Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Создание рынка пригородных пассажирских перевозок

 

Рынок пригородных пассажирских перевозок находится на стадии активного реформирования нормативно-правовой и экономической основы своей деятельности в соответствии с утвержденной ОАО «РЖД» Программой развития пригородного пассажирского комплекса до 2015 года. Программа, главным образом, направлена на обновление основных фондов, повышение качества услуг, обеспечение конкурентоспособности пригородных перевозок, прекращения перекрёстного субсидирования и вывод пригородных перевозок на безубыточный уровень.

Реформирование пригородного комплекса осуществлялось следующим образом:

● на начальном этапе: обособление пригородных перевозок в самостоятельные специализированные структурные подразделения железных дорог путем создания пассажирских дирекций по обслуживанию пригородных пассажиров, в которые вошли моторвагонные депо с парком электропоездов и вокзальное хозяйство;

● на втором этапе: создание Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом как структурного подразделения ОАО «РЖД», которое отвечает за финансовые результаты пригородных перевозок, участвует в создании и функциональном управлении пригородными пассажирскими компаниями;

● на третьем этапе: создания, как правило, на паритетных началах с субъектами Российской Федерации, 26 пригородных пассажирских компаний (ППК) – дочерних обществ ОАО «РЖД», которые должны самостоятельно вести хозяйственную деятельность, пре-доставлять услуги пассажирам в качестве перевозчиков, пользоваться услугами инфраструктуры ОАО «РЖД», арендовать подвижной состав с локомотивными бригадами (на финальном этапе).



Формируемый рынок пригородных пассажирских перевозок предполагает деятельность не только ППК – ДО ОАО «РЖД», но и независимых перевозчиков, конкурирующих с ППК за доступ к инфраструктуре.

В процессе проведения реформы произошло знаковое событие – формально-юридическая передача всего спектра полномочий по организации пригородных перевозок на уровень субъектов РФ. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» закрепил за регионами обязанности по транспортному обслуживанию населения всеми видами транспорта в пригородном и межмуниципальном сообщении. Позднее были приняты Постановления Правительства РФ от 5 августа 2009 г. № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» и от 10 декабря 2008 г. № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий», которые наделили региональные органы власти полномочиями по тарифному регулированию пригородных перевозок и обязанностью компенсировать убытки ППК за счет средств своих бюджетов.

Положительная сторона преобразований состоит в том, что железнодорожный транспорт в части пригородного сообщения поставлен в равные условия с автотранспортом. Так, региональные власти всегда контролировали сферу автобусного сообщения. Это проявлялось как в тарифном регулировании, так и в выделении значительного финансирования (например, на закупку автобусов). В то же время ответственность за пригородные поезда региональные власти, в большинстве случаев, не были готовы брать на себя. Сложилась нездоровая ситуация, когда после ликвидации МПС России эту ответственность субъекты РФ продолжали по инерции относить на ОАО «РЖД».

 

Субъекты рынка пригородных пассажирских перевозок

Субъекты рынка:

1) федеральные органы, регулирующие тарифы для пригородных перевозчиков на услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры;

2) субъекты РФ, выполняющие обязанности по транспортному обслуживанию населения, устанавливающие тарифы на проезд, определяющие параметры пригородных перевозок и компенсирующие выпадающие доходы ППК;

3) ОАО «РЖД» как владелец инфраструктуры и подвижного состава;

4) пригородные пассажирские компании, с 2011 года непосредственно осуществляющие функции перевозчика в 73 субъектах РФ.

Юридический статус ППК – открытое акционерное общество с участием ОАО «РЖД» и субъектов РФ (кроме, Северной и Калининградской). Северная и Калининградская ППК созданы на базе 100% капитала ОАО «РЖД». Структура капитала компаний зависит от взаимоотношений с конкретными регионами. В частности в ОАО «Центральная ППК» следующая структура капитала: 49,33% ОАО «РЖД», Администрация г. Москвы в лице ООО «МПК» 25%+1 акция, Администрация Московской области – 25%+1 акция. Северо-Западная ППК: 74% ОАО «РЖД» и 26% Администрация г. Санкт-Петербург. Имущественный комплекс пригородных перевозок составляет более 100 млрд руб. (подвижной состав более 62 млрд руб., пассажирские здания и сооружения более 40 млрд. руб. Численность сотрудников около 50 тыс. чел., спрос на инвестиции около 15 млрд руб. в год.

В пригородном сообщении работает и полностью независимый от ОАО «РЖД» перевозчик – компания «Пермский экспресс» на одной инфраструктуре с действующей здесь пермской ППК (Пригородная пассажирская компания), учрежденной ОАО «РЖД» и правительством Пермского края. Таким образом, в регионе внедряют модель конкурентного рынка, направленную на улучшение обслуживания населения и повышение качества услуг. Для дальнейшего стимулирования инвестиционной активности в этом секторе необходимо введение полноценного механизма компенсации убытков (пока этот механизм действует только для пассажирских перевозок дальнего следования), тогда станет возможным, например, привлечение частных компаний к осуществлению перевозок по социально значимым направлениям.

 

Экономическая модель деятельности пригородных

Пассажирских компаний

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 на первом этапе реформы убытки от пригородных перевозок покрывались с помощью перекрестного субсидирования за счет грузовых перевозок. Прекращение перекрестного субсидирования обеспечивалась поэтапно путем постепенного увеличения доли федерального бюджета и соответствующего уменьшения доли доходов от грузовых перевозок, направляемых на покрытие убытков от пассажирских перевозок. На сегодняшний день перекрёстное субсидирование пригородных перевозок полностью прекращено. Участие ОАО «РЖД» в пригородном комплексе заключается только в предоставлении услуг инфраструктуры и подвижного состава с локомотивными бригадами. ППК получают доходы от перевозок, а также компенсации из средств федерального и региональных бюджетов.

На 2013 год финансовый результат от пригородных перевозок выглядит следующим образом:

расходы на инфраструктуру составляют 33,4 млрд руб. или 33%; эксплуатация подвижного состава 49,2 млрд руб. или 51%; расходы ППК 16,4 млрд руб. или 16%. Таким образом, общие расходы равны 99,0 млрд руб. При этом, доходы от перевозок составляют 49,4 млрд руб. Формируемый убыток – 49,6 млрд руб. Планируемые убытки в 2014 г. составят 52,5 млрд руб., а в 2015 г. – до 55,7 млрд руб.

Хотя вопрос о полном возмещении выпадающих доходов перевозчиков, возникающих в результате регулирования тарифов регионами, законодательно был урегулирован, на практике он остается нерешенным. В настоящее время 17 регионов компенсируют не более 10% убытков; 9 регионов компенсируют от 11 до 20% убытков, а четыре субъекта РФ вообще не предусматривают в своих бюджетов компенсаций. В среднем по сети обеспечивается не более 44% компенсаций. Только в 13 регионах наблюдается безубыточная деятельность ППК.

Разумеется, что деятельность компаний на рынке с заранее обусловленной убыточностью не может быть бесконечной и данная проблемы должна быть урегулирована в ближайшее время в следующем направлении:

· по системе государственного тарифного регулирования;

· по форме участия государства по обеспечению операционной безубыточности и развитии пригородного пассажирского комплекса;

· по разработке модели контрактации пригородных перевозок субъектами федерации.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.