Современные тенденции развития торговли технологиями
Современную международную торговлю технологиями характеризуют следующие новые тенденции*:
* Тюфтин Е.П. Международная торговля лицензиями. – М.: ВНИИПИ, 1987.
1. Обмен технологиями все чаще рассматривается как равноправная часть деловой стратегии предприятий, скоординированная с другими ключевыми направлениями предпринимательской деятельности (экспорт, совместные предприятия, кооперация и др.). Так, например, продажа лицензий способствует торговле товарами за счет поставок комплектующих изделий и сырья. Она нередко является практически единственным средством проникновения на рынок ряда стран.
2. Корпорации все больше стремятся ограничить доступ к своим технологиям "чужих" фирм и увеличить объемы их продаж дочерним предприятиям. Поэтому доля продаж технологий своим филиалам в таких странах, как США, составляет 75–80%. Например, американская компания IBM продает лицензии независимым фирмам лишь на отдельные узлы ЭВМ, причем преимущественно такие, выпуск которых самой компанией прекращен, а лицензии на изготовление ЭВМ продает лишь своим дочерним фирмам.
3. Все чаще соглашения о передаче технологий включают комплексное предоставление услуг, включающих выполнение работ типа инжиниринг, передачу патентных прав, "ноу-хау", конструкторской и технологической документации, поставку специального оборудования, комплектующих изделий и материалов, оказание технической помощи в монтаже, пуске и наладке оборудования, обучение специалистов и т.д.
4. Темпы роста торговли технологиями опережают темпы роста торговли другими товарами В настоящее время суммарный объем торговли технологиями в мире оценивается как находящийся в диапазоне от 20 до 50 млрд. долл. Ежегодные темпы роста продаж составляют более 10%. Ожидается, что к 2000 г. мировой оборот торговли лицензиями составит свыше 500 млрд. долл.
Причина столь бурного развития рынка технологий заключается в исключительно высокой рентабельности торговли таким товаром. Так, при продаже технологий издержки обычно составляют 10–25% от объемов реализации. Если взять среднюю цифру 20%, то получается, например, что в 1990 г. при выручке развитых капиталистических стран от продажи лицензий на внешних рынках порядка 20 млрд. долл. прибыль составила 16 млрд. долл. Чтобы получить такую прибыль, нужно было бы вывезти обычных товаров на сумму 160 млрд. долл. (исходя из 10%-ной прибыли).
5. Все чаще на основе лицензионных соглашений возникают и развиваются кооперационные отношения между предприятиями.
6. Рост конкуренции на рынке технологий приводит к совершенствованию маркетинговой деятельности фирм, действующих на этом рынке. При этом особое внимание уделяется: оценке портфеля лицензий фирмы; подготовке лицензионного объекта к продаже; патентованию или усилению патентной охраны объектов лицензий; переговорам и оформлению лицензионных соглашений; выполнению лицензионных соглашений.
7. В последние годы все чаще в практике экономического сотрудничества формула
Оборудование + Услуги + Технологические знания
постепенно заменяется обратной формулой:
Знания + Услуги + Оборудование.
Таким образом, оборудование, материалы и т.п. становятся товаром, сопутствующим поставкам знаний и услуг.
8. Все большая ориентация научно-технической политики предприятий не на применение новых технологий, а на своевременность их применения делает закупку технологий более выгодной операцией, чем продажа*.
* Валынец-Руссет Э.Я.Закупка лицензий – кардинальный путь ускорения научно-технического прогресса //Патенты и лицензии. 1991. № 2.
Действительно, при всей выгоде торговли технологиями для лицензиара обычно большая часть прибыли (до 3/4) остается у лицензиата, а лицензиару достается меньшая (около 1/4) часть. Обычно (в 80–90% случаев) лицензиат расплачивается за лицензию после того, как изготовит и реализует продукцию. Поэтому для закупки лицензий лицензиату не требуется значительных денежных средств.
