Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Правовой режим рекреационных территорий

Правовой режим рекреационных[293] территорий (РТ) определен в общих чертах в ст. 98 ЗК РФ. В основном ему посвящено региональное законодательство. В Алтайском крае это, например, ст. 22 упомянутого Закона «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае» и Правила пользования участками лесного фонда Алтайского края в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях (рекреационные леса).[294]

Как это предусмотрено ст. 98 ЗК РФ, РТ – это земельные участки, предназначенные и используемые для организации отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. К ним относятся территории, выделенные для домов отдыха, пансионатов, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов, туристических баз, стационарных и палаточных туристическо-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, парков, учебно-туристических троп, спортивно-оздоровительных лагерей, расположенных вне территорий оздоровительного назначения и других аналогичных нужд.

К рекреационным относятся также территории пригородных зеленых зон, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения.

Отнесение тех или иных территорий к рекреационным осуществляется решениями органов государственной власти СРФ.

Общий правовой режим рекреационных территорий сводится к тому, что на этих территориях запрещается деятельность, несовместимая с выполняемыми ими функциями. Здесь устанавливается ограничительно-запретительный режим.

Наиболее полно вопрос о правовом режиме рекреационных территорий в Алтайском крае, например, решен в отношении участков лесного фонда, о чем есть смысл сказать подробнее. В соответствии с названными Правилами участки лесного фонда для рекреационных целей предоставляются в аренду сроком от 1 до 49 лет. Пользователи участками лесного фонда для рекреационных нужд в целях рационального использования, охраны и поддержания благоприятного экологического состояния этих участков обязаны:



· благоустраивать рекреационные участки;

· проводить санитарные рубки и рубки ухода за лесом;

· озеленять места отдыха населения, прокладывать дороги и подъезды, сооружать мосты, очищать пруды и другие водоемы;

· содержать рекреационный участок в противопожарном состоянии, иметь противопожарное оборудование и средства пожаротушения;

· выполнять другие мероприятия, направленные на поддержание надлежащего порядка на рекреационном участке.

На рекреационных участках лесного фонда запрещается: эксплуатация природных ресурсов (охота, рыбная ловля, заготовка древесины, добыча полезных ископаемых, строительных материалов), повреждение деревьев и кустарников, разорение гнезд и нор, повреждение и уничтожение элементов благоустройства и лесных ограничительных знаков, сбор редких и исчезающих видов растений, химический уход за насаждениями и лесными культурами, пастьба скота и сенокошение в неустановленных местах, въезд на автомашинах на берега водоемов и их загрязнение, загрязнение и засорение мест отдыха бытовыми отходами, самовольная застройка территории.

Запреты относятся как к рекреационным учреждениям, так и к отдыхающим.

К рекреационным территориям относятся также зеленые зоны городов и рабочих поселков, которые предназначены выполнять санитарно-гигиенические, средозащитные и рекреационные функции (массовый отдых населения, туризм, сбор лесных даров и т.д.). Размеры зеленых зон обусловливаются численностью населения городов и рабочих поселков и характером лесной растительности зоны.

На территории зеленых зон устанавливается ограниченный режим природопользования и запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполняемые ими функции. В этих зонах запрещается размещение отходов производства и потребления.

Изъятие земель зеленых зон для целей, не связанных с обеспечением выполняемых ими функций, допускается в исключительных случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ (выполнение международных обязательств, разработка месторождений ценных полезных ископаемых и т.п.), если при этом отсутствуют другие варианты возможного размещения объектов, для которых предполагается изъять эти земли.

11.12. Правовой режим территорий традиционного
природопользования коренных малочисленных народов

Согласно ст. 95 ЗК территории традиционного природопользования (ТТП) коренных малочисленных народов (КМН) Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ относятся к землям особо охраняемых природных территорий.

До 2001 года правовой режим ТТП КМН определялся множеством нормативно-правовых актов и часто фрагментарно. И вот, наконец, появился специальный Закон, посвященный исключительно этой проблеме. Это ФЗ от 07.05.2001 года «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (ФЗоТТП КМН).[295] Хотя и в нем решены не все вопросы.

