Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 18. Качество во внешнеэкономической деятельности

· Концепция качества в предпринимательстве

· Менеджмент качества

· Сертификация систем управления качеством

· Независимая экспертиза качества

18.1. Качество – составная часть предпринимательской деятельности

Термин "качество" определен сравнительно недавно стандартом ISO 8402 и без изменений был принят в национальных системах стандартизации, в том числе и в России. Согласно ISO "качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям".

Предпринимательская деятельность регулируется как внутренними потребностями владельца (владельцев) предприятий (получение прибыли, воплощение собственных идей и разработок и др.), так и удовлетворением социально-экономических, психологических, экологических и иных потребностей общества. В XX в. важнейшей составной частью предпринимательства является следование концепции качества. Так, стандарт ISO 8402 определяет менеджмент качества как "метод управления организацией, основанный на сотрудничестве всех ее работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей достижение целей долговременного предпринимательского успеха и выгоды для всех работников организации и хозяйства в целом". Следует отметить, что термин "качество" во всеобщем менеджменте качества означает достижение всех целей менеджмента.

Рассмотрим кратко путь развития концепции качества как составной части предпринимательства.

Рождение и развитие "общества потребления" (качество – инструмент для удовлетворения потребителя). В первой трети XX в. предпринимательская деятельность начала складываться как составная часть так называемого "общества потребления", основной целью которого является удовлетворение потребностей своих сограждан. Законодательно эта концепция была оформлена впервые в США в 60-х г. как политика активной защиты государством потребителя от проникновения на рынок недоброкачественной продукции. При этом основной идеей принятого в США закона о защите прав потребителя была ответственность производителя за качество предлагаемых потребителю продуктов. Потребитель и его требования являются высшим критерием по сравнению с возможностями и желанием производителя.



В настоящее время концепция "общества потребления" считается сформированной достаточно полно. Важнейшими ее составными частями являются:

1.Свобода торговли, т. е. снятие технических, политических и иных барьеров, препятствующих созданию международного рынка товаров и услуг. Согласно этому положению идеалом является возможность любого потребителя приобрести любой товар в любой стране. Основным инструментом для осуществления данного положения служат единообразные требования к качеству и согласованные процедуры его достижения. Побудительным мотивом непрерывного улучшения качества является, с одной стороны, конкуренция (я должен сделать товар более качественным, чем конкурент), а с другой – кооперация, сотрудничество в продвижении товаров на рынок (для достижения высшего качества мы должны объединить наши усилия).

2. Развитие системы государственной и общественной защиты прав потребителя на получение качественной продукции. Здесь следует отметить существующее во многих странах разделение компетенции государства и общества в недопущении поступления на рынок некачественной продукции. Государство воздействует на качество путем разработки соответствующей ценовой и тарифной политики, антимонопольного законодательства, разработкой системы административной и уголовной ответственности за нанесение вреда ненадлежащим качеством, а также прямым контролем за безопасностью (одна из составных частей качества) для человека и окружающей среды той или иной продукции. Общество выдвигает более жесткие требования к качеству с точки зрения удовлетворения своих потребностей на данном этапе через функционирование различных союзов потребителей и создание отрицательного общественного мнения вокруг некачественной (хотя она может быть и безопасной) продукции.

3. Развитие системы сертификации третьей стороной и независимой экспертизы. Следствием этого является создание процедур сертификации третьей стороной и независимой инспекции количества и качества поставляемой продукции. Вобщих чертах можно сказать, что прежде чем продукция попадет на рынок, производитель должен предоставить потребителю объективные доказательства качества товара, причем одним из основных требований к объективности является именно независимость от производителя организации, которая подтверждает качество.

4. Воспитание в потребителе нетерпимости к некачественной продукции. Самосознание должно быть развито настолько, что потребитель согласен с возрастанием себестоимости продукции за счет затрат на качество и готов сотрудничать с производителем в целях повышения качества.

