Инновация как продукт интеллектуальной собственности Значение интеллектуальной собственности в управлении инновационным процессом носит определяющий для его итогов характер. Интеллектуальная собственность может быть рассмотрена и как результат инновационной деятельности, и как предпосылка ее дальнейшего продолжения.
Когда создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними прав, возникает юридическое понятие как интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, созданную в 1967 году. Задачей Всемирной организации интеллектуальной собственности является содействие ее охране.
В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:
- Закон об авторском праве и смежных правах;
- патентный закон Российской Федерации;
- Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
- Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
- Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
- Федеральный Закон об информации; информатизации и защите информации.
Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Они включаются в состав нематериальных активов.
Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства.
Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента.
Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве).
Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции - товарный знак.
В Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение: «Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.
Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации.
Товарный знак служит ориентиром, основанием при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком. Товарный знак выполняет следующие задачи: служит ориентиром при выборе товара; выделяет товар из однородных товаров других производителей; реклама товаров, так как обеспечивают производителю известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары; позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака.
Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (является составной частью интеллектуальной собственности).
Результатом инновационной деятельности являются ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера.
Ноу-хау могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов. Права обладателей конфиденциальной информации закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионными отношениями.
Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией. Лицензии различаются по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и другим признакам.
ПРИМЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ
Интеллектуальная часть
звуковая палитра;
красота слова;
внешний артистизм;
авторское исполнение.
| Интеллектуальный продукт
дизайн;
конструкция;
торговая марка;
НОУ-ХАУ способа изготовления пера;
способ производства
| | | | | | | | | | Студенты
Преподаватели
Здание
Информация
Оборудование
Финансы
| | | | | | | |
Интеллектуальный продукт
Специалисты
патенты
^ 22. Этапы инновационного процесса и источники финансирования
1) Фундаментальные исследования (сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития).
Цель этапа: осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации. Делится на:
- теоретический (формируются новые научные подходы к проблема и теории)
- поисковый (формируются новые принципы создания изделий и технологий).
2) Прикладные исследования (определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение).
Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.
3) Опытно- конструкторские разработки (создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования).
Их стадиями являются: - разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию (принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену); - формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия; - изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы, расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над изделием; - подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчет эксплуатационных издержек; - создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации; - изготовление, испытание, доводка опытного образца.
4) Освоение производства нового изделия.
Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.
Результатом инновационной деятельности можно считать также: - мелкосерийную и малотоннажную продукцию, изготовленную на экспериментальной базе ВУЗов и НИИ; - программную продукцию; - научно-производственные услуги с использованием уникальной аппаратуры; - услуги в области информатики, информационного, метрологического, патентнолицензионного обеспечения НИОКР и производства;
- консалтинговые услуги;
- хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.
|