Методические указания (рекомендации) ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
(анализ финансового состояния и финансовых результатов коммерческой организации)
Раздаточный материал
Финансовый анализ в системе управления коммерческой организации (цель,метод, методики, нормативное регулирование)
В системе управления коммерческой организации финансовый анализ выступает как способ решения задачи, который дает возможность установить взаимосвязи и взаимосогласованность между отдельными этапами управления деятельностью организации. Анализ занимает промежуточное место между сбором информации и принятием управленческого решения и служит его обоснованием.
Главная цель финансового анализа – правильно оценить ведение бизнеса, имущественный и финансовый потенциал, финансовые результаты деятельности организации, ее деловую активность и инвестиционную привлекательность.
Финансовый анализ позволяет получить небольшое количество наиболее информативных характеристик (индикаторов), дающих объективную картину финансового благополучия организации.
Финансовый анализ коммерческой организации – общепринятая мировая практика. Это дает возможность получить результаты, которые могут служить основой баз данных, открытых для российских и иностранных инвесторов.
Метод финансового анализа – это совокупность стандартных приемов, подходов, способов изучения хозяйственных явлений в их динамике и статике.
Стандартные приемы (методы) анализа бухгалтерских (финансовых) отчетов.
Чтение и анализ бухгалтерской отчетности коммерческой организации входят в число основных функций профессионального бухгалтера. Важность отчетности определяется тем, что в условиях рыночной экономики бухгалтерская (финансовая) отчетность хозяйствующих субъектов становится средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового менеджмента.
В настоящее время известны различные методики чтения и анализа финансовой отчетности. Все они включают вертикальный, горизонтальный анализ и его разновидность – трендовый анализ отчетности и расчет аналитических коэффициентов.
Вертикальный анализ заключается в структурном представлении отчетной формы с целью выявления относительной значимости тех или иных ее статей.
Горизонтальный анализ – это расчет динамики отдельных статей отчетной формы с целью выявления и прогнозирования присущих им тенденций.
Основа анализа отчетности – расчет системы аналитических коэффициентов.
Характерными особенностями методов финансового анализа являются:
- использование системы показателей;
- изучение причин изменения этих показателей;
- выявление и измерение взаимосвязи между ними.
Система показателей формируется в ходе планирования, учета и анализа и разработки систем экономической информации (бухгалтерской и статистической отчетности: годовая, периодическая, оперативная)
|
|
| СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
|
| | блок 1
Имущественное положение
| блок 5
Инвестиционная привлекательность
| |
|
|
|
|
|
| | блок 2
Финансовое положение
|
| блок 3
Финансовые результаты
|
| блок 4
Деловая
активность
|
| | Финансовая устойчивость
|
| Платежеспособность и ликвидность
|
| Прибыль
|
| Рентабельно
сть
|
| Критерии деловой активности
|
| Эффективность использования ресурсов
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Рис. 1. Блочная структура системы показателей финансовой деятельности коммерческой организации по данным бухгалтерской отчетности.
Выделяют пять групп показателей, описывающих имущественное положение (состав и структуру актива и пассива баланса) коммерческой организации, ее финансовое положение (платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость) финансовые результаты (прибыль и рентабельность), деловую активность (эффективность использования ресурсов) и инвестиционную привлекательность (положение на рынке ценных бумаг)
Задачи анализа – дать оценку динамики показателей, раскрыть, изучить и количественно измерить влияние факторов (причин) на их динамику, дать оценку степени удовлетворительности структуры баланса.
|