Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Концентрация производства, специализация и кооперирование, комбинирование производства

Концентрация— процесс сосредоточения производства на круп­ных предприятиях в оптимальных размерах.

Сущность концентрации производства выражается в абсолют­ной и относительной концентрации. Подабсолютной концентраци­ейпонимается увеличение размеров промышленных предприятий. Относительная концентрацияхарактеризует удельный вес продук­ции крупных предприятий в общем объеме производства, отраслей и промышленности в целом.

Процесс концентрации производства в промышленности может развиваться по следующим направлениям:

– концентрация производства конструктивно и технологически однородной продукции на специализированных предприятиях.Эффек­тивность концентрации производства достигается за счет снижения величины постоянных затрат на единицу продукции;

– комбинирование технологически разнородных производств в рамках одного предприятия.Эффективность концентрации обеспе­чивается за счет сокращения производственного цикла и значи­тельного снижения величины транспортных издержек и комплекс­ного использования сырья;

– концентрация производства путем соединения научных и произ­водственных структур в рамках одной компании.Эффективность обес­печивается за счет значительного сокращения длительности инно­вационного цикла (исследование — производство — сбыт);

– концентрация путем создания национальных и транснациональ­ных корпораций.Эффективность обеспечивается за счет существо­вания единой организационной и информационной производствен­ной системы, что позволяет развивать основные формы организациипромышленного производства — концентрацию, специализацию, кооперирование и комбинирование — с максимальным эффектом.



На протяжении длительного периода рост эффективности про­мышленного производства напрямую связывается с его концент­рацией, а, следовательно, постоянным увеличением мощности пред­приятий. Для определения количественной взаимосвязи между раз­мером предприятия и его эффективностью необходимо, используя критерии оценки размера предприятий, выявить, к какой размер­ной группе относится данное предприятие и насколько показатели его экономической эффективности соответствуют оптимальным для данной отрасли.

Размер (объем) производствавсегда выражается количеством продукции. Чем больше продукции в натуральном выражении про­изводит предприятие, тем больше размер производства.

Размер предприятия — это количество сосредоточенного на предприятии жи­вого и овеществленного труда, которое необходимо для производительного использования его на данном предприятии при прогрессивной технике, организации производства и труда. Чем больше количество материально-трудовых ресурсов сосредоточено на предприятии, тем больше его размер, тем оно крупнее.

Специализацией производстваможно счи­тать процесс концентрации производства продукции, обладающей вы­сокой степенью производственной общности, до минимально допусти­мого или оптимальных размеров.

Под специализированнымследует понимать производство, приспо­собленное к выпуску сходной в технологическом отношении продук­ции, достигшее мощности, превышающей минимально допустимую.Эффективность специализации производства складывается из сле­дующих факторов: более высокой производительности труда (снижение трудоем­кости) за счет расчленения производственного процесса, созда­ния, например, машин, агрегатов, блоков, деталей на ряд отдель­ных операций, закрепленных за конкретным рабочим местом. Огра­ничение числа операций позволяет использовать более производительное оборудование, специальный инструмент; более полного использования имеющегося оборудования, поскольку изготовление технологически и конструктивно одно­родной продукции не требует частой и длительной переналадки оборудования; упрощения структуры специализированного предприятия с одновременным сокращением управленческого персонала. Чем уже номенклатура выпускаемой продукции, тем, как правило, мень­ше число структурных подразделений, входящих в состав пред­приятия; повышения технического уровня. Как правило, на предприяти­ях массового производства в машиностроении удельный вес ав­томатов и полуавтоматов примерно в три раза выше, чем на заводах серийного и единичного производства.

Специализацияпроизводства осуществляется в следующих фор­мах: предметная, подетальная, технологическая и функциональная.

1. Предметная специализациявыражается в сосредоточении про­изводства отдельных видов конечной продукции на специализиро­ванных предприятиях, в их структурных подразделениях. Напри­мер, предприятия специализируются на производстве самолетов (гражданских или военных), автомобилей, тракторов, металлооб­рабатывающих станков и т. п.

2. Подетальная специализация,при которой предприятия и их подразделения специализируются на изготовлении частей или де­талей изделий. Например, в автомобилестроении отдельные пред­приятия специализируются на выпуске карбюраторов, катушек за­жигания, бензонасосов и т. п.

3. Стадийная, или технологическая, специализация,при которой предприятия осуществляют лишь определенные фазы технологического процесса, например, прядильные фабрики, изготовляющие пряжу для ткацких предприятий. В машиностроении технологичес­кая специализация свойственна литейному, кузнечно-прессовому производствам и др.

4. Функциональная специализация, или специализация вспомога­тельных производств,при которой предприятия или их подразделе­ния специализированы на выполнение определенных функций, например, ремонтные предприятия, предприятия, выпускающие тару и упаковку, и др.

Основным показателем уровня специализации предприятия яв­ляется удельный вес продукции, соответствующей основному про­филю специализации предприятия, в общем объеме выпускаемой продукции. Под производственным профилем понимается приспособлен­ность предприятия к устойчивому производству определенной но­менклатуры изделий.

Кооперированиев промышленности заключается в установлении между специализированными, самостоятельными по отношению друг к другу предприятиями и отраслями длительных прямых про­изводственных связей по совместному изготовлению продукта. Следует различать связи, основанные: 1) на производственном кооперировании и 2) на материально-техническом снабжении пред­приятий (оптовые поставки).

Объекты кооперирования (заготовки, узлы, детали, агрегаты, комплектующие машины и механизмы) изготовляются для опре­деленного конкретного потребителя или сравнительно небольшого их числа. Они обычно используются для производства узкого круга машин, аппаратов целевого назначения или даже для одного типа или типоразмера.

Объекты материально-технического снабжения (литейный чу­гун, сталь в слитках, листовой и сортовой прокат, пиломатериалы, топливо, смазочные материалы и т. п.) не имеют производствен­ной направленности. Они предназначаются для широкого круга потребителей — отраслей; одни и те же материалы могут быть ис­пользованы для изготовления различных изделий.

В соответствии с формами специализации в промышленности выделяют три формы промышленного кооперирования:

1. Предметное или агрегатное кооперированиезаключается в том, что ряд предприятий поставляет головному предприятию раз­личные комплектующие изделия;

2. Подетальное кооперирование— ряд специализированных пред­приятий поставляет головному предприятию узлы и детали для производства конечной продукции;

3. Технологическое или стадийное кооперирование— поставка спе­циализированными предприятиями полуфабрикатов или выполнение отдельных технологических операций для головного предприятия.

Основным показателем уровня кооперированияявляется удельный вес стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей, узлов, полу­чаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия. Также рассчитывается удель­ный вес стоимости услуг, оказываемых специализированными пред­приятиями, в общей себестоимости продукции предприятия. Кос­венным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируется головное предприятие.

С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения предприятий, участвующих в процессе коопериро­вания, различают следующие виды кооперационных связеймежду промышленными предприятиями:

внутрирегиональные— кооперирование предприятий, находящихся в одном районе;

межрегиональные — кооперирование предприятий, находящихся в разных районах страны и за рубежом;

внутриотраслевые— кооперирование предприятий, принадле­жащих к одной отрасли;

межотраслевые— кооперирование предприятий разных отрас­лей. Внутриотраслевые и межотраслевые связи могут быть внутри- и межрегиональными. В современной рыночной экономике кооперирование получило чрезвычайно широкое развитие.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.