Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Развитие форм непосредственной демократии в РК.

Под непосредственной демократией понимается инициатива и самодеятельность народных масс в управлении делами государства и общества, их прямое волеизъявление при выработке и принятии государственных решений, а также их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении контрольных функций.

В литературе иногда непосредственную демократию называют прямым народовластием.

Непосредственная демократия находит свое выражение в различных формах (институтах), одной из важнейших форм является референдум.

Референдум – это специфический институт непосредственной демократии, представляющий собой всенародное или народное, местное (в зависимости от масштаба проводимого мероприятия в пределах всей республики или отдельной местности или административно-территориальной единицы) голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов, актов местного самоуправления и иных наиболее важных вопросов государственной жизни. Иными словами, референдум представляет собой специфическую форму окончательного решения тех или иных государственных вопросов непосредственно самим народом. Плебисцит – это разновидность референдума. «С юридической точки зрения различий между референдумом и плебисцитом нет; это полные синонимы. Однако стилистическое различие имеется: плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона, как принято говорить, судьбоносный характер. Например, …вопрос о государственной принадлежности спорной территории, о форме правления, о дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.п…»



Референдум и всенародный опрос – это не одно и то же, не синонимы. Референдум предполагает принятие окончательного решения, а опрос – это всего лишь обсуждение возможного решения или решений.

Институт референдума возник достаточно давно. Впервые он был проведен в Швейцарии в кантоне Берн в 1439 г. Конечно, наибольшее развитие этот институт получил в ХХ веке. «Было проведено (на 1987 г.) внушительное число общенациональных референдумом: в Европе – 101, в Африке и на Среднем Востоке – 54, в Азии – 18, в Америке – 25, в Австралии и Океании - 45». Анализируя историю народных голосований нельзя однозначно сказать, что этот институт всегда служил интересам развития демократии или, наоборот, интересам реакции. Конечно, референдум не всегда служил прогрессивным целям. Неоднократно использовал референдум Гитлер: при решении вопросов о выходе Германии в 1933 г. из Лиги Наций, о соединении поста президента и поста фюрера, и рейхсканцлера в 1934 г. и о присоединении Австрии и Германии в 1938 г.

Другой более современный пример: в апреле 1989г. в Уругвае был проведен плебисцит по вопросу об отношении к закону об амнистии в 1986 г. 53% от официально зарегистрированных 2,3 млн. участников голосования высказались в поддержку закона. Таким образом, примерно 80 дел об убийствах, пытках и других преступлениях, в которых замешано от 180 до 200 военных офицеров, в период диктатуры, будут навеки похоронены в архивах и преступники никогда не будут наказаны.

Еще раз повторюсь, что однозначно оценить институт народного голосования нельзя. Здесь должны учитываться все аспекты: расстановка политических сил, демократический или реакционный политический режим, степень развитости экономики, политического и правового сознания масс и др.

В демократическом государстве, каким объявила себя Республики Казахстан «… в референдуме, при всех его явных минусах и скрытых недостатках, заложен все-таки мощный демократический потенциал». Почему? Во-первых, народ непосредственно выступает как верховный законодатель, который санкционирует важнейшие общественные правовые нормы для всех граждан, государственных органов и должностных лиц;

Во-вторых, референдум способствует ускорению роста правосознания граждан;

В-третьих, это одна из форм выражения общественного мнения;

В-четвертых, осуществляется такая социальная функция народовластия, как общественный контроль за деятельностью представительных органов, поскольку на референдумах дается императивная оценка законопроектов, а это обязывает высшие органы государственной власти (во всяком случае, должно обязывать) совершенствовать свою нормотворческую деятельность;

В-пятых, развивается общественный интерес к государственным и общественным делам, усиливается влияние и воздействие граждан на все сферы жизни.

Особенностью нашего республиканского законодательства о референдуме является принятие двух нормативных актов, регулирующих этот институт непосредственной демократии, в одном только 1995 г.

Ныне действующий Указ Президента РК «О республиканском референдуме» был подписан 2 ноября 1995 г. Данному акту предшествовал Указ Президента РК «О республиканском референдуме» от 25 марта 1995 г. Чем объясняется принятие в течение одного года двух актов, регулирующих данные общественные отношения? Указ от 25 марта 1995 г. был подписан в соответствии с Конституцией 1993 г. в развитие ее положений. Но 30 августа 1995 г.на республиканском референдуме была принята новая Конституция и поэтому нормы акта о референдуме было необходимо привести в соответствие с ее положениями. Конституция 1995 г. особо подчеркнула (ст. 3), что народ осуществляет власть через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.