К достоинствам стратегии, ориентированной на закупку лицензий, относятся:
• возможность в короткий срок удовлетворять потребность в новой технике и технологии;
• экономия средств и времени на проведении собственных НИОКР;
• сокращение сроков освоения новейшей технологии и получение значительного экономического эффекта за счет более раннего ввода новой техники в промышленную эксплуатацию;
• возможность приобретения "ноу-хау" (практически единственная);
• возможность завоевывать рынки сбыта со свободно конвертируемой валютой и увеличить валютные поступления за счет экспорта лицензионной продукции;
• появление способности активно противостоять конкурентам, обеспечивая высокий уровень и качество разрабатываемой и производимой продукции;
• возможность сокращения издержек производства путем организации технологического кооперирования с лицензиарами и другими фирмами;
• возможность получения дополнительной валюты при экспорте комплектующих деталей и узлов на сумму, превышающую стоимость импорта;
• возможность сокращения валютных расходов за счет производства лицензионной продукции вместо ее импорта;
• возможность производить собственные НИОКР, отталкиваясь от уровня мировых достижений, закупаемых по лицензиям, и таким образом ликвидировать отставание на отдельных направлениях НТП;
• возможность поддерживать высокий уровень разрабатываемой и применяемой технологии за счет обмена усовершенствованиями с лицензиарами;
• возможность значительного сокращения собственных затрат на НИОКР (что всегда должно восприниматься с учетом принципа разумной достаточности).
Отмечается*, что каждый доллар, расходуемый на покупку иностранной лицензии, по своему эффекту эквивалентен (без учета фактора времени) в США примерно 6,2 долл., в Великобритании – 3,1, во Франции – 5,4, в Японии – 16 долл., инвестируемым в НИОКР. При этом эффективность закупки лицензий и производства продукции на их базе достигается также за счет того, что лицензия значительно дешевле собственных НИОКР для получения идентичного результата.
* Волынец-Руссет Э.Я. Закупка лицензий – кардинальный путь ускорения научно-технического прогресса //Патенты и лицензии. 1991. № 2.
14.2. Подготовка и подписание лицензионного договора
При заключении соглашений о закупке или продаже лицензий рекомендуется всесторонне взвешивать не только их технико-экономические аспекты, но и учитывать возникающие коммерческие, юридические и социальные вопросы, тщательно оценивать возможные последствия их, разрешения, принимать во внимание все основные факторы, вытекающие из закупки лицензий. В частности, рекомендуется учитывать такие факторы, как: материальные затраты, фактор времени, технический уровень разработок, экономический эффект, производство продукции, состав и квалификация кадров, условия сбыта продукции.
Фирма, желающая приобрести технологию по лицензии, как правило, должна решить три задачи (это обстоятельство учитывается также продавцом при разработке маркетинговой стратегии):
• выбор подходящей технологии;
• оценка выбранной технологии;
• составление лицензионного соглашения.
Выбирая наиболее подходящую технологию, необходимо провести предварительную оценку всех технологий в интересующей области, которые могут быть приобретены по лицензии. Для оценки используется информация, которая может быть почерпнута из общедоступных источников (рекламных проспектов и объявлений фирм, статей в научно-технических изданиях, описаний к патентам, отзывов специалистов и т.п.). При этом обращается внимание на спецификации продукта и сырья, потребление материалов, объем капиталовложений, производственные издержки и т.д.
После сбора оценочной информации проводится сравнительное исследование характеристик предлагаемых к продаже технологий и выявляются лучшая, наиболее подходящая для целей предприятия, а также несколько следующих за ней по достоинствам технологий, предлагаемых другими фирмами (на тот случай, если сделка с первой фирмой не состоится).