Отсутствие понимания жизненных ценностей иностранного партнера (по крайней мере из развитых промышленных стран) может существенно снизить эффективность внешнеэкономической деятельности. Россия только вступает на путь создания "общества потребления", поэтому психология российских предпринимателей не сформирована всей системой образования на ориентацию на качество. Это приводит к тому, что попытки наших производителей выйти со своей продукцией на зарубежные рынки часто терпят неудачу или в случае выпуска продукции, действительно отвечающей всем западным требованиям качества, приводят к необходимости найма зарубежных менеджеров по качеству для продвижения продукции на рынок.

К концу 80-х годов стало ясно, что неконтролируемый рост потребностей личности может нанести ущерб потребностям общества, привести к серьезным нарушениям окружающей среды, ухудшению генофонда человечества и другим глобальным последствиям. Образно говоря, ресурсы нашей планеты не способны удовлетворить потребности всего человечества. Однако большинство государств (в том числе Россия) уже заявили, что их конечная цель – построение общества потребление по западному образцу. Слепое следование концепции потребления может превратиться в свою противоположность – войну как инструмент передела мировых ресурсов. В начале 90-х годов начался активный поиск концепции развития предпринимательства, отличной от ориентации только на потребление.

Комплексный подход к качеству. Он сформулирован в концепции обеспечения качества жизни. Отдельные составные части этой концепции проявляются в развитии экологического менеджмента (стандарты ISO серии 14000) или в концепции TQM (Total Quality Management – всеобщее управление качеством).

Основное отличие от концепции "общества потребления" – обязательный учет в предпринимательской деятельности общечеловеческих ценностей, связанных с качеством труда, воздействием на окружающую среду, социальным положением сотрудников. Яркий пример – требование банков и инвесторов о введении в технико-экономическое обоснование представляемого к финансированию проекта полкой информации об экологических и социальных последствиях выполнения проекта. Недопонимание этого – серьезное препятствие на пути инвестиций в российскую промышленность или в прямом инвестировании российских капиталов в западную промышленность. Таким образом, продукцию, произведенную предприятием или системой предприятий, будут покупать тем охотнее, чем больше будет представлено веских доказательств, что предприятие заботится об окружающей среде, о своих сотрудниках, об охране труда и т. д. Так, информация о медицинских исследованиях канцерогенности изделий из асбеста (всем известные шиферные покрытия для крыш) привела к немедленному свертыванию в 1988 г. инвестиций в развитие добычи и переработки асбеста и перекачке капитала в производство альтернативных материалов (металлы, пластик и др.).

В то же время в России сложилось упрощенное понимание термина "качество", под которым рассматривается соответствие каким-либо стандартам или наличие сертифицированной системы качества по ISO 9000. Таким образом, простейшее уравнение "соответствие стандартам=качество" является родным детищем плановой экономики. Рыночная экономика требует ориентации не только на соответствие нормам и стандартам, а на наиболее полное удовлетворение потребностей конкретного потребителя и общества в целом. При этом наличие сертифицированной системы качества не гарантирует немедленного успеха на рынке, а только является одним из элементов конкурентной борьбы.

Основой современной концепции качества является ориентация:

• на удовлетворение потребностей потребителя и общества в целом;

• на непрерывное улучшение качества.

В последнее время при обсуждении систем качества, построенных на отмеченных выше принципах, используется термин "конкурентоспособное качество".

Понятие качества относится не только к материальным носителям промышленной продукции, полупродуктам, сырью, но и к услугам, научным разработкам, инновационной деятельности, информации и т. д.

18.2. Развитие методов обеспечения качества

Исторически методология обеспечения качества может быть разделена на пять этапов.

1. Испытания продукции и удаление бракованных деталей. Еще в эпоху зарождения и развития ремесла были сформулированы требования к качеству продукции. Соответствие этим требованиям обычно проверялось испытанием каждого изделия, после чего негодная продукция отбраковывалась, а прошедшая испытания отправлялась на рынок. Приведем текст указа Петра I по управлению качеством оружия на основе результатов его испытаний. Звание мастера в ремесленных цехах присваивалось только после серьезных испытаний качества изготовленных за определенный период изделий.

