Государственный контроль и надзор
В сфере государственного управления финансами и кредитом важнейшее значение имеет государственный финансовый контроль за формированием государственных доходов и их рациональным использованием. В целях улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов Президент РФ 25 июля 1996 г. издал Указ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». В соответствии с Указом контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использования кредитных ресурсов, состоянием внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ был возложен на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Минфин России (главное управление финансового казначейства), госналогслужбу, контрольно-ревизионные органы.
В современных условиях сложное финансовое положение страны (низкая собираемость налогов, неплатежи, расточительность в использовании бюджетных средств и т.п.) обусловило дальнейшее усиление государственного контроля за соблюдением финансовой дисциплины. Управленческая деятельность в этой сфере регламентирована Указом Президента РФ «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства РФ» от 14 мая 1998 г. и постановлением Правительства РФ «О мерах по укреплению финансовой дисциплины» от 12 мая 1998 г.
О контрольных функциях и полномочиях Минфина России, Банка России, налоговых органов уже шла речь. Сейчас следует особо выделить контрольные функции Федерального казначейства и некоторых других органов.
Так, Федеральное казначейство: проводит проверку денежных документов в органах исполнительной власти, в банках, на предприятиях, в учреждениях и организациях любых форм собственности, включая совместные предприятия. Оно вправе: получать от банков и других финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых объектов устранения выявленных нарушений порядка исполнения федерального бюджета; приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений, банков в случае непредставления (или отказа предъявить) бухгалтерских и финансовых документов; изымать документы, свидетельствующие о нарушении порядка исполнения федерального бюджета выдавать обязательные предписания о взыскании в бесспорном порядке средств, выделяемых из федерального бюджета и используемых не, по целевому назначению; налагать на банки и другие кредитные учреждения штрафы в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступающих в доход федерального бюджета; вносить в Банк России представления о лишении виновных лицензии на совершение банковских операций. Взыскание штрафов производится органами Госналогслужбы.
Значительный объем контрольной работы проводит также Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России. Он через главного контролера, контролеров-ревизоров и ревизоров контролирует соблюдение финансовой дисциплины и бюджетного законодательства федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями в форме документальных ревизий и проверок финансовой деятельности (например, проверки наличия денежных средств и денежных документов), организует аудиторский контроль. Должностные лица Департамента при обнаружении нарушений вправе ставить вопрос об отстранении виновных от должностей с передачей дела следственным органам.
Специальным постоянно действующим органом государственного финансового контроля в настоящее время является и Счетная палата РФ, образуемая Федеральным Собранием РФ и подотчетная только ему. Действует она на основе Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. Ее задачи: контроль за своевременным исполнением федерального бюджета, за законностью и своевременностью движения денежных средств в Центральном банке РФ и других финансово-кредитных учреждениях, за функционированием банковской системы.
По результатам проверок и ревизий Счетная палата направляет проверяемым органам и юридическим лицам представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных должностных лиц к ответственности. Неоднократное или ненадлежащее исполнение предписаний Счетной палаты может повлечь за собой приостановление всех видов финансовых, платежных и расчетных операций (для этого требуется согласование с Государственной Думой).
Говоря о финансовом контроле, нельзя обойти молчанием и такую специальную его организационно-правовую форму, как Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России). Ее компетенция – регулирование и межотраслевая координация по вопросам, находящимся в ее ведении.
Главные задачи ВЭК России: проведение единой государственной политики в области контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; осуществление контроля за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; контроль за эффективностью использования кредитов в иностранной валюте и т.д.
ВЭК России проверяет финансовые документы, связанные с осуществлением экспорта и импорта товаров и услуг; вправе ставить вопрос о приостановлении внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий; дает обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных в результатепроверок нарушений и т.д.
В соответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 30 апреля 1998 г. функции упраздненного Государственного комитета по обеспечению монополии на алкогольную продукцию переданы Министерству по налогам и сборам РФ. Соответственно оно осуществляет государственный контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов; за соблюдением порядка декларирования в регулируемой сфере (анализ деклараций); за объемами производства, хранения и реализации этилового спирта, а также проводит лицензирование в названной сфере. К его административным полномочиям относится приостановление лицензий; запрещение или приостановление реализации этилового спирта и алкогольной продукции при нарушении стандартов, технических условий по их безопасности и качеству; осмотр производственных помещений независимо от их подчиненности и формы собственности. Фактически Министерство осуществляет специализированный финансовый контроль в этой сфере своей деятельности, руководствуясь при этом Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 22 ноября 1995 г. В его структуре образовано Управление по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и налоговых поступлений в этой сфере.
Наличие многочисленных и серьезных нарушений бюджетной и налоговой дисциплины явились причиной образования экстраординарного органа при Президенте РФ. Имеется в виду Временная чрезвычайная комиссия, образованная 11 октября 1996 г. Ее решения оформляются указами и распоряжениями Президента, а также актами ПравительстваРФ. ВЧК по результатам проверок привлекает руководителей федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Федерации, руководителей государственных предприятий и учреждений.
Действующее законодательство предусматривает административную ответственность за отдельные виды финансовых правонарушений (например, ст. 153–154, 1561 КоАП).
Управление торговлей
Торговля – основной товаропроводящий канал, в наибольшей степени подверженный воздействию перехода к рыночным отношениям. Государственный сектор практически вытеснен различными видами коммерческой, кооперативной и частной торговли, торгово-посреднической деятельностью.
Государство и в этих условиях стремится сохранить свое регулирующее воздействие на развитие торговой системы прежде всего в рамках установления правовых основ единого рынка. Вместе с тем формируется специализированная система государственного управления в этой сфере.
|