Кроме ФЗ от 07.05.2001 года действует ряд законодательных актов, решающих в основном социально-экономические проблемы КМН, среди которых можно выделить:

· Единый перечень коренных малочисленных народов РФ: Утвержден постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 года;[296]

· ФЦП «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года»: Утверждено постановлением Правительства РФ от 27.07.2001 года;[297]

· ФЗ от 30.04.1999 года «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ»;[298]

· ФЗ от 20.07.2001 года «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».[299]

Отношения по образованию, сохранению и использованию ТТП КМН могут регулироваться и обычаями этих народов, но при условии, что такие обычаи не противоречат законодательству РФ и СРФ.

Они могут быть урегулированы и международными договорами. Если международным договором РФ установлены иные правила чем те, которые предусмотрены законодательством РФ о ТТП КМН, применяются правила международного договора.

Целями правового регулирования традиционного природопользования КМН являются:

· защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов;

· сохранение самобытной их культуры;

· сохранение на ТТП биологического разнообразия.

Освещение вопроса традиционно начну с понятий, с которыми придется встречаться.

Коренные малочисленные народы (КМН) – народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, способы хозяйствования и ведения промыслов, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Традиционный образ жизни КМН – исторически сложившийся способ жизнедеятельности КМН, основанный на опыте их предков в области природопользования, социальной организации проживания, самобытной культуре, сохранения обычаев и верований.

Территория традиционного проживания – особо охраняемая территория, образованная для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни КМН.

Традиционное природопользование – исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов.

Исконная среда обитания КМН – исторически сложившийся ареал, в пределах которого КМН осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию и образ жизни.

Обычаи КМН – традиционно сложившиеся правила ведения природопользования и образа жизни.

Действие ФЗоТТП КМН распространяется на лиц, относящихся к КМН и на общины КМН, а также на лиц, не относящихся к КМН, но постоянно проживающих в местах традиционной хозяйственной деятельности КМН и ведущих такие же, как и КМН, традиционное природопользование и традиционный образ жизни.

Перейдем непосредственно к правовому режиму ТТП КМН. Они (территории) с учетом их особенностей могут иметь статус (уровень) федеральный, региональный или местный.

Территория федерального уровня образуется решением Правительства РФ, регионального – решением органа исполнительной власти СРФ, а местного – решением органа власти муниципального образования (муниципального района). Эти же органы утверждают размеры и границы соответствующих ТТП КМН. Размеры территорий определяются с учетом необходимости обеспечить:

· сохранность и возобновляемость биологического разнообразия популяций растений и животных;

· возможность осуществления КМН традиционного природопользования;

· сохранность исторически сложившихся социальных и культурных связей лиц КМН;

· сохранность в целостности объектов исторического и культурного наследия.

В пределах ТТП могут быть выделены имеющие самостоятельное значение части (зоны). Это могут быть: 1) поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов; 2) участки земли и водного пространства, которые используются КМН для традиционного природопользования (оленьи пастбища, охотничьи угодья, места сбора дикорастущих растений, части акватории моря для лова рыбы и морского зверя); 3) объекты историко-культурного наследия (культовые сооружения, места древних поселений и захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую и религиозную ценность); 4) иные части (зоны), предусмотренные законодательством РФ и СРФ.

Специфика правового режима ТТП КМН предопределяется тем, что они отнесены к особо охраняемым природным территориям с вытекающими отсюда последствиями.

Особенности правового режима конкретно определенной ТТП оговариваются в положении об этой территории. Утверждаются такие положения в зависимости от статуса ТТП Правительством РФ либо исполнительным органом власти СРФ или органами власти муниципальных образований.

Земельные участки и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах ТТП КМН, предоставляются этим народам (отдельным лицам, общинам) в безвозмездное пользование и подлежат особой охране
(ст. 11 ФЗоТТП КМН).

Согласно ст. 124 ЛК РФ на территориях традиционного проживания КМН и этнических общностей законодательством РФ устанавливается порядок пользования участками лесного фонда, обеспечивающий традиционный образ жизни этих народов и общностей.

Напомню, что леса, расположенные на ТТП КМН, относятся к лесам первой группы и подлежат особой охране (ст. 56 ЛК РФ). КМН для их хозяйственных и бытовых нужд участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование.

В этих лесах с соблюдением установленного порядка КМН могут использовать как древесину, так и иную лесную продукцию (ягоды, орехи, травы и т.п.), а также вести традиционные виды охоты.

Особенности ведения традиционной охоты, пределы ее осуществления определяются в правилах охоты на соответствующей ТТП КМН.