 

 

В конце прошлого века впервые на оружейных заводах стали использовать сборочные операции из стандартных (то есть аналогичных какому-либо эталону) деталей. В начале XX в. сборку из стандартных деталей впервые применили в автомобилестроении, использовав конвейер. Научное обоснование управлению качеством на базе стандартизации и типовых испытаний дал американский менеджер Фредерик Тейлор. Кратко концепция качества на первом этапе соответствует двум постулатам:

• потребитель должен получать только годные изделия;

• управление должно быть направлено на недопущение некачественной продукции до потребителя.

Однако уже в первой половине XX в. было отмечено, что следование этой концепции снижает эффективность производства, поскольку обеспечение должного качества потребовало нарастающего количества на предприятии контролирующего (а не производящего) персонала и оборудования. Попытки разрешить противоречие между качеством и прибылью привело промышленное производство к необходимости управления качеством.

2. Управление качеством. Годом рождения концепции управления качеством считается 1924 г., когда сотрудник фирмы "Вестерн электрик" (США) Шухарт предложил руководству фирмы метод диаграмм, известный сегодня как контрольные карты Шухарта. Использование диаграмм позволяло оптимизировать производственный процесс и сосредоточить усилия на недопущении брака, а не на его исправлении. Особое внимание уделялось использованию новейших технологий, созданию аудиторской службы качества. Контроль качества осуществлялся на всех стадиях производства путем испытаний небольших выборок стандартизованных деталей.

Постулаты второго этапа:

· потребитель должен получать только годные изделия;

· управление должно быть направлено на уменьшение брака путем совершенствования технологических процессов.

Применение концепции управления качеством скоро показало, что отсутствие эффективной системы управления не позволяет улучшать качество путем совершенствования технологических процессов, поскольку внедрение любой новой технологии упирается в необходимость реорганизации всей деятельности предприятия. Затраты на проведение подобной реорганизации снижают эффективность производства и таким образом входят в противоречие с условием поддержания требуемого качества. Преодоление данного., противоречия возможно при построении системы управления с учетом необходимости постоянного внедрения нововведений.

3.Постоянное повышение качества. Начало этого этапа соответствует выступлению американского менеджера доктора Эдвардса Деминга в 1950 г. перед японскими бизнесменами, которые должны были решить задачу возрождения разрушенной войной промышленности Японии. Деминг предложил японцам ориентироваться не на технические усовершенствования, а на создание и поддержание философии качества – "основа качества продукции – качество труда и качественное управление на всех уровнях, при котором каждый работник получает удовольствие от своей работы". Таким образом, основным выводом нового подхода было создание и непрерывное совершенствование системы управления качеством в целом. При этом во главу угла ставилась необходимость участия высшего руководства предприятия в обеспечении качества, обучение персонала предприятия на всех уровнях менеджменту качества, создание обеспечивающих высококачественный труд мотиваций и морального климата на предприятии. Весь предыдущий опыт первого и второго этапов вошел в состав примененной в Японии концепции "ноль дефектов". Результаты ее применения позволили разрушенной войной Японии в кратчайшие сроки занять ведущее место в мире и сделать свою продукцию эталоном качества для всего мирового сообщества.

Именно на этом этапе сложился современный менеджмент качества, основные принципы которого нашли в системе стандартов ISO серии 9000. Применение эффективной системы управления позволило сгладить противоречия между повышением эффективности производства и затратами на качество.

Постулатами третьего этапа являются:

• потребитель должен получать только годные изделия;

• управление должно быть направлено на уменьшение брака путем совершенствования системы управления – концепция "ноль дефектов".

Основной недостаток развития производства на третьем этапе выявился достаточно быстро. Выпуск стандартизированных изделий требовал соответствия свойств изделия набору норм и правил (стандартов), в которых описаны требования к качеству. При таком подходе огромные убытки приносят ошибки в определении запросов потребителей, то есть ошибки при проектировании изделия. Действующая система управления качеством не в силах исправить положение, поскольку выпускаются с точки зрения стандартов качественные, но никому не нужные изделия. Исследование возможностей преодоления этого противоречия привела к созданию в конце 60-х годов концепции планирования качества.

4. Планирование качества. Осуществление этого этапа стало возможным благодаря развитию вычислительной техники и теории надежности изделий. Основой концепции является поиск дефектов на стадии проектных работ и проведение испытаний на математических и натурных моделях. Конечная цель – устранить дефекты до стадии производства.

