Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Материальные ресурсы и эффективность их использования

Материальные ресурсы выступают в виде разнообразных элементов производства, используемых в основном в качестве предметов труда (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергия, полуфабрикаты, запасные части, спецодежда, инструмент)

В процессе потребления материальных ресурсов в производстве происходит их трансформация в материальные затраты, поэтому уровень их расходования определяется через показатели, исчисленные исходя из суммы материальных затрат.

Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей (табл.1).

Показатели эффективности материальных ресурсов

Показатели Формула расчета Экономическая интерпретация показателя
1. Обобщающие показатели
Материалоемкость продукции (ME) Отражает величину материальных затрат, приходящуюся на 1 руб. выпущенной продукции
Материалоотдача продукции (МО) Характеризует выход продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции (УМ) Отражает уровень использования материальных ресурсов, а также структуру (материалоемкость продукции)
Коэффициент использования материалов (KM) Показывает уровень эффективности использования материалов, соблюдения норм их расходования
2. Частные показатели
Сырьеемкость продукции (СМЕ) Металлоемкость продукции (ММЕ) Топливоемкость продукции (ТМЕ) Энергоемкость продукции (ЭМЕ)       Показатели отражают эффективность потребления отдельных элементов материальных ресурсов на 1 руб. выпущенной продукцией
Удельная материалоемкость изделия (УМЕ) Характеризует величину материальных затрат, израсходованных на одно изделие

 



Применение обобщающих показателей в анализе позволяет получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов и резервах его повышения.

Частные показатели используются для характеристики эффективности потребления отдельных элементов материальных ресурсов (основных, вспомогательных материалов, топлива, энергии и др.), а также для установления снижения материалоемкости отдельных изделий (удельной материалоемкости).

В зависимости от специфики производства частными показателями могут быть: сырьеемкость – в перерабатывающей отрасли; металлоемкость – в машиностроении и металлообрабатывающей промышленности; топливоемкость и энергоемкость – на предприятиях ТЭЦ; полуфабрикатоемкость – в сборочных производствах и т.д.

Удельная материалоемкость отдельных изделий может быть исчислена как в стоимостном, так и в условно-натуральном и натуральном выражении.

В процессе анализа фактический уровень показателей эффективности использования материалов сравнивают с плановым, изучают их динамику и причины изменения.

Сущность и система планирования на предприятиях. Бизнес-планирование

Формулировка стратегических, тактических и текущих целей предприятия, выработка политики, конкретизация ожидаемых ре­зультатов, расчет предполагаемых значений основных технико-эко­номических показателей – все это составляет содержание процес­са планирования.

В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают долгосрочное, средне­срочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочное планированиеносит стратегический характер,по­скольку именно при долгосрочном подходе выявляются стратеги­ческие цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратеги­ческого планирования в определенной степени зависит от размеров предприятия и может составлять от 3 до 5 лет для малого предприя­тия и до 20 лет – для крупного.

Перспективное планирование предполагает выделение следующих основных разделов:

1. План реализации продукции (программа сбыта).На основании данных маркетинговых исследований и стратегических целей пред­приятия формируется программа сбыта продукции по номенклату­ре и ассортименту по годам периода среднесрочного планирования. Программа сбыта формируется в натуральном и стоимостном выражении с учетом прогнозируемых цен реализации.

2. План производства (производственная программа).В этом разде­ле содержится план выпуска основных видов производимой продукции в натуральном выражении, обоснованный расчетом произ­водственных мощностей с учетом ввода нового оборудования, из­менения производительности труда, структуры выпускаемой продукции, повышения качества производства.

3. План технического развития и организации производства.Этот план должен включать в себя следующие подразделы: освоение новых видов и повышение технического уровня вы­пускаемой продукции; внедрение прогрессивных технологий; повышение уровня механизации, автоматизации производства; совершенствование системы управления, планирования и орга­низации труда и производства на предприятии.

4. Капитальное строительство.Вэтом разделе плана определяются объемы вводимых в плановом периоде в действие основных фондов, производственных мощностей и других объектов капитального строи­тельства, а также уровень инвестиционного обеспечения и источники инвестиций.

5. План закупок (материально-техническое снабжение).Вэтом раз­деле определяется потребность в основных материальных ресурсах и источники их получения (основные поставщики, наличие долго­срочных договоров о поставке, производственная кооперация, обес­печенность ограниченными ресурсами и т. п.), а также повышение эффективности их использования и хранения.

6. План по труду и кадрам.Вэтом разделе содержится анализ ди­намики производительности труда и ее прогноз. На этом основа­нии определяется потребность в трудовых ресурсах, намечаются ис­точники набора дополнительных трудовых ресурсов и методы по­вышения квалификации кадров, рассчитывается фонд оплаты труда при повременной оплате или определяется норматив для расчета заработной платы при иных формах оплаты труда.

