Сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с материальным производством. Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг, обособляет торговлю услугами от торговли товарами, в которой многие операции основываются на торговом посредничестве и возможности хранения товаров. Во многих случаях для продажи услуг на других рынках, в различных регионах необходимо создание там филиалов компании, так как большинство услуг базируется на прямых контактах между производителем и потребителями.
Во-вторых, услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в промышленности возрастает роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги. Тесное переплетение продажи товаров и предоставления услуг затрудняет выделение и учет услуг.
В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг, по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.
Для уменьшения изменчивости услуг фирмы разрабатывают стандарты обслуживания.
Стандарт обслуживания - это комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производимых операции. Стандарт обслуживания устанавливает формальные критерии, по которым оценивается уровень обслуживания клиентов и деятельность любого сотрудника фирмы. Это могут быть, например:
• время обслуживания - 85% клиентов не должны стоять в очереди более 5 минут; в парикмахерских, наоборот, обслуживание не меньше определенного времени;
• работа с жалобами и претензиями - количество жалоб не должно быть больше 2 в месяц на одного сотрудника, по каждой жалобе клиент обязательно должен получить ответ;
• наличие в офисе информационно-рекламных материалов;
• максимальное время ожидания ответа по телефону и другие формальные критерии вплоть до требований к одежде и облику сотрудников;
• требования по оформлению документов, писем я деловых бумаг, объявлений, вывесок. Хорошо оформленные, грамотно написанные деловые бумаги свидетельствуют об уважении к клиентам а об уровне культуры организации.
Началъным этапом формирования стандарта обслуживания можно считать разработку фирменного стиля организации. В понятие фирменного стиля входит название организации, ее товарный знак, фирменный цвет (цвета), логотип (правила написания названия). Все атрибуты организации, включай вывески, визитные карточки, бланки, конверты должны быть оформлены в этом стиле. Фирменный стиль распространяется и на рекламно-сувенирную продукцию организации - календари, ручки, еженедельники, пап кии т.д.
Систематические тренировки и обучение персонала направлены на то, чтобы все сотрудники в полной мере усвоил стандарты обслуживания, которых они должны достичь:
• определенная скорость обслуживания клиентов;
• система работы с жалобами;
• правила оплаты.
В процессе освоения стандарта обслуживания персонал знакомится с историей и современным состоянием дел на предприятии. Считается, что, усваивая стандарт обслуживания, сотрудник расширяет кругозор и осознает роль своей работы в общей стратегии предприятия.
Стандарты обслуживания могут бшъ внутрифирменными-отраслевыми, международными. Например, международный стандарт гостиничного сервиса: гостиницы четко ранжируются по количеству звезд - обслуживание на уровне 3, 4 или 5 звезд.
Условно можно выделить 3 уровня регулирования сферы услуг, национальный, двухсторонний, многосторонний.
Наиболее важны национальные меры регулирования, которые направлены на установление и поддержание стандартов обслуживания в национальных сферах, таких, как медицина, образование и другие важные отрасли услуг, на защиту внутреннего рынка услуг от иностранных конкурентов и стимулирование экспорта услуг
Эксперты ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) выделяют 6 основных направлений национального регулирования.
1. Меры по ограничению операция с иностранной валютой в целях улучшения состояния платежного баланса страны: определенные правила обмена валюты, ограничение сумм, вывозимых за границу, отсрочка платежей в иностранной валюте.
2. Система государственных закупок, направленная на Расширение потребления услуг национального производства -транспорт, связь и другие сферы.
3. Правительственное стимулирование развития национальных отраслей услуг путем предоставления льгот в целях повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке - субсидии, льготные кредиты, льготное налогообложение.
• Меры, ограничивающие прямые иностранные капиталовложения в интересах укрепления национальных отраслей экономики, в том числе определенных отраслей услуг - страхование, банковское дело, реклама, бухгалтерский учет, кинопрокат и т.д.
• Ограничения по найму иностранных граждан иностранными фирмами. Законодательства ряда стран, регулирующие деятельность банков и страховых фирм, часто содержат оговорку о том, что руководящие посты в иностранных фирмах должны занимать граждане принимающей страны.
• Дифференцированное налогообложение иностранных предприятий. Филиалы иностранных фирм могут облагаться более высокими налогами, чем местные предприятия.
Кроме перечисленных мер, которые применяются как для материального производства, так и для сферы услуг, государство может разрабатывать специальные меры регулирования отдельных отраслей услуг.
Наиболее часто для ограничения импорта определенных визе услуг используется лицензирование, запрет на основание иностранных фирм, запрет на перевод доходов от иностранных инвестиций, а также технические стандарты, касты, налоги и тд.
Например, при заключении двухсторонних соглашений о предоставлении национального режима, т.е. режима наибольшего благоприятствования, иностранным лицам и компаниям США исключают из национального режима важнейшие сферы услуг, такие, как банковское дело, связь, перевозки, радио- и телевещание, спутниковую связь.
В многостороннем регулировании рынка услуг выделяют 2 направления: разработка соглашений в рамках международных организаций широкого профиля - ГАТТ, ЮНКТАД; разработка конвенций и соглашений в рамках специализированных межправительственных организаций - Организация международной гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Всемирная туристская организация (ВТО) и др.
Вопросы для самоконтроля:
1.Услуга: определение, природа, характеристики, отличия от товара.
2. назовите основные принципы и цели классификации.
3. Назовите признаки и цели классификации. Классификация услуг по различным признакам.
4. Характеристика сферы обслуживания.
5. уровни регулирования сферы услуг в Казахстане
Литература:
1. Маркова Маркетинг услуг
2. Песоцкая. Маркетинг услуг
3. Жусупова Г.М. Маркетинг услуг
|