Обратная связь
|
Правовые основы государственного управления в системе здравоохранения.Регламентация права на жизнь и здравоохранение в законодательстве Украины и международном праве. Организационно-правовые основы управления здравоохранением населения. Согласно ст. 49 Конституции Украиныкаждый имеет право на здравоохранение, медпомощь и медицинское страхование. Здравоохранение обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санітарні и оздоровительное-профилактических программ. Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Право на здравоохранение — это прежде всего обеспечение соответствующего жизненного уровня. Кроме того, это право предусматривает также наличие безопасной для жизни и здоровье человека окружающей природной среды. Здравоохранение граждан базируется на ряде принципов, которые закреплены в Основах законодательства Украины о здравоохранении. К ним, в частности, относятся: признание здравоохранение приоритетным направлением деятельности общества и государства, одним из главных факторов выживания и развития народа Украины; соблюдение имеет рацию и свобод человека и гражданина в области здравоохранению и обеспечение связанных с ними государственных гарантий; общедоступность медпомощи и других услуг в области здравоохранения; соответствие задачам и уровню социально-экономического и культурного развития общества, научная обгрунтованість, материально-техническая и финансовая обеспеченность; ориентация на современные стандарты здоровье и медпомощь, объединение отечественных традиций и достижений с мировым опытом в области здравоохранения; децентрализация государственного управления, развитие самоуправления и самостоятельности работников сферы здравоохранения на правовой и договорной основы и др.
В целом здравоохранение может рассматриваться как система мероприятий, направленных на обеспечение сохранения и развитие физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности жизни.
Государственную политику в области здравоохранения определяет Верховная Рада Украины путем закрепления конституционных и законодательных основ здравоохранения, определение ее целей, главных задач, направлений, принципов и приоритетов, установление нормативов и объемов бюджетного финансирования, создание системы соответствующих кредитно-финансовых, фискальных, таможнях и других регуляторов, утверждение перечня комплексных и целевых общегосударственных программ здравоохранения. Реализация государственной политики охраны в сфере здравоохранения полагается на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
2. Система органов управления здравоохранением населения
К системе органов государственного управления здравоохранением относятся
Кабинет Министров Украины, Министерство здравоохранения Украины, Совет министров АРК, местные государственные администрации (управление здравоохранения областных государственных администраций, отделы здравоохранения районных государственных администраций).
Кабинет Министров Украины организовывает разработку и осуществление комплексных и целевых программ; создает экономические, правовые и организационные механизмы, стимулирующие эффективную деятельность в области здравоохранения; заключает межправительственные соглашения и координирует международное сотрудничество по вопросам здравоохранения, а также в пределах своей компетенции осуществляет другие полномочия, положенные на органы исполнительной власти в области здравоохранения. Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения есть Министерство здравоохранения, компетенция которого определяется Положением о нем Украины(далее - Мінохоронздоров'я Украины), утвержденным Указом Президента Украины от 24 июля 2000 г. К основным задачам Мінохоронздоров'я Украины относятся: разработка приоритетных направлений деятельности национальной службы здравоохранения; обеспечение гарантированного уровня квалифицированной медпомощи населению учреждениями здравоохранения всех форм собственности, осуществление мероприятий по развитию профилактического направления в здравоохранении населения; формирование здорового образа жизни; обеспечение предоставления государственными учреждениями здравоохранения общедоступной, как правило, бесплатной, высококвалифицированной медпомощи населению; разработка прогнозов и показателей развития национальной службы здравоохранения, связанных с изменениями форм собственности; охрана материнства и детства и др.
Для решения важнейших задач деятельности и развития здравоохранения в Мінохоронздоров'я Украины создается коллегия, решение которой проводятся у жизнь приказами Министра.
Совет министров АРК и местные государственные администрации реализуют государственную политику в области здравоохранения в пределах своих полномочий. Так, местные государственные администрации осуществляют общее руководство учреждениями здравоохранение, которое находится в сфере их компетенции, их материально-финансовым обеспечением, организовывает работу медицинских учреждений по представлению медпомощи населению, осуществляет мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний, эпидемий, эпизоотии и их ликвидации и т.п.