Постулаты этого этапа:

• изделие должно удовлетворять потребителя;

• управление должно быть направлено на предупреждение дефектов.

Развитие требований к экологичности и безопасности не только изделия, но и процесса производства заставило в конце 80-х годов начать разработку нового этапа развития философии

качества.

5. Управление качеством жизни. На этом этапе развивается комплексный подход к качеству. Основное внимание при этом уделяется экологической и социальной безопасности всего жизненного цикла продукции. Концепция управления качеством жизни в настоящее время находится в стадии разработки.

Следует отметить, что каждый последующий этап вбирал в себя все разработки и технические методы предыдущего. Схематически соотношение всех этапов можно представить в виде "матрешки" качества (рис. 18.1).

18.3. Управление предприятием по критерию качества

Концепция непрерывного улучшения имеет два основных подхода:

1)Улучшение, достигнутое нововведением (инновационная деятельность) – творческая активность небольшой группы. Для его введения необходимы финансовые инвестиции, новые технологические разработки, оценка перспектив развития. Примерами являются внедрение программного обеспечения фирмы "Микрософт" и система быстрого питания "Макдональдс".

Рис. 18.1.Этапы развития концепции качества

 

2) Улучшение "step by step" ("шаг за шагом") – непрерывная цепь маленьких улучшений, рационализации при стремлении к совершенству (например, "ноль дефектов"), осуществляемая как система большим количеством людей на фирме. Не требует больших инвестиций, но нуждается в построении системы использования потенциала каждого работника и убежденности высшего руководства в правильности стратегии.

Жизненный цикл любой продукции с точки зрения управления качеством укладывается в модель петли качества (рис. 18.2). Для любого предприятия жизненно важным является внимательное отношение к стадиям изучения рынка, планирования и разработки продукции, поскольку недостаточная проработка этих вопросов может поставить под угрозу выполнение проекта или нанести существенный экономический урон предприятию. Петля качества символизирует понимание того, что каждый на предприятии является одновременно и клиентом, и поставщиком. Соотношение клиент/поставщик продолжается на предприятии от одной фазы производства в другую.

Общую систему управления качеством иллюстрирует рис.18.3.

 

Рис. 18.2.Петля качества по образцуEN ISO 9004

Рис. 18.3.Система управления качеством

Политика качества(уровень стратегического управления) – основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика имеет целью удовлетворение интересов клиента в рамках возможностей предприятия, а также ответственности за качество внутри предприятия.

Стратегический уровень:

стратегическое планирование деятельности предприятия;

• стратегические цели в области качества;

• развитие организационной структуры предприятия;

• стратегия управления персоналом;

• контроль за управлением на других уровнях.

Обеспечение качества (уровень системного управления функционированием системы) – все систематические действия в рамках системы качества по поддержанию ее функционирования, а также действия по предоставлению доказательств качества для потребителя.

Уровень системы:

управление функционированием системы качества;

• управление организацией системы качества;

• управление развитием системы качества.

Планирование качества (уровень оперативного управления) – деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству, применение элементов системы качества. Это означает:

• сравнение запросов клиентов с возможностями производства;

• планирование обязательств в области качества;

• планирование качества продукции;

• планирование процессов;

• экономические затраты на качество.

Управление качеством (уровень оперативного управления) – оперативная деятельность для выполнения требований к качеству:

• контроль продукции;

• контроль процессов;

• корректирующие мероприятия.

Оперативный уровень управления производством:

контроль качества и статистическое управление процессами;

• комплексное регулирование издержек, цены, доходов;

• контроль объемов производства, реализации, запасов и поставок;

• организация труда персонала, направленная на повышение качества;

• инновации в технике и технологии;

• совершенствование продукции.

18.4. Международная и европейская политика в области качества

Повышение качества продукции считается основой ее конкурентоспособности и динамичного поступательного развития производства. Качество продукции объединяет всю цепочку от производителя до потребителя продукции и проходит красной нитью через жизненный цикл продукции. Внедрение системного подхода к управлению качеством как постоянно действующее требование развивается в настоящее время одновременно в трех направлениях:

1) внедрение систем качества на основе международных стандартов ISO 9000 или системы всеобщего управления качеством TQM;

2) снятие технических барьеров в торговле на основе концепции "общего рынка";

3) обеспечение устойчивого развития внутри общества "культуры качества".

