Обратная связь
|
Понятие инновационной стратегии фирмы Чётко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств. Инновац. стратегия предприятия должна повышать и/или поддерживать конкурентный статус выпускаемой предприятием продукции. инновац стратегия предприятия должна отражать содержание и осн. направления процесса инновационного развития предприятия.
Инновационная стратегия организаций — это: • программа действий, определяющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения генеральной инновационной цели организации;• концепция бизнеса, дополненная реальными действиями, которые приводят эту концепцию к достижению конкурентного преимущества (для этого необходимо понимание рынка, оценка положения организации на рынке, осознание своих конкурентных преимуществ);• целевые ориентиры долгосрочного плана действий, направленных на достижение качественно новых целей, связанных с коренным изменением существующего состояния управляемого объекта, а, следовательно, систем управления, ее структуры, сложившихся отношений, норм поведения и содержания деятельности работников.
Типы инновационных стратегий:
-Традиционная. Фирма стремится к повышения качества существующих продуктов. характерно стабильное положение на рынке, производство традиционных продуктов, возможности вытеснения которых и конкуренция незначительны. Преимущества-неуклонное повышение качества продукции и упрочение на этой основе рыночных позиций. Недостатки- угроза отставания в долгосрочной перспективе, ограничение возможностей диверсификации.
-Оппортунистическая. Предприятие занято поисками продукта, который обеспечивает единоличное присутствие на рынке. необходим высокий уровень знания рыночной ситуации, высокий уровень технологического развития и адаптационные возможности. К достоинства- низкие затраты на НИОКР. Недостатки-ограничения возможностей развития собственной базы НИОКР. -Имитационная или лицензионная.Быстрое освоение рынка, наличие высокоэффективных лицензионных технологий и финансовых ресурсов для приобретения лицензии. Преимущества быстрое вхождение на рынок, возможности использования лицензионных технологий в дальнейших собственных НИОКР. недостатки научно-техническая зависимость от продавца лицензий и вероятность приобретения недостаточного конкурентно-способных технологий -Оборонительная или защитная. Преследуется цель не отставать от других фирм в области научно-технологического развития. Исходный научно-технический уровень должен быть достаточно высок. Преимущество-отсутствие риска "первопроходцев" и возможность использования уже апробированных на рынке технологий и продуктов.Недостатки вероятность упустить важное нововведение. -Зависимая. Используется мелкими предприятиями, тесно связанными с крупными фирмами. Данная стратегия подразумевает наличие крупных предприятий - разработчиков, готовых передать свои продукцию и технологии. Достоинст.-экономия затрат на НИОКР, маркетинг, подготовку производства.Недостатки- неудачи крупного предприятия. - Наступательная. Необходимо наличие сильной базы НИОКР, значительных финансовых ресурсов, творческого потенциала руководства, склонности к риску и новым идеям; хорошее знание рынка и развитая служба маркетинга. Преимущество-своевременное реагирование на появление "технологических разрывов", лидерство на рынке. Присутствует риск, связанный с возможной неудачей нововведения. -Промежуточная. Характерно избежание прямой конфронтации с конкурентами, поиск "ниши". Требуется высокий уровень развития маркетинговых служб. Возможно использование сильных позиций в выбранной "нише", которую, однако, может занять более крупная фирма. -Стратегия создания нового рынка. Осуществляется выход на рынок с продуктом, который больше никто не производит. Необходим высокий уровень развития маркетинговых служб, высокая степень творческой активности, склонность к новизне. Достоинства возможности быстрой окупаемости затрат, занятия монопольного положения на рынке. высокая степень риска. -"Разбойничья" стратегия. вторжение на новый рынок, приводит к уменьшению его размеров. Требуется наличие продуктов, которые могут конкурировать на рынках, на которых раньше данная фирма не работала. получение прибыли за счет переориентации потребителей с традиционного на новый продукт. Недостаток является отсутствие опыта работы на незнакомом рынке. -"Технологическийразрыв" - это период или участок перехода от одной технологии к качественно другой (или от одного продукта к качественному другому, удовлетворяющему ту же потребность). Правильное прогнозирование момента наступления технологического разрыва имеет важное значение на микроуровне (для отдельной фирмы), на макроуровне для отрасли или государства в целом.
Для определения места, которое занимает фирма на рынке и выработки соответствующей стратегии инновационного развития, используется подход, основанный на теории жизненного цикла продукта.
Развитие
| Продуктовая инновация (создание, доработка и отладка)
| Рост
| Технологическая инновация (отработка технологии и организация производства)
| Зрелость
| Оптимизация затрат, улучшение качества, снижение издержек
| Упадок
| Падение производства, снижение прибыли
|
18. Стратегическое планирование как функция инновационного менеджмента
Стратегическое планирование – это процесс долгосрочного планирования. Игнорировать стратегическое планирование невозможно, так как это отражается на проведении в жизнь инновационных процессов, теряется реальное представление о цели и направлении деятельности. Процесс стратегического планирования – это часть инновационного менеджмента, которая является основой для управления персоналом фирмы. Стратегическое планирование – это система действий и решений, осуществляемых руководством, результатом которых является разработка индивидуальных стратегий, предназначенных для достижения фирмой запланированных целей. Стратегическое планирование – это инструмент, дающий возможность принять рациональное управленческое решение. Основной задачей стратегического планирования является внедрение и обеспечение нововведений и изменений в фирме.
Существует 4 базовых вида управленческой деятельности в области процесса стратегического планирования: 1. распределение ресурсов – заключает в себе внедрение ограниченных управленческих ресурсов, таких как фонды. Происходит дробление крупной фирмы на несколько менее объемных для сокращения числа менеджеров и обслуживающего персонала с целью экономии средств и инвестирования их вновь; 2. адаптация к внешней среде – сфера деятельности, направленная на формирование деловых позитивных отношений фирмы с ее окружением. Фирма должна быть адаптирована к внешним благоприятным и неблагоприятным воздействиям, иметь возможность выявлять и обеспечивать эффективное реагирование стратегии на внешние условия, т. е. иметь возможность для создания новых подходящих условий с помощью рассмотрения более совершенных производственных систем посредством взаимодействия с обществом в целом; 3. внутренняя координация – это координация стратегической деятельности для изучения положительных и отрицательных сторон деятельности и для достижения оптимальной интеграции внутренних мероприятий. Организация оптимальных внутренних мероприятий в фирме является необходимой частью всей управленческой деятельности; 4. стратегическое организационное предвидение – принимается во внимание опыт принятых в прошлом стратегических решений, сотрудники фирмы повышают уровень своего профессионализма, корректируют в нужном направлении стратегическое планирование деятельности фирмы.
Общая модель стратегического планирования: миссия и цель фирмы, оценка и анализ внешней среды, управленческое обследование сильных и слабых сторон, оценка, реализация и выбор стратегии, анализ стратегических альтернатив. Содержание инновационной стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии. Основной целью стратегического планирования на фирме является создание долгосрочного преимущества, а основным методом – постоянная адаптация к рыночным условиям и предвидение изменений во внешней среде. Таким образом, в качестве основной задачи стратегического планирования инновационной деятельности выступает построение схемы инновационного поведения компании на рынке.
19. Методы выбора инновационной стратегии
|
|