Затем начинается этап разработки технико-экономического обоснования закупки лицензии, основной целью которой является оценка лучшей выбранной технологии. Приступая к этому этапу, прежде всего нужно установить контакты с фирмой – владельцем технологии, чтобы убедиться в ее намерении выдать лицензию, а также определить объем информации, которая необходима для полного анализа технологий и подготовки технико-экономического обоснования проекта.
Для получения конфиденциальной информации, которая необходима для принятия окончательного решения о приобретении технологии, с фирмой-владельцем заключается предварительное соглашение о секретности (чаще в форме опционного соглашения), которое должно четко определить границы использования информации и защитить ее от разглашения. Осторожность партнеров при проведении переговоров о купле-продаже лицензий является следствием особого характера их взаимоотношений при передаче технологий, в особенности содержащих "ноу-хау", не имеющих патентной защиты. Покупатель не всегда уверен в полной готовности лицензионного объекта, а продавец, опасаясь отказа покупателя от заключения лицензионного договора, не желает в полном объеме раскрывать его сущность.
В соответствии с опционным соглашением лицензиат за определенную плату получает право, ознакомившись с "ноу-хау" и осуществив необходимые ему испытания объекта или технологии, выбрать для себя одно из двух решений: приобретать или не приобретать лицензию. В опционном соглашении указывается, что потенциальный лицензиат не будет до момента завершения переговоров с потенциальным лицензиаром осуществлять переговоры о приобретении аналогичной технологии с каким-либо другим лицом, не имеет права передавать кому-либо сведения, полученные от лицензиара, а также использовать их самостоятельно, если основной (лицензионный) договор не будет заключен. Если лицензионный договор заключается, то суммы, выплаченные по опционному соглашению, как правило, учитываются при определении лицензионного вознаграждения. Если же лицензионное вознаграждение не заключается, то суммы, выплачиваемые по опционному соглашению, возврату не подлежат.
Условия опционного соглашения предусматривают:
обязанности продавца
• передать покупателю техническую документацию;
• за отдельное вознаграждение поставить покупателю образец продукции по лицензии (установку, прибор и т.д.);
• при необходимости направить своих специалистов на предприятие покупателя для оказания технической помощи;
обязанности покупателя
• использовать техническую документацию, а также любую информацию, полученную от продавца, только для целей опционного соглашения и сохранять конфиденциальность в течение ряда лет;
• признать действующие патенты и не препятствовать выдаче патентов по заявкам, относящимся к соглашению, а также оказывать помощь в таких действиях третьим лицам;
• в случае отказа от приобретения лицензии до истечения срока опциона возвратить продавцу техническую документацию, а также передать информацию, на основании которой принималось решение.
После подписания предварительного соглашения о секретности покупателю предоставляется информация, необходимая для принятия решения о покупке, и им готовится полное технико-экономическое обоснование проекта с использованием выбранной технологии.
Технико-экономическое обоснование составляется в произвольной форме (имеется множество методических рекомендаций по этому вопросу) и, как правило, включает следующие элементы:
• срок действия плана;
• технические характеристики конечного продукта;
• прогнозирование сбыта;
• спецификации и наличие сырья, коммунальных услуг, технического персонала;
• производственные мощности;
• расходы на установку и ее обслуживание;
• полные капиталовложения и оборотный капитал;
• план финансирования;
• амортизация;
• производственные издержки;
• поток наличности;
• возврат капиталовложения.
Учитывая нестабильность конъюнктуры рынка, необходимо рассмотреть несколько возможных уровней загрузки производства (например, 50, 75 и 100%), откуда определяется точка критического объема производства. По результатам технико-экономического обоснования делается вывод о целесообразности приобретения лицензии и возможности начинать переговоры с фирмой – владельцем технологии о заключении лицензионного соглашения. Во время переговоров, которые могут продолжаться до четырех-шести месяцев, делегация потенциального лицензиата (в состав которой включают представителей производственного, научно-исследовательского отделов, подразделения сбыта) должна определить все элементы и условия контракта, проверить информацию, которая использована в технико-экономическом обосновании и плане деловых операций.
