Оперативная хирургия с основами топографической анатомии Содержание практики:
- ознакомление с особенностями работы на животноводческих фермах;
- освоение методов фиксации и работы с животными во время проведения клинических исследований и мелких хирургических манипуляций (инъекции, блокады, пункции и т.д.);
- овладеть способами: подготовки животных к операциям, фиксаций, местного и общего обезболивания, стерилизации инструментов и растворов, подготовки операционного поля и рук.
- освоение методов оперативного вмешательства с заполнением протокола операции приложение №1
Общие методические положения.
Перед началом производственной практики кафедрой проводится инструктаж студентов по вопросам охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности. Особое внимание уделяется методам фиксации животных, правилам подхода к больным животным, мерам личной безопасности студентов при работе с инфекционно больными животными.
Приложение 1
ПРОТОКОЛ ОПЕРАЦИИ № ______
от «_____» _________________ 200__г.
Вид животного____________ пол _____________ масть _____________ возраст _________
Животное принадлежит _________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дата поступления в клинику _____________________________________________________
Клинический диагноз ___________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Наименование операции
|
|
Способ подготовки операционного поля
|
| Способ подготовки инструментов
|
| Способ подготовки перевязочного материала
|
| Способ подготовки шовного материала
|
| Способ подготовки операционного белья
|
| Способ подготовки рук
|
|
Способ фиксации животного
|
|
Метод обезболивания, эффект
|
|
Операция проводилась по способу
|
|
Ход операции
|
|
Патологоанатомический диагноз
|
| Продолжительность операции
|
| Исход операции
|
|
Операцию произвел: ______________________ / /
Ассистенты: _______________ / /
_______________ / /
ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
|
Способ лечения
|
| Время снятия швов
|
| Исход заболевания
|
| Продолжительность заболевания (в днях)
|
| Животное выписано
|
|
Примечание: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись заполнявшего протокол _________________ / _______________________ /
5.2.2.6. Общая и частная хирургия
Содержание практики:
- проведение обследования хозяйства на предмет хирургических заболеваний у животных, клинического осмотра животных;
- участие в организации и проведении плановых профилактических мероприятий предупреждения травматизма, массовых кастрациях, обезроживании животных и т.д.;
- отработка общих и специальных методов исследования животных с хирургическими патологиями. В случае появления болезней принять участие в лечении больных животных;
- оформление актов на проведение профилактических мероприятий, календарных планов и т.д.
Общие методические положения.
Студент получает задание на практику по сбору материала для написания курсовой работы. Он должен представить на кафедру историю болезни, выбор зависит от наличия хирургических болезней животных в хозяйстве. История болезни должна быть написана в соответствии с разработанными кафедрой методическими указаниями по выполнению курсовой работы.
От студента-практиканта требуется конкретная работа в области хирургической патологии сельскохозяйственных животных. Эта работа имеет два направления — профилактическое и лечебное.
Профилактическая работа.
Студент-практикант, изучив обстановку в хозяйстве, должен составить план профилактических мероприятий хирургических болезней. Желательно, чтобы план был утвержден руководителем хозяйства. Утвержденный план приобретает юридическую силу и становится обязательным для всех подчиненных лиц. В плане должны найти отражение только узловые вопросы. Таким узловыми вопросами являются:
- профилактика травматизма. Контроль над состоянием скотных дворов и их территорий. Уборка этих территории от с/х машин, металлолома, проволоки, строительного мусора. Осмотр пастбищ и оборудование мест водопоя. Спиливание острых концов рогов у коров и обезроживание телят. Наблюдение за стрижкой овец. Осмотры упряжи. Контроль над состоянием конного транспорта. Составление графиков эксплуатации лошадей и прочее.
- профилактика болезней конечностей и копыт. Составление маршрутов и графиков движения при дальних перегонах скота или его транспортировке. Контроль над кормлением и содержанием животных (минеральная подкормка, подстилка, состояние полов). Контроль над качеством и сроками подковывания рабочих лошадей. Периодические осмотры конечностей (не реже 1 раза в декаду) у племенных быков, жеребцов и рабочих лошадей. Контроль за тренингом молодняка. Весенняя и осенняя расчистка и обрезание копыт у всех видов животных. Оборудование дезинфекционных ванн при появлении случаев заболевания копытец.