7. План по себестоимости, прибыли и рентабельности производ­ства и предприятия.Содержит динамику издержек производства, определяет резервы снижения себестоимости продукции, влия­ние изменения уровня себестоимости на прибыль и рентабельность. В этом же разделе приводятся расчеты ожидаемой прибыли и рентабельности производства и их динамика по годам рассматри­ваемой перспективы.

8. Финансовый план (бюджет).Этот раздел включает баланс до­ходов и расходов предприятия, расчет предстоящих расходов и отчислений, кредитные взаимоотношения, обязательства перед республиканским и местным бюджетом.

9. Охрана окружающей среды.Этот раздел предусматривает ме­роприятия, имеющие экологическую направленность.

Оперативно-производственное планированиеконкретизирует и детализирует производственную программу, обес­печивает своевремен­ное доведение до подразделений плановых за­даний, а также выполняет координирующую функцию, обеспечи­вая слаженную работу всех под­разделений предприятия. Главной целью оперативно-производствен­ного планирования является обеспе­чение равномерного бесперебой­ного производства продукции в задан­ных количествах и в установлен­ные сроки при соответствии выпуска­емых изделий стандартам качества продукции и при оптимальном ис­пользовании производственных мощ­ностей.

Бизнес-план – это обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях и помощник управления фирмой. Он составляется как для действующего, так и для вновь создаваемого предприятия.

Бизнес-план инвестиционного проекта состоит из двух час­тей – описательной и расчетной. Расчетная часть – это финан­совый раздел, остальные части излагаются в виде текстового обоснования.

Содержание бизнес-плана:

Резюме

1. Предыстория и основная идея проекта.

2. Анализ рынка и стратегия маркетинга.

3. Место расположения и экологическая оценка.

4. Проектно-конструкторская разработка.

5. Материальные и иные факторы производства.

6. Организация производства и накладные расходы.

7. График осуществления проекта.

8. Финансовый план.

Производственная программа и ее планирование

Производственная программа – основной раздел перспективного и годового бизнес-плана развития предприятия, в котором определяются объем изготовления и выпуска продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях.

Объем валовой продукциивключает в себя весь объем работ, на­меченных к выполнению в данном периоде.

Объем товарной продукциив плане включает в себя сто­имость: готовых изделий, предназначенных для реализации; полуфабрикатов собственной выработки; продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенной к отпуску на сторону; стоимость работ промышленного характера, выполняемых по зака­зам или со стороны, или непромышленных подразделений самого предприятия.

Объем чистой продукцииопределяется как объем товарной про­дукции за вычетом амортизационных отчислений и материальных затрат.

Объем реализованной продукцииопределяется в плане как сто­имость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плано­вом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера на сторону и др. Объем реализуемой продукции по плану (Р)можно определить по следующей формуле:

P = T + O1 – O2,

где Т – объем товарной продукции по плану;

O1 – остатки нереализованной продукции на начало периода;

O2 – то же на конец планового периода

Производственная программа отражает основные направления и задачи развития предприятия в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации и комбинирования производства.

Основные разделы производственной программы для предприятий, занятых производством материального продукта:

· план по производству товарной (валовой) продукции;

· план выпуска продукции на экспорт;

· план по повышению качества продукции;

· план реализации продукции.

При разработке производственной программы основываются на потребностях народного хозяйства и мирового рынка в продукции предприятия, общей рыночной ситуации, состоянии конкурентных предприятий и отраслей.

Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода, позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ и потребности на них, а также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными мощностями, материальными, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами.

Предприятия самостоятельно планируют номенклатуру и объем производимой продукции, руководствуясь при этом государственным заказом, обязательствами перед партнерами, обязательствами по поставкам сбытовым организациям.

Исходными данными при разработке производственной программы

являются:

· уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции (работ, услуг);

· результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды;

· данные по спросу на продукцию предприятия;

· сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции за предыдущий период;

· сведения о долях продукции в общем объеме ее выпуска за предыдущий период по уровням качества;

· сведения об объеме реализации продукции за предыдущий период по его периодам (месяцам, кварталам);

· расчеты производственной мощности предприятия;

· прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы;

· решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития.

В упрощенном виде, результат подготовки производственной программы проявляется в ответах на ключевые вопросы управления производственной структуры:

· какие виды продукции и в каких количествах производить?

· в какие сроки должна быть готова продукция к отправке покупателю?

· какого качества должна быть продукция в планируемом периоде;

· сколько дополнительно предприятие может выпустить продукции, какого вида и качества в случае возникновения срочных заказов;

· каков нижний предел объема выпуска продукции, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации;

· каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства продукции и возможности для их удовлетворения.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.