В конце переговоров окончательный текст договора, согласованный сторонами, парафируется, и стороны договариваются о порядке и сроках его формального утверждения руководством двух фирм. Только после такого двойного утверждения контракт может быть подписан уполномоченными на то представителями фирм и вступит в силу.
14.3. Кооперационные соглашения. Франшиза и инжиниринговые услуги
Кооперационные соглашения
Кооперационные соглашения на лицензионной основе – более высокая форма сотрудничества между лицензиатом и лицензиаром, чем традиционная купля-продажа лицензий, поскольку наряду с инженерно-техническим взаимодействием предполагается совместная производственная деятельность сторон на основе специализации, согласованные действия по сбыту и техническому обслуживанию изделий, поставляемых по кооперации. При относительно низких финансовых затратах она позволяет внедрить научно-технические достижения в более сжатые сроки, чем при закупке чистой лицензии, а также безвозмездно обмениваться усовершенствованиями и "ноу-хау" в течение длительного времени.
По данным Института мировой экономики и международных отношений АН СССР, к 80-м годам в рамках более 100 тыс. кооперационных соглашений, действовавших между фирмами развитых стран, осуществлялось до одной трети всей мировой торговли промышленными товарами. Доля производственной кооперации в общем объеме торговли машинами и оборудованием капиталистических стран возросла с конца 60-х до начала 80-х годов примерно с 25 до 50%.
Большинство кооперационных соглашений предусматривает совместную разработку и доведение до промышленного освоения научно-технических достижений одного из партнеров. Изготовление обоими кооперантами продукции по лицензии не исключает при необходимости разовых поставок комплектных изделий одним партнером другому.
Значительно меньшие масштабы приобрела кооперация на базе поставок одной стороной узлов, деталей и материалов, а другой – готовых изделий. В основном такие соглашения предусматривают передачу иностранными фирмами российским кооперантам различных материалов и полуфабрикатов с последующей оплатой их поставками готовых изделий.
На стадии сбыта условия кооперации могут касаться распределения рынков, организации рекламы, использования товарных знаков, технического обслуживания и т.д. Так, при подрядном кооперировании производитель обычно сохраняет за собой право сбыта продукции в собственной стране. При этом он обязуется поставить в страну партнера ограниченное число изделий или комплектующих в порядке компенсации за полученные им "ноу-хау", образцы, материалы.
С точки зрения оформления кооперационного договора неважно, является ли закупка "ноу-хау", технической документации и других необходимых для реализации кооперационной программы компонентов составной частью договора о кооперации или предметом отдельного соглашения.
Франшиза (коммерческая концессия)
Франшиза (франчайзинг – коммерческая концессия*) является одной из коммерческих форм технологического обмена, взрывной рост популярности которой обусловлен происходящей во всем мире перестройкой структур управления производством и значительным увеличением числа малых предприятий.
* См.: Гражданский кодекс РФ, гл. 54.
Фирмы (особенно специализирующиеся в области производства пищевых продуктов) стараются пользоваться старыми, хорошо зарекомендовавшими себя товарными знаками для маркирования и рекламы новых товаров. Таких знаков сравнительно немного, поэтому вновь создаваемые фирмы стремятся приобрести права пользования известным товарным знаком для маркировки своих товаров.
Крупные фирмы также обычно заинтересованы в передаче лицензий на использование своих товарных знаков, поскольку путем включения в лицензионные договоры дополнительных условий (о передаче лицензиатам оборудования, технологии производства, научно-технических достижений и об установлении соответствующих ограничений) превращают другие предприятия в своеобразные филиалы, которые пользуются товарным знаком основного владельца и реализуют его продукцию. Тем самым лицензиар получает большие возможности увеличивать сбыт своих изделий, не вкладывая собственных средств в организацию розничной торговли, и поэтому может быстро проникать на новые рынки.