- профилактика болезней глаз. Борьба с пылью в скотных дворах при раздаче грубого корма. Смена выбитых маршрутов прогона гуртов на пастбища и к местам водопоя. Борьба с насекомыми, превращение кустарниковых пастбищ в культурные. Клинические осмотры, выявление и лечение больных животных.
- массовые кастрации животных. Повышают качество и мясную продуктивность животных, а также предупреждают случаи травматизма. Практиканту необходимо освоить организацию кастраций, подготовку к ней, технику выполнения операций у разных видов животных и разными способами, научиться предупреждать и бороться с послекастрационными осложнениями.
В плане профилактики хирургических болезней следует указать, какие из перечисленных мероприятий, где, когда и какими силами (исполнители) будут проведены. О выполнении профилактической работы студент делает запись в дневнике без соблюдения его формы в пределах 3-7 колонок.
Например: «15. 30.IV-2005 г. Осмотрел конечности у 10 быков-производителей и 25 рабочих лошадей отделения № 2. Выявлен бык с ушибом скакательного сустава и три лошади с дерматитом в области пальца. Быку назначен покой и согревающий компресс со спирт-ихтиолом. У лошадей пораженные участки кожи обработаны спиртовым раствором пиоктанина. 21. 6.V-2005 г. Совместно с веттехником и тремя рабочими обрезал и расчищал копытца у коров и овец отделения № 1. Коров фиксировали стоя, овец в боковом положении. За рабочий день обрезаны и расчищены копытца у 10 коров и 16 овец». «35. 12.V-2005 г. С веттехником фермы и тремя подсобными рабочими проводили кастрацию бычков в возрасте 5—6 месяцев. Поле операции кастрационную рану обрабатывали настойкой йода, инструменты мыли и кипятили.Кастрацию проводили открытым (закрытым) способом с наложением лигатуры (на щипцы Занда, путем обрывания семенного канатика или др.). В кастрационные раны вносили присыпку из трициллина. За рабочий день кастрировано 15 животных. Осложнений не было (если были, то указать какие и что сделано)».
Выполняя профилактическую работу, студент-практикант может выявить тяжелые и сложные случаи хирургических болезней животных, которые потребуют длительного и сложного лечения. В подобном варианте необходимо в дневнике сделать общую запись, как указано выше, а тяжело больное животное записать отдельно с соблюдением формы дневника. Этот случай уже будет относиться к разделу лечебной работы.
Лечебная работа.
В процессе лечебной работы практикант должен получить как можно больше практических навыков и укрепить свои теоретические познания в области хирургической патологии. Для этого необходимо всесторонне изучать каждое больное животное: собирать анамнез, определять температуру, пульс и дыхание, осматривать слизистые оболочки и лимфоузлы, оценивать состояние внутренних органов и систем. Этим обследованием необходимо исключать инфекционные заболевания и определять влияние местного процесса на организм в целом. Только после этого следует приступать к детальному изучению местной картины болезни.
Местное исследование. Предусматривает определение локализации и характера патологического процесса. Это достигается осмотром, пальпацией, перкуссией, аускультацией, измерением. При наличии хромоты необходимо определить ее вид и степень.
Местным исследованием определяются припухлости и утолщения или открытые повреждения – раны, язвы, свищи, ожоги, открытые переломы (схемы исследований приведены в приложении).
Кроме указанных общих способов местного исследования практикант должен освоить специальные методы исследования. Так, при наличии ран и свищей следует применять внутреннее исследование. При заболеваниях суставов, сухожильных влагалищ и слизистых сумок - пункции. Для диагностики хромоты - диагностические проводниковые анестезии, локтевая и шпатовая пробы. При заболевании копыт - диагностическое вскрытие роговой подошвы, проба с клином, горячие ванны. Для диагностики заболеваний глаз - кератоскопия, офтальмоскопия и т.д. (см. приложение).