Государственные функции в области здравоохранения выполняют также другие органы, которые имеют в своем ведении учреждения здравоохранения. К таким органам, в частности, относятся Министерство обороны Украины, МВД Украины, Служба безопасности Украины, Минтранс Украины. Эти органы определяют структуру управления ведомственными учреждениями здравоохранения. Соответствующие функции в управлении здравоохранением граждан Мінохоронздоров'я Украины реализует путем проводки контроля за качеством и безопасностью продуктов питания, лечебных средств и изделий медицинского назначения. Деятельность Мінохоронздоров'я Украины в этом направлении сводится к реализации государственной политики в сфере государственного контроля за качеством и безопасностью отдельных видов продуктов питания (специальных пищевых добавок, лечебных средств, врачебного растительного сырья и лечебной косметики и т.п.), обеспечению интересов государства в этой сфере и межведомственной координации по указанным вопросам.
Выполнение основных принципов государственной политики в сфере организации и развития производства лечебных средств и обеспечение этой продукцией населения, учреждению здравоохранения и животноводства, которые реализовывались Государственным комитетом Украины по вопросам медицинской и микробиологической промышленности, Указом Президента Украины от 15 декабря 1999 г. положенные на Мінохоронздоров'я Украины. 3. Местное самоуправление и здравоохранение населения
Органы местного самоуправления активно принимают участие в реализации государственной политики в области здравоохранения. Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» определяется, что к ведению исполнительских органов сельских, поселковых, городских советов в этой сфере относятся: управление учреждениями здравоохранение, которое принадлежит территориальным общинам или переданные им, организация их материально-технического и финансового обеспечения; организация медицинского обслуживания в учреждениях образования, культуры, физкультуры и спорта, оздоровительных учреждениях, которые принадлежат территориальным общинам; обеспечение в пределах предоставленных им полномочий доступности и бесплатности медицинского обслуживания на соответствующей территории; обеспечение согласно закону развития всех видов медицинского обслуживания, развития и усовершенствование сети лечебных учреждений всех форм собственности, определение нужд в подготовке специалистов для них, организация работы по повышению квалификации кадров; обеспечение согласно законодательству льготных категорий населения лекарством и изделиями медицинского назначения; регистрация согласно законодательству уставов (положений) размещенных на соответствующей территории учреждений здравоохранения независимо от форм собственности; внесение предложений к соответствующим органам о лицензировании индивидуальной предпринимательской деятельности в области здравоохранения.
4. Правовое положение учреждений здравоохранения населения
Непосредственное здравоохранение населения обеспечивают санитарно- профилактические лечебное-профилактические физкультурные-профилактические, санитарно-курортные, аптечные, научно-медицинские и другие учреждения здравоохранения.
К учреждениям здравоохранения относятся больницы, поликлиники, специализированные диспансеры, родовые дома, санитарно-эпидемиологические центры, станции быстрой медпомощи, медика-санитарные части учреждений и организаций и др.
Базовым звеном практической медицины есть больницы. По отраслевой принадлежности можно выделить ведомственные больницы и больницы, которые входят в систему Мінохоронздоров'я Украины; за территориальным признаком районные, межрайонные, городские, областные больницы. Особую группу составляют больнице ведомственного типа (МВД Украины, Службы безопасности Украины и др.).
Учреждения здравоохранения создаются предприятиями, учреждениями и организациями, основанными на разных формах собственности, а также частными лицами при наличии необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов. Законодательством Украины определяются
порядок и условия создания учреждений здравоохранения, государственной регистрации и аккредитации этих учреждений, а также порядок лицензирования медицинской и фармацевтической практики.
Учреждения здравоохранения осуществляют свою деятельность на основании устава, утвержденного собственником или уполномоченным им органом.
Государственные органы назначают на должность и освобождают от должности руководителей учреждений государственной системы здравоохранения. Тем не менее независимо от юридического статуса учреждения здравоохранения руководство им может осуществлять только лицо, которое отвечает установленным государством единым квалификационным требованиям. Государство поддерживает и делает авансы индивидуальную предпринимательскую деятельность в области здравоохранения, которое может реализовываться только при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление такой деятельности.