Являясь особой, сложной программой лицензирования товарного знака или фирменного наименования, франшиза означает практику передачи фирме-франчайзи права использования созданных фирмой франчайзером особых приемов и методов ведения бизнеса под товарным знаком франчайзера. Это могут быть методы управления, планирования финансов, особенности производства товаров или услуг, подготовки персонала, приемы рекламирования товаров или услуг и другие элементы деловых отношений фирмы-франчайзера. Отмечается, что в зависимости от вида бизнеса лицензионное соглашение такого типа может требовать от фирмы-франчайзи использования всех элементов корпоративного имиджа франчайзера, включая особую форму одежды персонала, внешний и внутренний дизайн здания предприятия, стандарт качества товаров и услуг. При этом соглашение дает право франчайзи пользоваться всей интеллектуальной собственностью франчайзера, в том числе инструкциями, руководствами для персонала, деловыми советами, "ноу-хау", товарными знаками и другими материалами, относящимися к методам управления делами фирмы.
Обычно выделяют три типа франшизы: производственную, торговую (товарную) и лицензионную (деловую).
Производственная франшиза предполагает поставку франчайзером своим франчайзи основных элементов или комплектующих, необходимых для изготовления продукции, реализуемой затем под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Для того чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет необходимую технологию и проводит обучение франчайзи необходимым навыкам, осуществляя впоследствии контроль за соблюдением технологической дисциплины. Такая франшиза наиболее широко представлена в производстве электронной техники, в пищевой промышленности и некоторых других отраслях. Так, например, Coca Cola и Pepsi продают концентраты, необходимые для производства своих широко известных безалкогольных напитков, местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам.
Торговая франшиза представляет собой такой способ организации дела, при котором франчайзи покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком. Прежде она широко применялась в США при продаже машин и бензина. В настоящее время согласно американским законам автомобильные компании и производители бензина не могут быть франчайзерами. Поэтому этот вид франшизы чаще применяется в других сферах, таких, как производство автопокрышек.
Лицензионная франшиза – наиболее популярная. Она подразумевает, что франчайзер, который заинтересован в продвижении своего товарного знака, выдает франчайзи лицензию на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора товаров и услуг под именем франчайзера. Такая франшиза часто используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общественного питания быстрого обслуживания, продаже мороженого, в прокате автомобилей.
Фирма-франчайзер обычно заключает лицензионные соглашения этого типа с мелкими фирмами, в конечном счете образующими целую сеть предприятий внутри страны и за границей и работающими под товарным знаком и в фирменном стиле материнской компании. Типичными примерами создания предприятий на основе таких лицензионных соглашений являются сеть ресторанов быстрого обслуживания под товарным знаком фирмы "Макдоналдс" и сеть магазинов косметических товаров фирмы "Води шоп". Благодаря грамотной лицензионной политике "Води шоп", образованная в 1976 г. в Брайтоне (Великобритания), к 1989 г. превратилась в международный концерн с оборотом в 46,2 млн. фунтов стерлингов, имеющий сеть магазинов в Великобритании и более 250 магазинов в 34 других странах*.
* Восконян Р. С., Волков С.И. Беседы о товарных знаках. Лицензирование//Патенты и лицензии. 1993. № 9–10.
Хотя франшиза и является одной из форм передачи технологии "в чистом виде"), она часто предшествует другим сделкам по передаче технологии, таким, как продажа лицензий на использование патентов, "ноу-хау" или лизинг оборудования.
Действительно, осуществляя на основе франшизы пробную продажу товаров или услуг, франчайзи имеет возможность при сравнительно небольших затратах определить емкость нового для себя рынка и его потребности. По итогам пробного маркетинга может быть принято решение о закупке лицензии на производство и сбыт аналогичного товара на местном или региональном рынке. Приобретение по лизингу технологического оборудования, требуемого для начала или расширения производства, может позволить решить проблему привлечения необходимых денежных средств.
