Выбор инновационной стратегии Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика. Выделяют следующие типы инновационных стратегий: 1. Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам. 2. Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном процессе. 3. Имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений.
Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает следующее:
1. Зарождение. Появление зародыша новой системы в среде старой или исходной.
Пример 1. Изобретательский цикл. Появление первой идеи, которая ляжет в основу нового вида техники.
Пример 2. Производственный цикл. Создание фирмы-эксплерента (специализируется на создании новых или радикальном преобразовании старых сегментов рынка), которая берется разрабатывать новую технику.
2. Рождение. Появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших.
Пример 1. Появление первой идеи, которая позволит перейти к общему представлению нового вида техники.
Пример 2. Преобразования фирмы-эксплерента в фирму-патиент (фирма, работающая на узкий сегмент рынка и удовлетворяющая существующие на нем специфические потребности).
3. Утверждение. Возникновение сформировавшейся системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными ранее системами.
Пример 1. Появление первой идеи, которая позволит прейти к практическому созданию первых образцов нового вида техники.
Пример 2. Преобразования фирмы-патиента в фирму-виолент (фирма с "силовой" стратегией, действующая в сфере крупного стандартного бизнеса, характеризующаяся высоким уровнем освоенной технологии).
4. Стабилизация. Вступление системы в такой период, когда она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.
Пример 1. Появление первой, которая позволит перейти к практической реализации технических систем.
Пример 2. Выход виолента на мировой рынок и образование на нем первого филиала.
5. Упрощение. «Увядания» системы.
Пример 1. Появление первой идеи, которая связана с оптимизацией созданной технической системы.
Пример 2. Образование из виолента транснациональной компании (ТНК).
6. Падение. Снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы.
Пример 1. Появление первой идеи, связанной с усовершенствованиями ранее созданной технической системы.
Пример 2. Начало распада ТНК на ряд обособленных фирм-коммутантов (фирм, осуществляющих средний и мелкий бизнес для удовлетворения местных потребностей.
7. Исход. Завершение снижения показателей жизнедеятельности системы. Она возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние.
Пример 1. Появление первой идеи, которая связана с изменением функции эксплуатируемой техники.
Пример 2.. Разделение ТНК на фирмы-коммутанты.
8. Деструктуризация. Остановка всех процессов жизнедеятельности системы
Пример 1. Прекращение поступлений идей.
Пример 2. Прекращение существования.
Существующий методический аппарат выявления тенденций развития науки и техники осуществляется с помощью методов: 1. Метод структурно-морфологического анализа- предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых идей, что позволяет обоснованно формировать НТП (научно-техническая политика) на подотраслевом уровне. 2. Метод определения характеристик публикационной активности - специфика связана с тем что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране. Это дает возможность предлагать корректные рекомендации по формированию НТП на отраслевом уровне. 3. Метод патиентов-аналогов - сущность исходит из того, что фирмы патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую значимость. Происходит выявление направлений, в которых мощность патиентов-аналогов растет быстрее. 4. Метод терминологического и лексического анализа - базируется на предположении о том, что при использовании исследователями идей из других областей знаний происходит смена терминологического аппарата. Метод позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых изменений. 5. Метод показателей -основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в меру научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Можно получить четкое представление о тенденциях, имеющихся в мировой и отечественной практике и научных изысканиях.
29. Управление исследовательским проектом
Исследовательский проект - выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.
Различают: инициативные научные проекты; проекты развития материально-технической базы научных исследований; проекты создания информационных систем и баз данных (ИС и БД); издательские проекты, проекты организации экспедиционных работ.
Для исследовательского проекта характерно следующее:
- не повторяется;
- имеет заранее сформулированную цель;
- имеет определенное начало и конец;
- ограничен во времени и средствах;
- сложен;
- требует привлечения специалистов разных профилей;
- имеет высокий приоритет.
