічне законодавство Украіни): У 2 кн. Кн.1. Киев: Юрінком Інтер,1997. С.14-51.

22. Об охране окружающей среды: Закон Кыргызской Республики, 13 мая 1999 г. (с изм. и доп. от 4 февраля 2002 г., 11 июня 2003 г., 11 августа 2004 г.) // Эркин Тоо. 1999. № 54‑55.

23. О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог): Закон Республики Беларусь, 23 декабря 1991 г., № 1335-XII // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь. 1992. № 3. Ст. 57; 1994. № 3. Ст. 24; 1995. № 24–25. Ст. 335; 1996. № 7. Ст. 86; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь.1998, № 3. Ст. 17; 1998. № 7. Ст. 89; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 13. 2/142; 2001. № 4. 2/228; 2002. № 8. 2/835; 2002. № 87. 2/883; 2003.№ 3. 2/915; 2004. № 4, 2/1009; 2004. № 189, 2/1087/

24. О платежах за землю: Закон Республики Беларусь, 18 декабря 1991 г., № 1314-XII // Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1992. № 3. Cт. 49; Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2006.

25. Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога за использование природных ресурсов (экологического налога): Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, 16 марта 2005 г., № 36 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2005. № 58. 8/12396; 2005. № 155. 8/13157.

26. О возмещении потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 8 сентября 1999 г., № 1397 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999. № 72. 5/1639; 2002. № 32. 5/10103; 2003. № 77. 5/12758; 2004. № 52. 5/13979; 2004. № 53. 5/14009; 2004. № 87. 5/14304; 2004. № 107. 5/14496; 2004. № 127. 5/14668; 2004. № 154. 5/14885; 2005. № 2. 5/15367.

27. Положение о порядке удаления объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 12 октября 2004 г., № 1275 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2004., № 162. 5/14984.

28. О некоторых мерах по совершенствованию пользования лесными ресурсами в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 29 марта 2002 г., № 383 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 43. 5/10224; 2004. № 52. 5/13979; 2004. № 87. 5/14304; 2004. № 154. 5/14885; 2005. № 18. 5/15493; 2005. № 77. 5/15975; 2005. № 173. 5/16680.

29. Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты; Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства: Указ Президента Республики Беларусь, 8 декабря 2005 г., № 580 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2005. № 196, 1/6996.

30. Положение о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ: Приказ Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь, 25 апреля 1997 г., № 22 // Бюллетень нормативно-правовой информации. 1997. № 15/

31. Положение о снятии, использовании и сохранении плодородного слоя почвы при производстве работ, связанных с нарушением земель: Приказ Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь, 24 мая 1999 г., № 01-4/78 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999.№ 52. 8/459; 2004. № 196. 8/11831.

32. Обзор экологического законодательства Республики Беларусь: Практич. пособ. / Балашенко С.А, Лаевская Е.В., Лизгаро В.Е., Макарова Т.И. Минск, 2003.

33. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Закон Республики Беларусь, 10 января 2000 г., № 363-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 8. 2/138.

34. Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2006 год: Указ Президента Республики Беларусь, 4 января 2006 г., № 5 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 6. 1/7111.

 

Статья опубликована:

Лаевская, Е.В., Лизгаро, В.Е., Шахрай И.С. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде: проблемы правового регулирования / Е.В.Лаевская, В.Е.Лизгаро, И.С.Шахрай // Юридический журнал. – 2006. – № 3. – С.67-70.


 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.