КМН вправе для своих хозяйственных и бытовых нужд добывать бесплатно водные биоресурсы (рыбу и морского зверя).

КМН, проживающие на приморских территориях, по специальным разрешениям могут добывать некоторые виды китов.

К области особой охраны ТТП КМН относятся гарантии от необоснованного изъятия природных объектов для других нужд. Земельные участки и другие обособленные природные объекты в пределах ТТП КМН, – гласит ст. 12 ФЗоТТП КМН, – могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд лишь при условии, что им (отдельным лицам и общинам) будут предоставлены равноценные земельные участки и другие природные объекты и возмещены убытки, причиненные таким изъятием.

При этом КМН могут высказать свое мнение по вопросу изъятия земельных участков на референдумах и сходках (ст. 31 ЗК РФ).

Согласно ст. 395 НК РФ физические лица, относящиеся к КМН, а также их общины освобождаются от налогообложения в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, что соответствует, напомню, ст. 11 ФЗоТТП о том, что земельные участки и другие природные ресурсы предоставляются КМН в безвозмездное пользование.

Однако этим нормам противоречит п. 5 ст. 10 ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,[300] согласно которому земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться общинам КМН для осуществления с/х производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду.

Общины КМН и граждане – члены этих общин – это не те субъекты, с которых можно брать плату за землю, используемую ими испокон веков бесплатно.

Общинам КМН народов и гражданам – членам этих общин земельные участки и другие природные ресурсы для осуществления ими традиционного природопользования и ведения традиционного образа жизни должны быть предоставлены только в безвозмездное и постоянное
(в случае необходимости – в срочное) пользование. В связи с этим
п. 5 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» должен быть признан недействующим. Иначе гарантия прав КМН,
провозглашенная в Конституции РФ (ст. 69) остается в этой части декларацией.

Природопользование лиц, проживающих на ТТП КМН, но не относящихся к этим народам и не ведущих природопользование и образ жизни как КМН, несколько ограничено. Они вправе пользоваться природными ресурсами только для удовлетворения своих личных потребностей и при условии, что это не нарушает правового режима ТТП КМН.

На ТТП КМН допускается использование природных ресурсов гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности, но также при условии, что такая деятельность не нарушает правового режима ТТП КМН.

Охрана окружающей среды на ТТП КМН в зависимости от статуса территорий возлагается на Правительство РФ, исполнительные органы власти СРФ и органы муниципальных образований, а также на федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Она возлагается также на общины и отдельных членов общин КМН.


ЧАСТЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ

ГЛАВА 12. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

12.1. Понятие, значение, объекты и принципы
международно-правовой охраны окружающей среды

12.1.1. Понятие и значение…

Какими бы эффективными не были мероприятия, проводимые в рамках одной страны, они не могут обеспечить решение всех проблем, связанных с охраной окружающей среды. Сохранение и воспроизводство ряда природных ресурсов даже внутри одного государства требует коллективных усилий многих, а то и всех государств мира, не говоря уже о природных ресурсах за пределами территорий отдельных государств. Дело в том, что природа не признает государственных границ. Воды открытых морей омывают берега разных государств, немало рек (Дунай, Рейн, Амур и др.), которые протекают по территориям двух или нескольких государств, выходят за пределы национальных границ крупные лесные массивы, постоянно меняют «прописку» мигрирующие животные и птицы, распространяются на территории многих стран вредители и болезни растений и животных, в силу свободного перемещения является достоянием всего человечества «воздушный океан».

Поэтому загрязнение атмосферы и водных ресурсов, уничтожение мигрирующих животных и птиц, сведение леса и тому подобное одним государством неизбежно наносит вред интересам других или всех государств. Природные объекты, которыми одновременно или попеременно пользуются многие государства, приобретают межгосударственное значение, становятся достоянием всего человечества, приобретают характер международных природных ресурсов. В эпоху высокоэффективных технологий и усиливающегося антропогенного влияния на природу проблема ее охраны и рационального использования может быть решена лишь одновременными усилиями всего человечества. В рамках одной страны или даже группы стран теперь уже трудно, а иногда и невозможно наладить даже надлежащего контроля, например, за состоянием водных объектов, атмосферного воздуха и почвы.