В 1987 г. после выхода первого издания стандартов серии ISO 9000 начался бум по использованию этих стандартов в менеджменте качества предприятий, осознавших великолепные возможности этих стандартов для построения управляемой системы качества и использования процедуры сертификации в конкурентной борьбе. В первом эшелоне сертифицировали свои системы качества индустриальные гиганты Японии, Америки, Европы. Затем в движение по созданию и сертификации систем качества включились средние и малые предприятия. С 1990 г. во многих странах внедрение систем качества стало элементом государственной политики. Программа внедрения ISO 9000 стала частью соглашения Гор – Мубарек по развитию египетской экономики. Правительство Республики Корея предоставляет налоговые скидки с сумм, затраченных на внедрение ISO.

С 1992 г. проявилась тенденция сертификации систем качества не только промышленных предприятий, но и сферы услуг (отелей, сервисов, ресторанов и т. д.), а затем и государственных органов управления. Так, в США летом 1997 г. сертифицировалось Федеральное агентство по управлению имуществом. В 1997 г. сертифицировался на соответствие стандарту ISO 9002 Центральный секретариат ISO. В настоящее время в мире сертифицировано около 300 тыс. компаний. Эффективность внедрения системы качества отражена в табл. 18.1.

 

Таблица 18.1

 

Из таблицы видно, что использование сертифицированной системы качества позволило увеличить рентабельность предприятия в три–четыре раза.

В России сертификация по ISO 9000 началась с 1991 г. Участниками сертификации являются крупные промышленные предприятия: "Чайка" (часы), "Кристалл" (водка), "Белэнергомаш" (трубопроводы), "УралАЗ" (автомобили), "Уралэлектромедь" (медь электролитическая) (всего около 30). Основным первоначальными побудительным мотивом являлось повышение конкурентоспособности экспортной продукции и упрощение процедуры сертификации выпускаемой продукции. В 1997 г. декларировали ориентацию на внедрение системы качества Института атомной энергии им. И.В. Курчатова, среди вузов – Московский институт стали и сплавов.

В области внедрения систем качества в соответствии с ISO 9000 Россия отстает от зарубежных стран примерно на десять лет.

С 1995 г., несмотря на расширяющуюся практику применения стандартов серии ISO 9000 (QM – управление качеством), началось развитие концепции "всеобщее управление качеством".

В 1997 г. вышли стандарты серии 14000, развивающие концепцию управления качеством для экологических объектов.

По прогнозам, число компаний и организаций, сертифицировавших свою систему качества, к 1998 г. будет превышать 300 000. Основные принципы международной политики в области качества:

1. Открытость и доступность информации для потребителей, производителей и государства о требованиях, предъявляемых к качеству продукции, методам ее испытаний и сертификации.

2. Создание единого правового и технического пространства с учетом национального законодательства в области качества путем унификации требований к качеству.

3. Повышение конкурентоспособности товаров за счет наиболее полного удовлетворения ожиданий потребителя.

4. Повышение роли человеческого фактора в обеспечении качества.

5. Создание инфраструктуры качества в виде международных институтов, обществ, тесного сотрудничества между ними.

6. Внедрение систем качества, основанных на включении всех работников предприятия в процесс непрерывного улучшения всех стадий производственного цикла. В этом случае каждый работник является клиентом для того, кто стоит перед ним в производственном цикле, и поставщиком для тех, кто стоит после него.

18.5. Международные стандарты по управлению качеством

Стандарты серии ISO 9000.Обобщение опыта менеджмента качества началось в национальных системах стандартизации Англии и Америки (Великобритания – стандарты BS 5750, CSA 290-85, США - стандарты ANSI\ASOS 0903, Mil-Q-9858). Международная организация по стандартизации (ISO) в марте 1987 г. приняла международные стандарты серии ISO 9000, которые вскоре были признаны странами Европейского Союза и Россией.