Считается*, что каждое звено цепочки "франчайзинг – лицензирование – лизинг" позволяет минимизировать капиталовложения на старте каждого этапа. В то же время необходимо иметь в виду, что снижаются только начальные затраты, так как они указанным способом перекладываются на более поздний этап. Очевидно, что конечная стоимость проекта при использовании франшизы, лицензирования и лизинга будет выше (и очень часто ощутимо), чем если бы на каждом этапе использовались классические формы сделок (купля-продажа товара, закупка лицензии с паушальной формой платежей, приобретение оборудования за наличные средства или в кредит).
* Киселев С.И. Франчайзинг, лицензирование, лизинг – три счастливые карты в сделках по передаче технологии //Патенты и лицензии. 1994, №7–8. С. 1–3.
Кроме отмеченных, франчайзинг имеет также и следующие достоинства:
• сохранение у франчайзи статуса юридического лица и права собственности на принадлежащее ему имущество даже при фактическом превращении этого ранее независимого предприятия в своеобразную дочернюю фирму более известной компании;
• возможность получения франчайзи комплексной помощи от франчайзингового центра в выборе конкурентоспособного товара, в поставке технологии, техники, обучении кадров, в разработке и совершенствовании эффективных систем управления предприятием;
• возможность получения небольшим предприятием поддержки от более сильного партнера при обращении за кредитом в банк или временных затруднениях в расчетах с кредиторами. В этом случае франчайзер может выступить в качестве поручителя за свою дочернюю фирму;
• наличие у франчайзера и франчайзи бесплатной взаимной поддержки рекламой и оказание помощи друг другу при осуществлении поставок сырья и компонентов, запчастей, сбыта готовой продукции.
Применение франчайзинга в разных странах дает в настоящее время значительный положительный эффект. Так, в США франчайзинговая система обеспечивает очень высокую эффективность птицеводства. В Нидерландах и Финляндии системы кооперативов франчайзингового типа с оборотами в миллиарды долларов объединяют большую часть сельских хозяйств. В Японии почти во всех отраслях промышленности все крупные известные фирмы являются франчайзерами для тысяч мелких и средних предприятий.
Правовая регламентация франчайзинга во многом определяется действующим в стране законодательством о лицензировании товарных знаков и фирменных наименований. Кроме того, совершение франчайзинговых сделок между партнерами из разных стран подпадает под валютное и иное государственное регулирование, касающееся внешнеэкономической деятельности.
Так, например, в Индии лицензирование товарных знаков регулируется законом "Об иностранной валюте (FERA)", правительственными инструкциями и законом "О товарных знаках", который касается только зарегистрированных товарных знаков. В Российской Федерации действуют Гражданский кодекс, законы "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и "О валютном регулировании и валютном контроле". В США в качестве норматива используется Единый циркуляр по составлению предложений на франшизу, следование которому обеспечивает регистрацию и легальность заключаемой сделки.
По критериям федеральной торговой комиссии США сделки типа "франчайзинг" характеризуется следующими основными особенностями:
1) получатель франшизы продает товары или оказывает услуги, качество которых должно быть не ниже аналогичных у франчайзера;
2) получатель франшизы действует на рынке, используя товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование или другой коммерческий знак франчайзера;
3) франчайзер контролирует действия получателя франшизы и оказывает ему существенную помощь в деятельности и управлении;
4) получатель франшизы должен перевести франчайзеру или назначенному им лицу платеж как минимум 500 долл. США в течение шестимесячного срока с начала операций.
В соответствии с рядом правовых систем (за исключением Индии и некоторых других стран) товарные знаки свободно лицензируются аналогично патентам.