В условиях нарастающих темпов совершенствования техники и экономики мир озабочен тем, чтобы предотвратить наступающий экологический кризис. Теперь уже ясно, что снять или ослабить глобальную опасность «экологического инфаркта» можно только общими усилиями. Это становится особенно очевидным, если учесть темпы роста населения Земли. Сейчас на Земле проживает около 6,0 млрд человек. Ежегодно оно увеличивается примерно на 90 млн.

Вполне понятно, что в этих условиях в последние десятилетия активизировалось международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Отношения международного сообщества (государств, организаций, политических деятелей и ученых, представителей различных профессий и слоев населения) к охране окружающей среды стало более квалифицированным, научно обоснованным, что проявляется как в принимаемых международно-правовых актах по охране окружающей среды, так и в конкретной практической деятельности.

За последние десятилетия были приняты решительные меры по охране от загрязнения водных ресурсов и атмосферного воздуха, растительного и животного мира, озонового слоя Земли и т.д. Более активным стало сотрудничество как в рамках всей Планеты, так и отдельных регионов, как в отношении всей природной среды, так и отдельных ее ресурсов. Более согласованным стало сочетание экологии и экономики. За этот период были проведены две крупные международные конференции по охране окружающей среды (Стокгольм, 1972 год, Рио-де-Жанейро, 1992 год), созданы специализированные природоохранительные органы (например, ЮНЕП).

Вместе с тем было бы преждевременным утверждение о том, что в этой области делается все необходимое, и проблем уже нет. Исходя из изложенного, можно дать следующее краткое определение понятия международно-правовой охраны окружающей среды. Международно-правовая охрана окружающей среды – это один из институтов международного права, нормы которого призваны обеспечить охрану окружающей среды в международном масштабе, рациональное использование международных природных ресурсов и международную экологическую безопасность.


12.1.2. Объекты…

В национальных рамках объектами использования и охраны являются, как известно, земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух. Отдельно выделены особо охраняемые природные территории и объекты.

С точки зрения международно-правовой охраны окружающей среды такое деление приемлемо, но недостаточно. Здесь используются и другие критерии, ибо объектом охраны является вся природа Земли, а также околоземное космическое пространство (космос). В структуре природной среды Планеты различаются следующие объекты международно-правовой охраны:

1) Мировой океан. Занимает около 2/3 площади Земли и включает в себя Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый океаны;

2) некоторые материки (Антарктида);

3) атмосферный воздух, расположенный за пределами национальных границ.

По правовому режиму объекты международно-правовой охраны делятся на объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или контролем (ресурсы континентального шельфа, исключительной экономической зоны) и объекты, находящиеся вне национальной юрисдикции – международные, интернациональные природные ресурсы. К их числу относится Мировой океан за пределами территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны, отдельные материки (Антарктида), атмосферный воздух Земли вне пределов территорий отдельных государств и Космос.

Международные природные ресурсы формально являются «ничейными». Их правовой режим определяется нормами международного права. Но международно-правовая охрана окружающей среды не исчерпывает сферу своего влияния «ничейными» природными ресурсами. Международное сообщество заинтересовано и в сохранении национальных природных ресурсов, особенно перемещающихся, лесов и почвы. Поэтому они также являются объектами международных договоров, соглашений и конвенций.[301]

Все объекты международно-правовой охраны окружающей среды, хотя и в разной степени, но находятся в опасности. Она исходит исключительно от хозяйственной и иной деятельности человека.

Одним из наиболее уязвимых объектов международно-правовой охраны окружающей среды является Мировой океан. Опасные размеры принимает загрязнение моря нефтью, нефтепродуктами и другими отходами. Еще в конце 60-х годов во время путешествия на «Ра-2» Тур Хаердал в своем дневнике писал: «Море сегодня было полно мазута, хотя мы со вчерашнего дня не видели судов. Никак не ожидал, что
Атлантика настолько загрязнена. Мы жили рядом с водой, и нам было видно то, что, очевидно, незаметно с борта обычных судов. Очень много мусора. То, что я видел, меня очень беспокоит».[302]

Увы, положение не улучшилось. Особую лепту в это «грязное» дело вносят аварии нефтеналивных танкеров. Назову несколько наиболее масштабных по своим последствиям аварий. Так, в марте 1978 года при аварии американского супертанкера «Амоко Кадис» в море вытекло 220 тыс. тонн нефти. В результате только нейтрализация загрязнения на побережье Бретани во Франции потребовала 75 млн. долларов, не говоря уже о неблагоприятных последствиях для природы региона. В октябре 1978 года у берегов Уэльса (Англия) потерпел аварию греческий танкер «Кристос битос» водоизмещением 35 тыс. тонн. 160 км побережья было залито нефтью, погибло множество водных животных и птиц.

