Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия Экономическое развитие общества в целом и благополучие каждого человека определяются в конечном итоге успехами в осуществлении инвестиционных проектов.
Инвестиции – это вложения в активы предприятия с целью выпуска новой продукции, повышения ее качества, увеличения количества продаж и прибыли. Инвестиции предприятия обеспечивают простое и расширенное воспроизводство капитала, создание новых рабочих мест, прирост заработной платы и покупательской способности населения, приток налогов в государственный и местный бюджеты.
Инвестиции несут в себе риск. Если прогноз прибыльности не подтвердится, это грозит потерей вложенных в дело средств.
Инвестиции представляют собой капитальные затраты в объекты предпринимательской деятельности для получения дохода в краткосрочном или долгосрочном периоде. Понятия «инвестиции» и «капиталовложения» тождественны. Термин «капиталовложения» применялся в директивной экономике. Экономическая категория «инвестиции» используется в рыночной экономике.
С экономической точки зрения инвестиции рассматриваются как накопление основного и оборотного капитала. С финансовой точки зрения инвестиции – это замораживание ресурсов с целью получения доходов в будущем периоде. С бухгалтерской точки зрения инвестиции – это объединение произведенных капитальных затрат в одну или несколько статей активов и пассивов баланса.
Существует следующая классификация инвестиций:
– по натурально-вещественному воплощению – материальные, нематериальные и финансовые;
– по назначению – прямые, направленные на приобретение основных и оборотных средств, и портфельные – для покупки ценных бумаг; по источникам финансирования – собственные (амортизация, прибыль и выручка от реализации имущества) и заемные (кредит, лизинг и др.);
– по происхождению – национальные и иностранные;
– по цели – для получения прибыли, социальных или экологических результатов;
– по срокам осуществления – краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
– по объекту – производственные и непроизводственные;
– по направлению – для обновления основного капитала, для прироста недвижимости и оборотного капитала, для создания новой и повышения качества выпускаемой продукции.
На предприятии важно согласовать во времени инвестиционные планы и финансовые возможности.
Инвестиционная деятельность предприятия состоит из следующих составных частей: инвестиционная стратегия, стратегическое планирование, инвестиционное проектирование, анализ проектов и фактической эффективности инвестиций.
Инвестиционная стратегия – это выбор путей развития предприятия на длительную перспективу при имеющихся собственных источниках финансирования и возможности получения заемных средств, а также прогнозирование объема и рентабельности совокупных активов.
Стратегическое планирование предполагает уточнение инвестиционной стратегии, согласование с перечнем инвестиционных проектов и планом долгосрочного финансирования инвестиций. Инвестиционный проект может быть представлен в виде технико-экономического обоснования или бизнес-плана.
Анализ эффективности инвестиционных проектов состоит из трех частей: общеэкономический, технико-экономический и финансовый.
Общеэкономический анализ представляет собой описание благоприятной или неблагоприятной экономической ситуации и критериев народнохозяйственной значимости инвестиций.
Технико-экономический анализ касается технической части проекта с доказательством экономических преимуществ того или иного технического решения.
Финансовый анализ инвестиций построен на исследовании денежных потоков капитальной и текущей стоимости. Капитальная стоимость рассчитывается в проекте баланса инвестиций (активы и пассивы). Текущая стоимость – это выручка от реализации товаров (услуг), себестоимость и налоги. Потоки наличности и финансовый анализ отражаются в финансовой части бизнес-плана инвестиционного проекта.
Количественная оценка экономической эффективности инвестиций выражается соотношением прибыли и вложенного в дело капитала (рентабельность) или капитала и прибыли (срок возврата капитала).
Если рентабельность инвестиций выше процентной ставки банка, это свидетельствует о целесообразности осуществления инвестиционного проекта. Если рентабельность ниже, то лучше деньги положить в банк и ожидать дивиденды.
Качество обоснования инвестиционного проекта считается отличным, если фактические результаты отклоняются от расчетных на ±10 %, и хорошими, если отклонение составляет ±20 %.
Доход, прибыль, рентабельность
К важнейшим обобщающим показателям эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия относятся доход, прибыль и рентабельность.
Повышение уровня этих показателей свидетельствует как об улучшении использования производственных и финансовых ресурсов, так и о получении дополнительных источников инвестиций для дальнейшего развития.
Под доходами предприятия понимают экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, полученную в результате хозяйственной деятельности.
Денежные доходы поступают на предприятия из следующих источников:
¾ Выручка от реализации продукции, товаров, услуг (доход по основной деятельности).
¾ Операционные доходы.
¾ Внереализационные доходы.
Главным источником дохода организации обычно является выручка от реализации.
Выручка от реализации представляет собой сумму денежных средств, либо иное имущество в денежном выражении, полученное или подлежащее получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ и услуг по ценам и тарифам в соответствии с договорами.
Прибыль – это доход предприятия, получаемый от производства и реализации продукции, оказания различных услуг, выполнения работ промышленного характера, операций с ценными бумагами и другие.
В этом показатели находят отражение все стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому прибыль выступает как конечный, оценочный показатель. Для предприятия значение прибыли велико, так как она является одним из основных собственных финансовых ресурсов предприятия.