5. Санитарно-эпидемиологический надзор
Законом Украины от 24 февраля 1994 г. «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» регулируется общественное отношение, которое возникало в сфере обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения, определяются соответствующие права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан в этой сфере, устанавливается порядок организации государственной санитарно-эпидемиологической службы и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Украине.
Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине такой надзор осуществляют учреждения и организации государственной санитарно-эпидемиологической службы системы Мінохоронздоров'я Украины: Главное санитарно-эпидемиологическое управление Мінохоронздоров'я Украины; управление из медицинских проблем аварии на Чернобыльской АЭС Мінохоронздоров'я Украины; центральная санитарно-эпидемиологическая станция Мінохоронздоров'я Украины; Крымская республиканская санитарно-эпидемиологическая станция; областные, городские, районные, районные в городах санитарно-эпидемиологические станции, дезинфекційні станции; центральные санитарно-эпидемиологические станции на железнодорожном, воздушном, водном транспорте, санитарно-эпидемиологические станции на железных дорогах, а также станции бассейнов и портов; соответствующие учреждения, организации, соединение, части и подраздела государственной санитарно-эпидемиологической службы Минобороны, МВД, Держкомкордону Украины.
Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Украины возглавляет главный государственный санитарный врач Украины - первый заместитель Министра здравоохранения Украины.
Руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой АРК осуществляет главный государственный санитарный врач АРК. Руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой области, городов Киева и Севастополя осуществляет соответственно главный государственный санитарный врач области, городов Киева и Севастополя, который назначается на должность и освобождается из должности главным государственным санитарным врачом Украины по согласованию с соответствующей областной, Киевской и Севастопольской городской
государственной администрацией.
Государственную санитарно-эпидемиологическую службу в районе, городе
районе в городе возглавляет главный государственный санитарный врач
соответствующего района, города, района в городе.
Руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой на
водном, железнодорожном, воздушном транспорте осуществляется
соответственно главным государственным санитарным врачом водного
железнодорожного и воздушного транспорта, который назначается на должность
и освобождается из должности главным государственным санитарным врачом
Украины.
Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора является важнейшим направлением деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы. Его цель - контроль за соблюдением юридическими и физический лицами санитарного законодательства, предупреждение, выявление и устранение вредного влияния опасных факторов на здоровье людей и применение в необходимых случаях мэров правового характера к нарушителям.
Для выполнения положенных на них задач органы санитарно-эпидемиологического надзора имеют право применять административно-предупредительные мероприятия, административные предупредительные меры и соответствующие административные взыскания.
К административно-предупредительным мэрам, в частности, относятся: посещение объектов для проводки проверок соблюдения санитарного законодательства; истребование от юридических лиц и граждан данных, которые характеризуют санитарное и эпидемическое состояние объектов, здоровье людей; введение карантина; проводка обязательных профилактических прививок; обязательный медицинский осмотр состояния здоровья соответствующих групп работников, граждан и т.ін.
Административные предупредительные меры применяются в случаях, если в принудительном порядке необходимо прекратить противоправные действия и предотвратить их вредные следствия. Примерами таких мэров могут служить: требование к нарушителю санитарного законодательства прекратить противоправное поведение; ограничение, временный запрет или прекращения строительства, реконструкции и расширение объектов; ограничение, прекращение или запрет выбросов (сбрасывание) загрязняющих веществ; изъятие из реализации продуктов питания, химических и радиоактивных веществ, биологических материалов;, источников энергии, агрегатов, механизмов и другого оборудования.