В марте 1989 года у берегов Аляски (пролив Принс Уильямс) потерпел аварию танкер «Эксон Вальдес», принадлежащий американской компании «Эксон». В результате произошла крупнейшая в истории Америки утечка нефти. В море вытекло около 11 млн галлонов нефти (1 галлон равен примерно 3,8 литра). Нефть загрязнила воду, дно и берега в радиусе сотен километров. Погибли тысячи и тысячи птиц и морских животных. Оказалась нарушенной вся экологическая система уникального района Земли. Специалисты уверены, что при жизни нынешнего поколения эти места не «выздоровеют» окончательно. Аварию у берегов Аляски многие сравнивают с Хиросимой, Бхопалом и даже с Чернобылем. На устранение аварии были затрачены многие миллиарды долларов.

В начале 2001 года неподалеку от Галапагосских островов сел на мель эквадорский танкер «Джессика» с 900 тысячами литров нефти на борту. Уже в первые дни основная часть нефти вылилась в море. Нефтяное пятно причинило существенный вред колонии морских котиков, морских игуан, птицам олушан, другим представителям морской флоры и фауны. К тому же Галапагосские острова – наиболее привлекательная для туризма часть Эквадора.

В конце 2002 года у берегов Испании разломился напополам и затонул греческий танкер «Престиж» с 77 тысячами тонн нефти на борту.
В считанные дни выливающаяся из танкера нефть распространилась
на 200-километровый берег Испании, причинив колоссальный вред не только морской флоре и фауне, но и экономике Испании.

Загрязнение моря представляет главную опасность для состояния морских вод и животных. Но для морских животных и птиц таит большую опасность и засорение моря различного рода веществами, остатками рыболовных снастей и т.д. Подсчитано, что до 2 млн морских птиц и 100 тыс. морских животных, в том числе до 30 тыс. тюленей, ежегодно погибает, проглотив какие-либо пластмассовые изделия или запутавшись в обрывках сетей и тросов.

Все большую тревогу вызывает у народов мира заражение окружающей среды радиоактивными отходами и авариями на атомных установках. Достаточно напомнить катастрофу на Чернобыльской АЭС, в результате которой окружающей среде не только бывшего Союза ССР, но и других государств был причинен колоссальный ущерб.

Как известно, пока еще низкоактивные радиоактивные отходы многие государства сбрасывают в открытое море. В результате воды Мирового океана постепенно накапливают радиоактивные вещества. Водные животные и растения способны абсорбировать (поглощать, всасывать) радиоактивные вещества и становятся более опасными источниками радиоактивного заражения, чем вещества, которые они абсорбируют. Так, радиоактивность планктонов в десятки тысяч раз превышает радиоактивность воды, в которой они обитают. Рыба, поедающая такие планктоны, также становится опасно радиоактивной. Дальнейшее увеличение радиоактивности морских вод чревато тем, что человек не сможет использовать ресурсы моря в пищу без риска для здоровья и жизни. Между тем богатства Мирового океана – важнейший резерв продовольствия для человека.

Из проблемы внутригосударственной превратилась в международную загрязнение воздушной среды. Загрязнение воздушного бассейна в пределах одного государства все больше оказывает влияние на состояние атмосферного воздуха на территории другого или нескольких государств. Это касается особенно США и Канады, России и других стран Европы и Восточной Европы.

Сильнейшим источником трансграничного загрязнения атмосферы явились грандиозные нефтяные пожары, возникшие в 1991 году в результате оккупации Ираком территории Кувейта. По оценкам экспертов Всемирной Метеорологической организации, эти пожары ежедневно «производили» более 40 тыс. тонн двуокиси серы, 3 тыс. тонн окиси азота,
500 тыс. тонн двуокиси углерода, а также немало других вредных химических элементов, загрязняющих атмосферу. Пожары длились несколько недель и были погашены лишь в ноябре 1991 года. Человечество должно учесть этот урок.