Стандарты серии ISO 9000 стали рабочим инструментом производящих фирм и предприятий сферы услуг, государственных органов и учреждений науки и образования при построении системы качества и ее сертификации. Одной из задач реализации любой системы качества является достижение уверенности руководства предприятия, его клиентов и субподрядчиков в способности поставлять продукцию заданного качества в точно установленные контрактом сроки. В этой связи стандарты ISO 9000 часто применяются при заключении контрактов между фирмами в качестве основы для оценки соответствия качества продукции и услуг условиям договора. При этом наличие сертифицированной системы качества и использование ее элементов в предконтрактной проработке проекта считается одним из условий минимизации риска потерь от невыполнения условий контракта.

Основой для менеджмента качества является терминологический стандарт ISO 8402, который определяет основные термины и определения в области качества и смежных областей (сертификация, стандартизация, метрология, испытания и т. д.).

Система стандартов серии ISO 9000 по управлению системой качества предприятия состоит из шести стандартов, каждый из которых имеет свою область действия. Следует отметить, что применение всех стандартов ISO является добровольным. Никто не заставляет внедрять на предприятии систему качества, но развитие конкурентной борьбы и поощрение со стороны государства и общества применения систем качества заставляет поставщиков продукции непрерывно улучшать ее качество и объективно доказывать потребителю свою готовность это делать.

Какие же причины заставляют поставщика внедрять систему качества?

1. Требование заказчика иметь сертифицированную систему качества в основном может исходить от крупных предприятий, уже сертифицировавших систему качества и требующих этого от подрядчиков. Современная практика заключения контрактов свидетельствует, что требование иметь сертифицированную систему качества все чаще Становится одним из условий начала переговоров.

2. Необходимость иметь сертифицированную систему качества как условие участия в тендерах, конкурсах, которые могут принести контракты, в том числе и возможность получения государственного заказа. Например, контракты на военные поставки в России и США могут получить только предприятия, внедрившие систему качества (в России и Западной Европе – в соответствии со стандартами ISO 9000, в США – стандарты НАТО AQAP 1, 4, 9).

3. Во многих странах в законодательно регулируемой области сертификация продукции может производиться одним из восьми способов (в России – десять), некоторые из них содержат требование сертификации системы качества, причем сертификация системы качества дешевле инспекционных проверок производства или постоянных испытаний товарных партий. Особенно часто применяют сертификацию системы качества как часть процедуры сертификации продукции или услуг предприятия с непрерывным циклом производства серийной продукции.

4. Сертификация системы качества является условием инвестиций или льготного страхования.

5. Стремление руководства быть уверенным в конкурентоспособности своей продукции при развитии рынка.

В России существует четкая тенденция к увеличению числа предприятий, внедривших у себя систему качества, однако этот процесс происходит недостаточно интенсивно. Основными причинами отсутствия интереса российских предприятий можно назвать следующие:

• нестабильность экономической ситуации, делающей затраты на внедрение системы качества неоправданными с точки зрения руководства. Как показывает опыт, отдача от внедрения системы качества может проявиться лишь через определенное время (для крупных предприятий – два-три года);

• отсутствие экономических побудительных мотивов, перечисленных выше;

• отсутствие экономической политики государства, направленной на поддержку качества;

• отсутствие системы базового образования и непрерывного повышения знаний в области качества (начинает формироваться, но поколение активных предпринимателей не было охвачено системой образования);

• отсутствие ориентации на потребителя (основной постулат качества), ориентация на получение сиюминутной прибыли;

• психологическая установка "наличие сертификата на продукцию–означает качество");

• желание немедленно реагировать на изменение рынка (дифференцирование изменения), тогда как регламентированная система качества является интегрирующим изменения звеном (психологический дискомфорт руководства – надо немедленно реагировать, а наличие системы качества не позволяет);

• отсутствие привычки к документации процессов и процедур (психологический дискомфорт руководства и сотрудников).

• отсутствие знания о месте сертификации системы качества при реализации продукции на рынке зарубежных стран (например, модульная концепция получения знака соответствия Директивам Европейского Союза (СЕ) для допуска продукции на европейский рынок), что приводит к убыткам или штрафам.

Система, связанная с применением концепции TQM, в настоящее время не стандартизована. Таким образом, стандарты серии ISO 9000 являются ярким свидетельством внедрения системного подхода к качеству на мировом рынке (см. § 18.4, направление 4).