Административные взыскания накладываются за осуществление правонарушений в данной сфере, предусмотренных КОАП. В КОАП установленная административная ответственность за: нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм (ст. 42); производство, заготовку, реализацию сельскохозяйственной продукции, которая содержит химические препараты свыше предельно допустимых равных концентраций (ст. 42-1); заготовку, переработку или сбыт радиоактивно загрязненных продуктов питания или другой продукции (ст. 42-2); производство, хранение, транспортировку или реализацию продуктов питания или продовольственного сырья, загрязненных микроорганизмами и другими биологическими агентами свыше предельно допустимых уровней (ст. 42-3); незаконные производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылку наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших
размерах (ст. 44); уклонение от обследования и профилактического лечения лиц, больных венерической болезнью (ст. 45); нарушение установленного порядка взятия, переработки, хранение, реализации и применение донорской крови и (или) ее компонентов и препаратов (ст. 45-1); умышленное запрятанье источника заражения венерической болезнью (ст. 46) и др.
Девала об этих правонарушениях рассматриваются административными комиссиями, районными (городскими) судами (судьями), органами внутренних дел (милиции), органами, учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. Взысканиями, которые накладываются за их осуществление, есть штраф, конфискация или изъятия предметов правонарушения, административный арест.
Обзор законодательства
Фундаментом построения правовой системы в государстве есть Конституция Украины, в которой определенные подходы к формированию политики во всех сферах деятельности, в том числе в здравоохранении. Конституцией провозглашено, что жизнь и здоровье человека признаются высочайшей социальной ценностью, каждый гражданин имеет право на здравоохранение, медпомощь и медицинское страхование, государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания, медпомощь в государственных и коммунальных учреждениях, существующая сеть которых не может быть сокращена (ст.49), предоставляется безвозмездно. Но Конституция не дает дефиниции понятия „медична помощь”, не указывает, какой вид медицинского страхования имеется в виду.
Основным документом правового регулирования в здравоохранении есть Закон Украины(далее - ЗУ) «Основы законодательства Украины о здравоохранении»(далее - Основы). Этот акт законодательства был принят Верховной Радой Украины в 1992 году и определил организационные, профессиональные, правовые, экономические и социальные основы здравоохранения.
Важным направлением развития законотворческого процесса стала разработка и принятие нормативно-правовых актов в развитие положений Основ.
На протяжении шестнадцати лет Министерство здравоохранения Украины при участии других центральных органов исполнительной власти в сотрудничестве с Верховной Радой Украины провело значительную работу по формированию нормативно-правового поля в области здравоохранения. В период 1991-2006 р. в Украине создано национальную нормативно-правовую базу системы здравоохранения, которое включает около 900 нормативно-правовых актов. Они носят комплексный характер, поскольку содержат нормы многих областей права, в частности гражданского, криминального, финансового, трудового, административного, социального обеспечения и т.п..
За первый год независимости в Украине вступили в силу 6 законов по вопросам здравоохранения. Среди первых законов был закон "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы"; закон "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине"; закон "Об охране окружающей природной среды" и закон "О предотвращении заболевания на синдром приобретенного иммуннодефицита (СПИД) и социальная защита населения". Также был принят закон прямой действия «О предотвращении заболевания на синдром приобретенного иммуннодефицита (СПИД) и социальная защита населения», который определил порядок правового регулирования вопросов, связанных с распространением Сніду, согласно нормам международного права и рекомендаций Всемирной организации здравоохранения. В следующие года был внесен ряд изменений в этот закон. Распоряжением Президента Украины утверждено положения о Национальном комитете относительно борьбы с заболеванием на СПИД, в 2000 году вышел указ "О неотложных мероприятиях по предотвращению распространения Вол-Инфекции/Сніду", принят ряд постановлений Кабинета Министров Украины. В 1999 г. принятая "Программа профилактики Сніду и наркомании на 1999 - 2000 года", с 2001 г. созданная и функционирует Правительственная комиссия по профилактике Вол-Инфекции/Сніду.
Проблема социальной защиты граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, продолжает привлекать внимание, поэтому в 1992-1993 годах принимаются дополнение к закону Украины "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы", постановляет ряд указов Президента Украины и постановлений Кабинета Министров Украины. В 1997 году Верховная Рада снова возвратила к этому вопросу - был принят закон "О формировании Фонда для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения". В 1998 г. принят закон "О защите человека от влияния ионизирующего излучения".