Рассмотрим более подробно механизм республиканского референдума, стадии его проведения.Первой стадией является инициатива о назначении референдума. Как же субъекты инициативы пользуются своим правом? Президент РК, естественно непосредственно, Парламент РК обращается с инициативой к Президенту. Выдвижение инициативы осуществляется на совместном заседании Палат Парламента большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. По этому поводу принимаются Постановления.

Правительство также обращается с инициативой к Президенту. Выдвигается инициатива на заседании Правительства большинством голосов от общего числа его членов и оформляется постановлением.

Если с инициативой к президенту обращается не менее чем 200 тыс. граждан РК, обладающие правом на участие в республиканском референдуме, то они в количественном отношении должны в равной мере представлять все области, столицу и города республиканского значения. По этому вопросу образуется инициативная группа референдума, в состав которой входят не менее чем по 3 представителя от каждой области, столицы Республики и городов республиканского значения. Инициативная группа образуется на собрании граждан, имеющих право на участие в референдуме, но не менее чем по 3 представителя от каждой области, столицы, городов, республиканского значения.

Инициативную группу и вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) ею на референдум, регистрирует Центральная Избирательная комиссия и выдает свидетельство о регистрации. Инициативная группа организует и осуществляет своими членами сбор подписей граждан. Каждый гражданин может подписать подписной лист только один раз. Подпись дополняется указанием фамилии, имени, места жительства, данных документа, удостоверяющего его личность, и даты подписания листа. Подлинность подписей граждан на подписных листах проверяет территориальная избирательная комиссия с привлечением работников паспортных служб, она же оформляет соответствующий протокол и направляет его в Центризбирком.

Заполненные и прошедшие проверку в соответствующей территориальной избирательной комиссии подписные листы направляются лицами, осуществляющими сбор подписей, в инициативную группу референдума, которая составляет сводные данные и направляет их вместе и подписными листами в Центризбирком. Последняя заносит результаты сбора подписей в итоговый протокол, который вместе с предложением о проведении референдума направляется Президенту.

Вторая стадия проведения референдума состоит в принятии Президентом РК решения о назначении республиканского референдума. Президент может принять следующее решение:

1) о назначении референдума;

2)о необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционного закона, или иного решения по вопросу, предлагаемому в качестве предмета референдума, без его проведения;

3) об отклонении инициативы о назначении референдума.

Референдум проводится в срок не ранее одного и не позднее трех месяцев со дня принятия решения о его назначении. В исключительных случаях Президент может установить иные сроки.

Третья стадия проведения референдума – это его подготовка. Подготовку и проведение референдума осуществляют: Центризбирком РК, выполняющий функции Центральной комиссии референдума, территориальные избирательные комиссии, выполняющие функции территориальных комиссий референдума, участковые избирательные комиссии, выполняющие функции участковых комиссий референдума. Также как и при выборах, составляются списки граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме, население оповещается о времени и месте голосования, изготавливаются бюллетени для голосования.

Четвертая стадия – непосредственно само голосование и подсчет голосов. Место, время, организация и порядок проведения голосования на референдуме определяется в соответствии с нормами законодательства о выборах.

Пятая стадия – подведение итогов республиканского референдума. Этим занимается Центральная комиссия референдума. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение по вопросу, вынесенному на референдум, считается принятым, если в результате голосования за его положительное решение проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании (простое большинство голосов).

Шестая стадия проведения референдума – рассмотрение Конституционным Советом Республики вопроса и правильности проведения республиканского референдума.

Какова же юридическая сила решения, принятого на референдуме? Это решение имеет обязательную силу на всей территории РК и не нуждается в каком-либо подтверждении актами Президента или органов государственной власти Республики. Если имеется несоответствие между решением, принятым референдумом и Конституцией, конституционными законами и иными нормативно-правовыми актами, то это несоответствие устраняется путем приведения Конституции и др. в соответствие с решением, принятым референдумом.

Контрольные вопросы:

1.Республиканский референдум: понятие, принципы, субъекты инициативы референдума.

2.Назначение, подготовка и порядок проведения республиканского референдума.

 

Основная литература:1-10, дополнительная литература:1-6.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.