Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

РЕФОРМА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ АНГЛИИ

Степанова С. Н.

Источник: Журнал «Начальная школа» 2012/4 с. 76

Над статьёй работала Дроздова Александра

В настоящее время в России происходит реформирование системы образования, интеграция в мировое образовательное пространство, поэтому важно знать современную зарубежную практику в этой облас­ти, уметь анализировать процессы, проис­ходящие в сфере обучения за рубежом.

В данной статье наше внимание будет сосредоточено главным образом на сложив­шейся многовековой системе начального образования в Англии и тех ее изменениях, которые происходили в ней в прошлом и происходят в настоящее время.

Школьное образование в Англии сего­дня осуществляется либо в государствен­ных общеобразовательных школах, либо в частных школах.

Финансирование и управление школьным образованием

Все английские школы получают субсидии как из министерства, так и из муни­ципалитетов. Министерские субсидии распределяются между теми учебными заведениями, которые руководствуются рекомендациями из центра и отличаются успешностью в своей работе.

Финансирование школ с особым статусом - бюджетных - в Англии специфично.

Это зависит от их типа. Первый тип – школы графств, полностью финансируются местными источниками. Второй тип – добровольческие школы, финансируются религиозными и другими частными организациями. Третий тип – самоуправляемые школы, существуют на деньги благотворителей и частично финансируются местными органами власти.

Англия является страной с ярко выраженной децентрализованной системой образования, которой руководит министер­ство, но значительные права принадлежат муниципалитетам. Непосредственное руко­водство деятельностью школ в Англии при­надлежит местным органам управления образованием. Именно они должны обеспе­чивать реализацию образовательной поли- гики. Длительное время между централь­ной и местными органами образования происходило острое соперничество как в скрытой, так и в открытой форме. Закон 1988 г и некоторые последующие прави­тельственные решения были направлены с перераспределение властных функций в пользу нейтральных властей, но руководство местных органов до сих пор не без успеха сопротивляется такой тенденции. Так, местные органы образования контролируют материальное обеспечение школы, прием в школу, размещение фондов, мониторинг качества обучения, ведают школьным транспортом. Одновременно расширяются права самих школ в решении актуальных вопросов образования.



С сентября 2001 г. начальные школы Англии должны гарантировать, что все дети в возрасте 5, 6 и 7 лет (первая ступень образования) обучаются в классах с количеством учащихся не более 30 человек.

С начала 60-х годов XX в. в Англии начался процесс пересмотра содержания школьных программ, который продолжает­ся до сих пор.

До 1988 г. система образования страны была настолько децентрализованной, что учебные планы разрабатывались на уровне школ, учебные программы создавались учи­телями с учетом рекомендаций Департамен­та образования, экзаменационных требова­ний и методических материалов, подготов­ленных правительственными и независи­мыми педагогическими организациями.

Реформа программ начального образо­вания проводилась под влиянием концеп­ции «основных навыков», ставившей задачу прочное усвоение знаний и формиро­вание умений учащимися.

Введение нового содержания образова­ния сопровождалось изменением системы оценки знаний школьников в националь­ном масштабе. В Законе 1988 г. закреплено положение о тестировании школьников в возрасте 7, 11, 14 и 16 лет. Данные возраст­ные рамки выбраны неслучайно, посколь­ку, согласно английской традиции, в воз­расте 7 лет дети заканчивают первую сту­пень начальной школы. В 11 лет — начать новую школу (вторая ступень). В 14-летнем возрасте начинается дифференциация обу­чения (третья ступень), а в 16 лет англий­ская молодежь оканчивает неполную сред­нюю школу (четвертая ступень).

Следуя все более явной тенденции глобализации в общественной жизни и с учетом того, что английский язык стал признанным средством международного общения, Департамент образования и трудоустройства Ве­ликобритании в 1999 г. выступил с инициативой раннего изучения языков. Цель этой инициативы — поощрение изучения иностранных языков до начала третьей ступени образования (11 лет), когда иностранный язык становится обязательным предметом национальной образовательной программы. К этому же времени относится основание в Англии Национального консультационного центра раннего изучения языков и создание плана работы для школ, преподающих сов­ременные иностранные языки во время вто­рой ступени образования.

В 2001 г. министр образования подписал распоряжение об очередных изменениях в преподавании иностранных языков, сде­ланных на основе специально подготовлен­ного доклада экспертов. В качестве принципиального положения доклада было обос­новано введение обучения иностранным языкам уже на второй ступени образова­ния. В 2002 г. Департамент образования и навыков (новое название Департамента образования и трудоустройства) опубликовал стратегию обучения национальным языкам в Англии, главным принципом которой ста­ло изучение иностранных языков на начальном уровне образования Планировалось что к 2010 г. все ученики второй ступени образования получат возможность изучать хотя бы один иностранный язык.