Начиная с 1992 г., вступает в действие ряд законов, которые посвящены вопросам демографической ситуации, охране материнства и детства: "О государственной помощи семьям с детьми" (1992 г.), "Об охране детства" (2001 г.) и численные указы Президента Украины о неотложных мероприятиях по предоставлению помощи многодетным семьям, улучшение здоровья детей и матерей. Дополнением к этим НПА есть постановления Кабинета Министров Украины "О мероприятиях по усилению охраны материнства и детства" (1998 г.), "Об утверждении комплексных мероприятий развития детской кардиологической службы" (2000 г.). Принят ряд постановлений Кабинета Министров Украины, которые регламентируют вопросы социальной защиты семей, которые имеют детей-инвалидов, социальных гарантий для малообеспеченных семей с больными детьми, улучшение социальной защиты и материального обеспечения детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей. Постановлениями правительство утверждено национальные программы относительно улучшения положения женщин, семьи, охраны материнства и детства и планирование семьи. В 1996 г. принятая Национальная программа "Дети Украины", в 1997 г. созданный Национальный фонд социальной защиты матерей и детей "Украина - детям", в 2006 г. принятое постановление КМУ «Об утверждении Государственной программы «Детская онкология» на 2006-2010 года».
В 1994 году в Украине приобретает действие закон "Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения". Этот закон регулирует общественное отношения, которое возникало в сфере обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия, определяет соответствующие права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений и граждан, устанавливает порядок организации государственной санитарно-эпидемиологической службы и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Украине. В связи с принятием этого закона Верховная Рада Украины в 2000 г. постановила внести изменения в некоторые законодательные акты, а именно - к закону "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.); к законам "Об информации" (1992 г.); "О потребительской кооперации" (1992 г.), к декрету Кабинета Министров Украины "О государственном надзоре за соблюдением стандартов, норм и правил и ответственности за их нарушение" (1993 г.), к закону "Об экологической экспертизе" (1995 г.) и других нормативно-правовых актов. Учитывая возможность возникновения эпидемий и трудные следствия инфекционных болезней, был принят закон "О защите населения от инфекционных болезней" (2000 г.).
В мире принятия вышеупомянутого ЗУ „про информацию” актуальным стал вопрос в границах права пациентов на получение медицинской информации. Об этом свидетельствует Решение Конституционного Суда Украины в деле относительно официального толкования статей 3, 23, 31, 47, 48 Закона Украины "Об информации" и статьи 12 Закона Украины "О прокуратуре" (дело К.Г.Устименка) № 5-зп от 30.10.1997.
Основанием для рассмотрения дела согласно статье 94 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" постоянное наличие неоднозначного применения указанных норм Закона Украины "Об информации" и Закона Украины "О прокуратуре" судами общей юрисдикции, которое привело к нарушению конституционных прав и свобод гражданина Украины.
Из документов, присланных к Конституционному Суду Украины, и письменных утверждений К.Г.Устименка вытекает, что в 1988-1990 годах за ходатайством администрации Днепропетровского железнодорожного техникума он находился на консультативном психиатрическом учете в Днепропетровском городском психоневрологическом диспансере. Заявитель, которому о таком факте стало известно в июле 1990 года, считает, что это ограничивало возможности его трудоустройства и нанесло ему морального и материального ущерба. С целью их возмещения в гражданско-процессуальном порядке он обратился к главному врачу диспансера с требованием предоставления информации по вопросам: кем, когда и на каких основаниях его было поставлено на учет; ком выдавались справки о его пребывании на таком учете; кем, когда и на каких основаниях его было снято из учета; или законными есть действия психиатров относительно ограничения его трудоустройства в 1988-1990 годах и кто несет ответственность за причиненный материальный ущерб. Главный врач, ссылаясь на врачебную тайну, в предоставлении такой информации отказал. В связи с этим на протяжении почти семи лет дело К.Г.Устименка неоднократно и неоднозначно рассматривалась судами общей юрисдикции разных звеньев. Последними решениями судов требования заявителя было удовлетворенно частично: он получил копию своей диспансерной карточки и некоторую другую информацию, которая, однако, его не удовлетворила.