Управление проектом имеет особенности и сложности. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, которые стоят перед существующими функциональными подразделениями. Каждый член рабочей группы имеет, как правило, двух руководителей (руководителя группы и руководителя функционального подразделения). Для управления проектом может быть выделен специальный руководитель. Структура группы по проекту зависит от сложности проекта. Руководители образуют координатную группу, в задачи которой входит: - Определение цели проекта;
- Назначение руководителей рабочих групп;
- Создание рабочих групп;
- Постановка задачи;
- Контроль за реализацией проекта (качество, время, расходы);
- Принятие решения о продолжении работ по проекту;
- Роспуск рабочих групп. Рабочие группы выполняют:
- свою часть проекта;
- отвечают за планирование и контроль, составление отчетов для координирующей группы и всей организации. При отборе кандидатур в рабочую группу руководствуются следующими критериями: - Компетентность и опыт;
- Наличие специальных знаний в проблемной области;
- Возможность привлечения к работе;
- Власть и авторитет в организации;
- Способность разрешать конфликтные ситуации;
- Отношению к делу;
- Личный интерес и мотивация. К специфическим инструментам управления проектом относятся: 1. Определение проблемы и постановка задачи. 2. Установление промежуточных этапов (разделение проекта на отдельные фазы). На этапах выполнения проекта принимаются решения о: 1. Продолжении или корректировке задания; 2. Уточнении последнего этапа; 3. Форме завершения последнего этапа. Разделения проектов на этапы позволяет контролировать ход его выполнения
^ 30. Экспертиза инновационных проектов
Задача экспертизы: оценка научного и технич-го уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.
Экспертиза содержит не только колич, но и качеств оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки каждого членом экспертной группы. Эксперты могут требовать любую информацию, касающуюся проекта. В странах с развитой рыночной экономикой работа экспертов может предусматривать и контроль за ходом работ.
Критерии экспертной оценки : научно-технич., экономич., экологич. и социальные показатели проекта. ^ Научно-технический эффект нововведений заключается в развитии различных отраслей науки, техники и технологии (при создании инноваций). Для определения научно-технического эффекта используют оценочные показатели, учитывающие новизну, изобретательский уровень и практическую пользу нововведения. ^ Экономический эффект инноваций выражается в ускорении хозяйственных процессов, сокращении затрат на производство продукции и предоставление услуг. Прогнозные оценки экономического эффекта корректируются с учетом рисков, возникающих при реализации инновационной деятельности. ^ Социальный эффект - нововведения способствуют повышению благосостояния общества, повышению качества жизни и условий труда, увеличению производительности. Социальная значимость нововведения определяется с помощью оценок: - уровня жизни (доходы нас-я); образа жизни (занятость нас-я, кол-во новых раб мест, подготовка кадров, соц-ная безопасность); здоровья и продолжит жизни (улучшение усл труда, развитие сферы здравоохр-ния). Экологический эффект - способность инновации не оказывать негативного воздействия на окр среду. Он выражен показателями: ресурсоемкостью, энергоемкостью, выбросами и сбросами в окружающую среду, сроками полезного использования. При экологич оценке инновационного проекта учитываются потенциальные экологические риски.
Инновация характеризуется как высокозначимая при наличии всех вышеперечисленных эффектов.
Основные методы экспертизы инновационных проектов:
— Описательный метод широко распространен во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные процессы. Недостаток: метод не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта. — Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количеств, но и качеств показатели различных проектов. Недостаток: субъективная интерпретация информации и прогнозов. — Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. Метод применяется в США и странах с развитой рыночной экономикой. Недостаток: метод не применим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.
Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.
Принципы проведения экспертиз:
1. Наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях;
2. При расчете добавленной стоимости деятельность в области нововведений рассматр-ется как производственная.
3. Осуществлять предварит прогноз-ние и план-ние расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля.
4. Увязывать методы контроля и перспективы развития сис-мы рук-ва научно-технич политикой на гос-ном уровне.
ДАЛЬШЕ, НАВЕРНОЕ, МОЖНО НЕ БРАТЬ!!!!! Но на всякий случай читните ))
В России финансирование затрат по федеральным научно-техническим программам осуществляется через Федеральный бюджет на очередной финансовый год. Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).
В РГНФ экспертная оценка - в виде ответов на вопросы экспертной анкеты.
Варианты итогового заключения эксперта:
5 – проект заслуживает безусловной поддержки;
4 – проект заслуживает поддержки;
3 – проект может быть поддержан;
2 – проект не заслуживает поддержки;
1 – проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.