В настоящее время в Англии продолжа­ется курс на централизацию управления образованием и стандартизацию образо­вательных программ. Предусматривается также улучшение преподавания иностран­ных языков в начальных школах. Указан­ные выше тенденции глобализация и господство английского языка на межгосу­дарственном уровне сыграли отрицатель­ную роль в обучении английских учащихся иностранным языкам. Оказалась снижен­ной их мотивация к изучению других язы­ков. В целях преодоления создавшейся си­туации в школах вводится обязательное обучение иностранным языкам в начальной школе, увеличивается число учебных часов на их преподавание.

Процесс обучения

Государственные школы. В государственных школах осуществляется централизованное руководство, обучение детей предусматривается с пятилетнего возраста. Начальная школа подразделяется на школу для малышей с 5 до 7 лет (infant school): младшую школу для детей 7-11 in (juni school).

Английская начальная школа обычно включает семь классов. Структура начального образования в Англии представлена в таблице.

Начальная школа в Англии.

Классы Ступени Возраст, лет
Подготовительный класс Первая ступень образования (infant school)
Первый год обучения
Второй год
Третий год Вторая ступень образования (junior schol)
Четвёртый год
Пятый год
Шестой год

Детство у английского ребенка очень ко­роткое: в пятилетием возрасте у него уже на­чинается школьная пора. В школу ребенок должен быть записан с четверти, которая следует за его днем рождения. Откладывать пос­тупление в учебное заведение не рекоменду­ется, так как это чревато осложнениями в будущем. Дело в том, что на протяжении всех лет обучения ребенка школа обязана состав­лять отчеты, а данные в них тесно связаны с возрастом учеников. В этих документах ука­зывается количество детей, достигших к от­четному периоду определенного возраста, и данные, сколько процентов учащихся сдали необходимые экзамены и сколько не справи­лись с этой задачей. Поэтому если ребенок пошел в школу позже положенного возраста, то может возникнуть большая путаница, по­тому что он может попасть в несоответствую­щую возрастную группу.

Большинство детей Англии в возрасте от 5 до 11 лет обучаются в смешанных клас­сах, в которых девочки и мальчики учатся совместно. В таких классах занятия прово­дит один учитель. В некоторых небольших начальных школах есть смешанные по воз- расту классы потому, что плохо успевающие учащиеся могут быть оставлены на второй год.

Реформируемая английская националь­ная образовательная программа в настоящее время предусматривает овладение учащимися начальной школы шестью «главными навыками»: это общение, навыки примене­ния цифровых и информационных техноло­гий, работа с компьютером, навыки исполь­зования источников информации, выполне­ние тренировочных заданий, самоконтроль процесса обучения и успеваемости.

Эти шесть базовых навыков дополняют­ся «навыками размышления», такими, как анализ получаемой информации, рассужде­ние, творческое мышление и оценивание достигнутых результатов. Предполагается, что все они должны помочь ученикам в про­цессе обучения.

Маленькие дети, поступая в начальную школу в возрасте 5 лет, начинают заниматься счетом, чтением и письмом, при этом дают домашние задания один раз в неделю Обязательно проводятся занятия по физической культуре, во многих школах раз в неделю дети посещают бассейн.

Согласно действующим программам обучения в начальной школе, основное внимание уделяется изучению английского языка (40 % бюджета времени), 15 % учеб­ного времени занимает физическое воспи­тание, около 12 % — ручной труд и искус­ство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

На второй ступени обучения в началь­ной школе основной упор делается на уме­ние самостоятельно получать знания и при­менять их на практике. Учащиеся много за­нимаются в библиотеках и используют возможности Интернета. Они должны сами помнить о своих домашних заданиях. При этом учитель обычно лишь очерчивает ка­кую-то проблему домашнего задания, а уче­ник сам формулирует тему и подбирает ма­териал.

В настоящее время происходит дальней­шая модернизация методов обучения. Речь учителя преобразуется из монологической в диалогическую. Учитель практикует методы беседы, дискуссии, постановки проблемных вопросов.

Уже в начальных классах школьники приобретают умения вести диалог, внимательно слушать, уважать мнение других людей.

С целью развития познавательной и творческой активности младших школьников используются такие методы, как ролевая игра и драматизация. Они обращены к эмоциональной сфере учащегося, стимулируют познавательный интерес. Дети могут «проиграть» историческое событие, совре­менное явление, предложить вариант реше­ния актуальной проблемы. Такая работа связана с развитием навыка рисования, сос­тавлением схем и текстов.