27 ноября 1992 года на основании статьи 37 Закона Украины "Об информации" заместитель прокурора Днепропетровской области без уточнения мотивов отказал К.Г.Устименку в предоставлении имеющихся в прокуратуре свидетельств о состоянии здоровья заявителя. Жалобы К.Г.Устименка на указанные действия должностного лица прокуратуры судами общей юрисдикции, включая и Верховный Суд Украины, на протяжении 1993-1996 лет отвергались на основании статьи 12 Закона Украины "О прокуратуре".
Рассмотрев дело, КСУ решил, в частности: „... в случае отказа в предоставлении или намеренного утаивания медицинской информации от пациента, членов его семьи или законного представителя они могут обжаловать действия или бездеятельность врача непосредственно к суду или, за собственным
выбором, к медицинскому учреждению или органу здравоохранения”. Также „... признать неконституционным положение части четвертой статьи 12 Закона Украины "О прокуратуре" относительно возможности обжалования принятого прокурором решения к суду лишь в
предусмотренных законом случаях, поскольку исключения из конституционных норм устанавливаются самой Конституцией, а не другими нормативными актами”.
В 2006 году проблема относительно получения информации о состоянии своего здоровья остается актуальной, чаще всего тогда, когда речь идет об уголовных делах.
Так, в деле Скрипника, 14-летнего мальчика, который подал заявление к столу прокуратуры относительно привлечения к уголовной ответственности милиционеров, которые нанесли ему телесные повреждения, рабочие районной больницы, где была осуществлена первая помощь, возражали законным представителям мальчика в предоставлении выписок из амбулаторной карточки. Эти данные свидетельствовали о характере телесных повреждений и требовались нужны возбуждение уголовного дела, но рабочие больницы утверждали, что записи утерянные. И это не первый случай, когда работники больниц, узнав о том, что пациент получил травмы в милиции, отказывались документально фиксировать телесные повреждения.
В 1995 году был принятый ЗУ "О донорстве крови и ее компонентов", поскольку решение этого вопроса стало важной потребностью медицинской практики. Этот закон регулирует отношения, связанное с развитием донорства крови и ее компонентов, обеспечением комплекса мероприятий по организации донорства. Позднее в 1999 г., внесено изменения в этот закон.
В 1995 г. в Украине вступил в действие Закон "Об обращении в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров и злоупотребление ими" и Закон о мероприятиях противодействия незаконному обращению этих средств и веществ и злоупотреблению ими. В 1996 г. был принят закон "О лечебных средствах". Эти законы регулируют правовое отношения, связанное с созданием, регистрацией, производством, контролем качества, обращением и реализацией лечебных средств, определяют права и обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан, а также полномочие в этой сфере органов государственной исполнительной власти. Позднее эти законы дополнены рядом постановлений Кабинета Министров Украины (1996 г.) - об утверждении положений относительно контроля за соответствием иммунобиологических препаратов, о порядке закупки лечебных средств и о порядке осуществления деятельности в сфере обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. В 1997 г. выдано еще 4 постановления Кабинета Министров Украины, которые касались порядка выдачи сертификатов на ввоз в Украину и вывоз из Украины наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, об утверждении правил розничной реализации лечебных средств, о государственном контроле качества лечебных средств и о создании Государственной акционерной компании "Лекарство Украины".
О чрезвычайной важности проблемы лечебных средств свидетельствует дальнейшее законодательное регулирование этих вопросов в виде внесения изменений в закон Украины "Об обращении в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров" (1999 г.), Указа Президента Украины "Об усовершенствовании государственного контроля за качеством и безопасностью продуктов питания, лечебных средств и изделий медицинского назначения" (1999 г.) и двух постановлений Кабинета Министров Украины о порядке деятельности, связанной с обращением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, их перечень, принятых в 1999, 2000 и 2001 годах.