Устранение технических барьеров в торговле как основа для развития конкуренции и получения от поставщика гарантированного качества (см. § 18.4, направление 2) в первую очередь связано с решением проблемы введения единых международных стандартизованных требований к качеству продукции и взаимным признанием результатов испытаний и сертификации.Одна из задач концепции Общего рынка – создание уверенности в том, что произведенная в любой стране продукция будет соответствовать взаимосогласованным минимальным требованиям к качеству и будет испытана и сертифицирована в соответствии с взаимосогласованными процедурами.

Достаточно эффективная система устранения технических барьеров в торговле была разработана странами – членами ЕЭС. Основана она на разработанной системе Европейских Норм (EN),разделенных на две большие группы. Одна группа содержит требования к группам однородной продукции (например, станкам) или к отдельным свойствам товаров (например, электромагнитная совместимость изделий). Нормы EN обычно разрабатываются на основе уже действующих международных или национальных стандартов. Директивами ЕЭС они вводятся на территории Европейского Союза и должны быть приняты в национальных системах стандартизации без изменений (подробнее о Директивах ЕЭС и модульной концепции см. § 18.7).

Вторая группа системных стандартов определяет принципы взаимного признания результатов испытаний и сертификации. Она основана на использовании единых требований к процедурам сертификации и признания соответствия во всех странах. Все стандарты объединены в серии EN 45000. Структура стандартов представлена на рис. 18.4.

Рис. 18.4. СтандартыEN 45000

 

Основными действующими лицами в процедуре подтверждения соответствия стандартам являются испытательные лаборатории (ИЛ) и органы по сертификации (ОС). Стандарты EN 45000 определяют два главных критерия деятельности ИЛ и ОС – независимость и техническую компетентность.

Независимость предполагает отсутствие финансового и административного давления на результаты испытаний и сертификации. Не допускается зависимость вознаграждения персонала от положительных (или отрицательных) результатов испытаний.

Техническая компетентность представляет собой комплекс требований к персоналу, технической оснащенности, используемым помещениям и наличие системы качества. Основным документом, по которому осуществляется деятельность ИЛ и ОС является "Руководство по качеству". При этом предписывается выполнение действий только в утвержденной технической области. Доказательством компетентности является формирование системы качества в соответствии со стандартами ISO 9000.

Подтверждение технической компетентности и независимости, а также надзор за деятельностью ИЛ и ОС осуществляются через процедуры аккредитации и инспекционных проверок, которые проводят специальные организации – органы по аккредитации. Основная задача органов по аккредитации – удостовериться в выполнении ИЛ и ОС требований, предъявляемых к технической компетентности и независимости. Эту работу ведут эксперты по аттестации, привлекаемые на договорных началах органом по аккредитации. По окончании процедуры аккредитации выдается аттестат аккредитации или мотивированный отказ в его выдаче. Координацию деятельности органов по аккредитации ведет Международная конференция по аккредитации лабораторий (ИЛАК).

Широкое распространение за рубежом получила такая форма удостоверения соответствия, как Декларация поставщика о соответствии. При этом не привлекается независимая организация, все испытания качества проводятся на испытательной базе изготовителя. Основная цель – заявление о том, что выпускаемая продукция соответствует определенным нормам. Обычно этот способ допускается для предприятий, уже доказавших свою способность стабильно выпускать качественную продукцию, имеющих сертифицированную систему качества и аккредитованные лаборатории. Степень доверия к такой декларации со стороны потребителя может подтверждаться периодическими инспекционными проверками независимой аккредитованной организацией.

Огромное значение в менеджменте качества придается образовательному процессу и пропаганде философии качества (см. § 18.4, направление 3). Головной организацией, объединяющей международную деятельность в области качества, является Европейская организация качества (ЕОК), проводящая ежегодные конференции и семинары по проблемам качества. В рамках ЕОК разработана единая концепция образовательной деятельности в области качества. Согласно данной концепции предлагаются три степени квалификации:

• эксперт-аудитор по качеству;

• менеджер по качеству;

• специалист по качеству.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2022 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.