В Индии в соответствии с законом об иностранной валюте иностранным компаниям или отдельным лицам не разрешается предоставлять в пользование другим компаниям или лицам свои фирменные наименования (прямо или косвенно) без разрешения Резервного банка Индии. Практика показывает, что такое разрешение получить невозможно, если маркируемые иностранными знаками товары планируется продавать на внутреннем рынке, а платежи за их использование будут переводиться за границу. Исключением являются только некоторые лекарственные препараты, пестициды и химические вещества, используемые для охраны растений.
В силу особенностей законодательства о передаче прав на товарный знак все лицензионные соглашения (кроме случая полной уступки знака) должны содержать одно общее требование: качество продуктов или услуг, маркированных товарным знаком, приобретенным по лицензии, не должно быть ниже качества оригинальных товаров или услуг. В связи с этим обычно во всех лицензионных соглашениях по товарным знакам предусматривается право лицензиара контролировать качество товаров или услуг, производимых лицензиатом. Кроме того, в соответствии с законодательством большинства стран соглашения о передаче права пользования товарным знаком должны быть зарегистрированы в патентных ведомствах этих стран.
Патентные ведомства государств обращают внимание на следующие условия франчайзинговых договоров, которые по своей структуре практически не отличаются от обычных лицензионных соглашений:
• характеристика франчайзера, его брокера или назначаемого им лица;
• состояние дел, наличие легальных претензий или преследований, зарегистрированные в течение 15 лет; случаи банкротства франчайзера или его предшественников;
• начальные платежи и последующие отчисления;
• объем требуемых получателем франшизы начальных инвестиций;
• обязанности франчайзера;
• исключительные области и территории;
• использование товарных знаков, наименований и коммерческих символов;
• патентные и авторские права;
• передаваемая получателем франшизы информация;
• финансовые декларации и ряд других разделов.
При регистрации таких сделок государство преследует основную цель – проверку соблюдения партнерами антимонопольного и валютного законодательства.
Инжиниринговые услуги
Услуги типа "инжиниринг" возникли в развитых странах в 60-е гг. и к настоящему времени получили повсеместное распространение в связи с ростом капиталовложений в основные фонды предприятий и необходимостью повышения эффективности их освоения. Обострение конкуренции за высококвалифицированных специалистов, способных "оживить" и заставить эффективно работать все более дорогую и сложную технику, привело к закреплению (к середине 70-х) в зарубежной управленческой лексике терминов "человеческий капитал" и "человеческий ресурс".
Именно применение высококвалифицированного человеческого ресурса способствует максимальному сокращению сроков ввода объектов в эксплуатацию, ускорению отдачи капитала. Причем большое разнообразие возникающих технических, коммерческих, финансовых, юридических, административных и других вопросов требует привлечения значительного числа специалистов разного профиля. Увеличение численности штатных сотрудников фирмы не всегда бывает желательным из-за постоянно присутствующего риска ухудшения конъюнктуры и, как следствие, невозможности их эффективного использования. Поэтому более выгодным представляется использование труда специалистов инженерно-консультативных фирм. Они помогают сократить сроки осуществления проектов, быстро получить специальные знания и опыт в области техники, технологии, организации и управления производством и сбытом, а также (очень часто) уменьшить необходимые инвестиции, снизить производственные затраты на единицу продукции, повысить эффективность капиталовложений.
Поскольку консультант независим от администрации заказчика, он способен объективно оценить ситуацию, сложившуюся на фирме, лучше разглядеть имеющиеся недостатки и упущения, поставив о них в известность заказчика. Большой опыт консультанта по решению аналогичных задач на многих предприятиях помогает ему глубже вникнуть в суть проблемы и найти более эффективное решение. По-видимому, это является причиной того, что иностранные фирмы прибегают к услугам консультантов даже в тех случаях, когда та или иная работа может быть выполнена собственными силами без расширения штата.