Виды прибыли
На предприятии различают несколько видов прибыли:
1. Реализационная (валовая) прибыль (Преал) – это прибыль, получаемая в результате производства и реализации продукции, работ промышленного характера, она представляет собой разницу между реализованной продукцией (РП) и ее себестоимости (S).
Преал = РП – S = ∑ (Ц – С) *Q
где: Ц – цена единицы продукции (услуги, работы);
С – себестоимость единицы продукции;
Q – количество продукции (услуг, работ);
S – себестоимость всей реализуемой продукции, работ и услуг.
2. Прибыль от прочей реализации (операционная) (Ппр) образуется в результате продажи предприятием ненужных основных фондов, сверхнормативных материальных ценностей, а также прочих операций. Она также определяется по разности выручки и затрат, связанных с этими операциями.
3. Внереализационная прибыль (Пв) – это прибыль, образуемая в результате операций с ценными бумагами, валютой и другими видами деятельности, не связанными непосредственно с производством и реализацией продукции и услуг, а именно прибыль (убытки) от эксплуатации жилых зданий, клубов; полученные (уплаченные) штрафы, пени; прибыль, по операциям прошлых лет; поступления от ранее списанных безнадежных долгов и другие.
4. Балансовая прибыль – это общая сумма дохода, образуемого на предприятии за вычетом управленческих и коммерческих расходов. Из него производятся обязательные выплаты в виде налогов и отчислений (Н).
Пб = Преал + Ппр + Пв
5. Оставшаяся в распоряжении предприятия прибыль составляет чистую прибыль (Пч)
Пч = Пб – Н
Таким образом, прибыль – это обобщающий показатель для деятельности предприятия, в котором отражаются и рост объема производства и повышение качества продукции и сокращение затрат.
Механизм формирования прибыли – прибыль формируется путем сложения поступлений доходов поступивших на предприятие, и вычета из них соответствующих расходов и отчислений.
Расчет прибыли и отчислений из прибыли производится следующим способом:
Наименование статей
| 1. Выручка от продажи товаров продукции, работ услуг
2. НДС
3. Акцизы
4. Иные обязательные платежи из выручки
5. Выручка нетто от продажи (1-2-3-4)
6. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
7. Валовая прибыль (5-6)
8. Коммерческие расходы
9. Управленческие расходы
10. Прибыль от продаж (7-8-9)
11. Сальдо операционных доходов-расходов
12. Сальдо внереализационных доходов-расходов
13. Убытки прошлых лет
14. Прибыль (убыток) до налогообложения – балансовая прибыль (10+11+12-13)
15. Отложенные налоговые активы
16. Отложенные налоговые обязательства
17. Текущий налог на прибыль (14×ставка налога, сейчас 24%)
18. Чистая прибыль (14+15-16-17)
| Распределение прибыли – предприятия свободны в распределении прибыли за исключением обязательных отчислений в резервный фонд, формирование которого в соответствии с законом обязательно для некоторых видов юридических лиц (АО), а также сумм санкций вносимых в бюджет за счет чистой прибыли (пени, платежи за загрязнение окр.среды и т.п.)
Основные направления распределения чистой прибыли:
1. Суммы вносимые в бюджет в виде санкций в соответствии с действующим законодательством
2. Отчисления в резервный фонд
3. Средства направляемые в фонд накопления (на пополнение ОС и на капитальные вложения)
4. Средства направляемые в фонд потребления – на выплату работникам премий, мат помощи и т.п.
5. Средства направляемые в фонд социальной сферы – строительство жилья, больниц и т.п.
6. Суммы направляемые на выплату дивидендов
7. Платежи за сверхнормативные выбросы веществ загрязняющих окружающую среду
Показатели рентабельностиявляются, в отличие от прибыли, относительными показателями. Они характеризуют финансовые результаты предприятия и измеряют уровень доходности, широко используются при оценке финансового состояния предприятия.
Важно запомнить, что, несмотря на большое количество показателей рентабельности, у них есть общие свойства:
-Все они измеряются в процентах.
-В числителе – всегда какая-нибудь прибыль (в основном: от реализации, прибыль отчетного периода, прибыль к распределению).
-В знаменателе – в основном либо затраты, либо объем продаж, либо какой-нибудь капитал.
Как раз в зависимости от знаменателя, все показатели рентабельности объединяются в следующие группы:
1 Рентабельность производства продукции
2 Рентабельность продаж
3 Рентабельность капитала предприятия
Рентабельность производства продукции – характеризует, насколько выгодно предприятию производство той или иной продукции. Часто рассчитывается отдельно по видам выпускаемой продукции, как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию.
Рентабельность продаж – характеризует уровень доходности предприятия. Определяется, как отношение прибыли от реализации (либо прибыли отчетного периода, либо чистой прибыли к распределению) к объему продаж (т.е. к выручке от реализации продукции).
Рентабельность капитала – характеризует, насколько эффективно используется капитал предприятия. Причем, в зависимости от того, эффективность использования какой части капитала нас интересует, может быть определена рентабельность основного капитала, всего капитала предприятия, акционерного капитала и т.д. Любой из этих показателей рассчитывается отношением прибыли отчетного периода (либо прибыли к распределению, либо прибыли от реализации продукции) к основному капиталу (либо любому другому, эффективность использования которого мы хотим определить).
|