Экспертная оценка дается на основе анализа проекта. При анализе изложения замысла проекта учитывается:
1. Четкость изложения замысла проекта (четкая, нечеткая);
2. Четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);
3. Качественные характеристики проекта (проект имеет : фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);
4. Научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методич. проработка решения проблемы отсутствует).
5. Новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема
исследования известна науке и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).
Эксперт должен дать не только описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников и обосновать по вышеприведенной системе оценку проекта.
РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. 3 уровня экспертизы:
1 уровень – предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:
• отбор проектов для участия во втором уровне экспертизы;
• составление мотивированных заключений по отклоненным проектам;
• определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.
2 уровень – устанавливается рейтинг индивидуального проекта.
Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле: R = r1 + r2 + r3
Где R – общий рейтинг проекта; r1 – учитывает научную ценность проекта;
r2 – учитывает реальность выполнения проекта в срок; r3 – корректирует суммарную оценку r1 и r2.
R может принимать значения от 2 до 13.
3 уровень – дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимаются решения о финансировании).
Методы отбора инновационных проектов для реализации.
Экспертиза должна обеспечить выбор качественного инновационного проекта. Следует обратить внимание на то, что инновационные проекты, представленные инвесторам, должны быть сопоставимы и подвергаться анализу
с помощью единой системы показателей.
Сопоставимость представленных проектов определяется:
• по объему работ, производимых с применением новых методов (технологий, оборудования и т.п.);
• качественным параметрам инноваций;
• фактору времени;
• уровню цен, тарифов. Условиям оплаты труда.
Одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны.
^ 31. Оценка эффективности инноваций
Виды эффекта:
1. Экономический - Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций
2. Научно-технический - Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность
3. Финансовый - Расчет показателей базируется на финансовых показателях
4. Ресурсный - Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления ресурса
5. Социальный - Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций
6. Экологический - Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели
учитывают влияние инноваций на окружающую среду
Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат.
Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система показателей:
1. Интегральный эффект.
2. Индекс рентабельности.
3. Норма рентабельности.
4. Период окупаемости.
1. Интегральный эффект / чистый дисконтированный доход / чистая приведенная стоимость / чистый приведенный эффект.
Эинт представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов
и затрат.
Индекс рентабельности инноваций Jr / индекс доходности / индекс прибыльности.
Индекс рентабельности - соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновац-ным расходам.
Индекс рентабельности: Jr =Дj / Кt, где Дj – доход в периоде j; Kt – размер инвестиций в инновации в периоде t.
В числителе - величина доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величину инвестиций в инновации, продисконтированных к моменту начала процесса инвестирования.
Или иначе можно сказать – здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.
По сути, индекс рентабельности показывает величину получаемого дохода на каждый рубль инвестиций. Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом: если Эинт +, то JR > 1, и наоборот.
При JR > 1 инновац проект считается экономически эффективным. В противном случае JR < 1 – неэффективен.
Норма рентабельности Ер представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты
инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени.
Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей
стоимости инвестиционных средств.
Показатель нормы рентабельности имеет др названия: внутренняя норма доходности / внутренняя норма прибыли.
Норма рент-ти определяется аналитически, как пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инноваций. Получаемую расчетную величину Ер сравнивают с требуемой инвестором нормой рентабельности. Вопрос о принятии инновационного решения может рассматриваться, если значение Ер не меньше требуемой инвестором величины.
Период окупаемости - один из наиболее распростр. показателей оценки эффективности инвестиций. Метод состоит в определении срока, необходимого для возмещения суммы первоначальных инвестиций. Период окупаемости (То) – это ожидаемое число лет, необходимых для возмещения изначальных вложений в инновацию.
Для его расчета применяется формула:
То = К / Д где К – первоначальные инвестиции в инновации; Д – ежегодные денежные доходы.
С помощью данного метода можно получить информацию о том, насколько долго инвестированные в инновацию средства будут «заморожены» в нем. Таким образом, чем короче период окупаемости при постоянных других параметрах, тем при прочих равных условиях выше ликвидность проекта
|