Особенности инжиниринговых сделок, отличающих их от контрактов на поставку товаров и традиционных лицензионных соглашений, создают определенные трудности для предпринимателей, заключающих такие сделки. Так, например, бывает сложно:
• определить целесообразность заключения сделки;
• определить стоимость услуг или их долю в общей сумме контракта;
• решить вопрос о распределении поступлений между промышленными, научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями;
• решить задачу оптимального премирования специалистов, чьи опыт и знания передаются в процессе оказания услуг типа "инжиниринг".
Кроме того, сама природа "ноу-хау" достаточно сложна, мало исследованы юридические аспекты их передачи и защиты. Все это создает определенные барьеры на пути инжиниринговых услуг, тормозит их распространение. В то же время отмечается, что в развитых странах услуги типа "инжиниринг" широко используются во всех отраслях промышленности, особенно в химической и нефтехимической.
По роду оказываемых услуг в развитых странах различают четыре группы фирм, предоставляющих инжиниринговые услуги: инженерно-консультативные, инженерно-строительные, консультативные по вопросам организации и управления, инженерно-исследовательские.
Рассмотрим деятельность этих фирм немного подробнее.
Инженерно-консультативные фирмы обычно не имеют собственной производственной базы, хотя в отдельных случаях у них есть опытное производство. Их сфера деятельности – выполнение работ типа "инжиниринг" без последующих поставок машин и оборудования или строительства объектов. Они обычно предоставляют либо полный комплекс инженерных услуг, либо услуги, связанные с модернизацией или расширением существующих объектов.
В соответствии с классификацией США все многообразие услуг, оказываемых профессиональными инженерно-консультативными фирмами, можно разделить на два направления:
1) консультации и доклады, услуги, не связанные с созданием проектов, а также предшествующие их разработке и практическому осуществлению (например, технико-экономические исследования). В основе этих работ лежит главным образом сбор и интерпретация информации, подготовка замечаний, выводов и рекомендаций;
2) услуги по разработке и осуществлению проектов: подготовка технико-экономического обоснования проекта, разработка рабочего проекта, строительство и специальные услуги, потребность в которых возникает в ходе выполнения проекта.
Инженерно-строительные организации подразделяются на инженерно-строительные фирмы и компании.
Инженерно-строительные компании, представляющие собой многочисленную группу, выполняют заказы на предпроектные услуги, включая маркетинг, материально-техническое снабжение, подготовку кадров и пр., без последующих поставок оборудования или осуществления строительства.
Инженерно-строительные фирмы оказывают комплекс услуг, связанных с проектированием промышленных и иных объектов, а также выполнением строительных работ, поставкой, установкой и монтажем оборудования, пуском объектов в эксплуатацию, т. е. выполняют заказы на условиях "под ключ" или на условиях "готовой продукции".
Консультативные фирмы по вопросам организации и управления оказывают значительный объем услуг, главным образом по проблемам руководства, организации и управления предприятиями, организации производства и сбыта и т.д.
Отмеченное многими специалистами постепенное превращение рынка производителя в рынок потребителя (вначале в ведущих странах мира, а затем, к середине 70-х гг., и в остальных) имело следствием обострение конкурентной борьбы между товаропроизводителями, поиск новых форм и методов эффективного рыночного управления. В эти годы широкое распространение получает и быстро совершенствуется маркетинговая концепция управления, значительно возрастает спрос на управленческие услуги.
Поскольку методы управления предприятиями составляют часть его технологии организации выпуска конкурентоспособной продукции, эти методы в качестве объектов "ноу-хау" становятся все более распространенным и ценным товаром. Этот товар разрабатывается и представляется для продажи не только наиболее крупными фирмами, успешно организовавшими выпуск другой (профильной) продукции, но и специально учреждаемыми для оказания управленческих услуг фирмами управленческого консультирования.
Инженерно-исследовательские фирмы специализируются на разработке технологических процессов и материалов, решении проблем, связанных с промышленным или коммерческим освоением технических новшеств. Занимаются изучением рынков, составлением смет, наблюдением за пуском оборудования в эксплуатацию, иногда осуществляют изготовление специального оборудования.
|