Но, за мысленным взором практикующих врачей, в список психотропных препаратов были включены лечебные средства, „психотропний эффект” которых слишком завышен. Это, в первую очередь, группа транквилизаторов, которая к включению в список №2 таблице ІV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров широко применялась при лечении распространенных болезней, например, гипертонической болезни. Вторая проблема - несогласование правил и инструкций использования „легально” предназначенных препаратов этой группы на межгосударственном уровне, который в некоторых случаях приводит к обвинению в незаконном ввозе к Украине психотропных препаратов.
Больше двух месяцев находился в СІЗО №27 (г. Харьков) московский музыкант Б. Его предъявляют обвинение в контрабанде и хранении наркотиков на основании того, что во время пересечения границы в КПП "Гоптівка" он не внес в декларацию свое лекарство (феназепам и клоназепам). Он не знал и не мог предусмотреть, что лекарство, которое было прописаны ему врачом и приобретенные в московской аптеке, относятся к "психотропным веществам". В аннотации к лекарству об этом не сказано ни одного слова. Б. после тяжелой операции страдал на астено-депрессивный синдром, у него случаются приступы панического страха, но состояние здоровья благодаря лечению улучшался, итак он вместе с женой решил отдохнуть в Крыму в бархатный сезон. А попал к СІЗО. На это время Б. на свободе, но уголовное дело против него рассматривается Дергачівским районным судом.
Московский архитектор Г. попал под криминальное преследование в Украине за то, что у него на границе было найдено 27 таблеток фенозепаму. Это лекарство у Российской Федерации продаются по рецепту врача, однако без любых дополнительных ограничений. Поэтому ни Г., ни другие граждане РФ и не подозревают, что везут что-то запрещенное.
В1996 г. в Украине были законодательно урегулированы вопросы предоставления платных услуг населению - в Украине была принята постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении перечня платных услуг, которые предоставляются в государственных заведениях здравоохранения и высших медицинских учебных заведениях". Отдельные положения постановления были признанные неконституционными решением Конституционного Суда (№ 15-рп/98 от 25.11.98) и перечень был ограничен.
Второе решение Конституционного Суда относительно официального толкования положения части третьей статьи 49 Конституции Украины „у государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медпомощь предоставляется безвозмездно” было принято 29.05.2002 (№ 10-рп/2002)
В 1997 и 1998 гг. в Украине принят ряд законов, среди которых - "О благотворительности и благотворительных организациях", "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины по вопросам принудительного лечения и трудового перевоспитания больных наркоманией"; "Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании", "О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку". В 2004 р был принятый ЗУ «О запрете репродуктивного клонирования человека».
В связи со значительным повышением распространенности заболеваний на туберкулез, в Украине в 1999 г. принятые постановления о комплексных мероприятиях борьбы с туберкулезом, а именно, указ Президента Украины "О неотложных мероприятиях по борьбе с туберкулезом" (2000 г.), направленный на улучшение специализированной медпомощи населению Украины, внедрение современных медицинских технологий, комплексной профилактики и лечение туберкулеза и его осложнений.
В1999 г. принято 19 постановлений Кабинета Министров Украины. На государственном уровне был поднят вопрос о создании единой государственной системы контроля облучения, о комплексных программах обращения по радиоактивными отходами, о порядке защиты населения от ионизирующих излучений. Возбужденные вопросы отечественного производства инсулина, контроля за обращением импортных алкогольных напитков, выделение средств для обеспечения лекарством ветеранов войны, образование Рады из экологических проблем бассейна Днепра и т.п.. В 2000 г. был утвержденный Указом Президента документ "О Концепции развития здравоохранения населения Украины".
Среди принятых в 2000 г. НПА - ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней"; "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия населения". Вещь в этих документах идет о повышении роли и ответственности общества перед каждым отдельным человеком и его законное право на безопасное окружающую среду, надлежащие условия работы, воспитание, обучение, отдых, доброкачественную питьевую воду и продукты питания. С целью регламентации предоставления лікувально-профілактичної и санаторно-курортної помощи в этом же году приняты законы Украины "Об имплантации електростимуляторів"; "О курортах"; "О психиатрической помощи".
|
|