Большое значение в диагностике хирургических заболеваний имеют лабораторные исследования крови, мочи, кала, а также рентгеновское исследование.
Научиться правильно, полно и кратко формулировать диагноз, то есть не просто назвать патологический процесс, а отразить его локализацию, характер и течение. Например, «Тендовагинит области карпального сустава» диагноз неправильный, так как он не отвечает на вопрос, какое сухожильное влагалище поражено и как? Правильно было бы написать «Серозно-фибринозный тендовагинит лучевого разгибателя запястья правой конечности».
Поставив окончательный диагноз, практикант должен избрать наиболее рациональный способ лечения. На практике следует освоить как можно больше современных оперативных и консервативных способов лечения хирургических болезней.
Нужно овладеть способами: подготовки животных к операциям, фиксаций, местного и общего обезболивания, стерилизации инструментов и растворов, подготовки операционного поля и рук.
Необходимо освоить распространенные операции - вскрытие абсцесса, кастрацию, хирургическую обработку раны, грыжесечение, экстирпация новообразований, вскрытие роговой подошвы при гнойных пододерматитах и др. В послеоперационном периоде уметь применять дренажи и повязки, вторичные швы, инъекции. Освоить технику новокаиновых блокад, тканевой терапии, интравенозных вливаний, наложения согревающих компрессов, парафинотерапии, грязелечения, втираний мазей и линиментов и др.
Практикант должен стать в хозяйстве проводником передовых способов профилактики и лечения болезней животных.
Заключительным этапом лечебной работы студента является оформление записи в дневнике. Запись должна быть краткой и полностью отражать все необходимое, чтобы из анамнеза и клиники вытекал диагноз и соответствовало назначенное лечение. Записи в дневнике выполняются с соблюдением его формы.
Например:«15. 27.IV-2005 г. МТФ. Корова №345, черная, 8 лет. Заболела 18/IV-05 г., причина неизвестна. Общее состояние угнетенное. Т. 39,7, П-66, Д-28. Сильная опирающаяся хромота на левую грудную конечность, усиливающаяся на твердом грунте. Латеральное копытце горячее. При пальпации его подошвы сильная боль. При вскрытии роговой подошвы густой, серо-желтый гнойный экссудат. ДИАГНОЗ — глубокий гнойный пододерматит латерального пальца левой грудной конечности. ЛЕЧЕНИЕ: 1. Двухчасовая ванна копытца в горячем 3% растворе лизола. 2. Фиксация в правом боковом положении. 3. Подготовка операционного поля 5% спиртовым раствором йода. 4. Вскрытие роговой подошвы у белой линии. Удаление гнойного экссудата и мертвых тканей. 4. Повязка с линиментом Вишневского. 5. Внутривенно 500 мл камфорной сыворотки по Кадыкову. 6. Покой».
Составление отчета
Как указано в общих методических положениях, составление отчета должно начинаться со сбора необходимых данных и обдумывания плана. Ниже предлагается студентам примерная структура и объем такого плана, рассчитанного на составление отчета объемом в 5—6 страниц.