Самостоятельная работа как метод обу­чения традиционно используется при под­готовке домашних заданий, которые также модернизируются. В конце второй ступени обучения в начальной школе выполнение домашних заданий связано со сбором ори­гинального материала, проведением наблюдений или опросом. Такую самостоятельную работу называют проектом.

Контроль результатов обучения вклю­чает три равнозначных элемента: проверку, учет, диагностику — и ориентирован на стандартную номенклатуру знаний, навы­ков, умений. В соответствии со стандарта­ми выделяются три уровня достижении школьника: запоминание, умение пользо­ваться знаниями, умение применить знания в реальной жизни и нештатной ситуации.

При оценке знаний в английской школе используются тесты. Приведем пример теста для начальной школы.

Изображена диаграмма в виде круга, разделенного на четыре неравных сектора. Диаграмма отражает результаты опроса о предпочтении каналов телевидения. Из ря­да вариантов ответа на вопрос, сколько жи­телей предпочли четвертый канал, надо выбрать правильный ответ.

С целью развития речевой деятельности детей 5-7 лет в классах имеется много иг­рушек, конструкторов, «строительного ма­териала», организованы уголки для роле­вых игр и рисования, занятий в группах, которые образуют либо сами дети по выбору, либо учитель. Педагог редко работает с це­лым классом. Все вместе дети обычно занимаются музыкой, слушают чтение и т.п.

Занятия в младшей школе проходят и очень мягкой, игровой форме, без всяких попыток «подогнать» всех под один общий уровень. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе, в соответствии со сво­ими возможностями, интересами. Причем специальных перемен видов деятельности стремятся не устраивать, чтобы дети могли довести начатое дело до конца.

Учебный год как в государственных, так и в частных школах Англии начинается 1 сентября и заканчивается 31 августа. Он разделен на три семестра: осенний, весен­ний и летний. Также есть каникулы: летние, в июле и августе, длиной шесть недель, и более короткие — две или три недели (рождественские и пасхальные). В некото­рых школах учебный год начинается рань­ше 1 сентября.

Занятия проводятся пять дней в неделю (с понедельника по пятницу), но многие школы дополнительно организуют спор­тивные мероприятия по субботам.

Частные школы. Ведут свою историю с незапамятных времен, когда они были единственными и учебными за ведениями для детей из привилегированных Первые частные школы были созданы общественностью для того, чтобы дать детям свободное образование. Предполагалось, что такие школы должны находиться под общественным контролем. Отсюда их наз­вание «общественные школы» (public schools). Сегодня этот термин, по мнению самих англичан, абсурден и не соответству­ет действительности.

В настоящее время, когда преобладает государственная система школьного обра­зования частные школы тем не менее про­должают занимать прочное место в системе обучения страны.

Частные учебные заведения общего образования открываются и функционируют на основании законодательных актов, предусматривающих право родителей на вы­бор школы для своих детей.

Обучение в частных школах обычно начинается с пятилетнего возраста по прог­раммам, разработанным педагогическим коллективом школы и согласованным с по­печительским советом. Частные школы Англии обычно обладают значительной ав­тономией. Дети изучают как обязательные предметы (английский язык и математику), так и предметы по выбору: история, реография, музыка, искусство и технология. Выбор предметов делают родители.

Дорогостоящие, рассчитанные на обслуживание элиты, эти школы располагают богатой материально-технической базой, свойственными английскому обществу давними традициями классического образования и разнообразными возможностями для всестороннего развития учащихся. Поскольку обучение в частных школах согласуется с консервативным попечительским советом, реформы в этих школах незначительны.

Каждый четвертый студент Англии — выпускник частной школы. В частных шко­лах все получают одинаковое образование, что соответствует пожеланиям родителей.

Характерные черты английской элитар­ной школы — традиционно высокий статус в обществе, жесткая селекция учащихся, высокое качество знаний, академическая направленность обучения.

Как видим, установившаяся в процессе реформирования система начального обра­зования Англии удачно сочетает государст­венное регулирование и широкую местную автономию при отсутствии детальной бюрократической регламентации учебного процесса. Достоинствами такой системы, сложившейся в результате реформ, но пер­вых, является то, что она стимулирует твор­ческую инициативу воспитателей и учителей и вместе с тем повышает их ответственность за результаты воспитательной и учебной деятельности. Во-вторых, и в школьный период, и в ходе обучения в шко­ле во главу угла ставится задача всесторон­ней подготовки учащихся к взрослой жиз­ни, с ее трудностями, отсутствием готовых и необходимостью принятия самостоятель­ных решении по широкому кругу жизнен­ных проблем, «как это свойственно истин­ному англичанину».

Эти особенности английской образовательной стратегии прошли испытания в течение многих лет, поэтому их, на наш взгляд, можно было бы учесть при разработке и осуществлении отечественной реформы образования.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.