Большой вред причиняется животному миру Планеты. Хищническое уничтожение диких животных, ухудшение среды их обитания уже привели к исчезновению многих сотен видов животных и птиц. Занесены в Международную Красную книгу как находящиеся под угрозой исчезновения около 35 тысяч видов животных и растений. Среди животных – это гренландский и синий киты, южный котик, азиатский носорог и почти все виды крокодилов, орангутанг и горная горилла, белый медведь и северный олень, все виды тигров и гепард и т.д.; из птиц – пингвины, райские птицы, фламинго, лебедь, журавли и многие другие виды. Под угрозой исчезновения находится африканский слон. «Погиб последний представитель черного носорога» – такое сообщение может появиться в ближайшие годы, если не будут приняты более жесткие и эффективные меры по сохранению этих редких, но пока еще обитающих в саваннах Африки животных.

Под угрозой находятся даже дикие животные, обитающие далеко от мест человеческой цивилизации. Ученые обнаружили в печени и коже 114 обследованных белых медведей Арктической зоны Канады наличие тех же загрязняющих веществ, что и на континентах. То же самое происходит с пингвинами в районе Антарктики.

Очень тревожно состояние залесенности земного шара. По данным Института мировых ресурсов, залесенность на территории бывшего СССР, Китая, Латинской Америки и Тропической Африки с 39,19 млн кв. км в 1850 году уменьшилось до 32,24 млн кв. км, в 1990 году (на 6,95 млн кв. км). Темпы изменения залесенности заметнее в Латинской Америке и в Тропической Африке (уменьшение на 5,21 млн кв. км) и особенно в период с 1950 по 1980 год (уменьшение на 2,36 млн кв. км или почти на 10% за 30 лет). Всего за время человеческой цивилизации площадь лесов уменьшилась более чем на 37%, что чревато нарушением влагооборота в природе, сокращением вырабатываемого лесом кислорода и другими неблагоприятными последствиями для природы и человека.

Существенный вклад в мировой запас кислорода вносят леса России. Между тем площадь этих лесов постоянно сокращается. Русская равнина общей площадью 4,6 млн кв. км к началу XVIII века более чем наполовину (2,4 млн кв. км) была покрыта лесом. К 1990 году площадь лесов здесь сократилась до 1,5 млн кв.км. Имеет тенденцию к сокращению и площадь лесов в Сибири и на Дальнем Востоке. Сейчас на Планете
4 млрд гектар лесов. Но они не успевают аккумулировать все количест-
во выбрасываемого углекислого газа и выделять необходимое количество кислорода. Нужно еще около 10 млн кв. км леса, что равно примерно территории Канады. Сохранение и воспроизводство лесов стали острой межпланетарной проблемой.

Усиление темпов освоения Космоса все настойчивее ставит проблему правового регулирования использования космического пространства и его охраны от неблагоприятного антропогенного воздействия и, наоборот, охраны земной жизни от неблагоприятных изменений вследствие доставки на Землю внеземных веществ.

Сказанное дает основание для вывода о том, что организация правильного использования и охраны международных природных ресурсов возможно лишь усилиями всех заинтересованных в этом государств, только в рамках международного экологического права.

 

12.1.3. Принципы…

Международно-правовая охрана окружающей среды основывается на выработанных международным сообществом принципах. Они закреплены в декларациях принципов Стокгольмской конференции ООН 1972 года и Конференции ООН в Рио-де-Жанейро 1992 года. В них в разной степени полноты трансформированы такие общие принципы международного сотрудничества, как уважение государственного суверенитета, суверенное равенство всех государств, невмешательство во внутренние дела других государств, добросовестное выполнение договорных обязательств, сотрудничество и взаимопомощь и др.

Все принципы международно-правовой охраны окружающей среды основываются на том, что в центре внимания экологических проблем стоит человек, который имеет право жить в благоприятной окружающей среде и который несет главную ответственность за состояние окружающей среды на благо настоящего и будущих поколений. Ввиду предельной ясности и четкости формулировок этих принципов ограничусь тем, что назову их:

1) международные природные ресурсы являются достоянием всех государств и могут использоваться только в соответствии с международными нормами;

2) государства имеют суверенные права разрабатывать свои собственные природные ресурсы в соответствии с политикой в области окружающей среды и при этом обязаны не причинять вреда окружающей среде других государств и международным природным ресурсам;

3) каждое государство компенсирует причиненный им экологический ущерб;

4) международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, решаются в духе сотрудничества на основе равенства малых и больших государств.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.