1. Состояние профилактической и лечебной работы в хозяйстве, где проходила практика
Эта часть отчета должна базироваться на материалах,собранных студентом из месячных, квартальных и годовыхотчетов ветеринарной службы хозяйства, из амбулаторныхи стационарных журналов, из актов и протоколов на павшихживотных, из планов профилактики и других ветеринарныхзаписей за прошлое и настоящее время. Студент должен этисведения обработать, чтобы они стали сравнимыми, и на ихосновании дать анализ состояния лечебно-профилактическойработы в области хирургической патологии за последние2—3 года.Предпослав этой части отчета 1—2 вводных предложения, раскрывающих основную цель или задачу ее, студент далее конкретно и кратко излагает:
а) динамику общей хирургической заболеваемости в последние 2—3 года. Для этого нужно составить таблицу или график (в абсолютных или процентных показателях) общей хирургической заболеваемости животных по годам. График или таблица должны иметь правильный заголовок и порядковый номер. После них должно следовать объяснение подмеченных изменений. Например: почему так возросла хирургическая заболеваемость в 1969 году и резко снизилась в 1968 году;
б) динамику хирургической заболеваемости в нозологическом (по основным группам болезней) аспекте. Так же, как и в пункте «а»объяснить динамику отдельных видов или групп хирургических болезней по тем же периодам (годам). Например, болезней копыт, конечностей, травматических повреждений, болезней глаз и др. Выбор нозологических категорий хирургических болезней будет диктоваться теми сведениями, которые сможет получить и обработать, студент;
в) планирование, организацию и эффективность профилактических мероприятий против хирургических болезней. Объем этого раздела отчета может быть различным. Все будет зависеть от собранных сведений. Более вероятно, что эти сведения окажутся скудными. Несмотря на это, следует в отчете отметить: планируется ли, и как, профилактика хирургических болезней, как выполняется план, как организуется и проводится эта работа, какой практический и экономический эффект она дает. Здесь не следует давать копий планов. Необходимо в сжатой форме ответить на поставленные вопросы и отметить положительные и отрицательные стороны;
г) постановку лечебной работы при хирургических заболеваниях. Необходимо дать общую краткую характеристику лечебной работы: состояние рабочего места, его оснащенность, организацию и порядок работы. Об этом можно написать так: «В совхозе «Заря» вся лечебная работа выполняется в местах содержания скота. Имеющийся ветеринарный пункт не оборудован и плохо оснащен инструментарием, что препятствует выполнению сложных оперативных вмешательств, особенно в осенне-зимнее время»;
д) результаты и способы диагностики и лечения хирургических болезней. Необходимо показать лечебную эффективность за последние 2-3 года. В таблице или графике по годам и группам болезней указать, сколько животных болело, сколько вылечено и сколько пало, какая средняя продолжительность лечения основных заболеваний. Если представляется возможность, то нужно указать основные причины отхода животных. Далее в описательной форме назвать, какие способы и почему наиболее широко применяются в диагностической и лечебной работе. Обязательно нужно отметить и кратко охарактеризовать новые и особенно эффективные способы, а также отрицательные моменты в этой работе.
1. Анализ собственной лечебно-профилактической работы в области хирургии за время практики.
Эта часть отчета является главной. В ней студент должен показать, как он работал, и что сделал за время практики. Анализ собственной работы составляется только на основании записей в дневнике.
Прежде чем приступить к написанию этой части отчета необходимо все записи дневника о работе в области хирургии подвергнуть классификации. На отдельный лист бумаги выписать аналогичные виды работ с указанием тех характеристик, на которых автор, отчета будет концентрировать внимание. Например: выписывая (цифрой) всех кастрированных быков, надо указать, сколько из них, каким способом кастрировано, через сколько дней заживали раны, сколько и каких было случаев осложнений, какой возраст быков и проч. Такая выписка и характеристика позволит сделать в отчете краткие заключения о сравнительной эффективности способов кастрации, оптимальном возрасте при кастрации и проч.
При написанииэтого раздела отчета должны быть отражены:
а) Работа по профилактике хирургических заболеваний. Анализ собственной профилактической работы лучше начать с краткого описания ее планирования, организации и средств выполнения. Затем нужно указать, сколько времени (в днях) студент затратил на эту работу, надо учесть все затраченное время, суммировать даже часы отдельных рабочих дней. Тогда получатся очень интересные данные, показывающие соотношение затрат времени ветеринарного специалиста на профилактическую и лечебную работу в области хирургии и других направлениях.
Далее необходимо показать объем выполненнойработы и ее результаты. Так как профилактическая работа носит направленный характер (профилактика болезней копыт, болезней глаз, конечностей, травматизма и т. д.), то лучше анализировать ее по направлениям. В каждом направлении указывая, что сделано, как делалось, какой эффект, какие затраты времени, средств и пр.
