Развитие системы малого предпринимательства в России МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — предпринимательская деятельность в небольших масштабах; под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занятые предпринимательством без образования юридического лица, а также небольшие коммерческие организации. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Статистические данные свидетельствуют о том, что малое предпринимательство (далее МП) стало заметным явлением в экономике России. Сегодня в стране работает около 850 тыс. малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек, зарегистрировано около 3,5 млн. предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве занято около 14 млн. человек. С учетом предприятий, которые фактически являются малыми, но не могут быть отнесены к таковым по тем или иным формальным признакам, а также так называемых средних предприятий, можно говорить об удвоении представленных цифр.
География устойчивого развития малого предпринимательства постоянно расширяется, хотя и сохраняется неравномерность его распространения: более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации, около четверти - в Москве.
Предприниматели за годы экономических преобразований приобрели опыт ведения бизнеса. Повысился профессиональный уровень многих предпринимателей и управленцев. В целом произошла сегментация рынков, появилось больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг, улучшается качество продукции пищевой и легкой промышленности. То же можно сказать и о сфере услуг в крупных городах. Вместе с тем, по-прежнему невелика доля производственного сектора, слабо внедряются новые технологии. Отдельные примеры выпуска высококачественных товаров до сих пор не решают проблему низкой конкурентоспособности основной продукции малых предприятий.
Принципиальных изменений в развитии малого бизнеса не происходит – количественные параметры, стабилизировавшиеся в середине 90-х годов, практически не меняются, остается прежней отраслевая структура (с преобладанием непроизводственной сферы).
В России государство предприняло определенные шаги по развитию малого предпринимательства: формируется законодательная база, были приняты программы развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, при содействии государства создана сеть сервисных организаций. Все большее внимание вопросам развития малого предпринимательства уделяют региональные и муниципальные органы власти.
За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:
- государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;
- государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
- государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации.
^ 15. Темпы развития венчурного бизнеса в мире
Венчурный бизнес - инвестирование, как правило, в виде акционерного капитала, в демонстрирующие потенциал быстрорастущие предприятия, одна из основных форм реализации технологических нововведений.
Существуют три основных рынка венчурного капитала – США и Канада, Юго-Восточная Азия, Европа. Обычно под европейским рынком подразумевается рынок Западной Европы, однако все чаще внимание инвесторов привлекают государства ЦВЕ. Перспективными считаются также рынки Израиля, Индии и Австралии. По поводу потенциала Китая мнения экспертов расходятся и его возможности являются предметом дискуссий. Остальные регионы (Ближний Восток, кроме Израиля, Южная Америка, Африка и др.) считаются относительно непривлекательными для венчурного капитала.
За последние несколько десятилетий венчурный капитал поддержал целый ряд известных компаний: Microsoft, Intel, Apple, Yahoo, Google, Skype и многие другие.
Согласно данным, которые были опубликованы Dow Jones LP Source, в США 32 венчурных фонда получили за период третьего квартала 2.2 миллиарда $, что на 24 % меньше по сравнению с итогами за такой же период 2011 года, когда 40 фондов привлекли 2.9 миллиарда $. За девять месяцев прошедшего года в США объем венчурных инвестиций в инновации увеличился на 9% по отношению к аналогичному периоду 2010 года, однако более половины привлеченных 90 фондами 10.6 миллиардов $, получены в первом квартале. Инвесторы демонстрируют приверженность к вложению только в самые сильные фирмы. По этой причине объем привлеченного капитала и количество фондов сократились.
В европейских странах объем венчурных вложений достигнет в скором времени очередного минимума, поскольку 25 фондов за девять месяцев года получили 1.8 миллиардов $, что является на 31 % меньше по объему капитала, сравнивая итог за три первых квартала 2011 года. Четыре фонда в третьем квартале привлекли 424 миллионов $. Объем венчурных инвестиций в России за 9 месяцев 2012 года составил почти 495 млн $. Безусловным лидером по объему вложений остается сектор IT, однако инвесторы все чаще обращают взор на сегменты био- и промышленных технологий. О развитии российского венчурного рынка также говорят инвестиции в развитие инновационной инфраструктуры. За три квартала 2012 года было зарегистрировано 7 таких сделок на общую сумму 24,7 млн $. США.
Инвесторы из России по-прежнему являются основной движущей силой развития российского рынка (они приняли участие в 106 сделках). Тем не менее, участие иностранных инвесторов также является заметным: второе место по количеству сделок принадлежит США (7 сделок), третье — Германии (6 сделок).
^ 16.Темпы венчуров в россии
Для Российской экономики привлекательно венчурное предпринимательство.
Успехи рискового предпринимательства в разработке научно-технических новшеств заставили отдельные крупные промышленные предприятия Военно-промышленного комплекста (ВПК) РФ, как и за рубежом, пойти на внутренние рисковые проекты или внутренние венчуры.Они предоставляют собой небольшое подразделение, организуемое для разработки и производства новых типов наукоёмкой продукции и наделяемое значительной автономией в рамках крупных корпораций. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников корпорации или независимых изобретателей, ведутся специализир. службами. При одобрении проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства. В течении обусловленного срока внутр. Венчур должен провести новшества и подготовить новый продукт к запуску в массовое производство. Если проект окажется успешным, подразделение может быть реорганизовано для массового выпуска изделия в рамках той же фирмы,продано др. или передано другим подразделениям.Своеобразной промежуточной формой между чисто рисковым бизнесом и внутрен. Рисковыми проектами явл. Организация совместных предприятий нового типа, представл. собой объединение мелкой наукоёмкой фирмы и крупной комп. При таких объедин. Мелкая фирма ведёт разработку нового изделия,а крупная компания оказыв. финансов. поддержку, предоставляет исследовательское оборудование, обеспеч. каналы сбыта,организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.
Тудности, с котор. сталкиваются венчур. фонды и частные инвесторы в России: -Недостаточное число компаний для венчурного финансирования. -Малое количество привлекательных инновационных проектов с требуемой фондами доходностью и темпами роста. -Низкий уровень культуры корпоративного управления в малых компаниях.-Недостаточное присутствие венчурных фондов в регионах России.-Низкая осведомленность об особенностях деятельности и подходов венчурных фондов.-Недостаточно специалистов с опытом инвестиционного менеджмента для работы в управляющих компаниях фондов, их перегрузка.-Малый размер капитала некоторых фондов, что делает их непривлекательными для управляющих компаний международного уровня, что приводит к использованию специалистов недостаточной квалификации
|