К этому же разделу работы нужно отнести кастрацию животных. Кастрация направлена не на лечение животного (оно здоровое), а на повышение его продуктивности и профилактику травматизма. При изложении в отчете этой работы необходимо делать акцент на сравнительную оценку организации работы, способов фиксации животных, способов кастрации, оценки послеоперационных осложнений и их лечения.
б) Лечебная работа. Анализ лечебной работы надо начинать с краткой оценки ее общего объема в количественном отношении и затрат времени. Затем следует дать нозологическую характеристику заболеваемости (лучше в процентном выражении) с этиологическим обоснованием. Это означает, что нужно раскрыть и обосновать причины отдельных групп болезней (раны, болезни копыт, глаз, костей, суставов и т. п.) по видам животных, возрасту и т. д.
Далее должен следовать анализ болезней животных по диагностическим и лечебным направлениям. Это наиболее сложная часть работы, которая находится в прямой зависимости от качества записей в дневнике. Если эти записи детальные и четкие, то анализ получится хорошим, представляющим клинический интерес. При плохих записях в дневнике просто нечего будет анализировать. Конкретно анализ работы по диагностике и лечению должен касаться:
1.Основных способов диагностики хирургических заболеваний, которые применялись на практике. Оценки их точности и объективности, погрешностей и недостатков. Например, при диагностике болезней суставов и сухожильных влагалищ в 10 случаях применялась пункция. Надо сказать, сколько раз она позволила поставить правильный диагноз и сколько раз была безрезультатной. В каких случаях и почему пункция не помогла поставить правильный диагноз. Необходимо подчеркнуть, комплекс каких диагностических приемов оказался наиболее верным. Какие новые диагностические приемы были освоены.
2.Основных консервативных способов лечения хирургических болезней, примененных на практике. Нужно дать сравнительную оценку этих способов при аналогичных заболеваниях. Сколько было наблюдений и их результат. Например, за время практики было 15 коров с гнойным конъюнктивитом (ранами, гематомами, бурситами и проч.), из которых 5 лечили тетрациклиновой мазью, 5 - софрадексом и 5 - фурацилином. В анализе необходимо указать продолжительность лечения вкаждом варианте, характер течения болезни, осложнения и пр.
В анализе не следует давать рецептурных прописей, подробно описывать клинику или указывать мелкие детали, касающиеся кормления, содержания и лечения. Нужно писать лишь о главном в кратких клинических выражениях.
3.Основных и сложных оперативных вмешательств. Анализ отдельного случая можно давать в отчете только тогда, когда в нем содержатся какие-то важные особенности: сложность, неожиданный исход, ошибка, казуистика и пр. В таком случае необходимо остановиться на этой особенности. Если же этих особенностей нет, то его следует лишь упомянуть в статистике оперативных вмешательств. Наличие нескольких аналогичных оперативных вмешательств (грыжесечения, руменотомии, хирургические обработки ран, вскрытия абсцессов и гематом и пр.) обязывает дать сравнительный анализ в направлении особенностей техники, опасностей, исходов и других наблюдений, отраженных в дневнике. При этом не следует детализировать материал по учебнику, а нужно кратко высказать свои наблюдения, замечания и взгляды.
2. Выводы и предложения
Это самая краткая часть отчета. Ее нужно писать под указанным заголовком. Требуется в лаконичной и пунктуальной форме подвести основные итоги практики по хирургии.
Например:
1.В совхозе «Юбилейный» имеются хорошие условия (нет условий) для выполнения программы практики по хирургии.
2.Отсутствие необходимой подготовки по хирургии затрудняет самостоятельнее выполнение лечебно-профилактической работы в хозяйстве.
Приложение к отчёту
Приложением могут служить копии (ксерокопии) документов: акт обследования хозяйства, района, области, края и т.д., акты проведения профилактических мероприятий. Копии документов должны быть подписаны руководителем соответствующей организации или гл. ветврачом и скреплены печатью.
Рекомендуется прилагать фотоснимки животных с клиническими проявлениями болезни и в хронологическом порядке течение процесса, моменты проведения операций и т.д.
Приложение
|